Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенная система СССР в годы великой отечественной войны.

Поиск

(1941 – 1944 гг.)

Первые бои на границе: трагедия и подвиг Брестской таможни. Немецкие таможни на территории оккупированной Беларуси. Таможенная служба в годы войны. Ленд-лиз.

Первые бои на границе: трагедия и подвиг Брестской таможни. Нападение фашистской Германии на СССР нанесло серьезный ущерб советской таможенной системе. Все 24 таможни, расположенные на запад­ных границах, оказались захваченными гитлеровцами. Здания тамо­жен в большинстве своем были разрушены, а в боях на границе погибли многие таможенники, которые вместе с пограничниками первыми приняли удар штурмовых групп гитлеровских войск. Наиболее тяжелое положение сложилось в Беларуси, на которую была нацелена мощнейшая группировка немецко-фашистских войск «Центр».

На сегодняшний день, крайне трудно восстановить последние часы деятельности Брестской таможни после нападения фашистской Германии. Таможенники, как и все жители приграничного Бреста, уже давно чувствовали приближение войны, однако не поддавались панике и добросовестно выполняли свои обязанности. Так по воспоминаниям очевидцев, 22 июня 1941 г. в половине второго ночи, со станции Брест-Центральный в Германию был оформлен и направлен последний груженный зерном «мирный» железнодорожный состав.

Ровно в четыре часа утра город был подвегнут немецкой авиационной и артиллерийской бомбардировке. Брестская таможня находилась в здании железнодорожного вокзала. Однако вокзал агрессоры не бомбили, надеясь сохранить и дальше использовать его для переброски своих войск на восток. Но именно там и был создан крупный очаг сопротивления захватчикам со стороны железнодорожников, военнослужащих, милиционеров и вероятно таможенников, на что есть косвенные свидетельства. Оборону Брестского вокзала известный советский писатель С.С. Смирнов, автор многих книг о подвиге Брестской крепости, назвал «младшей сестрой обороны Брестской крепости». Почти неделю герои сражались с врагом в бетонных подвалах вокзала и лишь исчерпав все возможности к активному сопротивлению, оставшихся из них в живых вырвались из блокады и ушли из города на восток.

Первые пограничные бои 22–23 июня отличались исключительной ожесточенностью. Многие факты горячего лета 41-го, возможно, навсегда останутся неизвестными. Однако многое уже вошло в пантеон славы таможенной службы Беларуси. Брестская таможня, как и 17-й Брестский пограничный отряд подверглись жестокому удару гитлеровской стратегической группировки «Центр». Мужество брестских таможенником и пограничников стало примером служения Родине и верности долгу.

Немецкие таможни на территории оккупированной Беларуси. Для реализации своих оккупационных планов нацисты активно использовали самые различные средства, в том числе и германские таможенные органы.

Захватив Гродненщину гитлеровцы ввели в ней, как на остальной части Беларуси, новое административное деление. В соответствии с декретом А. Гитлера от 22 июля 1941 г. был создан особый округ «Белосток». В его состав вошли г. Гродно и современные Волковыский, Зельвенский, Мостовский, Щучинский, Свислочский районы, часть территории Литвы – Друскеники, а также Брестчина - Пружаны, Каменец-Литовский и Ружаны. В сентябре 1941 г. оккупанты создали Гродненский крайскомиссариат (район). Сам г. Гродно был переименован в Гартэн. В него входили 17 амтскомиссариатов (волостей): Астрына, Друскеники, Марцынканцы, Сабакинцы, Каменка, Новы Двор и др. В сентябре 1941 г. Гродненский и Волковысский уезды, входившие в состав Белостоцкого округа, оккупанты включили в провинцию Восточная Пруссия, что означало присоединение их к Германии.

В октябре 1941 г. гитлеровцы ввели охрану административной границы между Белостокским округом на участке Гродненского уезда с территорией, включенной в состав Генерального комиссариата «Литва» и «Беларусь» (Остляндом).

В самом г. Гродно был создан уездный таможенный отдел Восточно-Прусского финансового управления (ГУТО) (Hauptzollamt (HZA)). На территории Восточной Пруссии было около десяти подобных отделов: Мемель, Тильзит и др., два на территории Беларуси в Гродно и Волковыске.

ГУТО имел на территории уезда 7 таможенных участков: в Гродно, Каменке, Новом Дворе, Друскениках-Восточных, Друскениках-Западных, Собакинцах и Марцинканцах. Участкам подчинялись таможенно-пограничные заставы. Вдоль «новой границы» была организована охрана, действовали патрули и созданы комендантские посты.

В таможенных органах служили только немцы. На 1942 г. в ГУТО было 44 сотрудника, прибывших из Германии. Таможенники были вооружены и имели служебных собак. Как свидетельствуют источники, оккупантам даже удалось обеспечить их санаторным обслуживанием в Друскенниках.

Немецкие таможенники вели борьбу с контрабандой, спекуляцией и самогоноварением. Агрессоры, установив новые границы, искусственно расчленили единство белорусской территории, однако население продолжало поддерживать между собой экономические связи, поэтому заводилось много дел о «контрабанде», а местное население подвергалось репрессиям.

Гитлеровское руководство активно использовало таможенные органы для борьбы с европейским Движением Сопротивления и белорусскими партизанами. Таможенные отделы и участки постоянно получали из внутренних районов рейха так называемые «Розыскные листы», в которых содержались сведения о массовых побегах из лагерей советских военнопленных, побегах военнопленных и граждан из стран Восточной и Западной Европы. На их основе производился розыск сбежавших военнопленных, арестованных, заключенных трудовых лагерей. Многих бежавших гитлеровские таможенники задерживали. «Таможенно-пограничная охрана» стала довольно серьезным барьером и против проникновения с востока партизанских отрядов и спецгрупп. Если в соседней Барановичской области имелись целые партизанские зоны, то тут была возможна деятельность лишь незначительных групп, имеющих связи среди местного населения.

В июле 1944 г. ГУТО в г. Гродно прекратил свою деятельность в связи с изгнанием Красной Армией немецко-фашистских захватчиков. Вместе с разбитыми частями вермахта, с гродненской земли бежали и гитлеровские таможенники.

Кроме Гродненщины, на территории генерального округа «Беларусь» (Остлянд) также имелись специальные подразделения, выполнявшие отдельные функции таможенно-пограничной охраны тылового района группы армий «Центр», однако реальным таможенным контролем они не занимались, выполняя функции контрольно-пропускных пунктов и блок-постов.

Таможенная служба в годы войны. Несмотря на уничтожение врагом большого числа пограничных таможен, в целом советская таможенная система действовала. С началом войны в ряды Красной Армии, ополчение и партизаны ушло около 90% советских таможенников.

Одним из наиболее известных таможенников-партизан является генерал-майор Алексей Канидьевич Флегонтов.

В 1923-1928 гг. он работает в таможенных органах Приморья начальником Дальневосточного таможенного округа – Дальневосточного таможенного управления (Хабаровск).

После нападения фашистской Германии на СССР А.К. Флегонтов активно участвует в организации партизанского движения. В феврале 1942 г. Флегонтов назначен командиром диверсионно-истребительного кавалерийского эскадрона «Боевой» и направлен на оккупированную врагом территорию Беларуси.

С октября 1942 г. на Червенщине отряд «Боевой» преобразовывается в партизанскую бригаду «За Родину» под командованием А.К. Флегонтова. 11 марта 1943 г. в Осиповичском районе, во время прорыва партизан из окружения карателей комбриг А.К. Флегонтов, возглавлявший группу прикрытия отхода погиб. Партизанской бригаде «За Родину» приказом Белорусского штаба партизанского движения присвоено его имя. Партизаны бригады за весь период своей деятельности уничтожили около 5 тысяч офицеров и солдат противника, пустили под откос 92 железнодорожных эшелонов с живой силой и боевой техникой врага, повредили свыше 100 паровозов, более 500 вагонов, подорвали 54 железнодорожных и автомобильных мостов, уничтожили 5 танков, 155 автомашину.

Именем А.К. Флегонтова названа улицы в г. Червень Минской области и в. Заболотье Малоритского района Брестской области, в г. Червень поставлен бюст партизанскому командиру, Червенская СШ № 2 носит имя А.К. Флегонтова.

В сентябре 1941 г. на оставшихся на северо-западном, закавказском, южном и дальневосточном участках государственной границы 37-ми таможнях и таможенных постах работало 318 человек. Само ГТУ состояло из 37 сотрудников. На многих таможнях оставалось по несколько служащих. Лишь численность ключевых - Ленинградской, Московской, Архангельской, Бакинской, Владивостокской таможен была относительно велика и достигала 10 - 80 человек. Но при необходимости численность таможенных учреждений могла быть увеличена. Так, на дальневосточной границе, в условиях напряженных отношений с Японией, для осуществления надзора за деятельностью японских рыболовецких участков, проведения оперативной работы на побережье было решено организовать 36 постов со штатом 38 человек. Удалось сформировать лишь 15 со штатом 16 человек.

В итоге на 1 января 1944 г. таможенная сеть СССР состояла из 31 таможни, 56 таможенных постов, 23 сезонных таможенных постов. В это время ряды таможенников пополняли в основном демобилизованные из вооруженных сил по состоянию здоровья, в первую очередь офицеры.

Великая Отечественная война поставила перед таможенной службой СССР новые задачи.

Война с нацистской Германией и ее сателлитами – Финляндией, Румынией, Венгрией, Словакией, Италией, блокирование Балтийского и Черного морей – ликвидировали обычные направления внешней торговли СССР. Вследствие этого, советское руководство было поставлено перед необходимостью установления новых торговых морских и сухопутных путей, прежде всего на юге, через Иран. Для развития внешних связей с Великобританией использовались северные порты – Архангельск и Мурманск для сообщений с США – Владивосток. В связи с этими новыми задачами НКВТ СССР назначил своих уполномоченных и организовал конторы для приемки импортных грузов и отправки экспортных товаров в портах Архангельск, Мурманск и Владивосток. Произошли изменения и в самой структуре Наркомвнешторга. Исходя из задач, возложенных на Наркомат по снабжению Действующей Армии импортным вооружением, Импортное управление было разделено на 1-е, занимающееся импортом машин и оборудования и 2-е, занимающиеся импортом сырья и продовольствия. С этими и другими структурами тесно сотрудничало Главное таможенное управление (ГТУ).

Результаты перехода на «военные рельсы» проявились быстро. Согласно заключенному 26 мая 1942 г. между СССР и Великобританией «Договору о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе» и «О сотрудничестве и взаимной помощи после войны», страны обязывались оказывать друг другу всякого рода поддержку. Англия поставляла самолеты, танки, автомашины, снаряды, патроны, промышленное оборудование, готовые изделия и др., СССР экспортировал пиломатериалы, лен, хлопок, пушнину и др. В другом случае, согласно соглашения от 11 июня 1942 г., Советский Союз из США, получал по ленд-лизу самолеты, танки, торпедные катера, артиллерийские орудия, автомобили, мотоциклы, стратегическое сырье и др. Кроме этого, СССР стал торговать с рядом союзных и нейтральных стран, в частности с Монголией, Ираном, Китаем, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Швецией. Позднее с конца 1944 г. по мере освобождения стран Европы начала развиваться торговля СССР с Польшей, Болгарией, Югославией, Чехословакией, Румынией, Венгрией, Албанией и Финляндией.

Как уже отмечалось, с началом войны, на таможенные учреждения НКВТ были возложены задачи, в основном связанные с пропуском грузов, поступающих по ленд-лизу и по линии Международного Красного креста. В первый год войны таких грузов было немного, но с 1945 г. они пошли широким потоком.

Ленд-лиз. (англ. Lend-lease – давать взаймы, сдавать в аренду ). По этойпрограмме США передавали союзникам по антигитлеровской коалиции взаймы или в аренду вооружение, боеприпасы, продовольствие, стратегическое сырье. Огромные морские транспорты, окруженные усиленным конвоем, направлялись в северные и дальневосточные порты страны, а сухопутные автомобильные караваны шли в направлении Кавказа. Всего за годы войны в советские порты прибыл 41 конвой. К примеру, знаменитый конвой PQ-17, описанный в романе Валентина Пикуля, состоял из 22 американских и 8 английских судов,

Основное количество этих грузов проходило через Архангельскую, Мурманскую, Владивостокскую, Бакинскую, Джульфийскую, Гауданскую таможни и Красноводский таможенный пост.

В первый год войны грузы по ленд-лизу поступали в относительно небольшом количестве, но эти поставки с каждым годом увеличивались и к 1945 г. шли непрерывным потоком. Если в 1942-43 гг. несколькими сотнями советскими таможенниками было досмотрено 3665 морских судов, 1386 самолетов, 121 601 автомашина, 3133 паровоза и 71 391 вагон, то в 1945 г. уже 11 120 морских судов, 11 720 самолетов, 1 981 279 автомашин, 79 290 поездов.

За весь период действия программы с 11 марта 1941 г. до 21 августа 1945 г. через таможни прошло 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 11,9 тыс. танков, 8 218 зенитных орудий, 131 600 пулеметов. СССР было получено 427 тысяч автомашин, 2 тыс паровозов и 2,6 млн. т нефтепродуктов. Нужно отметить, что ленд-лиз составил лишь 4% от производства вооружения и сырья в СССР. Кроме того, Советский Союз поставил США в виде так называемого «обратного ленд-лиза» хромовую и марганцевую руду, золото, а также много другой ценной продукции. Таможенная служба, обеспечивала бесперебойные доставки иностранной боевой техники, вооружения и материалов воюющей Красной Армии.

Важной задачей советских таможенников в годы войны оставался и таможенный контроль физических лиц. Пассажиропоток во время войны значительно уменьшился, однако на «мирных» южных и восточных границах он не прекращался. К примеру, в 1942 г. через все таможни в обе стороны прошли 205 914 чел., в 1943 г. - 93 563 чел., из которых прибыло из-за границы 51 053 пассажира, выехало за границу 42 510 чел. Кроме того, через таможенную границу проследовало в упрощенном порядке 463 338 чел. Было досмотрено 3665 судов, 1386 самолетов, 121 601 автомашин, 3133 паровозов, 71 391 вагонов, 19 631 вьючных животных, 5686 повозок, 94 дрезин.

Новые условия потребовали модернизации правовой базы таможенного контроля. 6 апреля 1943 г. вышла Инструкция НКВТ СССР „О порядке расчетов за получа­емые в США капитанами советских судов предметы спецснаб­жения", а 18 октября 1943 г. - инструкция „О порядке оформления приобретенных в США советскими судами предметов техснабжения, продовольствия и бухгалтерских расчетов по этим приобретениям". В связи с поступлением благотворительных грузов приказами НКВТ был установлен порядок их пропуска и таможенного досмотра.

В условиях войны и недостатка кадров деятельность таможен была крайне затруднена, но одновременно и чрезвычайно необходима. Поэтому 3 ноября 1944 года была созвана коллегии НКВТ, на которой рассмат­ривались и вопросы деятельности ГТУ. Коллегия отметила, что вопрос о таможенной работе приобретает в военных условиях особое значение. На ней работа управления была признана неудовлетворительной. Поручено подготовить предложения по кадровым вопросам, о целесо­образности восстановления деятельности таможенно-тарифного комитета, об усилении таможенного контроля в портах и на границе за пропуском импортных и экспортных грузов и т.д..

С 1944 г., нагрузки на таможенников значительно возросли, но одновременно с этим с лета-осени 1944 г. начался выход советских войск на государственную границу, что повлекло за собой восстановление и создание новых таможенных учреждений. Так в июне-июле, в результате наступательной операции «Багратион», от фашистских захватчиков была освобождена вся Беларусь. На территории БССР стали восстанавливаться и создаваться новые таможни.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Расскажите о подвиге брестских таможенников в июне 1941 г.

2. Объясните причины возникновения и охарактеризуйте деятельность немецких оккупационных таможен в Гродно и Волковыске.

3. Охарактеризуйте основные задачи, стаявшие перед таможенной службой СССР в годы войны.

4. Раскройте вклад советских таможенников в реализацию программ Ленд-лиза.

5. Расскажите о партизанском командире - таможеннике А.К. Флегонтове.

Глава 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.014 с.)