Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4. Формирование и развитие федерализма в современной России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Были всего 2 попытки сформировать федеративную систему: 1) 1917 – 1922 гг., привела в итоге к реставрации фактически унитарного государства; 2) началась в 1990-е годы. Ø В свое время советская федерация оказалась единственной формой государственного устройства, способной остановить распад страны, но 1) применение принципа этнического федерализма подорвало территориальную целостность государства, 2) двухуровневая система советского федерализма - союзные республики и включенные в их состав автономии, вызвала к жизни так называемый «парад суверенитетов», 3) отсутствие единых самосознания и идентичности граждан, 4) усиливающиеся разногласия между исполнительной и законодательной властью (что позднее ярко проявится уже в рамках РФ в противостоянии Верховного Совета и Ельцина Б.Н.) и центральной и региональной властями, последняя из которых стремилась к большей автономии и независимости от центра. Ø После распада в декабре 1991 года СССР уже российскому руководству было необходимо сохранить территориальную целостность государства. Результатом стало подписание Федеративного договора (1992 год), который подписали все субъекты федерации, за исключением Чечни и Татарстана, и который распространил федеративный принцип на всю территорию России. Вскоре после этого была принята Конституция РФ, которая закрепила основные принципы федерализма. Однако все ярче проявлялся асимметричный характер федерации ввиду наличия субъектов с разными статусами (и политическим весом). Был также подписан ряд двусторонних договоров с более чем 50 субъектами. Однако по мере стабилизации политической системы, обнаружилось, что центр не прочь пересмотреть распределение полномочий между ним и регионами в свою пользу, причем Конституция и Федеративный договор были написаны так, что даже коренной пересмотр порядка взаимоотношений не требует внесения поправок (нечто подобное происходило и в начале 2000-х годов). Ø С начала 2000-х годов, то есть с приходом к власти Путина В.В., стали наблюдаться смещения в сторону централизованной политики. 1) Центр стремился выровнять асимметрию федеративных отношений (то есть разницу статуса республик и прочих субъектов), в ходе чего был расторгнут ряд договоров об особом порядке разграничения полномочий, заключенных центром с отдельными регионами; 2) изменился порядок формирования верхней палаты Федерального собрания - Совета Федерации (раньше членами этой палаты по должности являлись губернаторы и главы региональных законодательных собраний, теперь же остались лишь их представители, назначение которых неизбежно согласуется в Кремле); 3) с 2004-го губернаторы больше не избираются жителями их регионов, а утверждаются местными парламентами по предложению главы государства. Такое решение, по сути, исключило обратную связь власти с гражданами; 4) единая система исполнительной власти, причем по сути на уровне федерации создается демократическое государство, а на уровне регионов – недемократическое (поскольку власть находится в руках губернаторов, которые назначаются из центра). Также наметилась тенденция снижения влияния и ограничения полномочий региональных парламентов. Таким образом, и исполнительная, и законодательная власти являются более могущественными на федеральном, а не на региональном уровне. Ø Факторы, препятствующие становлению эффективной федеративной системы: 1) огромная территория, 2) многонациональность, 3) неэффективная партийная система, 4) стремление «выглядеть» федерацией, но не реально выстраивать такую систему. Ø Дополнительная информация: по состоянию на 1 марта 2008 г. 83 субъекта (21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа). Наметилось укрупнение субъектов (еще в 2004 году субъектов было 89).
(по лекциям ГАМАН)
90-е гг: Начало 90-х гг. характеризовалось слабостью центра. Национальные Республики были «государствами в государстве», не подчинялись федеральным законам. Центр не особенно занимался регионами, поскольку в Москве в то время происходила борьба за власть.
1. Ельцинскую политику в отношениии регионов можно назвать политикой компромисса и клиентеллистских отношений. 2. Этот период в отношениях центр-регионы можно назвать децентрализацией. 3. Компромисс с регионами подразумевал отдачу им природных ресурсов 4. Конфликты между центром и регионами носили открытый публичный характер (постоянные скандалы на Дальнем Востоке).
Е гг 1. С приходом к власти Путина ситауция изменилась. 2. Он взял курс на политику централизма (рецентрализации) и формирования властной вертикали. 3. Федерализм стал номинальным. 4. Усилилось влияние исполнительной власти. 5. Конфликты с регионами стали носить скрытый характер. 6. Политику Путина в отношении регионов можно разделить на два этапа:
1 этап: 1). Это реформа института полпредов. Были созданы 7 федеральных округов. А полпреды стали: А). Выполнять функцию контроля над губернаторами Б). Вносить предложения президенту относительно федерального вмешательства В). Предлагать президенту кандидатуру губернатора Г). Иметь доступ к любой информации в своем округе.
2). Введение в 2000г. «Нормы федерального вмешательства» А). Президент получил право отстранять губернаторов и назначать временно исполняющих их обязанности, если против губернатора было выдвинуто обвинение) Следовательно, Контроль над регионами существенно возрос.
2 этап: 2005 г. – переход к назначению губернаторов: -Президент назначает губернатора, которму он «доверяет» -Президент получил право без ГД отсранять губернаторов -Местные законодательные собрания будут распущены, если 3 р. не утвердят кандидатуру, предложенную им президентом.
В обмен на это губернаторы получили право сидеть не 2 срока, как было, а сколько президент будет им «доверять».
В результате регионы стали заинтересоываны в поиске столичных лоббистов и их утверждении в качестве губернаторов, что и произошло. (Боос- Калининградская область, Ивановская область – Мень).
Вопрос 5.Великие реформы, их политическое значение для модернизации России.
Главные реформы - отмена крепостного права, земская, городская, судебная и военная.
Отмена крепостного права.
К середине 19 в. крепостное право тормозило дальнейшее экономическое развитие России. В черноземных землях шел рост эксплуатации крестьянского труда помещиками (увеличение повинностей и платежей), что часто приводило к разорению собственно крестьянских хозяйств, т.к. у них не хватало времени для обработки своих участков. Как следствие, сокращались доходы и самих поместных дворян -> для поддержания привычного уровня жизни многие закладывали имения. В 1850-х гг. 2/3 помещичьих имений было заложено. -> Кризис помещичьих хозяйств. В нечерноземных землях крестьяне все больше занимались ремеслом и нанимались на мануфактуры, за счет этих посторонних заработков выплачивая оброк. «Отходничество» крестьян развитию мануфактур, но т.к. рынок свободной рабочей силы был ничтожно мал, а «отходников» помещик мог в любой момент отозвать назад, развитие промышленности так же тормозилось. После проигрыша в Крымской войне отсталость производства и необходимость отмены крепостного права стала очевидной.
1857г. – создание Секретного комитета (князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев) - «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось представить дворянство инициатором решения этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло.
С конца 1857г. – рескрипты о создании губернских дворянских комитетов для обсуждения проектов освобождения крестьян. Обсуждение реформы становится гласным. 1858г. Секретный комитет - > Главный комитет по крестьянскому вопросу.
Главный вопрос: наделение крестьян землей: только со своим участком или с частью земли помещика? С выкупом или без? Три основных варианта:
1) помещики черноземных губерний – освободить крестьян без земли или с минимальными наделами. 2) Нечерноземных – соглашались предоставить крестьянам крупные наделы, но за максимальный выкуп 3) Помещики степной полосы (низкая плотность населения, незанятая земля) – дать крестьянам значительные наделы, но на максимальный срок сохранить барщину.
Созданы Редакционные комиссии – для анализа и обобщения предложений по реформе. «либералы» (Ростовцев, Милютин, великий князь Константин Николаевич, Самарин) vs. «крепостники» ( Муравьев, Панин, Гагарин). «Крепостников» больше, но Александр II поддержал меньшинство и освобождение с землей, но за выкуп.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.229 (0.006 с.) |