Полит Процессы в Современной России.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полит Процессы в Современной России.



Полит Процессы в Современной России.

Вопрос 1. Основные этапы политической истории СССР.

Вообще давать периодизацию политической истории страны по личностям – не слишком правильно. Но к истории СССР – это применимый рабочий подход, поскольку власть была крайне персонифицирована.

 

СССР был создан 30 декабря 1922 г., путем объединения РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

Советский Союз состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по конституции являющихся суверенными государствами. В состав части республик входили автономные республики, края, области, автономные области и автономные (на ранних этапах — национальные) округа.

Обычно периодизация истории СССР даётся по руководителям Советского государства, так как от стиля правления и личных взглядов правителя во многом зависел этой самой истории. Фактическим главой СССР являлся, как правило, Генеральный (Первый) секретарь ЦК КПСС, часто совмещавший эту должность с должностью Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Совета министров СССР или Президента СССР.

 

Руководители:

  1. В. И. Ленин (1922—1924), председатель СНК СССР в 1923—1924
  2. И. В. Сталин (1924—1953), генеральный секретарь ЦК ВКП (б) (КПСС) в 1922—1953, председатель СНК (СМ) СССР в 1941—1953
  3. Г. М. Маленков (1953), председатель СМ СССР в 1953—1955
  4. Н. С. Хрущёв (1953—1964), первый секретарь ЦК КПСС в 1953—1964, председатель СМ СССР в 1958—1964
  5. Л. И. Брежнев (1964—1982), первый (генеральный) секретарь ЦК КПСС в 1964—1982, председатель Президиума ВС СССР в 1977—1982 (также в 1960—1964)
  6. Ю. В. Андропов (1982—1984), генеральный секретарь ЦК КПСС в 1982—1984, председатель президиума ВС СССР в 1983—1984
  7. К. У. Черненко (1984—1985), генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума ВС СССР в 1984—1985
  8. М. С. Горбачёв (1985—1991), генеральный секретарь ЦК КПСС в 1985—1991, председатель Президиума ВС СССР в 1988—1989, президент СССР в 1990—1991

 

В. И. Ленин (1922—1924)

Практически не руководил СССР как таковым, так как в 1922 году тяжело заболел. Тем не менее, до образования СССР в 1921 году выступил инициатором новой экономической политики, которая являлась основным предметом дискуссий в руководстве страны на протяжении 20х годов. Ленин являлся автором проекта СССР (то есть создания «федерации» республик, а не автономий в составе России – проект Сталина). На протяжении 1922-1924 гг. управлял страной посредством писем съездам ВКП(б). В 1923 году продиктовал «Политическое завещание», в котором дал характеристику 6 членам партии, возможным «преемникам» на посту лидера большевиков: Сталину, Троцкому, Каменеву, Зиновьеву, Бухарину и Пятакову. Поскольку Ленин заявлял, что ни один из них на этот пост не годится, то это письмо скрыли от съезда. В 1924 года ещё при Ленине была принята первая Конституция СССР: законодательная власть - Всесоюзный съезд Советов, созываемый нерегулярно и постоянно действующий ЦИК: Совет Союза и Совет национальностей. Исполнительная власть: СНК.

2) Сталин

1924-1929 гг. – консолидация политической системы и возвышение Сталина. Серьезные внутри политические конфликты, становление де факто однопартийной системы, с «единой линией».

 

Фракционная борьба

(Каменев-Зиновьев-Сталин) После смерти Ленина, в августе 1924 г., Сталин, Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев объединились с Бухариным, Рыковым, Томским и Куйбышевым, составив в Политбюро так называемую «семерку» против Л. Д. Троцкого. В результате Троцкий, считавшийся вторым после Ленина по влиянию «вождём» и наиболее вероятным наследником Ленина, был побеждён.

 

(Каменев-Зиновьев-Троцкий) В тот момент Сталин находился в тесном блоке с Бухариным-Рыковым,так что в начавшейся внутрипартийной борьбе между «правыми» и «левыми» он предоставлял им силы партийного аппарата, они же (именно Бухарин) выступали в качестве теоретиков. «Левая» оппозиция, то есть объединившиеся Троцкий, Каменев и Зиновьев, была окончательно разгромлена после демонстрации 7 ноября 1927 года в Ленинграде. В это время, с подачи бухаринцев, началось создание «культа личности» Сталина, которого до сих пор считали партийным бюрократом, а никак не вождем-теоретиком, могущим претендовать на наследие Ленина. Укрепившись в роли лидера, Сталин в 1929 году наносит неожиданный удар по своим союзникам, обвинив их в «правом уклоне» и начав фактически реализовывать (при этом в крайних формах) программу «левых» на сворачивание НЭПа и форсированную индустриализацию за счёт эксплуатации деревни, до сих пор служившую предметом осуждения.

1929г. – высылка Троцкого из СССР

 

1936-37гг. – процессы против Каменева, Зиновьева, Бухарина.

 

1929-1953г. – «тоталитарный» период, тотальная общность и режим личной власти Сталина.Репрессии.

 

Г. – Конституция

5 декабря 1936 г. утверждена но­вая Конституция СССР. В Основном Законе были отражены перемены в национально-го­сударственном устройстве СССР, появление новых союзных и авто­номных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР воз­никли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская, Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преоб­разованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11.

Политическую основу страны составляли Советы депутатов тру­дящихся. Изменялась структура государственной власти: ее высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей). В число его задач входило утверждение состава правительства СССР. Расши­рялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законода­тельства.

 

3) 1953-54гг. – Берия – формальный руководитель после смерти Сталина. После него – полгода – Маленков.

Маленков стал председателем Совета министров СССР и фактическим руководителем государства, однако в то же время освобождён от должности секретаря ЦК КПСС, так как другие члены Президиума ЦК видели в нём «друга Берия» и опасались его усиления. После ареста Л. П. Берия начал терять влияние, а после назначения в сентябре 1953 г. Н. Хрущёва на должность 1-го секретаря ЦК КПСС утратил в партийной иерархии негласный статус «первого человека».

4) Хрущев, 1953- 1964 гг. – постсталинский период.

1956г. – 20й съезд ЦК, «разоблачение культа личности», десталинизация, прекращение репрессий сталинского типа. «самодурство» в принятии решений.

 

1957 г. -Маленков и Молотов первый раз пытались отстранить Хрущёва от власти.

1964г. - Октябрьский пленум ЦК, организованный в отсутствие Хрущёва, находившегося на отдыхе, освободил его от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья». После этого Никита Хрущёв пребывал под фактическим домашним арестом.

 

Реформы Хрущёва

  • В области сельского хозяйства: повышение закупочных цен, уменьшение налогового бремени.
  • Началась выдача паспортов колхозникам — при Сталине они не имели свободы передвижения.
  • Создание совнархозов — провалившаяся попытка сменить ведомственный принцип управления экономикой на территориальный.
  • Началось освоение целины, внедрение в культуру кукурузы. Увлечение кукурузой сопровождалось крайностями, например, её пытались выращивать в Карелии.
  • Расселение коммунальных квартир — для этого началось массовое строительство «хрущёвок».

Хрущёв объявил в 1961 г. на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики.

В целом до 1956 года (развенчание курса личности Сталина) курс Хрущёва был направлен на либерализацию, после 1956 началось создание культа личности Хрущева и последовала череда авантюрных реформ.

Гг. Брежнев.

  • Пришел как ставленник номенклатуры, уставшей от Сталина и Хрущева.
  • После болезни в 1974г. стремился уйти с должности. Но т.к. различные претенденты на власть после него не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы отстранить друг друга от конкуренции, то его уговаривали остаться (особенно энергично – Андропов)

 

1964 г. - Брежнев возглавляет заговор против Хрущёва, после смещения которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.

Застой

  • Для стиля правления Брежнева был характерен консерватизм.
  • Стагнация в экономике компенсировалась благоприятной для СССР внешнеэкономической конъюнктурой.
  • Большую долю ресурсов поглощал военно-промышленный комплекс (ВПК).ВПК достиг своего апогея, что приносило ущерб развитию экономики в целом и усугубляло кризис.
  • Экономические реформы 1960-х гг. были свернуты, темпы роста промышленности и сельского хозяйства резко снизились, научно-технический прогресс замедлился. Советский Союз все больше отставал в своем развитии от ведущих мировых держав.
  • В политике - ростом бюрократического аппарата, усилением его произвола. В партийных кругах процветали злоупотребление служебным положением, казнокрадство, коррупция.
  • органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Брежнев лично одобрял репрессивные меры, направленные против активистов правозащитного движения в СССР. (1975г. – подписание Хельсинских соглашений, создание СБСЕ (Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе), что привело к возникновению правозащитного движения в СССР. Правозащитники настаивали на соблюдении Конституции СССР и подписанных международных документов, не призывая к изменению строя или отказу от социализма/коммунизма.
  • 1977г. новая Конституция, в которой содержались номинальные переименования отдельных органов власти, не содержалось упоминания о федерализме и содержалась статья о руководящей роли партии (статья 6).

 

6) Андропов (1982-февр. 1984) и Черненко (1984-85)

Андропов добился достаточной поддержки среди партийных руководителей, чтобы преодолеть сопротивление бывших сторонников Брежнева, и был избран Генеральным секретарём ЦК. Андропов упрочил своё положение, став Председателем Президиума Верховного Совета СССР 16 июня 1983.

В первые месяцы своего правления он провозгласил курс, направленный на социально-экономические преобразования. Но все изменения свелись к административным мерам, укреплению дисциплины среди работников парт.аппарата и на рабочих местах, разоблачению коррупции в близком окружении правящей верхушки. Политическая и экономическая система оставалась неизменной. Идеологический контроль и репрессии против инакомыслящих ужесточились. Во внешней политике усилилась конфронтация с Западом.

Андропов умер 9 февраля 1984. Преемником стал представитель консервативного крыла советских коммунистов Константин Устинович Черненко. За время правления Черненко было предпринято несколько так и не удавшихся проектов: реформа школы, поворот северных рек, усиление роли профсоюзов. При Черненко не происходило каких-либо существенных изменений в составе Политбюро и Совета министров. Активные расследования и репрессии против различного рода коррупционеров брежневского времени, начатые при Андропове, не были остановлены и при Черненко.

 

7) Горбачев (1985 – 25 дек. 1991) (в основном из ответа на 3.2)

 

  • «ускорение соц-эконом. Развития»
  • Не было программы реформ, слабое представление о соц. структуре общества и методах реформ
  • 1987 г. – принятие закона о госпредприятиях и индивидуальной деятельности. Были заметно расширены права предприятий. Они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранным фирмами деятельность. Правительство заявило о желании внедрить «полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление» во все отрасли народного хозяйства. Директивный государственный план заменялся госзаказом.
  • Экономическая политика Горбачева отличалась непоследовательностью и половинчатостью, абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов «глушились» бюрократическим аппаратом на местах.

 

  • Гласность.

В экономике перестройка началась с «ускорения», а в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала «гласность». В партийном руководстве не было единого мнения о целях, задачах и «мере» гласности. Консервативное крыло настаивало на свертывании критики тоталитаризма. Центристы, к числу которых относился Горбачев, выступали за гласность, но «в рамках соц выбора».

Гласность позволяла народу выражать открыто свое недовольство. Таким образом, выявила внутренние пробле­мы общества и открыла людям Запад. Она, в конечном счете, привела к поражению консер­ваторов в августе 1991 г.

 

ГКЧП и распад Союза

К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромисс­ный проект Союзного до­говора. Согласно ему, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде — налоговой и социальной политики.

Подписание договора было намечено на 22 августа. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г в отсутствие М.С. Горбачева был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над СМИ. В Москву вошли войска.

Население страны в целом сохраняло спокойствие. Однозначно проель­цинские позиции заняли представители частного сектора экономики. В условиях, когда ГКЧП практически бездействовал, этого оказалось достаточным для ликвидации «путча». Ельцин перехватил инициативу (знаменитая сцена на танке). 22 августа члены ГКЧП были арестованы.

Ель­цин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе.

 

М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ог­раниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт, подготовленный в глубокой тайне от президента СССР и народов страны, вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик. 25 декабря М.С.Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

 

Гласность.

В экономике перестройка началась с «ускорения», а в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала «гласность». В партийном руководстве не было единого мнения о целях, задачах и «мере» гласности. Консервативное крыло настаивало на свертывании критики тоталитаризма. Центристы, к числу которых относился Горбачев, выступали за гласность, но «в рамках соц выбора».

Гласность позволяла народу выражать открыто свое недовольство. Таким образом, выявила внутренние пробле­мы общества и открыла людям Запад. Она, в конечном счете, привела к поражению консер­ваторов в августе 1991 г.

ГКЧП и распад Союза

К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромисс­ный проект Союзного до­говора. Согласно ему, республики получали значительно больше прав, центр из управляющего превращался в координирующий. Реально у него в руках оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел и в урезанном виде — налоговой и социальной политики.

Подписание договора было намечено на 22 августа. В ночь с 18 на 19 августа 1991 г в отсутствие М.С. Горбачева был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над СМИ. В Москву вошли войска. Их цель – остановить распад государства и вернуть законность СССР. Хотели насильственно отстранить Горби от власти.

Население страны в целом сохраняло спокойствие. Однозначно проель­цинские позиции заняли представители частного сектора экономики. В условиях, когда ГКЧП практически бездействовал, этого оказалось достаточным для ликвидации «путча». Ельцин перехватил инициативу (знаменитая сцена на танке). 22 августа члены ГКЧП были арестованы.

Ель­цин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе.

М.С. Горбачев, отказавшись от поста генерального секретаря ЦК КПСС, продолжал бороться за Союзный договор, получая ог­раниченную поддержку лишь от лидеров Белоруссии, Казахстана и среднеазиатских республик.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт, подготовленный в глубокой тайне от президента СССР и народов страны, вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители еще восьми республик. 25 декабря М.С.Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

 

Ельцин

В условиях социально-экономической напряженности, региональные республики усиливают центробежные процессы. В связи с этим подписан 31 марта 1992г. большинством из 89 субъектов РФ Федеративный договор. От подписания договора отклонились лидеры Татарстана и Чеченской Республики.

После распада СССР в период с 1992г. по 1993г:

· Законодательная власть - Съезд народных депутатов России и избираемый из числа депутатов двухпалатным Верховным Советом.

· Исполнительная власть концентрировалась в руках Президента и назначаемого им Правительства.

· Судебная власть - Конституционный Суд и Верховный Суд.

В действующей в этот период Конституции РСФСР (Российской Федерации) 1978г. с внесенными в неё многочисленными поправками и изменениями функции разных ветвей власти четко определены не были.

Реформы «шоковой терапии».

В ходе V Съезда народных депутатов РСФСР, 28 октября 1991г., Ельцин огласил основные положения программы перехода к экономическим преобразованиям. Суть этой программы заключалась в проведении аналога западной модели радикальных экономических преобразований, под названием «шоковая терапия».

1 января 1992г. – начало реформ, происходит отпуск розничных цен, которые выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992г. – в 100-150 раз.

1 октября 1992г. начинается первый этап ваучерной приватизации на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков на сумму 10 тыс. руб. Второй этап начался 1 июля 1994 года, означал провал первого. То есть признавалось, что приватизация не привела ни к экономическому росту, ни к появлению широкой массы собственников.

VII Съезд народных депутатов в декабре 1992г, признал работу правительства неудовлетворительной и отправил кабинет в отставку. С этого момента происходит нарастание конституционного кризиса в стране.

 

Конституционный кризис.

Президент Ельцин в своём телеобращении к россиянам от 21 сентября 1993г., обнародовал знаменитый указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе»: роспуск Верховного Совета Съезда народных депутатов и формировании нового законодательного органа власти – двухпалатного парламента – Федерального Собрания.

В тот же вечер председатель уже несуществующего Верховного Совета РФ Р.И.Хасбулатов заявил о том, что действия Президента Ельцина носят антиконституционный характер и фактически являются государственным переворотом. 22 сентября вице-президент А.В.Руцкой заявил о возложении на себя президентских полномочий. Депутаты решили не покидать здание Верховного Совета – «Белый Дом», которое к тому времени было уже оцеплено силами правопорядка, подчиненными Ельцину. Массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета 3 октября перерастают в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президентом вводится чрезвычайное положение и по улицам Москвы направляются танки к Белому Дому. Утром 4 октября начинается обстрел Белого Дома.

После разгрома «советского парламента» Б.Н.Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по новой Конституции России.

 

Референдум по Конституции и выборы в Федеральное собрание.

12 декабря 1993г. состоялся всероссийский референдум по Конституции РФ и, одновременно, выборы в Федеральное Собрание. Первое место - «Выбор России» (проправительственный). Второе место ЛДПР. Третье место - КПРФ.

В соответствии с Конституцией в компетенцию ФС входит обязательное одобрение обеими его палатами бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты.

Однако реальное воздействие нижней палаты парламента оказалось значительно шире. С начала 1994г. значительная часть ГД находилась в оппозиции курсу радикальных рыночных реформ, постепенно осуществлялась его корректировка. Новое правительство Черномырдина, подтвердив приверженность курсу рыночных реформ, провозгласило корректировку темпов их проведения, умеренность и сбалансированность.

 

Усиление вертикали власти.

Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ В.В.Путина стало осуществление масштабной административной реформы. 13 мая 2000г. был подписан Указ об образовании федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Были назначены полномочные представители Президента, из семи пять оказались действующими генералами.

 

Реформы Федерального Собрания РФ.

2000г. по инициативе Президента парламент утвердил реформу Совета Федерации. Вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов теперь работают на постоянной основе 178депутатов – назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями.

5 декабря 2001г. председателем обновленного Совета Федерации стал представитель от Санкт-Петербурга С.М.Миронов.

Предпринятые Путиным серьезные административные преобразования свидетельствуют об укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной роли ФС РФ и в известной мере ограничении политической самостоятельности органов власти субъектов Федерации.

 

Назначение губернаторов

13 сентября 2004 года президент выступил за отмену выборности глав субъектов и введение их назначаемости Президентом с согласия региональных парламентов, а также предоставление Президенту права распускать региональное законодательное собрание в случае повторного несогласия с его решением о назначении главы субъекта. Одновременно, в качестве «компенсации» Путин предложил создать Общественную палату России в качестве совещательного органа, призванного представлять гражданское общество, и перейти к выборам в Государственную Думу на исключительно партийной основе.

 

Медведев

По мнению Гаман-Голутвиной взял курс на либерализацию после ужесточения режима Путиным. Заявил о необходимости либерализации закона о НКО. Объявил и приоритете Конституции и закона в РФ. Также предложил увеличить сроки полномочий ГД и президента до 5 и 6 лет соответственно. Борьба с коррупцией – принят национальный план по противодействию коррупции, включает антикоррупционную экспертизу законопроектов, в том числе в общественной палате и т.п. Предложил партиям, не преодолевшим 7% барьер, но набравшим более 5% дать 1-2 места в ГД. Объявил о планах поэтапного снижения количества членов, необходимых для регистрации партии (было 50000, сейчас 45000, возможно ещё снизят). Обязал правительство ежегодно отчитываться перед парламентом по итогам своей деятельности и отвечать на вопросы депутатов. Начал вести видео блог на своем сайте, причем есть случаи его реальных ответов на обращения граждан (вечный огонь в Краснодаре).

Последние изменения: Возрождение преемственности, модернизация, выборы президента на 6 и Думы на 5, сохранение процедуры назначения губернаторов. Реформа МВД, образования, ужесточение борьбы с коррупцией.

 

 

Глава 5 Федеральное Собрание

- парламент РФ, является представительным и законодательным органом

- состоит из двух палат – Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД)

- СФ – по два представителя от каждого субъекта, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти

- Государственная Дума состоит из 450 депутатов (на 5 лет, регулируется федеральными законами.

СФ: утверждает изменения границ, указы президента о ВП и ЧП, решения о возможности использования военных сил за границей, назначает на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда, председателя Счетной Палаты и т.д.

ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначают председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента и т.д.

- законодательная инициатива принадлежит Президенту, СФ, ГД, законодательным органам субъектов, вышеперечисленным судам

- Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

- ГД нельзя распускать, когда ЧП и ВП, когда она выдвигает обвинение против Президента, а решение СФ еще не принято

Глава 6. Правительство РФ

- исполнительная власть

- состоит из Председателя (назнач. Президентом с согласия ГД), заместителей (председатель предлагает президенту) и федеральных министров

- Если ГД 3 раза отклонила кандидатуру, Президент ее распускает и назначает Председателя сам

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, финансовой, кредитной и денежной политики

 

Особенности по Пономаревой:

  1. возрождение преемственности
  2. изменения в Конституции – 6 лет президент и 5 лет парламент
  3. назначение губернаторов, то есть продолжение политики укрепления вертикали власти
  4. сейчас – кадровый голод, но существует заявка на обновление элит
  5. сейчас идут реформы в МВД, образовании
  6. активная борьба с коррупцией
  7. тандемократия – хотя по конституции рулит президент, Путин не особо стремится уйти в тень
  8. решения принимаются в основном узким кругом лиц где-то в администрации президента. Важна роль крупного бизнеса типа Лукойла – имеют доступ напрямую в кабинет Медведа и Путина.
  9. По-прежнему действует одна партия-гегемон, нет реальной оппозиции
  10. Сейчас активно снимают генералов, идет обновление элит
  11. В общем здесь надо говорить все, что в голову приходит

 

По словам самого же Медеведа в России вперед:

1. Нынешнее положение дел:

Мировой экономический кризис, как следствие, обострение сырьевой зависимости и невысокой конкурентоспособности товаров российского производства. Подчеркивается, что бизнес «не изобретает». Падение производства.

На уровне глобальных процессов влияние России не так велико, как бы хотелось.

Т.Е. неэффективная экономика, полусоветская социальная сфера (демократические институты сформированы, но гражданское общество слабо), негативные демографические тенденции, неразвитый Кавказ.

Однако, «делается многое. Россия работает». Всё функционирует, но не развивается.

Технологическое развитие, модернизация политической системы, укрепление судебной власти, противодействие коррупции – основные направления работы.

Опора на правильные традиции, искоренение или изменение негативных («пороков»).

Создание «умной» экономики, 5 векторов экономической модернизации:

1. Эффективность производства, транспортировки и использования энергии, новые виды топлива

2. Новый качественный уровень ядерных технологий

3. Совершенствование информационных технологий

4. Собственная наземная и космическая инфраструктура передачи всех видов информации

5. Медицина (производство отдельных видов оборудования, медикаментов)

Важность АПК и оборонки.

Опора на знания. «Инновационная экономика…часть культуры, основанной на гуманистических ценностях». Инновационная экономика идёт в тандеме с технологическим развитием, т.к. научный прогресс связан с прогрессом политических систем.

Завязка «умной» экономики и свободного общества через повышение благосостояния.

2. В политической сфере– повышение роли политических партий

Демократия нуждается в защите, следовательно, необходимо создание эффективного суда.

Повышение качества жизни

Необходимость нормализации ситуации на Кавказе, улучшения демографической ситуации.

Сотрудничество

Модернизация демократии и формирование экономики через сотрудничество с интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Углублять сотрудничество с ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИК.

Реформирование наднациональных политических и экономических институтов для развития международных отношения, учета интересов как можно большего количества народов и стран.

 

Е гг

1. С приходом к власти Путина ситауция изменилась.

2. Он взял курс на политику централизма (рецентрализации) и формирования властной вертикали.

3. Федерализм стал номинальным.

4. Усилилось влияние исполнительной власти.

5. Конфликты с регионами стали носить скрытый характер.

6. Политику Путина в отношении регионов можно разделить на два этапа:

 

1 этап:

1). Это реформа института полпредов. Были созданы 7 федеральных округов. А полпреды стали:

А). Выполнять функцию контроля над губернаторами

Б). Вносить предложения президенту относительно федерального вмешательства

В). Предлагать президенту кандидатуру губернатора

Г). Иметь доступ к любой информации в своем округе.

 

2). Введение в 2000г. «Нормы федерального вмешательства»

А). Президент получил право отстранять губернаторов и назначать временно исполняющих их обязанности, если против губернатора было выдвинуто обвинение)

Следовательно, Контроль над регионами существенно возрос.

 

2 этап:

2005 г. – переход к назначению губернаторов:

-Президент назначает губернатора, которму он «доверяет»

-Президент получил право без ГД отсранять губернаторов

-Местные законодательные собрания будут распущены, если 3 р. не утвердят кандидатуру, предложенную им президентом.

 

В обмен на это губернаторы получили право сидеть не 2 срока, как было, а сколько президент будет им «доверять».

 

В результате регионы стали заинтересоываны в поиске столичных лоббистов и их утверждении в качестве губернаторов, что и произошло. (Боос- Калининградская область, Ивановская область – Мень).

 

Отмена крепостного права.

 

К середине 19 в. крепостное право тормозило дальнейшее экономическое развитие России.

В черноземных землях шел рост эксплуатации крестьянского труда помещиками (увеличение повинностей и платежей), что часто приводило к разорению собственно крестьянских хозяйств, т.к. у них не хватало времени для обработки своих участков. Как следствие, сокращались доходы и самих поместных дворян -> для поддержания привычного уровня жизни многие закладывали имения. В 1850-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено. -> Кризис помещичьих хозяйств.

В нечерноземных землях крестьяне все больше занимались ремеслом и нанимались на мануфактуры, за счет этих посторонних заработков выплачивая оброк. «Отходничество» крестьян развитию мануфактур, но т.к. рынок свободной рабочей силы был ничтожно мал, а «отходников» помещик мог в любой момент отозвать назад, развитие промышленности так же тормозилось.

После проигрыша в Крымской войне отсталость производства и необходимость отмены крепостного права стала очевидной.

 

1857г. – создание Секретного комитета (князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев) - «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось представить дворянство инициатором решения этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло.

 

С конца 1857г. – рескрипты о создании губернских дворянских комитетов для обсуждения проектов освобождения крестьян. Обсуждение реформы становится гласным.

1858г. Секретный комитет - > Главный комитет по крестьянскому вопросу.

 

Главный вопрос: наделение крестьян землей: только со своим участком или с частью земли помещика? С выкупом или без? Три основных варианта:

 

1) помещики черноземных губерний – освободить крестьян без земли или с минимальными наделами.

2) Нечерноземных – соглашались предоставить крестьянам крупные наделы, но за максимальный выкуп

3) Помещики степной полосы (низкая плотность населения, незанятая земля) – дать крестьянам значительные наделы, но на максимальный срок сохранить барщину.

 

Созданы Редакционные комиссии – для анализа и обобщения предложений по реформе.

«либералы» (Ростовцев, Милютин, великий князь Константин Николаевич, Самарин) vs.«крепостники» (Муравьев, Панин, Гагарин). «Крепостников» больше, но Александр II поддержал меньшинство и освобождение с землей, но за выкуп.

 

Военная реформа:

Цель – сократить расходы на армию в мирное время, но иметь возможность развернуть подготовленные резервы на случай войны

1855г. –ликвидация военных поселений

1874г. – замена рекрутской повинности (25лет) всеобщей воинской повинностью (6 лет, во флоте – 7). Служить должны все сословия.

Полностью ликвидировать сословный характер армии не удалось (офицеры – преимущественно дворяне), но ее боеспособность возросла.

Значение и итоги реформ:

Проведенные преобразования в целом имели прогрес­сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно­го пу



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.017 с.)