Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия функционирования отраслей в рыночной среде

Поиск

Экономические границы отрасли и факторы их определяющие. Типы отраслей в различных рыночных структурах. Основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

Для определения экономических границ отрасли необходимо первоначально рассмотреть понятия «рынок» и «отрасль», которые тесно взаимосвязаны. Отрасль представляет собой группу предприятий. Предприятия, входящие в состав отрасли, предлагают свои товары на единичном рынке. Однако, понятие «отрасль» шире понятия «рынок», поскольку предприятия могут предлагать свои товары на разных единичных рынках. Например, производитель программного обеспечения, может предлагать свой товар на разных рынках: программы для бизнеса и компьютерные игры для детей. Для анализа цен и выпуска определенного товара обычно рассматривается рынок данного товара. Для изучения условий и возможностей входа на этот рынок и ухода с него необходимо изучать положение дел в отрасли. Несовпадения границ рынков и отраслей также связано с развитием глобализации.

Для выделения и классификации отдельных рынков и отраслей Э. Чемберлин предложил использовать два критерия:

1) оценка взаимозаменяемости товаров, предлагаемых разными товарами. Данный критерий может быть представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, предлагаемые предприятиями. Он характеризует влияние изменения цены товара предприятия Х на продажи товара предприятия У.

2 ) оценка взаимозависимости этих предприятий. Этот критерий может быть представлен коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Он характеризует влияние продаж товара предприятия Х на цену предприятия У.

Исходя из этого, можно сделать следующие основные выводы: 1) Чем выше ценовая перекрестная эластичность, тем выше однородность выпускаемых этими предприятиями товаров, тем более совершенна их взаимозаменяемость, и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли, а товары, выпускаемые ими, к одному единичному рынку. 2) Чем выше количественная перекрестная эластичность, тем более жестка взаимозависимость предприятий и тем больше оснований отнести эти предприятия к одной отрасли.

Многие экономисты представляют всю совокупность товаров как цепь субститутов, в которой есть разрывы – резкие изменения значений коэффициентов перекрестной эластичности. Эти разрывы представляют собой экономические границы единичных товарных рынков, а участки между ними – сами единичные рынки. Отрасль объединяет предприятия, предлагающие свои товары на единичном рынке.

К критериям Чемберлина Дж. Бейн добавил еще один – условия входа на рынок. Данный критерий характеризует наличие и высоту барьеров для входа в отрасль.

Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими участниками.

По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа новых фирм на рынок, отрасли можно классифицировать следующим образом:

1) отрасли со свободным входом. Действующие фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек. Наблюдается свободное перемещение капитальных, финансовых и трудовых ресурсов между отраслями.

2) Отрасли с краткосрочными барьерами входа. Действующие фирмы могут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет недопущения новых фирм на рынок. Но эти преимущества исчезают в долгосрочном периоде.

3) Отрасли с замедленным входом. Действующие фирмы обладают преимуществами перед новыми предприятиями и могут получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. При этом они проводят ценовую политику, препятствующую проникновению конкурентов на рынок. Однако, рынок не является полностью закрытым.

4) Отрасли с блокированным входом. Вход на рынок полностью блокирован и число действующих фирм на протяжении длительного времени не меняется.

Каждому типу рыночной структуры (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия) соответствуют свои типы барьеров.

Рыночные барьеры по источникам возникновения можно разделить на две группы:

1. Нестратегические барьеры – условия, находящиеся вне контроля действующей фирмы и объясняющие почему новые фирмы не появляются на рынке при цене выше предельных издержек. К ним относятся:

- емкость рынка (ограниченность спроса). Емкость рынка определяется высокой насыщенностью потребителей товарами данного вида и низкой платежеспособностью населения. Чем больше емкость рынка, тем при прочих равных условиях ниже барьер входа и больше места на рынке для большего числа фирм. Чем меньше емкость рынка, тем меньше возможности остается для входа потенциальных конкурентов.

- объем капитальных затрат (первоначальные инвестиции для организации безубыточного производства в отрасли). К этим инвестициям относятся затраты на строительство нового или реконструкцию старого производства и мощностей, расходы на НИОКР, затраты на освоение выпуска товара, на организацию сбытовой сети и подготовку персонала. Высота данного барьера зависит от размеров предприятий отрасли, от степени развитости рынка труда и капитала, степени конкуренции на данных рынках. Если эти рынки не развиты или неконкурентны, то новым фирмам сложно найти в необходимом количестве финансовые, трудовые и другие ресурсы, чтобы организовать нормально функционирующее производство.

- абсолютное преимущество в издержках действующих фирм. Это преимущество означает, что средние издержки старой фирмы меньше, чем средние издержки новой фирмы, что в свою очередь позволяет старой фирме устанавливать цену на свой товар выше своих средних издержек, но ниже издержек новой фирмы. Данное преимущество создается за счет таких факторов, как: а) доступ к более дешевым или более качественным источникам сырья; б) использование прошлых инноваций; в) использование опыта функционирования в отрасли (эффект профессионального опыта, т.е. по мере накопления опыта работы в отрасли сотрудники обучаются, тому как быстрее и эффективнее выполнять задания, повышается отдача от управляющего состава, осваивается новая техника. Впервые подобный эффект был использован в самолетостроении, обслуживании и ремонте судов, на сборочных линиях, где повторяются однотипные операции).

- административные барьеры. К ним относятся: лицензирование деятельности фирм, квотирование производства, усложненный порядок регистрации предприятий, экологические нормы деятельности фирм, ограничения использования природных ресурсов. В целом эти барьеры возникают как следствие регулирующей деятельности государства, что требует от предприятий дополнительных затрат.

- состояние инфраструктуры рынка. Характеризуется наличием и степенью развитости транспортной системы и системы хранения товаров в регионе или стране. Отсутствие данных нормально функционирующих систем препятствует проникновению новых фирм на рынок.

- качество товара. Если наличие данного барьера сопровождается эффектом репутации действующей фирмы, то новая фирма будет вынуждена нести дополнительные издержки, связанные с созданием соответствующей репутации и позиционированием в сознании потребителей.

2. Стратегические барьеры – стратегические действия фирм в случае опасности входа на рынок потенциальных конкурентов. К ним относятся:

- ценообразование, ограничивающее вход на рынок, связано с назначением цены на основе абсолютных или относительных преимуществах в издержках, т.е. с разработкой и реализацией соответствующей стратегии ценообразования. При использовании абсолютных преимуществ в издержках фирма назначает цену ниже, чем у конкурента, при этом не меняя объем выпуска. При использовании относительных преимуществ в издержках фирма может выпустить такой объем продукции, который заполнит практически весь рынок, или оставить для конкурента незначительную долю рынка, заполняя которую новая фирма будет нести высокие издержки производства.

- дополнительные инвестиции в оборудование. Они принимают вид незагруженных мощностей, т.е. при наличии таких мощностей у старой фирмы, она сможет при попытке входа на рынок произвести дополнительное количество товара и заполнить рынок с наименьшими затратами, по сравнению с новой фирмой, которой предстоит организовать производство.

- продуктовая дифференциация. Заключается в выпуске действующей фирмой значительного количества товаров- субститутов, что затруднит выделение ниши на рынке для новой фирмы. При этом действует положительный внешний эффект товарных марок: реклама одного товара данной фирмы способствует сбыту и других ее товаров.

- долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями. В данном случае усложняется процесс проникновения на рынок для потенциального конкурента, поскольку он будет вынужден нести дополнительные издержки на создание собственной продуктовой цепочки, как в сторону поставщиков, так и в сторону потребителей или дилеров.

Рынки, на которых действует множество покупателей, подразделяют на:

1. Чистая, или совершенная конкуренция. Характерна для однородного рынка. Все участники рынка обладают полной информацией о других участниках. Ни одно отдельное предприятие не оказывает влияния на уровень текущих рыночных цен товара.

2. Монополистическая конкуренция. Это такое строение рынка, для которого характерны следующие черты:

- Предприятия совершают сделки в широком диапазоне цен, наличие которого объясняется способностью предлагать разные варианты товаров, в разных местах и на разных условиях, т.е. продукция дифференцирована и товары конкурентов являются близкими субститутами.

- Рынок необозрим (покупатели не могут сравнивать цены), в связи с чем, предприятия могут назначать повышенную цену.

- Свободный вход на рынок

- Наличие множества продавцов и покупателей

- Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка

- Характерна как ценовая, так и неценовая конкуренция.

3. Олигополистическая конкуренция. Это такое строение рынка, при котором отрасль представлена небольшим числом крупных предприятий- продавцов однородной продукции. Особенность олигополии заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий- продавцов.

Олигополистические отрасли различают по тому, как действуют предприятия. Если олигополисты действуют совершенно независимо друг от друга, то рынок называют некооперированным. Если конкуренты вступают в сговор, то олигополию называют кооперированной. Такая олигополия является основой картеля и строения отрасли под названием ценового лидерства. Картель – группа предприятий, договорившихся об определенных принципах установления цен, распределения долей рынка, исходя из его географических или иных характеристик. Наиболее известным примером картелей является Организация стран- экспортеров нефти (ОПЕК). При ценовом лидерстве один из олигополистов получает статус ценового лидера в отрасли. Остальные предприятия принимают цену, устанавливаемую лидером, и следуют за ним.

Общими характеристиками для олигополии являются:

- выпускаемая продукция может быть как однородная, так и неоднородная.

- предприятия оказывают существенное влияние на цены.

- возможности входа могут быть различными: от полностью блокированного входа до почти свободного.

- стратегическое поведение олигополистов определяется возможностями регулировать вход, а также необходимостью учитывать при принятии решений реакцию конкурентов.

4. Чистая монополия. Монополией называют такое строение рынка, при котором существует только один продавец определенного товара, не имеющего близких заменителей. Предприятие- монополист представляет собой целую отрасль. Монополист обладает монопольной или полной рыночной властью, т.е. располагает неограниченной возможностью назначать цену. Может использовать ценовую дискриминацию, т.е. продавать свой товар по разным ценам разным покупателям. Входными барьерами являются:

1. экономия на масштабах производства. Эффективное производство с применением определенных технологий зачастую требует выпуска продукции в больших объемах. В этой связи конкуренту потребуются очень большие капиталовложения.

2. естественные монополии. Это отрасли, в которых объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной фирмой при минимальных издержках. Если монополиста в таких отраслях заменить несколько конкурирующими предприятиями, то это приведет к росту издержек и цен. К естественным монополиям относятся предприятия ЖКХ, железнодорожного транспорта и др.

3. патенты. Предоставляют исключительное право производить новый продукт.

4. собственность на важнейшие виды сырья. Например, большинство алмазных рудников в свое время находились под контролем компании «De Beers», контролировавшей также рынок бриллиантов.

5. высокие транспортные расходы. Могут способствовать формированию изолированных местных рынков, что в свою очередь отразится на отрасли, которая будет представлять собой множество локальных монополистов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.008 с.)