Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кроме того, экзаменуемые должны знать схемы чинопоследовании Таинств.

Поиск

О Таинствах вообще

1. Ветхозаветное богослужение.

2. Таинства Православной Церкви. Что такое «Таинство», каковы условия совершения Таинств?

3. Опишите католическое учение о «тайносовершительной формуле» и православное отношение к нему.

4. Для чего необходимо общепринятое в Церкви чинопоследование Таинств?

5. Священные облачения православных клириков.

6. Священные и церковные сосуды.

О Крещении

7. Смысл и значение Таинства Крещения.

8. Библейские основания Таинства Крещения.

9. Установление Таинства Крещения. Место Таинства Крещения в ряду прочих Таинств.

10. Необходимые условия для совершения Таинства Крещения. Кто может совершать Таинство Крещения? Что требуется от крещаемых?

11. Прообразы Таинства Крещения в Ветхом Завете.

12. Отличие Крещения христианского от «крещения Иоаннова».

13. Историческая связь Таинств Крещения и Евхаристии.

14. Историческая связь Таинств Крещения и Миропомазания.

15. Совершение Таинства Крещения в разные исторические периоды.

16. Институт оглашения и связанные с ним чинопоследования в ранней Церкви и в Византии.

17. Совершение Таинств Крещения и Миропомазания в храме св. Софии Константинопольской в IX-Хвв.

18. Элементы современных великопостных богослужений, напоминающие об институте оглашенных. Крещение на Пасху и в другие великие праздники. Литургическая связь чинопоследования Крещения с пасхальным богослужением.

О Миропомазании

19. Смысл и значение Таинства Миропомазания.

20. Библейские основания Таинства Миропомазания.

21. Установление Таинства Миропомазания. Место Таинства Миропомазания в ряду прочих Таинств.

22. Необходимые условия для совершения Таинства Миропомазания. Кто может совершать Таинство Миропомазания; когда и над кем оно может быть совершено?

О Покаянии

23. Смысл и значение Таинства Покаяния.

24. Установление Таинства Покаяния. Место Таинства Покаяния в ряду прочих Таинств.

25. Подготовка к Таинству Покаяния. Условия совершения Таинства.

26. Соотношение Таинства Покаяния с Литургией в древности и в настоящее время.

27. Совершение и понимание Таинства Покаяния в разные исторические периоды.

28. «Общая» и «частная» исповедь.

О Евхаристии

29. Смысл и значение Таинства Евхаристии.

30. Библ. основания Таинства Евхаристии.

31. Установление Таинства Евхаристии.

32. Сравнение новозаветных рассказов о Евхаристии.

33. Кто может совершать Таинство Евхаристии; кто может приступать к Таинству?

34. Евхаристия как Таинство Церкви.

35. Связь Таинства Евхаристии с другими Таинствами.

36. Совершение Таинства Евхаристии в исторической перспективе.

37. Место, значение и содержание Литургии оглашенных.

38. Происхождение и значение священнодействий малого и великого входа.

39. Приготовление и принесение Даров в исторической перспективе.

40. Типы анафор, причины множественности анафор.

41. Анафоры Литургий св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого.

42. Содержание молитв PRAEFATIO и SANCTUS.

43. Содержание рассказа о Тайной Вечере («INSTITUTIO») и молитвы ANAMNESIS.

44. Содержание молитв EPICLESIS и INTERCESSIO.

45. Место тропаря 3-го часа, история и причины его появления в составе анафоры.

46. Преломление и раздробление Св. Хлеба. Теплота. Причащение и благодарение.

47. Основные отличия Литургии Преждеосвященных Даров от полной Литургии.

О Браке

48. Смысл и значение Таинства Брака.

49. Как понимали брак древние иудеи? Как понимали брак древние римляне? Каковы различия в понимании значения брака в Православии и католичестве?

50. Установление института брака. Брак в Ветхом и Новом Завете. Брак как Таинство.

51. Православное понимание смысла Таинства Брака.

52. Подготовка к Таинству Брака. Условия совершения Таинства.

53. Совершение Таинства Брака и Евхаристия (связь между ними).

54. Изменения чинопоследования Таинства Брака в исторической перспективе.

55. На какие части разделяется чин Таинства Брака? Выявите смысл каждой части.

56. Евангельское и апостольское чтения в чинопоследовании Таинства Брака, их толкование.

57. Сформулируйте отношение Церкви к разводам; повторным бракам.

58. Сформулируйте отношение Церкви к второбрачию; смешанным бракам.

О Елеосвящении

59. Смысл и значение Таинства Елеосвящения.

60. Библейские основания Таинства Елеосвящения.

61. Условия совершения Таинства Елеосвящения. Кем и над кем оно может быть совершено?

62. Соотношение Таинства Елеосвящения с Таинствами Покаяния и Евхаристии в древности и в настоящее время. Изменения чинопоследования Таинства в исторической перспективе.

63. Апостольские и Евангельские чтения Таинства Елеосвящения; связь их содержания с содержанием Таинства.

О Священстве

64. Смысл и значение Таинства Священства.

65. Библейские основания Таинства Священства.

66. Кто может совершать Таинство Священства; над кем оно может быть совершено?

67. Священство в Ветхом и Новом Заветах.

68. Роль священника и понимание Таинства Священства в Православии, католичестве, протестантизме.

69. Таинство Священства и священническое служение.

70. Разница между хиротонией и хиротесией. На какие служения в Церкви поставляются через хиротесию, а на какие – через хиротонию?

71. В какие моменты Литургии совершается рукоположение во диакона, пресвитера, епископа и почему?

72. Объясните буквальный смысл греческого слова «хиротония». Что означает возглас при начале хиротонии «Повели…, повелите…, повели, Преосвященнейший Владыко»?

73. Что преподается новопоставленному пресвитеру при окончании Анафоры? Что это символизирует?

74. Какие дополнительные последования предваряют хиротонию епископа, их смысл.

Кроме того, экзаменуемые должны знать схемы чинопоследовании Таинств.


Ветхозаветное богослужение

Богослужение это внешнее выражение религиозной веры в молитвах, жертвах и обрядах.

Богослужение состоит в том, чтобы исполнять волю Божию, делать то, что угодно Богу – веровать в Бога, надеяться на Бога, любить Бога. Бог есть Дух. Служение Богу должно быть духом и истиною (Ин. 4, 24). Это внутреннее служение назв. Богопочтением. Внешнее Богослужение должно дополнять внутреннее, как душа тело. И влиять на друг друга, как и они. От избытка сердца глаголят уста (Мф. 12, 34). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1 Кор. 6, 20).

Происхождение богослужения.

Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу, ведет свое начало с тех пор, как человек впервые узнал о Боге. Узнал же он о Боге тогда, когда, по сотворении человека, Бог явился ему в раю и дал ему первые заповеди о невкушении от древа познания добра и зла (Быт. 2:17), о соблюдении покоя в седьмой день (Быт. 2:3) и благословил его брачный союз (Быт. 1:28).

Это первобытное богослужение первых людей в раю состояло не в каких-либо определенных церковных чинопоследованиях, как в настоящее время, но в свободном излиянии благоговейных чувств пред Богом, как своим Творцом и Промыслителем. Вместе с тем, заповедь о седьмом дне и о воздержании от запрещенного древа полагали начало уже и определенным богослужебным установлениям. В них начало наших праздников и постов. В благословении Богом брачного союза Адама и Евы не можем мы не видеть установления таинства брака.

После грехопадения первых людей и изгнания их из рая, первобытное богослужение получает свое дальнейшее развитие в учреждении обряда жертвоприношений. Эти жертвоприношения были двоякого рода благодарение и просьба: они совершались при всех торжественных и радостных случаях, как выражение благодарности Богу за полученные от Него благодеяния, а затем, когда приходилось просить Бога о помощи или умолять о прощении за содеянные грехи.

Прообразность Ветх. Служения. Жертвоприношение должно было постоянно напоминать людям об их виновности пред Богом, о тяготеющем на них первородном грехе, и о том, что Бог может слышать и принимать их молитвы только во имя той жертвы, которую впоследствии принесет в искупление грехов их обетованное Богом в раю семя жены, то есть имеющий прийти в мир и совершить искупление человечества Спаситель мира Мессия-Христос. Таким образом, богослужение для избранного народа имело умилостивительную силу, не само по себе, а потому, что было прообразом той великой жертвы, которую некогда должен был принести Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, распятый на кресте за грехи всего мира. Во времена патриархов, от Адама до Моисея, богослужение совершалось в семействах этих патриархов их главами самими патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. Со времени Моисея, когда избранный народ Божий, ветхозаветный Израиль, хранивший истинную веру во Единого Бога, умножился в своем числе, богослужение стало совершаться от лица всего народа особо поставленными на то лицами, которые назывались первосвященниками, священниками и левитами, как повествует об этом книга ИСХОДЪ и, затем, книга ЛЕВИТЪ. Чин ветхозаветного богослужения у народа Божия был определен со всеми подробностями в обрядовом законе, данном через Моисея. По повелению Самого Бога, пророком Моисеем для совершения богослужения были установлены и определенное место («скиния завета»), и время (праздники и посты), и священные лица, и самые формы его. При царе Соломоне вместо переносного храма-скинии был воздвигнут в Иерусалиме постоянный величественный и прекрасный ветхозаветный храм, который и был в Ветхом завете единственным местом, где совершалось богослужение истинному Богу.

Значение таинства.

Крещение есть «новое рождение»; оно со­вершается для спасения людей: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Кроме того, раскрывая благодатное значение Крещения, Апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «освящаемся», «омываемся», «очищаемся», «оправдываемся»; что в Крещении «умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни», «спогребаемся Христу» и – воскресаем в Нем. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы ос­вятить ее, очистив банею водною посредством слова (то есть Крещением с произнесением установ­ленных слов, – Еф. 5, 25-26). «Омылись… освятились… оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). «Итак мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Кре­щение названо «банею возрождения» (Тит. 3, 5). Что касается стороны субъективной, относящейся к ду­шевному настроению самого крещаемого, то ее указывает Апостол Петр, называя Крещение «обе­щанием Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Через Крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви.

Литература: Нефедов стр. 41; Помазанский «Догматическое богословие» стр. 252.

 

Митр. Макарий

Крещение Иоанна, самого Христа и учеников Его. Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки. Самым же делом Господь установил таинство Крещения уже по воскресении своем, когда, искупив нас своей бесценной кровью и стяжав ей право раздавать верующим дары Св. Духа (Ин. 7, 39; 2 Петр. 1, 3; 1 Кор. 1, 4), торжественно сказал ученикам своим: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 18-20); иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16; снес. Посл. вост. патр. о прав. вере чл. XV). Здесь является уже Крещение, как таинство для всех людей, а не для одних иудеев, как учрежденное навсегда до скончания века, а не на время, и как необходимое условие для вечного спасения, а не для приготовления только к благодатному царству Мессии. С этих пор св. апостолы, как только сами облеклись силою свыше (Лк. 24, 49), начали постоянно совершать таинство Крещения и очищать, возраждать в нем верующих благодатью Св. Духа: покайтеся, сказал св. Апостол Петр в тот же день Иудеям, внимавшим его проповеди, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святого Духа (Деян. 2, 38). И действительно, тогда же крестилось и приложилось к Церкви Христовой около трех тысяч (-41). Вскоре св. Филипп крестил евнуха (Деян. 8,38), св. Петр – Корнилия сотника с его семейством и другими (10, 47. 48), св. Павел – Лидию (16, 15), стража темничного с его домашними (-33), Криспа со всем его домом и многих из Коринфян (18, 8), некоторых учеников в Ефесе, крестившихся прежде крещением Иоанновым (19, 1-5), и т. д. От св. апостолов прияла таинство Крещения св. Церковь, которая с того времени неизменно совершала и совершает это таинство для всякого, кто только желает соделаться ее чадом и в ней достигнуть вечного спасения.

Так смотрели на установление христианского таинства Крещения и на отношение к нему крещения Иоаннова древние учители и св. Отцы Церкви. Например:

Тертуллиан: «В деяниях апостольских находим, что крестившиеся Иоанновым крещением не прияли Духа Святого, даже не слышали о Нем (Деян. 19)… Это было крещение покаяния, как бы предначатие (quаsi саndidаtus) имевшего последовать отпущения и освящения во Христе. Ибо если Иоанн проповедывал крещение покаяния во оставление грехов: то разумелось будущее оставление, – так как покаяние предшествует, а оставление последует, и это-то значило приготовлять путь… Крестили уче­ники Иисусовы, как служители, подобно Иоанну Предтече, и тем же Иоанновым крещением, а не другим. Ибо другого нет, кроме установленного впоследствии Христом, которое не могло тогда быть преподаваемо учениками: потому что не исполнилась еще слава Господа, не устроилась сила купели (еffiсаtiа lаvасri) через страдание и воскресение… До страдания и воскресения Гос­пода для спасения была одна (nudа) вера. Но когда вера эта умно­жилась верою в рождение, страдание и воскресение Его, тогда дарованы – полнота таинству, запечатление Крещения, как бы одежда веры, которая прежде была обнаженною и не имела силы без своего закона. А теперь закон крещения (погружения) дан, форма предписана: шедше, сказал Господь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Определение, этому закону сделанное: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Ин. 3, 5), обязало веру к необходимости Крещения. С тех пор все верующие крещаются» (Dе bарtismо с. X. XI. XIII, in Pаtrоlоg. curs. соmрl. Т. I, р. 1211. 1212… 1215).

Св. Василий великий: «Иоанн проповедывал крещение покаяния; и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует кре­щение сыноположения; и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это – присвоение Богу» (Бесед., побуд. к крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225-226).

Св. Григорий Богослов: «Крестил Моисей; но в воде; а прежде сего во облаце и в море (1 Кор. 10, 1); и сие имело преобразовательный смысл, как разумеет и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние (Мф. 3, 11); однакоже не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в сем совершенство» (Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же – III, 267).

Св. Иоанн Златоуст: «Почему, спросишь, Господь не крестил сам? Еще прежде сказал Иоанн: той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Но Духа Он еще не давал, – потому и не крестил. А крестили только ученики, желая привлечь многих к спасительному учению… Если же кто спро­сит, что большего имело крещение учеников Христовых перед Иоанновым? Мы скажем: ничего. Ибо то и другое крещение было равно без благодати Духа, и причина крестить у обоих была одна – приводить ко Христу крещающихся». «Что было с Пасхою, тоже происходит и с крещением. Ибо как там Иисус Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а дру­гой дал начало: так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери и крещению Церкви новозаветной. Как там в одной вечери, так здесь в одной реке – и тень начертал и истину представил. Ибо только сие крещение имеет благодать Святого Духа; крещение же Иоанново не имело сего дара. Посему то ничего подобного не случилось при крещении других людей; со­вершилось сие только с Тем, кто имел преподать сей дар, дабы ты кроме вышесказанного познал и то, что не чистота крещающегося, но сила Крестившегося произвела сие. Тогда и не­беса отверзлись, и Дух Святый снисшел» (Hа Мф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225).

Св. Кирилл александрийский: «Как закон Моисеев служил некоторым приготовлением к будущим благам и духов­ному богопочтению, заключая в себе сокровенную истину: так и крещение Иоанново, относительно к крещению Христову, содержит в себе приготовительную силу» (In Jоаnn. lib. II, с. 57).

Такое же учение излагают: св. Кирилл Иерусалимский, св. Афанасий, блаж. Августин, блаж. Иероним, св. Иоанн Дамаскин и другие.

 

О совершителе Крещения.

Право совершать таинство Крещения принадлежит прежде приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением. Однако опасно больной ребенок может быть крещен при от­сутствии священника диаконом, псаломщиком и даже мирянином: мужчиной или женщиной. Мирянин, взявший на себя по нужде совершение таинства Крещения, должен быть верующим христиа­нином и отдавать себе отчет о важности этого таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные сло­ва: «Крещается раб Божий (раба Божия имярек) во имя Отца (первое погружение), и Сына (второе погружение), и Святаго Духа» (третье погружение). Крещеный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник, предварительно убе­дившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает Крещение и совершает таинство Ми­ропомазания.

Если же выяснилось, что Крещение совершено неправильно: не в три погружения, с искаженной или вообще неправильной тайносовершительной формулой, а также, если человек, совершив­ший Крещение, неверующий, некрещеный или иноверец (мусуль­манин, иудаист, буддист), то священник должен совершить таин­ства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию.

Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Кре­щение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено таинство.

В некоторых областях России в подобных сомнительных слу­чаях совершают так называемое «условное Крещение», при кото­ром в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митро­полита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в обла­сти литургического богословия, древняя Церковь не знала услов­ного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен.

Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью.

Литература: Александр (Семенов – Тян-Шанский), еп. Православный катихизис, стр. 56; Настольная книга священнослужителя т.4., стр. 210, 235.

 

Отречение от сатаны.

Наряду с молитвами запрещения Церковь требовала от оглашаемого отречения от сатаны.

Об обряде отречения свидетельствует вся древняя церковная прак­тика. Постановления Апостольские предписывают иереям научить оглашаемого, как совершить это отречение. Дионисий Ареопагит пишет, что оглашаемые совершали дуновение и плюновение на диавола, знаменуя тем его осуждение (О церковной иерархии, гл.З). Святой Григорий Богослов свидетельствует: «Приступающие ко крещению отрицались от диавола не только словами, но и самым делом, одеждою, и телодвижением. Ибо без одежды и обуви стояли, простирая руки на запад» (Слово о Крещении). О таком образе отречения, сохраняемом со времен апостольских, говорит и святой Василий Великий в первом Тайноводственном поучении. Поэто­му чин отречения является необходимым элементом в подготовке ко Свя­тому Крещению.

Сочетание Христу.

Сочетание Христу всегда было одним из центральных моментов ог­лашения. Первые упоминания о нем относятся ко II-III векам. Произ­носимые обеты требовали от крещаемого верности до конца жизни. Еди­нение со Христом со стороны оглашаемого выражалось чтением Символа веры.

Уже в IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру присту­пившим ко Крещению «в словах точных и определенных, по установлен­ной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». О таком обычае, существовавшем в Риме, го­ворит блаженный Августин.

В Русской Церкви сохранялся общий порядок сочетания Христу, но с местными особенностями. В XIV веке вопрос о сочетании Христу выражался словами: «Обещаваешися ли Христу?» После поклонения Богу оглашаемого не было восклицания священника: «Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в разум истины прийти».

В XV веке этот возглас все еще не произносился. В XVI веке во­прос о сочетании Христу выражался теми же словами: «Обещаваешися ли Христу?» После слов священника «И поклонишися Ему» восприемник с младенцем кланялись, не произнося никаких слов. Символ веры вместо восприемника иногда читал диакон.

Оглашение заканчивалось, как и ныне, чтением молитвы «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего», после чего священник и все остальные входили в храм. До этого времени оглашаемый мог находиться только пред вратами храма. И все подходили к купели Крещения.

Храм св. Ирины.

В Кон­стантинополе чин оглашения и крещения получил свое максимальное развитие. Возглавлял этот чин Пасхального крещения сам Патриарх. «Патриарх восходит на амвон, стоящий посреди храма, делает со свечами три поклона, трижды ими благословляет народ и снимает омофор. Архидиакон возглашает: «Вонмем». Патриарх: «Мир всем». Народ: «И духови твоему». Патриарх: «Станьте со страхом, проститесь, просвещайтесь, разуйтесь и разденьтесь. Это конец вашего оглашения, наста­ло время вашего избавления. Сегодня изложите учение веры христианской письменно: бумага, чернила и трости (перья) – перед вами, есть у вас и совесть, и язык, и образ (мысли). Итак, смотрите, как вы изложите на бумаге ваше исповедание: не погрешите, чтобы не обмануться. Намерева­ющиеся умереть, пишут и отказывают имение своему иному наследнику, и вы желаете умереть греху, и перед концем смертным греха желаете сделать и оставить завещание и отречение, и делаете наследником своего греха диавола, и оставьте ему грехи как отеческое наследство. Если из вас кто-нибудь имеет что-нибудь диавольское в душе, пусть бросит ему, ибо умерший не владеет имуществом… Почему и стояще высоко, простирайте руки, как я вам вещаю: пусть ничто диаволь­ское не гнездится в вас, пусть никто не имеет гнева, пусть никто не таит вражды, пусть не держит лести, пусть никто не слушает лицемерия, презорства диавольского, всякой нечистоты и излишней злобы, стойте как пленники, ибо такими вас Христос покупает, ибо каждый из вас как бы видя и презирая диавола, так дунь на него». Когда оглашенные совершат дуновение, патриарх продолжает:

«Обратитесь к своей совести и укрепите сердца своя, рассмотрите, что каждый из вас сделал, и если что неправое в вас найдется, выплюньте с дуновением». По плюновении продолжает патриарх:

«Пусть никто не будет лицемерить, как иудей, никто о таинстве пусть не разномыслит. Слово Божие испытует сердца наши и острее, чем всякий обоюдоострый меч. Ныне стоит на западе диавол, скрежещет зубами, ерошит волосы, плещет руками, кусает губы, неистово рыдая о своем лишении, не веруя в вашу свободу, поэтому Христос поставил вас против него, и, отвергшись его, дуньте на то, что от него, восприимите брань. На западе стоит диавол, где и начало тьмы, отрицайтеся его и дуньте». Оглашенные дуют и поворачиваются на восток. Патриарх продолжает: «Итак, обратитесь на восток и сочетайтесь со Христом, чтобы никто вас не обидел. Стойте со страхом. Все страшное действующее и грозное, все силы небесные сюда явились: все ангелы, архангелы ваши речи записы­вают, херувимы и серафимы с неба явились ныне, чтобы принять ваши обещания и принести Владыке. Итак, смотрите же, как врага отрицаетесь и Создателю сочетаваетесь». И говорит огла­шенным: «Обратитесь назад, имея руки свои кверху, и что я говорю, говорите и вы за мною:

«Отрицаюся сатаны, и всех дел его, и всего служения его, и всех ангел его, и всей гордыни его». Эти слова произносятся трижды, и потом Патриарх говорит: «Дуньте на него». Оглашенные дуют. И Патриарх вещает им: «Обратитесь на восток, руки свои имея опущенными вниз, и что я говорю, говорите и вы: «И сочетаваюся Христу и верую во единого Бога Отца Вседержителя…» трижды. После этого снова спрашивает: «Сочетались ли Христу?» Отвечают: «Сочетались». Патриарх го­ворит: «Поклонитесь Ему и приносите молитву: «Благословен Бог, хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, ныне и присно, и во веки веков». За этим следует обширное увещание к оглашенным: «Вот вы отреклись диавола, сочетались Христу, запись совершили, и Владыка на небе ее имеет. Старайтесь соблюдать обеты; это писание вам представится в день Суда. Не грешите против своего письменного обязательства, потому что на Страшном и грозном Суде будете более всего запрошены, когда подвижутся все силы небесныя и когда все человеческое предстанет на суд… Если ты человеколюбив и милостив, тотчас получишь помилование, если же будешь бесчеловечен, не щедр, не милостив, досадителен, клеветлив на тех, кто тебя не обижал, тогда станет пред тобой диавол и скажет: «Господин, на словах ты отрекся, а на деле ты остался слугою». Посему ангелы скорбят, и плачут праведники. Конец ответа тяжел и говорит: если кто в настоящей жизни впадет в беду, то заступника находит и умоляет других о помощи; там же ничего подобного: ни отец не поможет, ни мать не окажет милости….но каждый человек одинок и беззащитен, и только от своих дел или оправдан или осужден…, итак смотрите и крепитесь: вы отреклись диавола и ненавидите его до конца, вы сочетались Христу и до конца, до последнего издыхания славословьте Его».

Так происходил чин оглашения в Константинополе в храме св. Ирины.

 

Подготовка к Таинству Покаяния. Условия совершения Таинства

В Таинстве Покаяния христианину подается очище­ние от грехов, совершенных после Крещения. Каю­щийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви в лице епископа или священника, по молитвам которо­го Господь прощает исповеданные грехи и воссоеди­няет покаявшегося с Церковью.

Грех сам по себе не существует. Он не был сотворен Богом. Грех явился как плод неповиновения Богу. Священное Писание называет грех «беззаконием» (1 Ин. 3, 4). Грех зарождается действием на душу человека лукавых помыслов врага спасения. «Кто делает грех, тот от диавола», – говорит апостол Иоанн Богослов, – «потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8).

Воспринятые рассудком и чувством, греховные помыслы пробуж­дают греховные желания и склоняют волю человека на греховное дело. Совершенный грех свидетельствует о пренебрежении законом Божиим, порождает отчуждение от Бога, и как следствие наступает духовное умирание человека. Грех вызывает гнев Божий.

Епископ Феофан (Говоров) называет грех «ядом» и «разрушением человека через самовольное нарушение закона». Исходя из святоотеческого опыта, он прослеживает этот процесс от прилога (диавольского мысленного приражения), который через внимание к нему входит в сердце человека, вызывая услаждение им, до решимости совершить гре­ховное дело. При неоднократном повторении грех вырастает в страсть – устойчивую греховную склонность, постоянное желание грешить и даже любовь к греховным делам и предметам.

Страсть можно определить как сильное, не управляемое рассудком влечение к какому-либо предмету и желание наслаждаться им, которое подчиняет себе волю человека.

Подвижники веры много писали о страстях и определили главные из них. «Добротолюбие» называет восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. В Требнике указаны страсти под именем семи смертных грехов: гордость, лихоимение (воровство), блуд, зависть, чревобесие, гнев, ленивство (уныние).

Страсть, развившаяся до предосудительного нравственного недос­татка, становится позорящим свойством характера, и тогда ей присуще наименование порока. Порок толкает человека на безнравственное пове­дение, на распутия греха и неправильные поступки. Порой люди и не по­дозревают об этом. «Есть нечистый огонь, – говорит преподобный Макарий Великий, который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. И те, которые раздражаются, внутренне, в сердце совершают блуд. А когда зло таким образом найдет себе пищу, впадают и в явный блуд. То же разумей и о сребролюбии, о тщеславии, о надмении, о ревности, о раздражитель­ности».

Один порок, как правило, порождает другой. Например, ненависть происходит от раздражительности, раздражительность – от гордости, гордость – от тщеславия, тщеславие – от неверия, неверие – от жес­токосердия, жестокосердие – от нерадения, нерадение – от разленения, разленениё – от небрежности, небрежность – от уныния, уныние – от малодушия, малодушие – от сластолюбия. И другие пороки взаимно один от другого зависят.

Бороться с грехом – значит раскрыть свою душу пе­ред Богом и Церковью, так как корень греха есть са­молюбивое отчуждение. Исповедь, прежде всего, по­могает избавиться от болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (нужно пожертво­вать, например, своим самолюбием), без чего невоз­можна настоящая любовь. Кроме того, рассказ о со­деянном, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха, как гнойного нароста от здорового организма, ведь иную болезнь не выле­чишь без хирургического вмешательства или прижи­гания. Исповеданный грех становится чуждым чело­веку, а скрытый – производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избе­жать наказания, сколько для того, чтобы излечиться от грехов, т.е. не допустить их повторения. Прини­мая кающегося, священник обращается к нему: «Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсю­да неисцеленным».

Чтобы как следует подготовиться к исповеди, необходимо постоянное испытание совести (о чем было сказа­но выше), а также уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг. Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сначала помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороть­ся надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и испрашивая проще­ние. Господь сказал: «Если не будете прощать людям со­грешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Признаком действенности Таинства Покаяния является уничтожение притягательности силы греха. «Таинством истребляется прошлое», – говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

По учению Церкви, Та­инство Покаяния разрешает от грехов, очищает души осознавших, оплакавших свои грехи, с рас­каянием исповедовавшихся. К прочитыванию духовником одной лишь разрешительной мо­литвы оно ни в коем случае не может сво­диться. Священническая разрешительная молит­ва – лишь заключительный акт, не только неотделимый от предыдущего покаянного про­цесса, но и немыслимый без него. Как же можно духовнику разрешать грешника, когда тот не принес исповедания с раскаянием? Иными словами: разрешительная молитва не есть некая магическая формула, несущая собой отпущение грехов. Необходима встреча покаянного духа человека и молитвенного духа священника, являющегося носителем Духа Святого. В итоге этой встречи и происходит Таинство, восстанавливающее ту чистоту, которая дана была крещением, а потом утрачена грехом.

Общая» и «частная» исповедь

Главнейшая часть таинства Покаяния – исповедь была известна христианам уже во времена апостолов, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских (19, 18): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои». В древней. Церкви в зависимости от обстоятельств исповедание грехов бывало или тайное, или открытое, публичное. К публичному покаянию призывались те христиане, которые своими грехами производили – соблазн в Церкви.

А. Иерусалимская группа.

1. Литургия Апостольских постановлений, содержащаяся во II и VIII книгах их (так называемые СА II и СА VIII).

2. Греческая литургия апостола Иакова.

3. Сирийская литургия апостола Иакова.

Б. Византийская группа.

4. Литургия святого Василия Великого.

5. Литургия святого Иоанна Златоуста.

6. Литургия святого Григория Армянского.

Из этих шести самостоятельных литургических типов три (литургии святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и апостола Иакова) и по сие время находятся в богослужебном употреблении в Православной Церкви; литургия святого Григория тоже служится теперь в церкви Армяно-григорианской (не униатской); Сирийская литургия апостола Иакова сохранилась y сирийских яковитов, и только литургия СА VIII представляет собой памятник древности, ο литургическом употреблении которого сейчас нет и помина.

В настоящее время в Православной Церкви совершаются четыре вида литургии:

1. Литургия св. апостола Иакова, брата Господня, совершается на Востоке, а также и в некоторых наших приходах, в день его памяти 23 октября;

2. Литургия св. Василия Великого совершается десять раз в году: в день его памяти 1 января, в кануны или самые праздники Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу;

3. Литургия св. Иоанна Златоустого совершается в течение всего года, кроме тех дней, когда положена литургия св. Василия Великого, среды и пятка сырной седмицы, будничных дней Великого поста и Великого пятка;

4. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пяткам Великого поста, в четверток Великого Канона на пятой седмице Великого поста, в дни праздников Обретения главы св. Иоанна Предтечи 24 февраля, и 40 мучеников 9 марта, случившиеся в будничные дни Великого поста, и в первые три дня Страстной седмицы Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду.

Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии для священнослужителей помещаются в Служебнике, а для певцов в Ирмологионе; теперь иногда помещается текст литургии и в Часослове, а изменяемые части помещаются в Октоихе, Минее и Триодях. За литургией бывают чтения из Апостола и Евангелия.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ («INSTITUTIO»).

1 вариант:

Если говорить о содержании рассказа о Тайной Вечери, я бы начал с SANCTUS (Победную песнь… – Свят, Свят, Свят…), а точнее с post-Sanctus…

Иоанн Златоуст. Далее переход к повествованию об установлении Евхаристии осуществляется через конкретизацию спасения мира Отцом во Христе: «… Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный…». Пришествие Христа в мир



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.018 с.)