Установление Таинства Покаяния. Место Таинства Покаяния в ряду прочих Таинств



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление Таинства Покаяния. Место Таинства Покаяния в ряду прочих Таинств



«Покаяние» – это славянский перевод греческого слова «μετάνοια», буквально означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей». Покаяние не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях и не только раскаяние (хотя все эти составляющие должны входить в покаяние), – но оно есть еще и акт воли к исправлению, желание и твердое намерение – решимость исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии.

Как Таинство новозаветной Церкви Покаяние установлено самим Иисусом Христом. Господь после Воскресения явился собравшимся вместе (кро­ме Фомы) ученикам и торжественно произнес: «Мир вам… Сказав это, дунул, и говорит им: при­мите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде двукратно изрек обетование об этом таинстве. В первый раз сказал Апостолу Петру, когда тот исповедал Его от лица всех Апостолов Сыном Божиим: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связа­но на небесах, и что разрешишь на земле, то бу­дет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19); в другой раз засвидетельствовал всем Апостолам: «Если (кто) и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 17-18). Евангельское обоснование Таинства Покаяния находится также и в Соборном послании апостола Иакова: «Исповедайте убо друг другу согрешения» (Иак. 5, 16) («Признавайтесь друг пред другом в проступках», по Синодальному переводу).

Обрядовые формы совершения Таинства Покаяния в апостольский век едва наметились, но внутренний его строй, его литургико-богослужебная структура в ее главнейших компонентах уже существовали. Ими явились устное исповедание грехов перед священником; поучение пастыря в целях выявления путей покаяния; молитвы пастыря и кающегося грешника об успехе покаянного делания и, наконец, разрешение от грехов. Совершителями Таинства могли быть только представители Церкви – вначале апостолы, а потом епископы и пресвитеры, которым через молитву и рукоположение апостолы передали свою власть.

В трех спасительных таинствах Церкви, доселе нами рассмотренных, преподается человеку все обилие духовных дарований, необходимых для того, чтобы он мог соделаться христианином и, соделавшись, преуспевать в христианском благочестии и достигнуть вечного блаженства.

Крещение очищает греш­ника от всех его грехов, первородного и произвольных. И вводит в царство благодати Христовой.

Миропомазание сообщает ему Божественные силы для укрепления и возрастания его в бла­годатной жизни.

Евхаристия питает его Божественною пищею и соединяет с самим источником жизни и благодати.

Но так как, совершенно очистившись от всех грехов в купели крещения, человек не освобождается от следствий прародительского греха и наследственной порчи, каковы: в душе – удобопреклонность ко злу, а в теле болезни и смерть (§§ 91. 93); так как и после крещения, будучи уже Христианином, он снова может грешить, даже очень часто (1 Ин. 1, 8. 10), может подвер­гаться болезням, иногда очень тяжким, приближающим к мо­гиле: то всеблагому Господу угодно было установить в Церкви своей еще два таинства, как два спасительные врачевства для немощных ее членов: таинство покаяния, врачующее наши не­мощи духовные, и таинство елеосвящения, простирающее свои спа­сительные действия и на немощи наши телесные. Скажем сперва о первом из этих таинств, а потом о последнем.

Покаяние,понимаемое в смысле таинства, есть такое священнодействие, в котором пастырь Церкви, силою Духа Святого, разрешает кающегося и исповедующегося христианина от всех грехов, совершенных им после крещения, так что Христианин снова делается невинным и освященным, каким он вышел из вод крещения. Соответственно этому древние учители Церкви называли таинство покаяния разрешением (Тертулл. dе роеnit. с. IV), испо­ведью (Ирин. аdv. hаеr. I, 13, n. 5. 7), примирением (Августин, dе сiv. Dеi XX, 9, n. 2), вторым крещением, вто­рой доской после кораблекрушения.

Главнейшей составной частью Таинства Покаяния является исповедь. В Древней Церкви было две формы исповеди: публичная и тайная. Публичное покаяние совершалось кающимся перед епископом в присутствии всей церковной общины. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили – соблазн в Церкви. Тайная исповедь совершалась кающимся грешником наедине перед епископом или священником.

В древности кающиеся разделялись на четыре разряда:

1. Плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих;

2. Слушающие,стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма;

3. Припадающие стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма.

4. Купностоящие – стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам.

В своей мирской жизни человек, в общении с греховным миром, утрачивает то, что обретает он в Таинствах Крещения, Миропомазания, Причащения – он нуждается в благодатном, вышеестественном обновлении своих духовных сил. Господь изначала укреплял человека на пути спасения. В Завете Ветхом духовная жизнь человека питалась покаянной настроенностью в предощущении грядущего спасения. В Завете Новом, когда че­ловек поставлен уже на открытый ему путь спасения, когда он укреплен на нем таинственными дарами Божией благодати, ко­гда он взыскан Божией милостью вплоть до приобщения его к Царству Божию, но оказался снова увлеченным в греховную скверну и тем самым отпавшим от Тела Христовой Церкви, – где искать ему спасения? Таинство Покаяния воссоединяет его с Церковью, открывая возможности дальнейшего усовершения на пути спасения, – прежде всего чем? Новым таинственным со­единением с Христом Богом в Таинстве Евхаристии. Так стано­вится покаяние естественным и необходимым приготовлением к Св. Причастию.

 

Подготовка к Таинству Покаяния. Условия совершения Таинства

В Таинстве Покаяния христианину подается очище­ние от грехов, совершенных после Крещения. Каю­щийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице епископа или священника, по молитвам которо­го Господь прощает исповеданные грехи и воссоеди­няет покаявшегося с Церковью.

Грех сам по себе не существует. Он не был сотворен Богом. Грех явился как плод неповиновения Богу. Священное Писание называет грех «беззаконием» (1 Ин. 3, 4). Грех зарождается действием на душу человека лукавых помыслов врага спасения. «Кто делает грех, тот от диавола», – говорит апостол Иоанн Богослов, – «потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8).

Воспринятые рассудком и чувством, греховные помыслы пробуж­дают греховные желания и склоняют волю человека на греховное дело. Совершенный грех свидетельствует о пренебрежении законом Божиим, порождает отчуждение от Бога, и как следствие наступает духовное умирание человека. Грех вызывает гнев Божий.

Епископ Феофан (Говоров) называет грех «ядом» и «разрушением человека через самовольное нарушение закона». Исходя из святоотеческого опыта, он прослеживает этот процесс от прилога (диавольского мысленного приражения), который через внимание к нему входит в сердце человека, вызывая услаждение им, до решимости совершить гре­ховное дело. При неоднократном повторении грех вырастает в страсть – устойчивую греховную склонность, постоянное желание грешить и даже любовь к греховным делам и предметам.

Страсть можно определить как сильное, не управляемое рассудком влечение к какому-либо предмету и желание наслаждаться им, которое подчиняет себе волю человека.

Подвижники веры много писали о страстях и определили главные из них. «Добротолюбие» называет восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. В Требнике указаны страсти под именем семи смертных грехов: гордость, лихоимение (воровство), блуд, зависть, чревобесие, гнев, ленивство (уныние).

Страсть, развившаяся до предосудительного нравственного недос­татка, становится позорящим свойством характера, и тогда ей присуще наименование порока. Порок толкает человека на безнравственное пове­дение, на распутия греха и неправильные поступки. Порой люди и не по­дозревают об этом. «Есть нечистый огонь, – говорит преподобный Макарий Великий, который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. И те, которые раздражаются, внутренне, в сердце совершают блуд. А когда зло таким образом найдет себе пищу, впадают и в явный блуд. То же разумей и о сребролюбии, о тщеславии, о надмении, о ревности, о раздражитель­ности».

Один порок, как правило, порождает другой. Например, ненависть происходит от раздражительности, раздражительность – от гордости, гордость – от тщеславия, тщеславие – от неверия, неверие – от жес­токосердия, жестокосердие – от нерадения, нерадение – от разленения, разленениё – от небрежности, небрежность – от уныния, уныние – от малодушия, малодушие – от сластолюбия. И другие пороки взаимно один от другого зависят.

Бороться с грехом – значит раскрыть свою душу пе­ред Богом и Церковью, так как корень греха есть са­молюбивое отчуждение. Исповедь, прежде всего, по­могает избавиться от болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (нужно пожертво­вать, например, своим самолюбием), без чего невоз­можна настоящая любовь. Кроме того, рассказ о со­деянном, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха, как гнойного нароста от здорового организма, ведь иную болезнь не выле­чишь без хирургического вмешательства или прижи­гания. Исповеданный грех становится чуждым чело­веку, а скрытый – производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избе­жать наказания, сколько для того, чтобы излечиться от грехов, т.е. не допустить их повторения. Прини­мая кающегося, священник обращается к нему: «Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсю­да неисцеленным».

Чтобы как следует подготовиться к исповеди, необходимо постоянное испытание совести (о чем было сказа­но выше), а также уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг. Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сначала помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороть­ся надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и испрашивая проще­ние. Господь сказал: «Если не будете прощать людям со­грешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Признаком действенности Таинства Покаяния является уничтожение притягательности силы греха. «Таинством истребляется прошлое», – говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

По учению Церкви, Та­инство Покаяния разрешает от грехов, очищает души осознавших, оплакавших свои грехи, с рас­каянием исповедовавшихся. К прочитыванию духовником одной лишь разрешительной мо­литвы оно ни в коем случае не может сво­диться. Священническая разрешительная молит­ва – лишь заключительный акт, не только неотделимый от предыдущего покаянного про­цесса, но и немыслимый без него. Как же можно духовнику разрешать грешника, когда тот не принес исповедания с раскаянием? Иными словами: разрешительная молитва не есть некая магическая формула, несущая собой отпущение грехов. Необходима встреча покаянного духа человека и молитвенного духа священника, являющегося носителем Духа Святого. В итоге этой встречи и происходит Таинство, восстанавливающее ту чистоту, которая дана была крещением, а потом утрачена грехом.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.012 с.)