ТОП 10:

Гигиена труда в механизированных частях



К наиболее специфическим особенностям труда данной категории военнослужащих относятся: совершение маршей на длительные расстояния в боевых машинах пехоты, бронетранспортерах и автомобилях; обычные и форсированные передвижения пешим порядком; ведение огня из обычного стрелкового оружия, в том числе из замкнутых пространств; длительное пребывание в окопах и других фортификационных сооружениях и т.п.

При выполнении функциональных обязанностей непосредственно в образцах ВВТ военнослужащие подвергаются воздействию комплекса факторов, основными из которых являются неблагоприятный микроклимат, постоянный акустический шум, вибрация, ударные ускорения (тряска), вредные примеси к вдыхаемому воздуху, ограниченные размеры рабочих мест.

На формирование микроклимата в образцах ВВТ оказывает влияние группа факторов: нарушенные метеоусловия, конструктивно-технические характеристики образцов, условия эксплуатации, скорость движения и т.д.

Температура воздуха внутри танка зимой всего на 4-80 выше температуры наружного воздуха. Охлаждению членов экипажа способствуют большие скорости движения воздуха и отрицательное излучение на ограждения. Контакт с холодными металлическими поверхностями, а также малоподвижность танкистов в свою очередь увеличивают вероятность охлаждения.

Предупреждение общего переохлаждения и отморожений достигается устройством рациональной системы отопления, покрытием внутренних поверхностей термоизолирующими (негорючими) материалами, использованием соответствующих условиям одежды и обуви. Принимаются меры к обогреванию людей во время стоянок и привалов за счет активных движений, а при малейшей возможности ‑ в теплых помещениях.

Летом температура воздуха внутри танка может достигать 400‑500С, так как отдельные участки брони нагреваются до 650‑70°. Предупреждению перегреваний способствуют: применение кондиционеров, принудительная вентиляция подкостюмного пространства, усиление общеобменной вентиляции за счет открывания люков, включения искусственных средств подачи воздуха (вентиляторов, сепаратора-нагнетателя, фильтровентиляционной установки и т.п.), снижение физической нагрузки в жаркое время, обеспечение доброкачественной охлажденной питьевой водой, привалы с выбором стоянок в тени и выходом людей из машин.

Запыленность воздуха. При движении танков по грунтовым дорогам или по бездорожью в сухое время года через люки и смотровые щели в обитаемое отделение танка проникает огромное количество пыли, которая снижает видимость и ухудшает условия наблюдения, способствует возникновению у членов экипажа конъюнктивитов и блефаритов, катаральных воспалений дыхательных путей, гнойничковых заболеваний, снижает воздухо- и паропроницаемость их одежды.

Для уменьшения поступления пыли внутрь танка необходимо при движении в колонне выдерживать дистанцию между машинами (примерно 50 м) и периодически производить смену машин, идущих в голове и хвосте колонны. В случае марша по чрезвычайно запыленной местности целесообразна герметизация танка с подачей воздуха через сепаратор-нагнетатель. Для защиты глаз и органов дыхания используют защитные очки, респираторы и противогазы.

Химические вредные вещества.В процессе боевой деятельности танкисты контактируют с пороховыми и выхлопными газами, продуктами пламегасящих смесей, горючесмазочными веществами, с различного рода растворителями, используемыми при ремонте двигателей и др.

Пороховые газы. Загрязнение воздуха в танке происходит при стрельбе из пушки и пулеметов вследствие попадания пороховых газов из канала ствола при открывании затвора, а также из стреляных гильз.

Количество и концентрация пороховых газов в воздухе танков зависят от калибра орудия и его конструктивных особенностей, состава порохового заряда, темпа и продолжительности стрельбы, вида и эффективности работы вентиляции, степени герметизации танка и др.

Снижение концентрации пороховых газов обеспечивается за счет использования эжекционного устройства в передней трети ствола, естественной вентиляции, работы приточных и вытяжных вентиляторов, сепаратора-нагнетателя и фильтровентиляционной установки.

Отработавшие газы могут попадать внутрь танка от впереди идущей машины или от своего же двигателя при попутном ветре и на остановках, через неплотности выпускного тракта и моторной перегородки, при определенных условиях – и через входное окно нагнетателя-сепаратора в технике без фильтров и поглотителей, во время преодоления водных преград по дну. (примеси проникают главным образом в обитаемое отделения технически неисправных машин), а также при работе двигателя в закрытом помещении (танковые боксы, мастерские).

Отработавшие газы современных танковых двигателей содержат относительно мало оксида углерода, но обладают неприятным запахом и оказывают сильное раздражающее действие на слизистые оболочки за счет альдегидов и сернистого ангидрида, образующихся при сгорании тяжелых видов топлива.

Горюче-смазочные материалы. В качестве горючего (топлива) для танков используется дизельное топливо, а в качестве смазочных материалов – смазочные масла. Попадая на нагретые поверхности двигателя и брони, они могут испаряться и разлагаться с образованием продуктов, обладающих выраженным раздражающим действием.

В результате систематического либо постоянного воздействия тяжелых фракций нефти (смазочных масел, дизельного топлива и др.) у человека могут возникнуть характерные поражения кожи в виде фолликулов или масляных угрей, обычно локализующихся на кистях и предплечьях, на передней поверхности бедер. Легкие фракции нефтепродуктов, в частности автомобильные бензины, приводят к обезжириванию кожи, ее сухости, появлению на ней мелких трещин, которые могут инфицироваться, чему способствуют также мелкие травматические повреждения рук. Для их профилактики необходимо обеспечение экипажа танка маслобензонепроницаемой одеждой, соблюдение танкистами правил личной гигиены и техники безопасности, а также полноценное питание, повышающее общую резистентность организма.

При контакте с аккумуляторными газами (снятие, перестановка, переноска, контроль уровня электролитов и т.д.) кожа и одежда могут подвергаться воздействию серной кислоты (в виде капель и паров).

Вибрации, сотрясения и шум. Вибрации и сотрясения в танке являются следствием работы двигателя и езды по дорогам и местности с неровным профилем. Вибрации в танке, возникающие при работе двигателя, носят ритмичный характер, амплитуда их обычно невелика, действуют они на организм танкистов изолированно только при работе двигателя на холостом ходу.

Гораздо более неблагоприятное влияние оказывают аритмичные, толчкообразные колебания при движении танка. Колебания танка носят сложный характер и могут иметь различную направленность: горизонтальную, вертикальную, угловую и т. д. Число и сила сотрясений во многом зависят от профиля местности и квалификации водителя. Амплитуда и ускорение при толчках и сотрясениях часто достигают таких величин, что танкисты могут получить ушибы и ранения. Кроме того, они вызывают утомление членов экипажа, вынужденных все время прилагать мышечные усилия для сохранения равновесия, существенно усложняют условия работы экипажа, могут вызвать явления укачивания.

Добиться уменьшения тряски и вибраций в танке (до нормативных параметров плавности хода) можно улучшением системы подрессоривания, амортизаторов и сидений. Важное значение имеют специальная, общая физическая, а также профессиональная тренировка экипажа.

Шум. Основным источником шума в танке является ходовая часть. Его уровень зависит от вида образца, характера дороги, скорости движения. К этому добавляется шум от оружия (пушки и пулемета) во время стрельбы, от ударов пуль и осколков о броню и пр. Уровень шума в движущемся танке может достигать 130 дБ.

Для индивидуальной защиты от шума и улучшения речевой связи используются летний и зимний танкистские шлемофоны с вмонтированными противошумами, которые существенно снижают уровень интенсивности шума (до 45 дБ), телефонными наушниками и ларингофонами. Однако длительное использование шлемофонов затрудняется тем, что вмонтированные в них противошумы оказывают значительное давление (примерно 5 кг по периметру) на подлежащие ткани головы.

Для современных образцов ВВТ характерны ограниченные размеры и малые объемы обитаемых отделений, на 1 члена экипажа приходится примерно от 0,5 до 2 м3 свободного объема.

Теснота внутреннего помещения сильно ограничивает движения человека, в результате статические нагрузки преобладают над динамическими. Экипажи вынуждены длительное время сохранять однообразную рабочую позу, что приводит к перенапряжению определенных групп мышц.

Рабочие места ВВТ оснащены большим количеством аппаратуры и приборов, что создает значительные информационные нагрузки на членов экипажа.

Современные танки оснащаются лазерными дальномерами. Излучаемый ими мощный узконаправленный световой импульс опасен для незащищенного глаза человека. Он может вызвать повреждение зрения различной степени – от временного ослепления до ожога сетчатки и стойкой потери зрения. Опасность представляет не только прямое излучение лазера, но и отраженное от водной поверхности или блестящих предметов. Радиусы опасных зон для незащищенного глаза составляет до 10 км днем и 15 км ночью. Применение оптических наблюдательных приборов увеличивает опасность поражения. Особенно велика опасность поражения при двусторонних учениях в ночное время.

Танкистам нередко приходится действовать в экстремальных условиях, в результате чего возможно возникновение стрессовых состояний. Особое значение имеет преодоление водных преград по дну, так как оно связано с элементами опасности и риска для здоровья, а иногда и жизни экипажа. При выполнении данного упражнения у экипажей наблюдаются выраженная нервно-психическая и эмоциональная напряженность.

С учетом специфики труда военнослужащих мотострелковых и танковых частей их военно-профессиональная работоспособность и сохранение здоровья обеспечиваются:

- созданием необходимой среды обитания в образцах ВВТ;

- рациональной организацией режимов труда и отдыха;

- физической подготовленностью;

- профессиональным отбором и рациональным распределением военнослужащих по специальностям;

- коррекцией состояния организма.

Гигиена труда в артиллерии

В настоящее время, с учетом опыта войн 20 века артиллерия претерпела качественные изменения, которые привели к возрастанию скорострельности, мощности снарядов, маневренности на поле боя. Артиллерия снабжена в настоящее время современными прицелами и оптическими приборами, радиолокационными и звукометрическими станциями орудийной наводки, различными электронно-вычислительными приборами для подготовки данных к стрельбе и управлению огнем.

Многообразие и различие задач, стоящих перед артиллерией, обусловливает наличие разнообразного артиллерийского вооружения, включающего артиллерийские орудия, минометы, реактивные системы, боеприпасы и артиллерийские приборы.

В процессе учебно-боевой и боевой деятельности артиллеристы встречаются со многими факторами, оказывающими отрицательное влияние на организм. Для предупреждения этого влияния необходимо знать особенности военного труда в артиллерии. К числу таких особенностей относятся большая физическая нагрузка, возможность травматизма, действие ударной воздушной волны, взрывной волны, импульсного шума, газопламенной струи и пороховых газов, обморожения рук в зимнее время.

Физическая нагрузка. По данным исследований, энерготраты артиллеристов во время боевых стрельб достигают 10 и более ккал/мин. Обслуживание и ремонт механизмов, переноски больших тяжестей (снаряды, станины лафета и т. п.) требуют значительной мышечной работы. Достаточно сказать, что масса одного снаряда в крупнокалиберных артиллерийских системах достигает 30‑40 кг. При установке орудия на позиции и в момент снятия с позиции артиллеристам приходится поднимать массивные станины с опорами-сошниками для разведения их в стороны и закрепления орудия на грунте, а также сведения их в походное положение для сцепления с тягачом, причем в исключительно сжатые сроки.

Со значительной физической нагрузкой также сопряжен большой объем земляных работ, выполняемых при оборудовании в инженерном отношении огневых, запасных и ложных артиллерийских позиций.

Результатом такого напряжения при соответствующей предрасположенности могут быть грыжи, растяжения, даже разрывы мышц и сухожилий, и различного рода травматические повреждения (ушибы, переломы и т. п.).

Для профилактики данных явлений целесообразно проведение следующих мероприятий: дальнейшая автоматизация и механизация труда артиллеристов, соответствующий отбор военнослужащих, постоянный медицинский контроль за постепенностью повышения уровня физической нагрузки в процессе обучения.

Травматизм в артиллерии обусловлен контактом людей с различными тяжелыми металлическими механизмами и инструментами, значительным неудобством работы с ними в рукавицах, особенно при отрицательных температурах внешней среды. Контакт же обнаженных рук с металлическими поверхностями, резко охлажденными зимой, может вызвать обморожение.

Снижению травматических повреждений в артиллерии способствуют высокая тренированность, слаженность действий всех номеров артиллерийского расчета, а также обеспечение их в зимний период удобными для работы рукавицами (например, трехпалыми).

Воздушная ударная волна

Воздушная ударная волна образуется при стрельбе и разрыве снарядов, мин и т. п. Она может быть дульной, баллистической и взрывной.

Дульная волнавозникает вследствие выброса из канала ствола под большим (3000 атмосфер и более) давлением пороховых газов. Они сжимают окружающий воздух у дула, создавая положительную фазу волны, длящуюся несколько десятков миллисекунд. Возникшее сжатие передается все более удаленным слоям воздуха, и дульная волна распространяется на значительные расстояния. Затем положительная фаза сменяется отрицательной, когда давление падает ниже атмосферного.

Применение тормозов, закрепляемых на дульной части ствола для уменьшения энергии отката орудия, приводит к тому, что энергия дульной волны распространяется в стороны, вверх, вниз и назад и увеличивает возможность поражения артиллерийских расчетов, особенно при отражении волны от окружающих объектов (различные строения, деревья и т. п.). Чем больше калибр орудия, тем выше величина избыточного давления в положительной фазе.

Возникновение дульной волны сопровождается образованием звуковых волн высокой интенсивности, причем в орудиях крупного калибра в основном возникают низкочастотные звуки, в орудиях малого калибра - высокочастотные.

Баллистическая волна образуется вследствие колебания частиц воздуха, вызываемого летящим снарядом. Энергия ее обычно невелика, поэтому ее поражающее действие сказывается лишь на близком расстоянии (около 1 м).

Взрывная волнаобразуется в момент разрыва снаряда (мины, бомбы и др.) в результате чрезвычайно быстрого (взрывного) химического превращения твердых веществ в газообразные с выделением тепла и образованием нагретых, сжатых до нескольких тысяч атмосфер газов, расширяющих фронт сжатия со скоростью до 5‑25 км/с.

Взрывная волна, как и дульная, характеризуется двухфазным действием (фаза сжатия и фаза разрежения воздуха). По мере распространения давление и скорость ее падают, и, в конечном счете, она превращается в обычную звуковую волну с преобладанием в ее спектре инфра- и ультразвуковых частот. Поражающее действие воздушной ударной волны тем сильнее, чем больше площадь тела. Удар слоя сжатого воздуха вызывает кратковременную деформацию тела человека и связанную с ней травматизацию органов и тканей, котораяв легких случаях сводится к повреждению барабанных перепонок, а в тяжелых - обусловливает закрытую черепно-мозговую травму и многочисленные повреждения внутренних органов.

Таким образом, во время стрельбы из орудий на артиллеристов действуют перепады давления, инфра- и ультразвуковые колебания и сверхсильный импульсный шум (140 - 170дБ), характеризующийся крутым нарастанием звукового давления, кратковременностью действия и сравнительно медленным спадом.

Комбинированное действие баро- и акустического факторов, по мнению ряда исследователей, обусловливает акустическую травму.

Развитие у артиллеристов тугоухости, известной под названием «артиллерийской глухоты», давно привлекало к себе внимание врачей. При выстрелах из различных артиллерийских систем без защиты органа слуха может возникнуть острая акустическая травма, характеризующаяся грубыми механическими изменениями органа слуха (перфорация барабанных перепонок, кровотечение из ушей), односторонним или двухсторонним понижением остроты слуха по типу поражения, звуковоспринимающего аппарата.

Газопламенная струя,возникающая при запуске реактивных снарядов, как и ударная волна, вызывает мгновенное нарастание давления на поверхность тела и множественные поражения типа закрытых травм. Однако вследствие большей продолжительности действия (десятые доли секунды или секунды) газодинамическое давление вызывает в организме значительно более тяжелые повреждения, зачастую не совместимые с жизнью, кроме того, ожоги различной степени от действия сильно нагретых потоков газов, а также ушибы и повреждения различных частей тела в результате отбрасывающего эффекта.

Для профилактики вредного действия перечисленных факторов необходимо добиваться, чтобы избыточное давление и акустические факторы на рабочих местах артиллерийских расчетов не превышали допустимых величин, что достигается соответствующими конструктивными решениями при создании артиллерийских систем, укрытием людей в момент выстрела и запуска реактивных снарядов, использованием для защиты органа слуха индивидуальных средств защиты (легкий артиллерийский шлем, противошумы и т. п.), тщательным отбором для службы в артиллерии лиц, не имеющих противопоказаний со стороны ЛОР и других органов.

Пороховые газы,истекающие из дульного тормоза артиллерийских систем (особенно безоткатных орудий) в стороны и назад, создают дополнительную опасность поражения артиллерийских расчетов и своих войск при размещении орудий в инженерных сооружениях (окопах, дотах, дзотах).

Загрязнение одежды и кожных покровов горюче-смазочными материалами как в процессе эксплуатации подвижных объектов артиллерийской техники (артиллерийские тягачи и т. п.), так и при разборке и чистке материальной части орудий также следует отнести к числу неблагоприятных факторов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.017 с.)