Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение в бсср (1918 - 1941 гг. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Восстановление таможенного надзора на западной границе в 1918 г. Организация и деятельность таможенного надзора на территории БССР в годы НЭПа (1921 – 1927 гг.) Организация и деятельность таможенного надзора на территории БССР в 1928 – 1941 гг. Таможенный кодекс СССР 1928 г. Таможенно-тарифная политика СССР в межвоенный период (1918 – 1941 гг.) Борьба с контрабандой в БССР в 1918 –1941 гг. Развитие таможенного дела на территории Западной Беларуси. Восстановление таможенного надзора на западной границе. (1918 –1920 гг.) После Февральской, а затем и Октябрьской революций 1917 г., в сложнейших экономических и политических условиях, таможенные учреждения бывшей царской России продолжали выполнять свои обязанности, но уже в соответствии с указаниями органов новой Советской власти. Реорганизация существовавшей таможенной системы началась с организации в сентябре 1917 г. профсоюза таможенников России и его печатного органа «Таможенный вестник». Правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – Совет народных комиссаров (СНК РСФСР), заботясь о защите экономических интересов страны на границе издало ряд постановлений, регулирующих таможенную службу. Первымправительственным документом, стало постановление СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. (11 января 1918 г.) „ О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров". В постановлении говорилось, что разрешения на вывоз за границу и ввоз товаров из-за границы выдаются исключительно Отделом внешней торговли Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКТиП), созданного в октябре 1917 г. Товары, вывезенные и ввезенные без его разрешения, рассматривались как контрабанда. Постановление вводилось в действие с 1 января 1918 г. В немалой степени постановление было направлено на урегулирование ситуации на западной границе, однако в это время значительная часть Беларуси была оккупирована германскими войсками. Новый этап в деятельности советских таможен был связан с принятием Декрета СНК от 22 апреля 1918 г. «О национализации внешней торговли». В соответствии с ним, торговые сделки с иностранными государствами, а также с отдельными заграничными предприятиями осуществлялись исключительно уполномоченными Советской властью от имени Российской Республики. Помимо этих органов, все сделки за границей запрещались. 29 мая 1918 г. вышел Декрет СНК Советской России «О таможенных сборах и учреждениях ", ставший своего рода точкой отсчета деятельности советской таможенной службы. Эта дата отмечалась советскими таможенниками как профессиональный праздник. Декрет состоял из 15 пунктов. В нем, в частности, разграничивались полномочия центральных и местных органов Советской власти по сбору пошлин, регулировалась деятельность местных таможенных учреждений, являвшихся исключительно органами центральной Советской власти. Они подчинялись Департаменту таможенных сборов Народного комиссариата по финансовым делам ((ДТС НКФД), как было в дореволюционной России. Управляющий таможней являлся единственным ответственным лицом перед центральным Правительством за «правильность хода таможенного дела». При необходимости, на таможни местными властями назначались комиссары, выполнявшие роль политического надзора. Однако они не имели права вмешиваться в технически-распорядительную и административную части деятельности таможенного учреждения. Сбор таможенных пошлин также объявлялся исключительно прерогативой центральной государственной власти и платежи поступали только в государственную казну, до того местная исполнительная власть считала, что таможенные пошлины должны взиматься в ее пользу и именно от нее зависит разрешение на ввоз и вывоз товаров. От подобной двойственности было решено уйти. Никакие иные власти, кроме центральных, не имели права задерживать грузы в пути, облагать их контрибуцией до оплаты пошлиной и выпуска из таможни, реквизировать и конфисковывать неоплаченные пошлиной иностранные товары. Назначения, увольнения и перемещения таможенных служащих также являлось исключительным правом центральной власти. Порядок охраны госграницы в таможенном отношении должен был вырабатываться согласованно с органами пограничной охраны. Временно, до появления нового Таможенного устава таможенные учреждения должны были руководствоваться действующими законами, в т.ч. неупраздненными нормативными актами Российской империи. Эти органы действовали под общим руководством НКФД в согласовании с Народным комиссариатом по торговле и промышленности (НКТиП). 29 июня 1918 г. ДТС, согласно декрета СНК переходит в подчинение НКТиП, при котором для управления таможенным делом, охраной границы создавалась Особая коллегия. Этим же декретом Департамент переименовывался в Главное управление таможенного контроля (ГУ ТК). Переподчинение было вызвано национализацией внешней торговли, вследствие чего, таможенное ведомство фактически перестало выполнять фискальные функции и стало органом надзора за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Поэтому руководству НКТиП важно было иметь в своем распоряжении специальный контролирующий аппарат. В это время по территории Беларуси пролегла временная разграничительная линия между российскими и германскими войсками - так называемая демаркационная линия. После подписания в марте 1918 г. Брест-Литовского мирного договора, в целях упорядочения торговли и борьбы с контрабандой, стали обсуждаться варианты о создании таможенной охраны границы. После заключения мирного договора стали поступать предложения по немедленному устройству таможен на демаркационной линии. Но возобновление военных действий, неустойчивость и неопределенность временной границы не давала возможности приступить к непосредственной работе в этой сфере. Лишь с апреля 1918 г. появились реальные условия для начала подготовительных работ. Однако ситуация осложнялась отсутствием у большевиков пограничной охраны, необходимой для эффективной работы таможен. Эти функции на тот момент находились у воинских подразделений Западного участка отрядов завесы (ЗУОЗ), под руководством бывшего генерал-лейтенанта царской армии В.Н. Егорьева. Участок был сформирован 29 марта 1918 г., охранявших демлинию в связи с угрозой вторжения германских войск в центральные российские губернии. В это время немцы занимали большую часть территории Беларуси. Не оккупированными остались только 14 восточных поветов Витебской и Могилевской губернии. В состав ЗУОЗ (за исключением Московского района обороны) входили Невельско-Великолукский, Витебский, Оршанский, Смоленский, Рославльский, Брянский и Курский отряды советских войск (общей численностью около 20 тыс. чел.), расположенные на фронте от Невеля до Нового Оскола. Ее штаб находился на ст. Сухиничи - Уловая (Калуга). Во главе Завесы и каждого отряда стоял так называемый военрук (военный руководитель), назначенный Совнаркомом из бывших офицеров. При нем состояли два политических (позднее военных) комиссара, ответственных перед советским правительством за выполнение войсками приказов военрука и его политическую лояльность. Состав этих «неорганизованных» отрядов был самый разнообразный. Часть из них, например, прибыла уже сформированной из Петрограда и Москвы – Ревельский сводный отряд Кутузова и 3-й батальон Петроградской красной гвардии Мильонщикова; часть представляла собой каким-то образом сохранившиеся остатки регулярных частей старой армии. Но в основном это были местные формирования, состоящие из солдат царской армии призыва 1916-17 гг., беженцев и т.д. Они носили самые оригинальные названия, к примеру, «Особая армия Ремнева», «Курский партизан-учащихся полк» и т.п. При чем, иногда одному начальнику подчинялось до 12 разных отрядов. Трудность организации надлежащего управления усугублялась и тем, что начальники, как правило, были выборные и им не всегда подчинялись, среди них почти не было профессиональных военных. Например, руководство Оршанских отрядов постановило упразднить должность командующего и передало всю власть особому совету. А в Витебске руководило сразу три командующих, угрожавшие один одному арестом. Кроме кадровых проблем, войска Западной завесы испытывали большие перебои со снабжением и продовольствием, которое для ее нужд, как не ведущей активных боевых действий, отпускалось с большими перебоями. Военнослужащие отрядов Завесы периодически голодали. С 8 марта 1918 г. началось постепенное оформление Брестского мира в виде установления демаркационной линии. Первоначально она проводилась по частным соглашениям местных командований, иногда даже без карт. К примеру, станция Орша была просто разделена пополам, а питание паровозов водой сохранено общее. Часовые здесь, в конце концов, так привыкли друг к другу, что от скуки немец и русский поочередно катались на одном и том же велосипеде. Только к середине мая удалось установить более-менее точные границы демаркационной линии. Как вспоминал В. Егорьев, «На большей части демаркационной линии, во все время жизни завесы, происходили беспрерывные пограничные столкновения с кровавыми исходами и бесконечными жалобами с обеих сторон». Другой по значимости задачей службы на демлинии была таможенно-пограничная служба. Через пограничную линию в то время голода и жестокого товарного дефицита широким потоком шла контрабанда. Поэтому, как уже отмечалось, войска на границе несли не только чисто военную охрану, но и контрольную службу по пропуску мирных проезжающих, особенно в Орше, где железнодорожное движение не прекращалось практически даже во время войны. Неоднократно часовые конфисковывали неразрешенные к вывозу предметы. Кое-где стали появляться, как вспоминал В. Егорьев и «самозваные посты, неизвестно к каким частям принадлежащие, кем выставленные и появляющиеся самым неожиданным образом». Для нормализации этой ситуации штаб Завесы предложил установить фискальную охрану границы, используя особые части, т.к. воинские части не приспособлены для этих функций. Поэтому с 12 августа 1918 г. для охраны границ было решено привлекать прежде всего специальные воинские отряды пограничников. С конца мая 1918 г., когда стало очевидно, что немцы предпринимать наступление на Москву не будут, началось постепенная отправка подразделений Завесы на фронт. С 11 августа 1918 г. из войск Завесы был оставлен кордон из красноармейцев для несения пограничной службы и оказания помощи формирующимуся 2-го округа погранохраны. Им помогали специальные пограничные ЧК, созданные несколько ранее на пограничных пунктах по всей полосе демаркационной линии. В связи с этими обстоятельствами на западной границе ДТС предлагал создать как прежде пограничную стражу при департаменте. Но отсутствие стабильной линии границ не давало возможности устройства постоянных таможен, тем более, что их установление требовало межгосударственных соглашений, т.к. на другой стороне границы должна была располагаться таможня сопредельного государства. С кем могла в то время граничить Советская Россия было еще не известно. Поэтому в качестве временного варианта было предложено создать разведывательно-таможенные надзоры (РТН). Согласно подготовленному по указанию Наркомфина Советской России директором ДТС В. Копайтичем циркуляру №37/1 от 27 мая 1918 г. «Об открытии таможенных действий на нашей временной западной границе», (первого документа после 1851 г. о воссоздании таможенной охраны на территории Беларуси), отмечалось: «впредь до окончательного определения нашей западной границы, в интересах народной казны, во избежание беспошлинного провоза иностранных товаров, направить семь разведочных групп таможенных служащих на следующие железнодорожные пути, прорезающие нашу демаркационную линию, а именно: на ст. Ямбург, Торошино, Дно, Ново-Сокольники, Невель, Витебск и Оршу». Эти группы вскоре были переименованы в таможенные пограничные надзоры за №№ 1-7. Первым на западной демаркационной линии Советской России с конца апреля 1918 г. стал функционировать Ямбургский тамнадзор. Самым первым на территории Беларуси после 1851 г. был создан Таможенный надзор № 5 (нумерация позднее изменилась) - Дрисса Невельского таможенного района (1 мая 1918 г.), 11 мая 1918 г. был создан Таможенный надзор №6 в Витебске. Вторым был ТН № 7- Орша (22 июня 1918 г.). Эти отряды были обязаны: «по возможности исследовать всю демаркационную линию и наметить те пункты, по которым проходит движение пассажиров и беженцев, продвинувшись до ближайших к границе станций или пунктов, начать немедленные действия …». Объявляя об этом по ведомству, Департамент предлагает всем эвакуированным служащим «дружно приняться за строительство наших новых таможенных учреждений, не отказываясь ни в коем случае от командировок, и взять в свои руки правомерное и законное наблюдение за пропуском пассажиров и их багажа и оградить нашу родину от беспошлинного пропуска товаров и тем самым доказать обществу и государству необходимость и полезность нашей организации». РТН создавались из опытных «старослужащих» таможенников. В их состав с августа 1918 г. вошли сотрудники расформированных таможен, дислоцированных ранее на территории Польши: из Варшавской в Витебскую, из Александровской в Оршанскую. При временных таможнях создавались временные таможенно-пограничные контрольно-пропускные пункты, для проверки паспортов пассажиров. На ноябрь 1918 г. система таможенных учреждений на территории Беларуси выглядела следующим образом. Витебский тамнадзор №7, с центром в Витебске. 7-й ТН входил в Великолуцкое таможенное инспекторство ( ТИ ) (с осени – таможенный округ). Район деятельности - от ст. Горани Риго-Орловской ж.д. до г. Сенно. На демаркационной линии этого района последовательно открывались таможенные посты в имении «Сосница», в Бешенковичах, в деревнях Чуцкое и Селец. Кроме того, было установлено наблюдение за движением пассажиров и их багажа в г. Витебске, на ст. Витебск и притоках реки Двины. С начала деятельности до 11 июля 1918 г. поступило пошлин и других платежей - 2816 р. 72 коп. и задержано контрабанды на сумму 12638 руб. 18 коп. Оршанский тамнадзор №8 организационно входил в Смоленское ТИ. Район его деятельности тянулся вдоль демаркационной линии от ст. Сенно до г. Могилев. Кроме Орши в районе были открыты посты в Сенно, Могилеве (Лупово), в местечках: Смоляны, Копысь, Шклов, Шкловское шоссе и в деревнях Красное и Пустынка. С начала открытия до сентября 1918 г. Оршанский тамнадзор дал пошлин и сборов в сумме 102.590 р. В первый же месяц была задержана контрабанда на сумму 140 руб., а вне черты действия солдатами погранохраны на сумму 28.060 руб. Кроме того, задержано при пассажирах, выезжавших за рубеж, денег сверх разрешенного на сумму 115.348 руб. Нужно отметить, что Оршанский тамнадзор был расположен очень удачно, на пересечении крупных пассажиро- и товаропотоков. Поэтому по данным на конец 1918 г. из 12 тамнадзоров, находившихся на западной границе, по сбору пошлин он занял пятое место. В ноябре 1918 г. был создан третий белорусский тамнадзор в Могилеве. Его пополнили сотрудники бывшей Млавской таможни, находившейся в Польше. Новые таможенные посты должны были располагаться по установленной демаркационной линии, которая вместе с летним отходом германских войск довольно быстро отодвигалась на запад. Еще не установились регулярные почтовые и торговые сообщения с Центральной и Западной Европой, а уже функционировал ряд пропускных пунктов на демлинии, через которые в основном проходил обмен военнопленными, шли беженцы. Особенно трудная ситуация сложилась с беженцами, ибо их поток в обе стороны после окончания Первой Мировой войны был поистине нескончаем. Согласно Приказу № 11 от 1918 г. Центральной коллегии пленных и беженцев, разрешалось перевозить только вещи для «личного потребления», а из багажа при пересечении границы должны были изыматься: серебряные деньги свыше одного рубля; бумажные деньги свыше тысячи рублей; драгоценные камни и металлы, если «их количество не соответствует нормальному личному потреблению»; оружие, фотоаппараты, военное снаряжение; меха, шкуры, кожи; печатные произведения, фотографии и бумаги, могущие повредить политическим, военным и экономическим интересам Российской Федеративной Республике; продовольственный запас свыше пуда (16 кг) на человека, а из него не больше полпуда зерна. Подобная жесткая регламентация, необустроенность и незащищенность границ, послевоенная разруха, деятельность вооруженных банд, активность контрабандистов создавали чрезвычайно тяжелые условия для работы таможенных органов. В этот период таможенникам приходилось работать в невероятно трудных условиях дезорганизации и правовой анархии. В большинстве случаев местные власти помогали таможням, однако встречались и обратные примеры. Так на станции Орша, местное руководство в открытую препятствовало таможенному контролю, даже потребовалось вмешательство Наркомата по финансовым делам и Наркомата по иностранным делам, чтобы таможня там вновь смогла приступить к работе. В Орше немногочисленные таможенники не имели жилых и служебных помещений, были проблемы с питанием, они встретили и враждебное отношение местной «пограничной охраны», сформированной из личного состава частей Западной Завесы. Появление таможенников было крайне нежелательным для коррумпированных «стражей границы». К примеру, за денежное вознаграждение, доходившее до 3 тыс. руб. красноармеец-«пограничник» передавал свой пост переодетому солдатом контрабандисту, который пропускал через пост любые контрабандные товары. Более «совестливые» часовые просто в условленное время уходили с поста. Конечно, таможенники стремились это пресекать и выкрывать. Так, в июле 1918 г. должностные лица Оршанской таможни задержали вооруженного германского представителя, начальника по эвакуации военнопленных - Эберта, пытавшегося вывезти в германскую зону два чемодана. В одном оказалось 4 куска ткани, в другом 880.300 царских рублей, золота и драгоценностей на сумму до полутора миллиона рублей. 13 августа 1918 г., согласно циркуляру ГУ ТК № 445/1 на основании приказа наркома торговли и промышленности, таможенные учреждения вновь были переведены на новый западный рубеж. Однако таможни в Витебске и Орше не расформировывались. Подобное продвижение, путем откомандирования сотрудников на временные таможенные посты осуществлялось и позднее, осенью 1918 г. Летом 1918 г. была открыта и украинская таможня в Гомеле. Как известно, с 1 марта 1918 г. до 14 января 1919 г. Гомель находился под германской оккупацией. Согласно договоренности Украинской Центральной Рады (УЦР) с германским командованием, Гомель, как и другие города и селения юго-западной и юго-восточной Беларуси, вошел в состав вновь созданной Полесской губернии Украинской народной республики (УНР). Военная власть в городе в этот период принадлежала германской комендатуре, а гражданская – комиссару Украинской Центральной Рады. Однако, прогермански настроенный украинский генерал гетман П.П. Скоропадский, свергнул УЦР и провозгласил вместо УНР – Украинское государство. Именно его решением весной 1918 г. был создан Корпус пограничной стражи, выполнявшей и таможенные функции. После определения границ Украины в Гомеле была учреждена таможня, начавшая свою деятельность 12 августа 1918 г. Валовой доход ее с этого дня и по 16 ноября составил 1.646,530.руб. 63 коп. таможенных пошлин, гербового и акцизного сборов и пени. Главными предметами ввоза через таможню в то время являлись: бумага разных видов, галантерея, мануфактура, спички, лесные материалы, а вывоза — сахар, соль, химические составы и иногда зерно. Все предметы импорта облагаются пошлиной, а экспорт производится беспошлинно, но с разрешения украинского министерства торговли и промышленности. Украинская Гомельская таможня просуществовала до ноября-декабря 1918 г. и была ликвидирована в виду кардинального изменения политической ситуации в регионе. Существовавшая в то время нормативная база в таможенной сфере, основанная на Таможенном уставе тарифах царской России, развивалась по тем направлениям, которые в первую очередь интересовали новую власть. В частности, 1 октября 1918 г. был принят циркуляр ГУ ТК № 718/1 «О воспрещении вывоза за границу предметов особого художественного значения». Согласно ему, запрещался вывоз и продажа за границу культурных ценностей, без разрешения Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном комиссариате просвещения РСФСР. Циркуляр № 722/1 от 2 октября 1918 г. отменял существовавший прежде тотальный личный досмотр выезжающих за границу, как оскорбляющий достоинство пассажиров и вводился выборочный, в случае «основательного подозрения в провозе контрабанды на себе или по мотивированному требованию присутствующего при досмотре представителя другого ведомства». В данном случае имелись ввиду сотрудники Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией, которая оказывала большую поддержку всем законным требованиям таможенных органов Летом 1918 г. все губернские уездные ЧК, расположенные вдоль демаркационной линии, были преобразованы в окружные, участковые и пунктовые пограничные ЧК (ПЧК). Они подчинялись пограничному подотделу иногороднего отдела ВЧК и исполкомам местных Советов. Кроме своих непосредственных функций, чекисты осуществляли контроль над таможенными учреждениями и подразделениями погранохраны без права вмешательства в их технические функции. В целях политического надзора и политического воспитания во всех таможенных учреждениях назначались комиссары ПЧК. В начале 1919 г., в связи с передачей подразделений дислоцированного на территории Беларуси 2-го пограничного округа в действующую Красную Армию, вновь остро встал вопрос об охране таможенной границы. Ситуация на границе в 1918-1919 гг. была чрезвычайно сложной и нестабильной. К примеру, Дрисненский тамнадзор №5 в связи с отходом немецких войск на запад все время находился в движении и не успевал закрепиться на одном участке. А проходившая ожесточенная борьба Красной Армии с многочисленными внутренними и внешними врагами Советской власти не позволяла правительству заниматься серьезно торгово-таможенными делами. Советско-польская война, начавшаяся зимой 1919 г. разрушила только что созданную хрупкую систему таможенного контроля на западной границе. А упомянутый Дриссненский тамнадзор, в январе 1920 г. почти в полном составе попал в плен к польским войскам и прекратил свое существование. В период «военного коммунизма», гражданской войны и иностранной военной интервенции, планировалось вообще «за ненадобностью» упразднить таможенное ведомство. Существовал даже проект о превращении зданий Московской таможни в более нужные народные бани. Стремление к прямому товарообмену, бартеру, привело к тому, что ГУ ТК было реорганизовано в Отдел ТК в составе Материально-технического управления НКТиП. Таким образом, до 1921 г. считалось, что таможенная деятельность уже не актуальна и не подлежит восстановлению. К 1921 г. таможенная система Советской России находилась в состоянии анархии и развала. В этот период таможенный аппарат играл для НКВТ лишь вспомогательно-техническую роль и часто выполнял лишь складские функции, утратив в условиях жесткой монополии государства на внешнюю торговлю роль фискального органа, наполняющего госбюджет. Ситуацию спасла Новая экономическая политика (НЭП), необходимость которой в условиях восстановления разрушенного войнами государства была очевидна. После окончания советско-польской войны и подписания в марте 1921 г. Рижского мирного договора с Польшей, согласно постановлению Совета Труда и Обороны РСФСР (СТО) от 24 11.1920 г., охрана границы Советской России была возложена на Особый отдел ВЧК по охране границ. Надзор за экспортом, импортом и провозом багажа осуществляли таможенные учреждения, находившиеся в ведении Наркомата торговли. Учитывая, что Советская Социалистическая Республика Белоруссия (ССРБ) согласно Рижскому мирному договору была поделена на две части – западную и восточную, а города с таможнями, восстановленными в 1918 г. (Витебск и Орша) оказались на территории отошедшей к РСФСР, то создавать таможенную систему молодой республике пришлось практически с нуля. Усугубляло положение и отсутствие подготовленных кадров. Первоначально, еще с 21 мая 1920 г. был сформирован Северо-Западный таможенно-пограничный округ (С-ЗТПО) с центром в Витебске. Его первым руководителем стал Е.С. Броновицкий, с конца 1921 по 1922 гг. начальником был - В.А. Русский. Управление С-ЗТПО состояло из 27 человек: начальник округа, зам.начальника округа, пом.начальника округа, 2 ревизора-инспектора, управделами, начальник финансово-счетного отделения, начальник тамконтроля, начальник отдельного товарного склада, юрист-консультант, секретарь, техник-строитель, завхоз, бухгалтер, кассир, вахтер, 9 делопроизводителей 1-2-го разрядов, 2 машинистки, конторщик, 2 сторожа и курьер. На территории округа, в который вошли часть Витебской губернии, принадлежавший до 1924 г. РСФСРи территория ССРБ, началось организация таможенных надзоров. Так, с 14 июля 1920 г. начал формироваться в Полоцкий тамнадзор № 5 (позднее № 6), который постепенно двигался к границам Латвии, дислоцировался на станции Свольно, с 1921 г. в Старой Дриссе, а с августа 1922 г. в Бигосово. В этот период белорусские таможенники, продвигаясь вместе с частями Красной Армии вслед за отходящими польскими и латышскими войсками и иногда попадая в плен, самоотверженно вели работу по пропуску беженцев и военнопленных, борьбу с контрабандой. Кроме этого, в начале марта 1921 г. Смоленский таможенный округ начал реорганизовываться в Отделение таможенного контроля (ОТК) при уполномоченном Народного комиссариата по внешней торговле (НКВТ) ССРБ, а его таможенные надзоры были передвинуты на новую линию западной границы: ТН №7 в Койданаво, ТН №8 - Слуцк, ТН №9 - Житковичи, ТН №10 - Изяславль. В том же году ОТК было ликвидировано, и часть таможенных специалистов вошла в состав Транспортно-материального отдела Уполномоченного НКВТ при СНК ССРБ, руководимогос ноября 1921 г. Е.С. Броневицким. В Витебске работал уполномоченный Западного областного управления НКВТ В итоге на май 1922 г.в С-ЗТПО дислоцировались следующие таможенные учреждения: управление округа в Витебске, пограничный таможенный надзор № 4 (Себеж), №5 (Дрисса), №6 (Полоцк, ранее в Лепеле),№7 (Койданово), №8 (Слуцк), №9 (Житковичи), и № 10 (Изяславль). В Витебске находился внутренний таможенный надзор. Тамнадзорам подчинялись таможенные посты. Переход к НЭПу, восстановление государственного бюджета, установление торгово-экономических связей заставило руководство страны по-новому посмотреть на место и роль таможенных органов. Подписание 16 января 1920 г. Советской Россией с ССРБ торгового договора было равносильно заключению между ними таможенного союза и объединением таможенной системы. Вхождение Советской Беларуси, решением IV Всебелорусского съезда Советов Беларуси (14-18 декабря 1922 г.) в состав Союза ССР, окончательно юридически закрепило статус белорусских таможенных учреждений как общесоюзных. Организация и деятельность таможенного надзора на территории БССР в 1921-1933 гг. В результате удачно проведенной весной 1922 г. в Генуе конференции, правительство Советской России, используя противоречия между державами Антанты и Германией, добилось заключения выгодного для нее договора с Германией, получившего название Раппальского. Вследствие этого таможенное дело в России также получило новый импульс для своего развития. В начале 1920-х гг. в этой сфере проходила активная организационная работа. 24 декабря 1921 г. Приказом НКВТ № 133 было образовано Главное Таможенное управление. 31 марта 1922 г. СНК РСФСР утвердил „ Временное положение о местных таможенных учреждениях ", по которому таможенное ведомство стало вновь административно самостоятельным, таможенные учреждения, разделенные теперь на таможни 1, 2 и 3 разрядов вместо таможенных надзоров, выводились из подчинения местных органов НКВТ, а начальник таможенного округа подчинялся только НКВТ. Однако нерешенные проблемы, в первую очередь, отсталая правовая база, не позволяли таможенному ведомству качественно решать поставленные задачи. Отсутствовал Таможенный кодекс, не известно было какое ведомство будет ответственным за охрану государственной и таможенной границы, нехватало таможенников-профессионалов, тяжелым было и материальное положение таможенников, имевших небольшое жалование. 11 января 1922 г. была открыта внутренняя Минская таможня, состоявшая из складского, досмотрового и учетно-расчетного отделов. 12 января 1922 г. транспортно-материальный отдел Управления уполномоченного НКВТ при ССРБ был разделен на 2 отдела транспортный и таможенный. В ведении последнего находились все таможенные надзоры и пункты на белорусском участке госграницы Советского Союза. С 17 мая 1922 г., на территории БССР был образован Западный таможенный округ (ЗТО). Его первым начальником стал Я.Э. Олин ( 1922-1924 гг. ), позднее Н.М. Залогин ( 1924-1925 гг.). Начальник округа одновременно занимал должность заместителя уполномоченного НКВТ СССР при СНК БССР. Управление округа первоначально оставалось в Витебске, но затем переехало в Минск. В состав округа, на 17 мая 1922 г, входило Управление и 9 таможен I, II и III разрядов - Себежская, Дрисненская, Полоцкая, Лепельская, Минская, Слуцкая, Изяславская, Негореловская и Житковичская; 20 таможенных постов, в т.ч отдельный авиационный Смоленский, на котором досматривали авиапочту, пассажиров и багаж, перевозимых на аэропланах Фоккер Ф-3 германо-советской авиакомпании «Дерулюфт». Каждая таможня имела свою специализацию и компетенцию. В это время продолжал действовать и инспекторский участок в Витебске, переведенный с 6 сентября 1922 г. в Полоцк. Существовавшая Витебская таможня 11 июля 1922 г. приказом начальника С-ЗТПО была ликвидирована «как ненужная, ввиду нахождения впереди ея на линии Риго-Орловской ж-д двух пограничных таможен в Полоцке и Бигосове». В ЗапТО в это время трудилось 418 таможенников. Управление округа состояло из 23 человек. Обычная белорусская таможня в середине 1920-х гг. состояла из административно-хозяйственного отдела; досмотрового; пакгаузного (склад); бухгалтерии; кассы и конфискационной части. В Минской таможне, кроме того, имелось почтовое отделение. В последующие годы структура округа неоднократно изменялась. Так, 23 сентября 1922, по предписанию Наркомфина Лепельскаятаможня переведена в Вольбаровичи.В период с мая 1922 г. по июнь 1924 г. были ликвидированы или вышли из состава округа: Себежская, Дрисненская таможни, но добавились - Вольбаровичская (Лепельская) и Бигосовская. Всего в округе функционировало 8 таможен, в которых работало 294 человек, наибольшее количество в Минске – 66 чел., наименьшее в Изяславльской – 13 чел. В ноябре 1924 г. в Минске было учреждено Белорусское районное Инспекторское Управление. С этого времени таможни 1 и 2 разряда занимались оформлением экспортно-импортных грузов, а также контролем за перемещением через границу имущества. Таможни 3 разряда имели право на те же действия, но если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможенные посты занимались только пропуском пассажиров, багажа и ручной клади, а также пересылкой международных почтовых отправлений. В 1924 г. было начато строительство Фариновского и Житковичского таможенных поселков – комплекса служебных и жилых зданий. Особую роль тут играла созданная в феврале 1923 г. строительная часть Управления округа, позднее архитектурный отдел. «Таможенные поселки» создавались и в других таможнях. В Минске в состав тампоселка входил административный двухэтажный дом, склад для конфискатов, конюшня, пакгауз (склад) со сторожевой и постовой будкой, перегрузочная платформа. Крупный поселок имелся в Бигосово и Негорелом, но в Житковичах, Радошковичах и Фаринове они напоминали практически одно административно-жилое здание. В 1924 г. было решено организовать в Западном округе районные (региональные) таможни. Они должны были подчиняться непосредственно ГТУ. Планировалось создать 5 районных таможен: Бигосовскую 1 разряда (Освейский, Новосельский, Дриссненский тампосты), Полоцкую 1 разряда (отдельный пост на ст. Фариново), Минскую 1 разряда (Вальбаровичская и Изяславская 3 разряда, Крайский, Вешкинский, Родошковичский, Копыльский, Старобинкий посты и Смоленский авиатампост), Негореловскую 1 разряда (Колосовский, Могильновский, Койдановский тампосты) и Житковичскую 1 разряда (Туровский летний речной тампост). Однако в условиях небольшой территории тогдашней Беларуси этот шаг оказался неэффективным и было решено сохранить прежнюю организационную структуру в составе Западного таможенного округа. Успешно работали лишь три таможни: в Бигосове, Негорелом и Минске; остальные обслуживани довольно незначительный товаропоток. После передачи в 1925 г. функций борьбы с контрабандой от таможен к погранохране, многие таможни и посты, не стоявшие на транспортных путях и занимавшиеся в основном борьбой с кнтрабандой стали закрываться. Но происходила и переориентация. Так, Житковичская таможня, которую планировалось закрыть в 1926 г., стала осуществлять контроль за экспортом-импортом и судебно-конфискационную деятельность по железнодорожной контрабанде на открывшееся в том году через местечко грузовом железнодорожном сообщении. Эффективная деятельность значительного числа таможенных учреждений зачастую тормозилась низким уровнем квалификации имеющихся сотрудников. Так на январь 1923 г. среди личного состава Западного ТО было: с высшим образованием - 1,5% (6 чел.); средним - 27% (123); низшим – 43% (198); домашним – 27,2% (131); неграмотных - 1,3% (6). С высшим образованием в Минске трудилось – 4 чел., Негорелом –1 чел., Слуцке – 1 чел. Стаж работы в таможенных органах имели до 1 года – 86,5% (403 чел.); до 4-х лет – 5,2% (24); 5-30 лет – 8,3% (38). Наиболее опытные (свыше 5-ти лет стажа работы в таможенной сфере) работали в Минске, Бигосове и Негорелом. Сам начальник Минской таможни в 1920-х гг. Герман Олуп был из рабочих каменщиков. Надо отметить, что в последующие годы ситуация принципиально не улучшилась. Например, в 1926 г. в одной из ключевых белорусских таможен (Негорелое), из 43 сотрудников лишь 12 человек имели среднее образование, а 31 – начальное. Кроме того, по «политическим соображениям» с марта 1922 г. согласно секретного распоряжения особого Межведомственного Совещания «ни один беспартийный не мог быть принят на работу в таможню без визы Государственного полититического управления (ГПУ). В связи со сложившейся кадровой ситуацией особое значение приобретала повышение квалификации таможенного персонала. С 1 ноября 1923 г. в Минске при таможне, открылись 3-х месячные таможенные курсы-лекции, ликвидированные уже в 1924 г. Повышением своей квалификации таможенники занимались и в созданных в это время при каждой таможне специальных кружках. Кроме того, с 1924 г. на практику в белорусские таможни стали присылаться студенты из Московского промышленно-экономического института. Содействовали росту профессиональных знаний и специальные «музеи», шкафы с образцами провозимых товаров, созданные почти в каждой белорусской таможне. В Негореловской таможне он насчитывал 644 экспоната. В связи с активизацией борьбы с контрабандой, 16 июня 1925 г. в Пуховичах открылись курсы проводников служебно-розыскных собак, где прошли подготовку несколько сотрудников из таможенных отрядов по борьбе с контрабандой. Работа таможенника начала 1920-х гг. была трудна, особенно на границе. Как писал в 1923 г. журнал «Внешняя торговля»: «Таможенная работа, протека |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.29.213 (0.017 с.) |