Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расстановки судов по грузопотокам

Поиск

Стратегический менеджмент

 

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

«Разработка стратегии замены флота» для студентов очного обучения

по специальностям 080507 «Менеджмент организации»,

080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта»

 

 

Издательство ФГОУ ВПО ВГАВТ

Н. Новгород, 2007

УДК658.152

С 83

 

 

Астахов В.И., Кузьмичев И.К., Никулина М.В., Платов Ю.И., Самсонов Р.И.

Стратегический менеджмент: метод. указания по выполнению курсовой работы «Разработка стратегии замены флота» для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080502 «Экономика и управление на предприятии транспорта». изд. 2-е, переработанное и дополненное / В.И. Астахов [и др.] – Н. Новгород: Изд. – во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. – 64 с.

 

Приведены методики обоснований выбора стратегии обновления флота, а также формирования оптимального плана использования новых судов. Дана методика оценки вариантов использования флота через систему эксплуатационно – экономических показателей.

 

Изменения и дополнения внесены в разделы 2,3,5,6 доц., к.т.н. В.И.

Астаховым и проф., д.т.н. Ю.И. Платовым; раздел 4 переработан полностью доц., к.т.н. М.В. Никулиной. Обновление материалов выполнено под общей редакцией доц., к.т.н. М.В. Никулиной.

 

Работа рекомендована к изданию на заседании кафедры управления транспортом (протокол № 3 от 25 декабря 2006 г.).

 

 

Ó ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2007

Введение

 

Методические указания предназначены для разработки и выбора наилучших стратегий замены и модернизации существующего флота.

Идея стратегического планирования основана на реальной ситуации: задан перечень и возраст судов, перспективный прогнозный объем перевозок, который может быть выполнен только при условии пополнения ядра флота новыми судами. Необходимо оптимально подобрать новые суда и разработать одну или несколько альтернативных стратегий замены флота за счет собственных и / или заемных средств таким образом, чтобы получить лучшие по данным условиям экономические показатели функционирования проектной системы на протяжении как минимум двадцати лет при минимуме привлечения финансовых средств.

Особое значение придается расчету, оценке и анализу экономических показателей работы флота, как по существующим судам, так и по новым, а также по совокупности существующих и новых судов. Именно анализ этих показателей и позволяет, в конечном итоге, выбрать окончательную стратегию замены и модернизации существующего флота.

Для стоимостной оценки стратегий используются условные денежные единицы.

 

 

1. Общая схема выполнения курсовой работы

Курсовая работа «Разработка стратегии замены флота» базируется на знаниях, полученных студентом при изучении дисциплин «Грузоведение», «Экономика отрасли и предприятия», «Управление и организация перевозок грузов и пассажиров», «Планирование работы транспортных средств», «Инновационный менеджмент» и «Стратегический менеджмент».

После получения задания на курсовую работу студенту необходимо внимательно изучить исходные данные, а также настоящие методические указания.

Курсовая работа выполняется в течение двух семестров поэтапно. В каждом семестре производится защита курсовой работы.

В первом семестре

На первом этапе выполняется следующий состав работ:

– дается характеристика исходных данных, в том числе корреспонденции перевозок и состава существующего флота на начало планового периода по типам;

– производится разработка схемы привязки корреспондирующих грузопотоков;

– определяются частоты и интервалы отправления судов (составов) на грузовых линиях;

– формируется план освоения грузопотоков по ручной технологии;

– рассчитываются эксплуатационно-экономические показатели.

По завершении этого этапа преподавателем сообщается студенту персональный список судов, используемых на освоении заданных грузопотоков в соответствии с определенной потребностью во флоте. Персональный список судов выдается с возрастными характеристиками.

На втором этапе делается прогноз выбытия существующих судов по годам прогнозного периода с определением объемов перевозок, прибыли и амортизации по каждому году по судам, остающимся в эксплуатации.

На этом заканчивается работа в первом семестре. Соответствующие разделы оформляются в виде пояснительной записки и сдаются на проверку преподавателю с последующей защитой курсовой работы.

Во втором семестре

На первом этапе преподавателем сообщается студенту список новых типов судов, используемых на освоении заданных грузопотоков в прогнозном периоде, с указанием их основных эксплуатационных и стоимостных характеристик.

На основе этих данных и ранее полученной корреспонденции перевозок формируется по выбранному (заданному) критерию оптимальный план освоения грузопотоков по новым типам судов по автоматизированной технологии.

На втором этапе с учетом выбытия существующих судов и оптимальной расстановки разрабатываются стратегии замены по всем годам прогнозного периода.

На третьем этапе рассчитываются показатели оценки стратегий замены, производится выбор наилучшей стратегии, вносятся коррективы в оптимальную расстановку судов, рассчитываются эксплуатационно-экономические показатели, проводится их анализ и сравнение с показателями на начало прогнозного периода. Все разделы курсовой работы также оформляются в виде пояснительной записки и сдаются на проверку преподавателю с последующей защитой курсовой работы в целом.

 

Методика расстановки судов по грузопотокам

и определения потребности во флоте

 

Характеристика исходных данных

 

Характеристика условий плавания

 

Условия плавания характеризуются следующими основными параметрами: протяженностью участков, габаритами судового хода (ширина судового хода, радиусы закруглений, гарантированная глубина); разрядами водных путей по классификации Речного Регистра РФ; наличием гидроузлов, шлюзов, количеством камер и ниток шлюзов, размерами камер шлюзов и каналов. По итогам выполнения анализа этих характеристик определяются лимитирующие по тому или иному параметру участки водного пути, сведения по которым приводятся в табл. 2.1.

 

Таблица 2.1

Характеристика участков водного пути

Границы участка Протяжен- ность, км Гарантирован- ная глубина, см Разряд по Речному Регистру Примечание
         

В табл. 2.1 границами участка могут быть пункты начала и конца лимитирующего участка, пункты отправления – назначения, пункты перепада глубин, гидроузлы.

Характеристика шлюзов приводится в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Характеристика судопропускных сооружений

Наиме нова ние Место располо жение Количество Полезные размеры камер, м Приме- чание
шлю- зов камер ниток длина ши- рина глубина на короле
                 

Анализ характеристик условий плавания должен выявить требования к флоту, который должен осваивать заданные грузопотоки.

Для выполнения данного раздела используется литературный источник [14].

Характеристика заданных грузопотоков

 

В этом разделе приводится корреспонденция грузопотоков по форме табл. 2.3.

 

Таблица 2.3

Корреспонденция грузопотоков

Пункты Расстоя- ние, км Род груза Объем перевозок, тыс.т Грузо- оборот, млн. ткм Фрахтовая ставка, ден.ед./т
отправ- ления назна чения
             
Итого       å å  

Здесь же приводятся транспортные характеристики заданных грузов, на основе которых определяются требования к транспортному флоту, который будет осваивать грузопотоки.

Размеры фрахтовых ставок указываются в задании на курсовую работу. Ставки приведены на 1000 км пробега и должны быть скорректированы в соответствии с расстоянием перевозки на конкретном грузопотоке.

 

Нормы загрузки судов

Нормы загрузки судов принимаются в соответствии с [7] и формируются по форме табл. 2.6.

 

Таблица 2.6

Нормы загрузки судов

Пункты Тип судна (состава) Грузоподъ- емность, т Род груза Норма загрузки, т
Отправления Назначения
           

В табл. 2.6 приводятся нормы загрузки каждого типа судна (состава) (кроме специализированных) на каждом грузопотоке.

В случае отсутствия нормы загрузки по каким-либо грузопотокам, она определяется в следующей последовательности:

, (2.1)
, (2.2)

где – соответственно, норма загрузки судна (состава) рассматриваемым родом груза, тяжелым или «легким», т;

– регистрационная грузоподъемность рассматриваемого судна (состава), т;

– соответственно, гарантированная глубина на лимитирующем участке водного пути и запас воды под днищем, устанавливаемый по данным [7], см;

– соответственно, осадка судна (состава) при полной загрузке и порожнем, см;

– коэффициенты, учитывающие неполное использование соответственно трюма и палубы (в расчетах принять );

– объем грузовых помещений судна, м³;

– площадь палубы судна, м²;

– высота складирования груза на палубе, м (принять для судов проектов 507, 1565 - 4 м, для судов проектов 1787, 1787У, Р-156, 21-88, 576 – 3 м);

– удельный погрузочный объем груза, м³/т.

Параметры и принимаются по [14]. Величины округляются в меньшую сторону с точностью до 50 т.

Принятые нормы загрузки являются предельными и в процессе дальнейших расчетов могут быть уменьшены.

 

Расчет потребности во флоте

 

Расчету потребности во флоте предшествует разработка плана портового обслуживания.

План портового обслуживания разрабатывается на базе [4]. Продолжительность грузовой обработки () и продолжительность валового времени обработки судов (составов) в порту () определяются, соответственно, по выражениям:

 

, (2.8)
, (2.9)

где – судо-часовая норма загрузки (разгрузки) судна (состава) в рассматриваемом порту, т/ч;

– затраты времени на технические и технологические операции, соответственно, до и после грузовых работ, ч.

Результаты расчетов по плану портового обслуживания отражаются в табл. 2.9 по образцу:

Таблица 2.9

План портового обслуживания

Вид грузовой обработки Род груза Тип судна (состава) Норма загрузки, т Судо- часовая норма, т/ч Продолжительность обработки, ч Приме- чания
до грузовых работ грузовые работы после грузовых работ валовое время
Порт Ахтубинск
Погрузка Соль-ядро Волго-Дон              

Результаты расчетов в графе «грузовые работы» округляются до целого числа в большую сторону.

В табл. 2.9 отражаются плановые затраты времени по судам (составам) и портам, которые являются начальными или конечными для рассматриваемого грузопотока в пределах всех сформированных грузовых колец.

При расчете плана портового обслуживания по составам в графе «Норма загрузки, т» указывается загрузка только одной секции (баржи) состава, и расчеты продолжительности грузовых работ ведутся также для одной секции (баржи).

План портового обслуживания используется при расчетах продолжительности кругового рейса (t кр) судна (состава) на каком-либо грузовом кольце:

, (2.10)

где - признак водного бассейна;

– затраты времени по судну (составу) в – м бассейне, соответственно, на ход с грузом, ход порожнем, на плановые стоянки в пути и валовую обработку в портах, ч.

Параметры принимаются в соответствии с [4, 5, 6, 13].

Значение продолжительности кругового рейса (t кр) рассчитывается в сутках (с точностью до двух знаков после запятой) и в часах (до целого числа с округлением в большую сторону).

В пояснительной записке приводятся расчеты продолжительности кругового рейса по какому-либо грузовому кольцу, а результаты расчетов по другим кольцам сводятся в табл. 2.10 по образцу.

 

Таблица 2.10

Расчет продолжительности круговых рейсов

Название грузового кольца и его элементы Тип судна (состава) Продолжительность элементов кругового рейса, ч Продолжи- тельность кругового рейса
ход с грузом ход порожнем всего ход путевые стоянки валовые стоянки в порту отправления валовые стоянки в порту назначения ч сут.
Ахтубинск-Пермь (соль) Волго-Дон *   * * * *    
Пермь-Орел (пор)   * * *        
Орел-Волгоград (лес) *   * * * *    
Волгоград-Ахтубинск (пор)   * * *        
Итого на грузовом кольце * * * * * * * *
Итого на грузовом кольце * * * * * * * *

 

В табл. 2.10 знаком «*» зафиксировано положение расчетных величин того или иного элемента кругового рейса.

Число круговых рейсов n крна грузовом кольце, ед.:

 

. (2.11)

Полученное значение представляется c точностью до одного знака после запятой.

Потребность во флоте на перевозках определяется в единицах судов (составов) (), тоннаже–сутках () и сило-сутках () по следующим выражениям:

 

, (2.12)
, (2.13)
. (2.14)

Коэффициент резерва на ненормируемые операции () устанавливается по согласованию с преподавателем в пределах:

для грузового самоходного флота – 0,05 ¸ 0,08;

для составов – 0,06 ¸ 0,10.

Расчет потребности во флоте производится с точностью до одного знака после запятой с округлением в большую сторону.

В пояснительной записке приводится полный расчет потребности во флоте на каком-либо грузовом кольце, а результаты расчетов по другим грузовым кольцам сводятся в табл. 2.11 по образцу.

 

Таблица 2.11

Расчет потребности во флоте

Наименование грузового кольца Тип судна (состава) Частота отправления судов (составов), ед. / сут. Период отправления судов (составов), сут. Продолжительность кругового рейса, сут. Число круговых рейсов, ед. Размер судопотока, отпр. Коэффициент резерва Потребность во флоте по видам флота
единиц судов тыс. тнж-сут. единиц составов тыс.тнж-сут. единиц тяги тыс.сило-сут.
Ахтубинск-Пермь (соль), Орел-Волго-град (лес)                          

 

Заключительным этапом этого раздела является формирование плана (схемы) освоения грузопотоков (табл. 2.12).

 

Таблица 2.12

План (схема) освоения грузопотоков

Прямое направление Обратное направление Период отправления, сут. Частота отправления, ед./сут. Продолжительность кругового рейса, сут. Число круговых рейсов, ед. Потребность во флоте Грузооборот, млн. ткм
Пункты Род груза Объем перевозок, тыс. т Тип судна Загрузка, т Размер судопотока, отпр. Пункты Род груза Объем перевозок, тыс. т Загрузка, т Размер судопотока, отпр. единиц тыс. тнж-сут.
отправления назначения отправления назначения груженый порожний
Итого грузовые теплоходы å             å                 å å
Итого составы å             å                 å å
Всего по схеме å             å                 å å

 

В табл. 2.12 объем перевозок и грузооборот на грузовом кольце рассчитываются по следующим выражениям:

 

, (2.15)
, (2.16)

где – соответственно, объем перевозок (в тыс. т) и грузооборот (в млн. ткм) на грузовом кольце;

– соответственно, расстояние перевозки грузов на грузопотоках прямого и обратного направлений в рамках грузового кольца, км;

г – признак грузопотока в обратном направлении, ;

Г – количество грузопотоков в обратном направлении.

Точность расчетов по формулам (2.15), (2.16) – до одного знака после запятой.

В этом разделе потребность во флоте и план освоения грузопотоков рассчитываются на первый (начальный) год прогнозного периода. В дальнейшем наличие флота корректируется по годам прогнозного периода с учетом выбытия судов и составов из эксплуатации в соответствии с их возрастными характеристиками.

Таблица 3.1

 

Постановка задачи

Одним из главных средств нормального существования любой судоходной компании (СК) является разработка оптимальной плановой схемы использования флота и освоения грузопотоков. Оптимальная плановая схема разрабатывается как по имеющимся судам (составам), так и по перспективному флоту, приобретаемому взамен выбывающему.

В данной курсовой работе предусматривается разработка оптимального плана использования только новых судов (составов), и эта расстановка осуществляется на конец прогнозного периода, когда значительная часть существующего флота будет выведена из эксплуатации.

В результате оптимизации для нового флота определяются участки работы, на которых его использование будет наиболее эффективным с точки зрения принятого критерия. Другими словами, цель оптимизации заключается в подборе оптимальных типов судов (составов) и определении их количества для каждого грузового кольца.

Формирование оптимальной схемы осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе, на основании плановой корреспонденции грузопотоков, данных по новым типам судов и составов, поступающих из судостроения, сведений о предполагаемом приобретении нового флота и допустимых районах плавания новых судов (составов), назначаются все возможные рациональные варианты освоения объемов перевозок грузов, за планированных на перспективу (конкретный год, период) (раздел 2).

На втором этапе для принятых вариантов рассчитываются эксплуатационно-экономические показатели работы судов и составов на освоении грузопотоков по методикам, изложенным выше (разделы 2, 3).

На третьем этапе из всех возможных рациональных вариантов использования нового флота выбираются наилучшие (оптимальные) по принятому критерию. Выбор реализуется на базе экономико-математического моделирования (ЭММ) оптимального использования флота (ОИФ) [1, 12] с помощью пакетов прикладных программ линейного программирования (ПППЛП). Примером ПППЛП является «Поиск решения» – программная надстройка табличного процессора MS EXCEL.

В курсовой работе рекомендуется провести три оптимизационных расчета потрем различным критериям:

1) по минимуму расходов по новому флоту на предполагаемых участках работы в конечном году прогнозного периода (табл. 4.6);

2) по максимуму чистых денежных потоков от эксплуатации новых судов за весь жизненный цикл (табл. 4.8);

3) третий критерий предлагает и обосновывает сам студент (возможные показатели для критерия - чистая прибыль, производительность труда, экономическая прибыль и так далее).

Для решения задач оптимизации разрабатываются матрицы исходных данных ЭММ, которые затем реализуются на ПЭВМ в ПППЛП.

Четвертый этап – оценка и анализ результатов оптимизации в каждом из вариантов расчетов и выбор наилучшего варианта с точки зрения максимизации собственных средств, направляемых на воспроизводство основных фондов. На основе принятого варианта и динамики выбытия существующего флота разрабатывается план ввода и использования новых судов (составов) в прогнозном и постпрогнозном периодах.

Таким образом, в результате оптимизации схемы освоения грузопотоков и использования нового флота в конечном году прогнозного периода обосновываются типы и требуемое количество новых судов и составов и предлагаются оптимальные (с точки зрения принятого критерия) варианты их работы.

 

По новым судам (составам)

 

Для реализации представленной ЭММ ОИФ разрабатываются рациональные варианты использования новых судов (составов) на имеющихся грузовых кольцах (раздел 2). Эти варианты представляются в табл. 4.1. Для всех разработанных вариантов рассчитываются показатели использования нового флота на грузовых кольцах по методикам, приведенным в разделах 2,3. Все показатели рассчитываются по одному судну каждого нового типа. Эксплуатационно-экономические характеристики новых типов судов выдаются преподавателем.

Расчет показателей приводится полностью по одному судну одного типа на каком-либо грузовом кольце, а результаты расчетов по другим типам судов и грузовым кольцам сводятся в таблицы 4.1 - 4.8.

 


Таблица 4.1

Варианты освоения грузопотоков новыми судами (составами)

Тип нового судна Прямое направление Обратное направление Период отправления, сут. Продолжительность кругового рейса, сут. Число круговых рейсов, ед. Провозная способность одного судна, тыс. т Суммарные доходы по одному судну, тыс. ден. ед.
Пункты Род груза Объем перевозок, тыс. т Загрузка, т Расстояние груженого пробега, км Ставка фрахта за тонну на 1000 км пробега, ден. ед. Доходы от перевозок по одному судну, тыс. ден. ед. Пункты Род груза Объем перевозок, тыс. т Загрузка, т Расстояние груженого пробега, км Ставка фрахта за тонну на 1000 км пробега, ден. ед. Доходы от перевозок по одному судну, тыс. ден. ед.
отправления назначения отправления назначения
Грузовое кольцо 1
                                           
                                           
Грузовое кольцо 2
                                           
Грузовое кольцо …

Таблица 4.2

Расчет расходов по новым судам (составам)

на холодном и зимнем отстое и в ремонте

Тип нового судна Норматив распределяемых расходов, доли ед. Условно-постоянные расходы по судну, тыс. ден. ед./сут. Средний эксплуатационный период работы судов, сут. Коэффициент для учета доли расходов по судну на холодном и зимнем отстое и в ремонте от расходов по судну в эксплуатации Расходы по судну на холодном и зимнем отстое и в ремонте, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1
           
           
Грузовое кольцо 2
           
Грузовое кольцо …

Таблица 4.3

Расчет расходов по новым судам (составам) на амортизацию

Тип нового судна Среднее значение строительной стоимости по судну, тыс. ден. ед. Норма амортизации, % Расходы по суднуна амортизацию, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1
       
       
Грузовое кольцо 2
       
Грузовое кольцо …

Таблица 4.4

Расчет расходов по новым судам (составам) на горюче-смазочные материалы

Тип нового судна Мощность судна, л.с. Число круговых рейсов одного судна, ед. Затраты времени на ход с грузом, сут. Расход топлива в ходу с грузом, кг / л.с. в час Затраты времени на ход прожнем, сут. Затраты времени на ввод-вывод судна по ходовым операциям, сут. Расход топлива в ходу порожнем, кг / л.с. в час Затраты времени на стоянки, сут. Затраты времени на ввод-вывод судна по стояночным опера циям, сут. Расход топлива на стоянках, кг / л.с. в час Средняя цена топлива, ден. ед./т Коэффициент для учета расходов на смазочные материалы Расходы по судну на горюче-смазочные материалы, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1
                           
                           
Грузовое кольцо 2
                           
Грузовое кольцо …

Примечание: в случае расчетов по танкерам в табл. 4.4 добавляются столбцы «Затраты времени на выгрузку, сут.» и «Расход топлива на выгрузку груза, кг/л.с. в час».


Таблица 4.5

Расчет расходов по новым судам (составам)

за прохождение внутренних водных путей

Тип нового судна Число круговых рейсов одного судна, ед. Условный кубический модуль, м3 Перечень участков внутренних водных путей на грузовом кольце Длина участка, км Ставка сбора за прохождение участка, ден. ед. / км на 1000 м3 Расходы по судну за прохождение участка внутренних водных путей, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1
 
Итого по типу 1   å
 
Грузовое кольцо 2
 
Грузовое кольцо …

Таблица 4.6

Расчет расходов по новым судам (составам)

Тип нового судна Средний эксплуатационный период работы судов, сут. Условно-постоянные расходы по судну, тыс. ден. ед. / сут. Расходы по судну на горюче-смазочные материалы, тыс. ден. ед. Норматив распределяемых расходов, доли ед. Расходы по судну за прохождение внутренних водных путей, тыс. ден. ед. Расходы по судну на канальные сборы, тыс. ден. ед. Расходы по судну на портовые сборы, тыс. ден. ед. Агентские расходы по судну, тыс. ден. ед. Расходы по эксплуатации судна, тыс. ден. ед. Расходы по судну на холодном и зимнем отстое и в ремонте, тыс. ден. ед. Расходы по судну на амортизацию, тыс. ден. ед. Суммарные расходы по судну, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1
                         
                         
Грузовое кольцо 2
                         
Грузовое кольцо …

Таблица 4.7

Прогноз налога на имущество по новым судам (составам)

Тип нового судна Годы жизненного цикла Ставка налога на имущество, доли ед. Возраст судна по годам жизненного цикла, лет Среднее значение строительной стоимости по типу судна, тыс. ден. ед. Расходы по судну на амортизацию, тыс. ден. ед. Налог на имущество по судну, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1
             
             
Грузовое кольцо 2
             
Грузовое кольцо …

Примечание: для выполнения оптимизационных расчетов (и только!) условно средний возраст новых судов (жизненный цикл) принимается равным 12-ти годам.

 

Таблица 4.8

Прогноз динамики собственных средств,

направляемых на воспроизводство основных фондов (по новым судам)

Тип нового судна Годы жизненного цикла Доходы, тыс. ден. ед. Расходы по новому судну, тыс. ден. ед. Валовая прибыль, тыс. ден. ед. Налог на имущество, тыс. ден. ед. Налог на прибыль, доли ед. Чистая прибыль, тыс. ден. ед. Амортизация по судну, тыс. ден. ед. Чистые денеж- ные потоки, тыс. ден. ед.
Грузовое кольцо 1


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.01 с.)