Февраля 1861г. – Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из зависимости» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февраля 1861г. – Манифест об отмене крепостного права в России и «Положения о крестьянах, вышедших из зависимости»



Крестьяне стали лично свободными (право заключать сделки, приобретать движимое и недвижимое имущество, переходить в другие сословия). Но крестьянство осталось связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”),; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний.

 

Значение отмены крепостного права:личная свобода почти 24 млн. человек, значительный рост рынка рабочей силы, приток населения в города, рост промышленности, изменение социально-политической ситуации и необходимость продолжения реформ в других сферах.

 

Раньше: местное самоуправление в руках помещиков + судебная власть помещиков над крестьянами. Свобода крестьян -> нужны реформы местного самоуправления и судебной системы

 

Земская реформа:

1864 г - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»

 

Вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному правлению, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. Земства не были созданы в Сибири, на Европейском Севере (мало дворян, нет правительственной опоры) и на Правобережной Украине, в Белоруссии и Литве (среди дворян много поляков, которых правительство не считало надежными).

Городская реформа:

1870 г. -издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, проходившие имущественный цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

 

Судебная реформа:

Самая последовательная из реформ Александра II.

Принципы реформы:

1) Гласность. На заседания суда пускали публику и прессу. Но в 70-х гг. право на посещение процессов по политическим делам было ограничено

2) Бессословность. Единый суд и законы для всех подданных Российской империи. НО: сохранились сословные суды для военных и духовенства + крестьянский волостной суд (мелкие правонарушения, по местным обычаям, а не общим законам)

3) Независимость суда. Страна разделена на судебные округа, высшая судебная инстанция – Сенат. Независимость суда от исполнительной власти и местной администрации – обеспечивается высокими окладами и несменяемостью судей и судебных следователей.

4) Участие в судебном заседании выборных представителей населения, т.е. присяжных.

5) Состязательность и право на защиту.

 

Цензурная реформа:

Конец 50х гг. – разрешено обсуждать в печати вопросы общественной жизни и деятельность правительства.

Гласность стала одним из ускорителей реформ.

1865г. – Временные правила о печати– отмена предварительной цензуры для периодики, но создавалась карательная цензура – за нарушение законов о печати издание могли закрыть в судебном порядке. На практике предварительная цензура частично сохранилась как для периодики, так и для книг.

 

Реформа образования:

1864г. – Положение о народных училищах и Устав гимназий и прогимназий. Государственные, церковно-приходские или земские школы для начального образования (1-3 года).

Цель реформы – создать бессословное образование. Не удалось, т.к. оно не стало бесплатным и обязательным.

 

1863г. Университетская реформа: автономия и самоуправление университетов – вышли из-под власти попечителей учебных округов. Полиция потеряла право вступать на территорию университетов. Но министерство просвещения сохранило право назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила.

Военная реформа:

Цель – сократить расходы на армию в мирное время, но иметь возможность развернуть подготовленные резервы на случай войны

1855г. –ликвидация военных поселений

1874г. – замена рекрутской повинности (25лет) всеобщей воинской повинностью (6 лет, во флоте – 7). Служить должны все сословия.

Полностью ликвидировать сословный характер армии не удалось (офицеры – преимущественно дворяне), но ее боеспособность возросла.

Значение и итоги реформ:

Проведенные преобразования в целом имели прогрес­сивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционно­го пути развития страны. Россия в определенной степени приблизи­лась к передовой для того времени европейской социально-политиче­ской модели.

· Закон дал личную свободу и права миллионам крестьян, уравнял крестьян разных типов (государственных, удельных и пр.) в правах. -> рост городского населения, свободная рабочая сила

· Всесословные органы местного самоуправления

· Новый суд и присяжные

Все это увеличивало пространство свободы, создавало возможность для развития общества не только «под крылом» государства. В то же время решения создать правительственное правление, конституционно ограничить полномочия царя так и не последовало. Почти все реформы носили «половинчатый» характер.

Крестьянская реформа была сложным компромиссом между государством и всем обществом, ме­жду двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малозе­мелье, нищету и экономическую зависимость от государства.

Рефор­ма 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX — начале XX в..

Однако процесс модернизации России имел специфический характер: реформы шли «сверху», их инициатором было государство и некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60 — 70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разра­ботанных в январе 1881 г. министром внутренних дел, графом М. Т. Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправ­ления, привлечение представителей земств и городов (с совещатель­ным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.008 с.)