Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусские земли в таможенной системе российской империи ( конец XVIII - начало хх вв. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организация таможенного дела в России во второй половине XVIII века. Брест-Литовский таможенный округ (1816-1819 гг.). Гродненский таможенный округ (1819-1850 гг.).Таможенное дело в России в 1851—1871 гг.Таможенно-тарифная политика России конца XVIII — начала XX вв.Борьба с контрабандой. Деятельность Корчемной стражи в Беларуси в 1850—1875 гг. Организация таможенного дела в России во второй половине XVIII века. На западной границе России к концу XVIII в. функционировали малочисленные пограничные таможни: Смоленская, Торопецкая, Брянская, Севская и Курская. Охрана границы была возложена на регулярные войска (драгунские полки) и 4 сухопутные крепости, в т.ч. Смоленскую и Брянскую. Между крепостями и перед ними были созданы форпосты и заставы от поселенного войска, крепости ландмилиции и дислоцировались отряды казачьей стражи. На границе с Речью Посполитой в местах «заповедных проездов» высылались разъезды, устраивались засады. В «проезжих пунктах» находились караулы. В приграничной местности действовали особые чиновники — «земские фискалы», контролировавшие ввоз «заповедных товаров». Охрана западной границы в XVIII в. не вызывала проблем, т.к. товары в Россию в основном ввозились морскими путями. Доля сухопутной торговли составляла 6 % от всего товарооборота. Однако контрабанда все же вызывала большую угрозу, но добиться порядка на границе тогда было довольно трудно. Низшие чины таможен не получали жалованья и официально «кормились» из таможенных доходов. Многие нерешенные вопросы требовали скорейшей таможенной реформы. В этот период российское таможенное ведомство находилось под двойным управлением — Коммерц-коллегии и Главной над таможенными сборами канцелярии, ликвидированной в 1781 г. В последней трети XVIII в., при императрице Екатерине II, границы Российской империи в результате разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. постепенно расширились далеко на запад, что потребовало создания новых таможен. 14 февраля 1773 г. вышел специальный Указ императрицы и на новой границе были созданы Крейцбургская, Друйская, Бельская, Щучинская, Бешенковичская, Динабургская, Толочинская и другие таможни, а также Полоцкая, Дисненская, Рубежская, Друйская, Никольская и другие таможенные заставы. В то время в штат пограничной таможни обычно входил главный надзиратель, надежной, цолнер, кассир, ваг и штемпельмайстер, подканцелярист, 2 копеиста, 3 досмотрщика, сторож, а также смотритель над объездчиками и 14 конных объездчиков. Каждой таможне подчинялись 4 таможенные заставы, состоявшие из унтер-цолнера, копеиста, досмотрщика, 6 конных объездчиков. Каждый проезжавший через границу России и Речи Посполитой на квадрате простой бумаги писал своеобразную «таможенную декларацию» типа: «Подана генваря 11 дня 1776 году записав в книгу. Учинить досмотр по указу. В Рубежевскую таможенную заставу От Ивашкевича Яна Я нижеподписавшийся объявляю, что везу из-за польской границы в Белоруссию попутные вместе с собой товары… Подпись» В 1775 г. согласно «Учреждению для управления губерний» были созданы губернии. Многие функции центральных учреждений были переданы местным органам, в частности, сбор таможенных податей сосредотачивался в таможенных экспедициях Казенной палаты Губернского правления под руководством советника таможенных дел, обязанного также пресекать многочисленные злоупотребления в таможнях. Вот, к примеру, динамика «борьбы с тайнопровозчиками» в Толочинской таможне. В первый год создания — 1773 — ею было передано в доход казне 3 061 руб., в 1774 — 1 333 руб., в 1775 — 100 руб., с 1776 — 0 (ноль) руб. Преступная деятельность коррумпированных толочинских «таможенников» продолжалась до начала следствия в 1789 г. В том же году под следствием оказалась половина надзирателей и 16 объездчиков Полоцкой таможни. 27 октября 1782 г. Екатерина II издала указ «Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров». Согласно ему новая стража учреждалась в каждой западной приграничной губернии и находилась в ведении генерал-губернаторов, таможенные сборы поступали в губернские казенные палаты губерний. Во главе таможен были поставлены дистанционные надзиратели из отставных офицеров (по одному на каждые 50 верст границы), им подчинялись надзирательские дворы, а тем — посты, высылавшие до трех команд таможенной стражи (10-15 человек). Команды следили за тем, чтобы все товары и лица пересекали границу только через таможенные посты. На Днепре была организована речная таможенная служба. Таможенная стража набиралась из «обедневших купцов» и отставных «нижних чинов» конных драгунских частей. Екатерина II лично указывала Сенату и Коммерц-коллегии, - «… дабы к таможням и к таможенной страже определяемы были люди верные и надежные». Таможенные доходы были важной статьей в госбюджете и составляли более 10 %. Для снижения злоупотреблений была предусмотрена ежегодная сменяемость таможенных объездчиков и надзирателей с переводом их на новое место службы. После последнего раздела Речи Посполитой, 8 августа 1795 года Екатерина ІІ подписала Указ об упразднении старых западных таможен и переноса их «на новые пределы» с Царством Польским по внешней границе Минской, Изяславской, Браиловской и Литовской губерний. К примеру, в Полоцкой и Могилевской губерниях они находились в Динабургском (20 застав), Полоцком (13), Дрисском уезде (7) и на девяти надзирательских дистанциях: Будиловичи, Волосово, Белыничи, Долганово, Рогачев, Ельня, Речица и др. Еще до второго раздела Речи Посполитой, в 1789 г. с целью борьбы с контрабандой было принято решение о закрытии сухопутных таможен на западной границе, контрольном осмотре и переклеймении имевшихся заграничных товаров. Кроме того, два раза в год во всех торговых лавках больших и малых городов империи проводились внезапные проверки с целью поиска неклейменого иностранного товара. Для успеха акции «всякому таможенному служителю, також всем и каждому» за содействие в поимке или обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за вычетом ввозной пошлины. 31 декабря 1795 г. Сенатом был издан указ об учреждении новых таможен в Литовской губернии, в т.ч. в Гродно. Согласно штатному расписанию в Гродненской таможне работало 16 человек: директор, цолнер, контролер, пакгаузный инспектор, кассир, ваг и штемпельмейстер, экер, переводчик (русский, польский и немецкий языки), канцелярист, 2 копеиста, 2 сторожа, 3 пакгаузных досмотрщика. В 1799 г. по указу Павла І от 19 марта таможня была закрыта, но вскоре его же указом от 27 марта 1800 г. ее восстановили со штатом в 19 человек. В 1796 г. вследствие роста объемов внешней торговли и многих фактов злоупотреблений в таможенных учреждениях, были упразднены губернские таможенные экспедиции и возобновлена деятельность Комерц-коллегии с переподчинением ей всех таможенных учреждений. Новым пограничным городом на западе империи стал и Брест-Литовск, находившийся на оживленном Московско-Варшавском торговом тракте и судоходных реках Буг и Мухавец. В нем сразу была размещена таможня. Однако 26 сентября 1802 г. по указу императора Александра I ее преобразовали в заставу из 3 человек (директор, унтер-цолнер и копеист). Таможня была переведена в местечко Крынки, но через некоторое время возвращена снова в Брест. В 1802 г. система петровских коллегий была упразднена и вместо их создаются министерства, в т.ч. Министерство коммерции, занимавшееся таможенным делом. Вскоре в 1805 г. стали создаваться таможенные округа. Летом 1807 г. на Пасвенской заставе (российско-прусская граница) при возвращении из Пруссии инкогнито российский император Александр I увидел воочию, как несет службу пограничная таможенная стража. Не узнав царя, служители предложили дать взятку за «ускорение» досмотра. После этого император пришел к выводу о необходимости военизации стражи, т.к. гражданская, морально устаревшая система таможенной цепи быстро разъедалась коррупцией, злоупотреблениями властью. Настало время очередных перемен. В 1810 г. военный министр России Барклай де Толли представил Александру I проект «Положения об устройстве военной стражи на границах западных губерний», утвержденный 4 января 1811 года. Было решено вновь создать из казаков пограничную стражу. На основании этого указа все протяжение границ от Полангена (Паланга) до Ягорлыка на Днестре (более 1 600 верст) разделили на участки по 150 верст каждый. На них выделили Донской казачий полк. Казаки были выставлены на первую линию границы. Они взаимодействовали с командами таможенной стражи из отставных армейских нижних чинов и местных жителей (10 человек на участке в 15 верст), расположенными на второй линии и прикрывавшими пространство между таможнями. В 1812 г. на всей западной границе находилось 40 надзирателей, 40 их помощников и 1 300 объездчиков. Пропуск через границу проезжавших и товаров помимо таможен запрещался, а все перехваченное на кордонах обращалось в пользу перехвативших, за исключением запрещенных к провозу вещей, которые сжигались. Кроме того, 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованный конфискат предназначались в награду, 20% зачислялись в таможенный пенсионный фонд. Из 80% 2/3 выдавались задержателям, 1/3 — начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Таможенник стал обладать большими правами. К примеру, штраф за неповиновение таможенному чиновнику составлял 500 руб., т.е. годовое жалованье управляющего таможни. Но за совершенные преступления его ждали суровые наказания. Так, за содействие провозу контрабанды грозила ссылка от 5 до 15 лет либо на всю жизнь. Однако практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность таможенных органов гражданскому и военному ведомству. В 1810 г. в связи с упразднением Министерства коммерции, таможенные органы передаются Министерству финансов. 25 июня 1811 г. в его составе образован Департамент внешней торговли с отделениями внешних сношений и таможенного управления. Отделение таможенного управления имело 3 стола (отдела): 1). по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях Белом, Балтийском, Черном и Азовском; 2 ). по делам таможен по Азиатской границе и Каспийскому морю; 3). дела об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам. 25 июня стало профессиональным праздником российских таможенников Указом от 24 июня 1811 г. учреждается Таможенное управление по Европейской торговле и 11 таможенных округов, состоящих из нескольких таможен, таможенных застав и постов, а также команд таможенной стражи. Таможенным округом управлял начальник, которому подчинялись таможни, заставы и посты, а также команды таможенной Пограничной и Корчемной (борьба с нелегальным оборотом спиртных напитков) стражи. Во всех таможнях был свой реестр «очищаемых» товаров. Те таможни, которым было разрешено оформлять ввозимые иностранные товары, назывались «главными» или 1-го класса, остальные 2-го класса. «Белорусский» участок таможенной границы Российской империи относился к 6-му Полангенскому таможенному округу (от Полангена до Брест-Литовска). На территории округа находились: Полангенская таможня и Гордидоевская застава, Юрбургская таможня, Ковенская и Гродненская заставы; Гониондская таможня и Бобровская застава; Хорощенская таможня; Цехановецкая таможни и Бугская застава; Крынкская таможня и Брестская застава. В окружной Полангенской таможне служило 25 человек, в Крынкской - 11. Гродненская застава состояла из 5–ти человек: надзирателя, помощника, писца, 2-х досмотрщиков. Столько же было и в Брестской. В 1812 г. началась война Франции с Россией. Охранявшие границу донские казаки были сняты и реорганизованы в партизанские отряды. После войны царское правительство серьезно задумалось об укреплении западной сухопутной границы империи, которую в отличие от других участков охраняли не только войска, но и таможенная стража. Это диктовалось особыми отношениями с Царством Польским, имевшим свои таможни как на западной российско-восточнопрусской границе, так и в глубине империи на восточной границе. Поэтому в сентябре 1813 г. Сенат издал указ «О назначении контрольной таможенной черты по сухопутной западной границе» от Балтийского до Черного морей». В соответствии с ним ввозимые с польских земель товары, облагались пошлиной как заграничные. С этого времени вся ответственность за безопасность государственных рубежей была возложена на Министерство финансов. Вновь приступили к охране границы и казаки, но они не могли привыкнуть к бесконечному и монотонному патрулированию. Им хотелось живого, рискового дела, и они занялись контрабандой. Казачьи сотни, оторванные от Дона, разлагались. Брест-Литовский таможенный округ (1816-1819гг.). 3 марта 1816 г. император Александр I подписал указ о создании двух новых таможенных округов на западной границе — Ковенского и Брест-Литовского. Брест-Литовский имел 5 застав: Гониондскую, Хорощенскую, Цехановецкую, Нурецкую и Преборовскую. В 1816 году у восстановленной Брестской таможни был очень большой по тем временам штат — 24 человека: управляющий, секретарь, переводчик, казначей, бухгалтер, 5 писарей, надзиратель для аптекарских материалов и красок, 6 таможенных надзирателей, сторожа и др. 14 декабря 1819 г. Александром І был подписан «Таможенный устав по Европейской торговле». Охрана таможенной границы возлагалась на таможенную стражу Министерства финансов. Устав разделил все таможни на 4 класса: 1-й класс — складочные для пропуска всех видов товаров, 2-й — главные сухопутные и портовые, 3-й — декларационные, 4-й — таможни, таможенные заставы, контрольные таможни. В итоге в сухопутных таможнях стали досматриваться и пропускаться лишь простейшие продукты потребления, остальные товары опечатывались и направлялись в складочные таможни. Ближайшая к Брест-Литовску складочная таможня находилась в Вильно (действовала до 1825 года). Брест-Литовская таможня имела расширенные полномочия. Особое внимание на ней уделялось надзору за ввозом печатной продукции из Польши и Западной Европы. Часто поводом для задержания являлись лишь публикация книг на польском или французском языках. С 1822 г. служащие Гродненской таможни также были обязаны изымать у проезжающих иностранные газеты и частные письма, адресованные третьим лицам, и отправлять их на цензуру. В истории известен случай задержания в 1826 г. бумаг П.Я. Чаадаева. Гродненский таможенный округ (1819-1850 гг.). 7-й Гродненский таможенный округ был сформирован согласно Таможенному уставу 1819 г. В его состав входило 8 таможен: главная 2-го класса (по Таможенному уставу 1819 г. существовало 4 класса таможен) — Гродненская и контрольные 4-го класса — Брестская, Преборовская, Жолтковская, Гониондская, Хорощенская, Цехановецкая и Нурецкая. Первоначально Гродненская таможня насчитывала 22 человека: управляющий, старший член таможни, секретарь, казначей, бухгалтер, переводчик, 5 писцов, пакгаузный надзиратель, смотритель аптекарских товаров и красок, вагштемпельмейстер, 6 досмотрщиков, 2 сторожа. Небольшой штат компенсировался значительным увеличением числа таможенных стражников, не входивших в штат таможен. Гродненская таможня как главная, обладала правом иметь на Немане вооруженные катера и шлюпки. Штатная численность бывшей главной в белорусском крае Брест-Литовской таможни была резко сокращена, и на 1825 г. там работало лишь 7 человек: управляющий, помощник, 2 писца, пакгаузный надзиратель и 2 досмотрщика. В том же 1825 г., ввиду сокращения объема перевозок, Гродненская главная таможня была сокращена до 4 человек и переведена на черту границы в урочище Лососно. Досмотр в российской таможне того времени походил следующим образом. По сделанному провозителем «объявлению» (декларации) пакгаузные надзиратели в присутствии члена таможни приступали к досмотру товаров, находящихся в таможенном пакгаузе (складе). Весовые товары взвешивались вагмейстером, мерные и счетные измерялись штемпельмейстером, жидкие — экером, аптекарские материалы и краски — смотрителем. Затем товары, подлежащие клеймению, клеймились. После завершения досмотра его результаты указывались в «объявлении», которое поступало к выкладчику пошлин, начислявшему по тарифу пошлину и делавшему на «объявлении» запись. Согласно этой записи казначей принимал от объявителя деньги, расписывался в «объявлении» об их приеме и делал запись в книге сборов. После этого купец получал ярлык на выпуск товаров из пакгауза за подписью члена таможни. Однако если при декларировании товар был заявлен не под своим наименованием, то с него бралась пошлина 150%. Излишек конфисковывался, а если вещь была неделимая — пошлина достигала 500%. Контрабандный товар, подлежащий обложению пошлиной, конфисковывался, а с владельца взыскивалась 500%-ная пошлина. Контрабандные, запрещенные к ввозу (вывозу) товары конфисковывались, а провозитель платил штраф в размере двукратной цены. Весь конфискованный товар продавался с публичных торгов. 50% вырученной суммы выдавалось задержателю, 10% шло в пенсионный фонд таможни, 10% — в фонд инвалидов (ветеранов), 30% — в фонд Департамента внешней торговли. В течение всего периода существования округа лидерство в нем продолжала держать Брест-Литовская таможня. Так, в 1837 г. из 440 тыс. руб. пошлинного дохода по округу 320 тыс. руб. (72%) взималось Брест-Литовском, Гродно принесло только 220 руб. (0,06%). Основная часть таможенной стражи также находилась в Брестском уезде. Нужно отметить, что небольшая сумма пошлин, взимаемых таможенными учреждениями, объяснялась отчасти и упадком в XIX веке торговли в белорусских губерниях. Несмотря на все усилия правительства, в это время граница охранялась лишь номинально. Кордоны казаков способствовали контрабанде, пропуская и сопровождая целые обозы в глубь государства. Большинство таможенных стражников были из состарившихся ветеранов или уроженцев приграничья, знакомых с местными контрабандистами. Назрела необходимость новых изменений. 9 июня 1822 г. вышел Указ о выдвижении Таможенной пограничной стражи конных объездчиков на первую линию таможенной границы, совершавших объезды днем и ночью, а с 1823 г. еще и пеших стражников, на первую линию охраны границы. Казачьи полки в 1822 г., ввиду недостаточной надежности переводились во вторую линию на расстояние 3-5 верст от линии таможенных объездчиков. Для ограждения от контактов с местным населением строились новые кордонные дома для чинов, которые не оставались на одних и тех же пунктах более шести месяцев. С 1826 г. правительство, в целях контроля за политической благонадежностью таможенных чиновников, обязало их давать подписку о непринадлежности к какому-либо тайному обществу. Контрабандисты очень скоро почувствовали себя неуютно. В первой четверти XIX века была начата военизация таможенной пограничной стражи. С 1823 г. она реорганизовывается в Пограничную таможенную стражу, а с 1 января 1828 г. вступило в силу «Положение об устройстве Пограничной таможенной стражи», подписанное императором Николаем I. Пограничная таможенная стража была сведена по воинскому принципу в бригады, полубригады и роты. Всего были созданы 4 бригады (31 рота). Из них на территории белорусских губерний дислоцировалось: Виленской —5 рот, Гродненской — 3 роты. Роты делились на отряды, иногда и на подвижные колонны. Количество стражников значительно увеличилось. Нижних чинов брали из пехотных и кавалерийских полков, «из людей здоровых, трезвых и хорошего поведения». Офицеры, командовавшие пограничными частями, подчинялись начальникам пограничных таможенных округов. Главное управление пограничной стражи находилось в ведении Департамента внешней торговли, позднее — Департамента таможенных сборов Министерства финансов. Личный состав погранично-таможенной стражи все указания получал от надзирателей. Отряды, непосредственно несущие погранично-таможенную службу подчинялись надзирателям и их помощникам гражданским чиновникам. В 1829 г. с границы были окончательно сняты периодически привлекаемые казаки. В 1832 г., в соответствии с Карантинным (санитарным) уставом была создана Карантинная стража, подразделения которой подчинялись начальнику таможенного округа. В том же году Пограничная таможенная стража была переименована в «Пограничную стражу». Она также подчинялась начальникам таможенных округов Департамента внешней торговли. Главной ее задачей была борьба с контрабандой, а также «прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте». На австрийском и прусском участках западной границы была учреждена вторая линия охраны, которую усилили чинами самой стражи. Для этого в Гродненскую пограничную бригаду дополнительно было направлено 300 нижних чинов и 9 офицеров. Улучшение таможенного пограннадзора значительно увеличило доходы от таможенных сборов. Если за 1823 г. поступило 10 млн руб., то в 1843 г. уже 26 млн руб. В 1847 г. таможенные учреждения объединяются с карантинными. Образуются карантинно-таможенные округа Департамента внешней торговли, которые делятся на дистанции, возглавляемые карантинно-таможенными конторами 1-го и 2-го класса. С 1 января 1851 г., согласно указу Правительствующего Сената от 10 ноября 1850 г., была снята «контрольная черта» между Россией и Царством Польским и перенесена на внешнюю границу Царства. Гродненский таможенный округ был упраздн, а пограничную стражу (865 человек) перевели дальше на запад. Снятие таможенной черты было вызвано в первую очередь политической причиной - граница препятствовала сближению России и Польши, борьбе против революционного движения. Также экономические соображения имели знгачение. Польша, находясь ближе к Европе, притягивала ее капиталы. С этого момента белорусские губернии становятся внутренними и белорусская таможенная история практически заканчивается. Вновь таможни на Беларуси создаются только в 1918 г. Таможенное дело в России в 1851—1914 гг. В 1857 г. был принят новый “Таможенный устав на европейской и азиатской границе”. В соответствии с ним структура управления стала следующей: Департамент внешней торговли Министерства финансов – таможенный округ – таможня – таможенная застава – таможенный пост. Таможни и заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и Царства Польского, а на северо-западе – по границе России и Финляндии. В Уставе особо подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений, но местные начальники и чиновники обязаны были оказывать таможне помощь по первому требованию. Особо отмечалось, что на должности начальника таможенного округа, управляющего таможни и члена (заместителя управляющего) не могли назначаться лица ранее не служившие в таможне, поскольку «таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных» (ст.68). В Уставе 1857 г. регламентировалась и служебная этика таможенника: “таможенным чиновникам предписывается обходиться взаимновежливым и благопристойным образом, доставляя с учтивостью всем, кому надлежит, нужные сведения и наставления, не причиняя не только никаких притеснений, но ни малейшего оскорбления” (ст. 274). Нужно отметить, что на основании ст. 60 Устава при начальнике ближайшего к белорусским губерниям Юрбургского таможенного округа состояли назначаемые от Министерства финансов два чиновника по особым поручениям. Один из них, вместе с чинами Пограничной Стражи и досмотрщиками находился в г. Ковно и наблюдал за «неводворением контрабанды» по всей Ковенской и Виленской губерниям, а другой в г. Гродно - занимался преследованием контрабанды по всей Гродненской губернии. Таким образом, в Гродно был учрежден специальный таможенный надзор, что косвенно вновь включило Беларусь в сферу непосредственных таможенных отношений, но только в правоохранительной сфере, в области пресечения контрабанды. Деятельность гродненской надзорной службы была достаточно плодотворной. Управляющий таможенным надзором неоднократно посылал в столичную Санкт-Петербургскую таможню описи товаров и подвод, задержанных пограничной стражей в границах губернии. Согласно Таможенного устава, в интересах политического контроля устанавливался особый пропуск книг в Россию. Печатные издания при въезде в империю не пропускались, а направлялись в цензурные органы. Позднее таможня участвовала и в борьбе с революционными организациями. Так, в 1863—1864 гг., после “усмирения восстания” в Польше, Беларуси и Литве, в отношении Виленской, Гродненской, Витебской, Минской, Могилевской, Ковенской губерний и Царства Польского действовал полный запрет и полицейский контроль «по перевозке из Санкт-Петербурга купцами и другими лицами оружия, снаряжения, сбруи, теплой одежды и обуви, слесарных и столярных инструментов в западные губернии и Польшу для возможного снабжения “мятежных шаек ”. Виленский генерал-губернатор генерал от инфантерии М.Н. Муравьев, жестоко подавивший восстание, сетовал по поводу упразднения в 1851 г. таможенной границы между белорусскими и польскими губерниями: «… я еще раз возобновляю свое ходотайство о восстановлении таможенной линии на границе между Северо-западным краем и Царством Польским … восстановление таможенной границы могло прекратить всякую мысль в областях сего края, что они могут составлять когда-либо одно целое с Царством Польским». 26 октября 1864 г. ряд функций по внешней торговле был передан из Департамента внешней торговли в Департамент торговли и мануфактур, а сам ДВТ переименовали в Департамент таможенных сборов. Кроме таможенных учреждений ему подчинялась Пограничная (выведена из юрисдикции в 1889 г.) и Корчемная стража. В 1865 году таможенные учреждения были разделены на главные складочные таможни, таможни І, ІІ, ІІІ классов, таможенные заставы, переходные пункты и посты в зависимости от рода товаров и сроков их очистки пошлиной. Кроме них существовали и другие таможенные учреждения: временный тампост, карантинный тампост, передовой пост, передовой пункт. Вся европейская граница была разделена на 14 таможенных округов. В 1892 г. был принят новый Таможенный устав, уравнявший условия европейской и азиатской торговли и направленный на усиление борьбы с контрабандой. Он был проще и содержал 1766 статей вместо прежних 2552. Для противодействия незаконному обороту спиртных напитков согласно ему на сухопутной западной границе империи создавалась корчемная стража. В 1893 г. пограничная стража приказом министра финансов С.Ю. Витте была выделена в Отдельный корпус пограничной стражи, шефом которого стал сам министр. В 1904 г. был принят очередной Таможенный устав. Нововведением в нем стал раздел “О привозе товаров по железным дорогам”, отражавший возрастающее взаимодействие таможни с железной дорогой. В 1910 г. вновь принят Таможенный устав, завершивший становление единой системы таможенных органов Российской империи. К началу ХХ в. таможенная служба стала одним из важнейших государственных институтов Российской империи. Таможенная граница России была самой протяженной в мире – 14670 км. На 1913 г. таможенная система насчитывала 403 таможенных учреждения со штатом 9574 человека. С 1914 г. в местные таможенные органы стали приниматься на работу женщины. Однако начавшаяся в августе 1914 г. Первая Мировая война превратила процветавшее таможенное ведомство в практически “безработное”, т.к. 75 % западных, северных и южных приграничных территорий России были охвачены военными действиями. Но отдельные таможни работали, контролируя товары, запрещенные к экспорту по причинам военного времени: хлеб, зерно, соль, мясо, скот, кожи, химикаты, стройматериалы, металлы, лен, хлопок, шерсть и т.д. — всего около 100 наименований, а также препятствовали проникновению революционной антиправительственной литературы и оружия в глубь страны. Таможенно-тарифная политика России конца XVIII — начала XX вв. Крайняя неравномерность, постоянное чередование протекционизма и фритрейда (свободной торговли) — вот что отличало таможенную политику Российской империи в этот период. Так, в 1782 г. Екатерина II подписала новый таможенный тариф в духе свободной торговли. Однако в последние годы своего царствования она практически отказывается от фритрейдерских устремлений. Павел I, вошедший на престол, после смерти Екатерины II в 1796 г., принципиально отменил тариф своей предшественницы. С 1801 г. таможенная политика императора Александра I была также непоследовательна. В 1807 г. он заключил временный союз с Наполеоном и присоединился к континентальной блокаде Англии, что вызвало неодобрение многих помещиков и купцов, заинтересованных в сохранении традиционной торговли с этой страной. Поэтому император был вынужден в 1810 г. несколько отойти от ее условий, чем привел в ярость Наполеона. В 1811 г. Россия утвердила предельно запретительный таможенный тариф на французские товары. Наполеон в ответ тоже повысил пошлины, что резко увеличило поток контрабандных товаров в Россию. Позднее Наполеон признавал, что столкновения на таможенной почве стали одной из причин его войны с Россией и заключил - ” Не стоит вести таких больших войн из-за кофе ”. В 1819 г. в условиях роста международного влияния России, был принят один из самых умеренных таможенных российских тарифов, снявший все запреты на импорт и экспорт товаров, но он “убил русскую промышленность”, еще не готовую к конкуренции с Европой. В 1822 г. утвержден уже фискально-запретительный таможенный тариф, и начался период жесткой протекционистской таможенной политики, запретивший ввоз 300 и вывоз 21 товарных позиций. В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в., в условиях начала промышленного переворота, тариф 1822 г. неоднократно пересматривался. За период с 1824 по 1841 гг. в него семь раз вносились изменения, общую направленность которых можно выразить формулой: от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике. Были коррективы и с политической подоплекой. Так, 20 ноября 1831 г., после подавления польского восстания, вышел Указ Сената о правилах торговли между Россией и Царством Польским, который ввел новые повышенные таможенные тарифы на товары ввозимые с польской территории. Существовала даже категория не допущенных в течение 3-х лет к ввозу товаров: вино хлебное, спирт, ликеры, карты игральные, сахар, бумага, мягкая рухлядь (меха, кроме овчины), польские серебряные монеты, ленты шелковые. Новые пошлины должны были взиматься и с польских товаров, купленных “до начала мятежа” 1830—1831 гг. С 1850 г., после утверждения нового таможенного тарифа, наступил умеренно-протекционистский этап российской таможенной политики. Таможенные тарифы 1850 г и последующие 1857 и 1868 гг. отличались либеральным характером и способствовали свободе торговли. Россия уже была прочно связана с мировым рынком. С 1876 г. таможенные пошлины стали взыскивать в золотой валюте, а не в бумажных деньгах, как ранее, что повысило пошлины на 50%. Произошло усиление фискально-протекционистской направленности таможенной политики. В 1891 г. был утвержден протекционистский таможенный тариф, разработанный при участии известного ученого Д.И. Менделеева. Этот тариф не облагал пошлинами товары, которые вообще не ввозились в Россию: хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень для мощения улиц и др. Все остальные товары подлежало обложению пошлинами. Так, на рельсы они повысились в 4,5 раз, на чугун — в 10 раз. В целом размеры пошлин увеличились до 30% стоимости иностранного товара. Нужно отметить, что к началу ХХ в. в России существовала следующая система таможенных сборов: таможенные пошлины (ввозные, отпускные, транзитные); складочный сбор; сбор за наложение на товары таможенного клейма; сбор за бандероли; за командирование досмотрщиков по просьбе купечества. Переход от свободы торговли к агрессивному протекционизму сказался и на таможенных отношениях России с ее соседями. Так, 1893 г. отмечен длившейся полгода русско-германской таможенной войной. В 1903 г. был издан последний в дореволюционной истории жесткопротекционный таможенный тариф. Что касается таможенного фиска, то в 1893—1897 гг. общая сумма доходов в среднем ежегодно составляла 174 млн руб., в 1898—1902 гг. — 218 млн руб., в 1903—1907 гг.— 239 млн руб., 1908—1912 гг.— 306 млн руб., а перед Первой мировой войной в 1913 г. — 370 млн руб. В системе российских государственных доходов таможенные сборы занимали второе место после доходов от торговли спиртными напитками и составляли около 14,5 % доходной части бюджета. При этом расходы на содержание таможенного ведомства были относительно малы и в 1909—1913 гг. в среднем на деятельность таможенных учреждений - 11,5 млн руб. и на Отдельный корпус пограничной стражи — 14,8 млн руб., что в сумме составляло 8 % от доходов ежегодно. Борьба с контрабандой в России в конце XVIII - нач. XX вв. На протяжении всего рассматриваемого периода российские власти вели непрекращающуюся борьбу с нелегальным перемещением товаров в первую очередь через европейскую границу. Так по указу Александра 1 80% суммы вырученной от продажи конфискованного товара и наложенных на контрабандистов штрафов передавались для поощрения таможенных служителей: 2/3 – обнаружителям, 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющему и члену таможни. Оставшиеся 20% в пенсионный фонд и фонд вдов таможенников. Особенно острой была борьба с нелегальным ввозом товаров в первой трети ХІХ в. Множество внутри и внешнеполитических факторов сказывалось на этой борьбе. В связи с восстанием в Польше, с конца 1830 по 28 января 1832 г., торговля с ней была приостановлена, а начальник Гродненского таможенного округа получил предписание, “ чтобы с подданными Царства Польского никакие сношения допускаемы вовсе не были”. После подавления “польского мятежа” 11 мая 1831 г. министр финансов России Канкрин отправил секретный циркуляр Витебскому, Могилевскому и Смоленскому генерал-губернатору “О принятии строгих мер против водворения контрабанды”. В документе отмечалось: “По дошедшим сведениям по расстройству во многих местах границы ввезено в империю значительное количество контрабанды как из Пруссии, так и из Австрии. Во многих городах и местечках находятся склады и приготовлено еще много ко ввозу. В местечке же Шклов в Могилевской губернии явно производится торговля контрабандою”. [11] С целью недопущения подобного в губерниях были учреждены должности чиновника по особым поручениям, которые при малейших подозрениях, как правило, основанных на донесениях тайных информаторов, совместно с полицией проверяли происхождение товаров в торговой лавке любого города или местечка. Довольно часто Министерство финансов обращалось к руководству исполнительной власти с просьбой оказать содействие в розыске контрабанды. Так, в апреле 1833 г. подобное письмо получил витебский генерал-губернатор: “рижский купец Иван Несадомов часто ездит в Витебск, Динабург и другие города под предлогом продаж черепаховых и костяных изделий, выделываемых на его фабрике, но вместе с тем развозит и продает контрабандные товары”. [12] На самой границе поимка контрабанды временами носила характер настоящих боев. Особенно опасный был российско-прусский участок. На его охрану планировалось даже направить артиллерийские части. Так, 2 июня 1826 г. на посту Тржецяны Гродненского таможенного округа при попытке таможенников задержать контрабанду (одна повозка и 3 человека), на надзирателя и его помощника объездчика напали более 300 человек, сочувствующих контрабандистам. Они до смерти избили объездчика Коржавина, а повозку с контрабандой угнали. Нередко, как тогда говорили, “ контрабандиры ” объединялись в группы от 30 до 150 человек, имевших холодное и огнестрельное оружие. Обнаружение таких групп и их преследование обычно превращалось в серьезные боевые столкновения. К примеру, 5 декабря 1846 г. помощник надзирателя Виленской бригады коллежский секретарь Станкевич преследовал
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.017 с.) |