Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл и значение Таинства КрещенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывают крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть знак исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило – благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного – освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь, или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу. Богослужение Таинства Крещения отображает процесс, в котором человек, наученный основным истинам веры Христовой, в покаянном делании осудивший свои грехи и заблуждения, поставляется пред Христом Спасителем, чтобы стать рожденным от «воды и Духа» (Ин. 3, 5) участником Царства Божия и сыном Святой Христовой Церкви. Таинство Крещения символизирует духовное рождение человека. Ради смерти на Кресте Сына Божия за грехи людей крещаемому подается в этом Таинстве особая благодать Божия, чтобы постоянно пребывать в нем как «семя жизни», скрытое и сокровенно действующее, «помогающее жить по-христиански и преуспевать в духовной жизни». Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православной Церкви, так как без него человек не может соединиться со Спасителем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах и быть наследником жизни вечной. В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходимость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). С Таинства Крещения начинается возрождение человеческой личности. Слова Священного Писания: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27) указывают, что в Крещении верующий соединяется со Христом, становится членом Христовой Церкви и через Таинство Евхаристии соделывается причастником Божественного естества по духу и телу.
Это существенное изменение природы человека в Таинстве Крещения совершается не механически, а при нравственно свободном участии самого человека. Только при этом условии в Таинстве Крещения уничтожается в человеке грех, перестает быть частью его внутреннего содержания, и он становится чистым и праведным, таким, каким некогда вышел из рук Творца, «новым творением». Это и есть «новое рождение» человека. «Если останешься при злом произволении, – учил св. Кирилл Иерусалимский, – то не ожидай принять благодать. Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, но Дух крестить не будет». Значение таинства. Крещение есть «новое рождение»; оно совершается для спасения людей: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Кроме того, раскрывая благодатное значение Крещения, Апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в Крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и – воскресаем в Нем. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (то есть Крещением с произнесением установленных слов, – Еф. 5, 25-26). «Омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). «Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Крещение названо «банею возрождения» (Тит. 3, 5). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает Апостол Петр, называя Крещение «обещанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Через Крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Литература: Нефедов стр. 41; Помазанский «Догматическое богословие» стр. 252.
Библейские основания Таинства Крещения. Таинство Крещения получило свое установление от Господа Иисуса Христа. В Евангелии повествуется о том, как по воскресении Господь являлся Своим ученикам-апостолам. Во время одного такого явления Он сказал им: «Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:18-20). Есть еще и другое указание Господа в Его беседе с Никодимом, Он сказал ему: «Аминь, аминь, глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может войти в царствие Божие» (Иоан. 3:5). История древней Церкви свидетельствует о том что таинство Крещения уже совершали апостолы и далее все их преемники.
Митр. Макарий Крещение Иоанна, самого Христа и учеников Его. Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки. Самым же делом Господь установил таинство Крещения уже по воскресении своем, когда, искупив нас своей бесценной кровью и стяжав ей право раздавать верующим дары Св. Духа (Ин. 7, 39; 2 Петр. 1, 3; 1 Кор. 1, 4), торжественно сказал ученикам своим: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 18-20); иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16; снес. Посл. вост. патр. о прав. вере чл. XV). Здесь является уже Крещение, как таинство для всех людей, а не для одних иудеев, как учрежденное навсегда до скончания века, а не на время, и как необходимое условие для вечного спасения, а не для приготовления только к благодатному царству Мессии. С этих пор св. апостолы, как только сами облеклись силою свыше (Лк. 24, 49), начали постоянно совершать таинство Крещения и очищать, возраждать в нем верующих благодатью Св. Духа: покайтеся, сказал св. Апостол Петр в тот же день Иудеям, внимавшим его проповеди, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святого Духа (Деян. 2, 38). И действительно, тогда же крестилось и приложилось к Церкви Христовой около трех тысяч (-41). Вскоре св. Филипп крестил евнуха (Деян. 8,38), св. Петр – Корнилия сотника с его семейством и другими (10, 47. 48), св. Павел – Лидию (16, 15), стража темничного с его домашними (-33), Криспа со всем его домом и многих из Коринфян (18, 8), некоторых учеников в Ефесе, крестившихся прежде крещением Иоанновым (19, 1-5), и т. д. От св. апостолов прияла таинство Крещения св. Церковь, которая с того времени неизменно совершала и совершает это таинство для всякого, кто только желает соделаться ее чадом и в ней достигнуть вечного спасения. Так смотрели на установление христианского таинства Крещения и на отношение к нему крещения Иоаннова древние учители и св. Отцы Церкви. Например: Тертуллиан: «В деяниях апостольских находим, что крестившиеся Иоанновым крещением не прияли Духа Святого, даже не слышали о Нем (Деян. 19)… Это было крещение покаяния, как бы предначатие (quаsi саndidаtus) имевшего последовать отпущения и освящения во Христе. Ибо если Иоанн проповедывал крещение покаяния во оставление грехов: то разумелось будущее оставление, – так как покаяние предшествует, а оставление последует, и это-то значило приготовлять путь… Крестили ученики Иисусовы, как служители, подобно Иоанну Предтече, и тем же Иоанновым крещением, а не другим. Ибо другого нет, кроме установленного впоследствии Христом, которое не могло тогда быть преподаваемо учениками: потому что не исполнилась еще слава Господа, не устроилась сила купели (еffiсаtiа lаvасri) через страдание и воскресение… До страдания и воскресения Господа для спасения была одна (nudа) вера. Но когда вера эта умножилась верою в рождение, страдание и воскресение Его, тогда дарованы – полнота таинству, запечатление Крещения, как бы одежда веры, которая прежде была обнаженною и не имела силы без своего закона. А теперь закон крещения (погружения) дан, форма предписана: шедше, сказал Господь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Определение, этому закону сделанное: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Ин. 3, 5), обязало веру к необходимости Крещения. С тех пор все верующие крещаются» (Dе bарtismо с. X. XI. XIII, in Pаtrоlоg. curs. соmрl. Т. I, р. 1211. 1212… 1215).
Св. Василий великий: «Иоанн проповедывал крещение покаяния; и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует крещение сыноположения; и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это – присвоение Богу» (Бесед., побуд. к крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225-226). Св. Григорий Богослов: «Крестил Моисей; но в воде; а прежде сего во облаце и в море (1 Кор. 10, 1); и сие имело преобразовательный смысл, как разумеет и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние (Мф. 3, 11); однакоже не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в сем совершенство» (Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же – III, 267). Св. Иоанн Златоуст: «Почему, спросишь, Господь не крестил сам? Еще прежде сказал Иоанн: той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Но Духа Он еще не давал, – потому и не крестил. А крестили только ученики, желая привлечь многих к спасительному учению… Если же кто спросит, что большего имело крещение учеников Христовых перед Иоанновым? Мы скажем: ничего. Ибо то и другое крещение было равно без благодати Духа, и причина крестить у обоих была одна – приводить ко Христу крещающихся». «Что было с Пасхою, тоже происходит и с крещением. Ибо как там Иисус Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало: так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной. Как там в одной вечери, так здесь в одной реке – и тень начертал и истину представил. Ибо только сие крещение имеет благодать Святого Духа; крещение же Иоанново не имело сего дара. Посему то ничего подобного не случилось при крещении других людей; совершилось сие только с Тем, кто имел преподать сей дар, дабы ты кроме вышесказанного познал и то, что не чистота крещающегося, но сила Крестившегося произвела сие. Тогда и небеса отверзлись, и Дух Святый снисшел» (Hа Мф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225).
Св. Кирилл александрийский: «Как закон Моисеев служил некоторым приготовлением к будущим благам и духовному богопочтению, заключая в себе сокровенную истину: так и крещение Иоанново, относительно к крещению Христову, содержит в себе приготовительную силу» (In Jоаnn. lib. II, с. 57). Такое же учение излагают: св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий, блаж. Августин, блаж. Иероним, св. Иоанн Дамаскин и другие.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.011 с.) |