Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка внешнего шума от судов↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Н34
Рецензент – к.т.н., доц. В.И. Савинов
Наумов, В.С. Безопасность жизнедеятельности: Экологическая безопасность: метод. пособие для выпол. практ. работ студентами оч. обуч. всех специальностей / В.С. Наумов, А.Е. Пластинин. – Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 52 с.
Представлен материал, содержащий необходимую справочную информацию и практические рекомендации по оценке экологической опасности источников воздействия на окружающую среду, характерных для объектов водного транспорта (внешний шум, сточные воды, выбросы вредных газов от судовых энергетических установок). Для студентов очного обучения всех специальностей.
Работа рекомендована к изданию кафедрой охраны окружающей среды и производственной безопасности (протокол № 10 от 26.05.2009 г.).
© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009 Введение
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является общепрофессиональной дисциплиной, в которой объединены вопросы безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты от негативных факторов в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с представлениями о безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных ситуациях. Современная БЖД является междисциплинарной областью знаний, интегрирующей на единой методической основе такие курсы, как «Охрана труда», «Чрезвычайные ситуации», «Охрана окружающей среды», и базирующейся на фундаментальных принципах эргономики, экологии, химии, экономики, психологии. Данное методическое пособие предназначено для выполнения практических работ по разделу «Экологическая безопасность» дисциплины БЖД студентами очного обучения всех специальностей. Оно содержит варианты заданий, необходимые теоретические сведения и рекомендации по выполнению практических работ.
Варианты заданий на практические работы
Исходные данные для выполнения практических работ принимаются на основании индивидуального номера варианта, выданного преподавателем, в соответствии с табл. 1. Основным исходным данным является номер проекта судна, информация по которому содержится в «Справочнике по серийным транспортным судам», при этом номер тома также указан в табл. 1. Все недостающие исходные данные выдаются преподавателем на занятиях, а также приводятся в описании работ и приложениях.
Таблица 1. Исходные данные
Окончание табл.1
Перечень исходных данных для практической работы № 1
Мощность главных и вспомогательных двигателей, кВт; диаметр цилиндра дизеля, м; число цилиндров; частота вращения коленчатого вала, мин-1; коэффициент тактности; система газотурбонаддува дизеля (наличие или отсутствие); количество дизелей; параметры машинного отделения (МО) (длина, ширина, высота); подача вентилятора, м3/ч; полное давление развиваемое вентилятором, Па; главные размерения судна (ширина, длина, м); расстояние от выхода газоотводного тракта до борта, м; расстояние от выхлопного коллектора двигателя до среза выхлопной трубы, м; количество поворотов на этом участке дымохода; площадь поперечного сечения расширительной камеры, м2; площадь поперечного сечения газоотводного трубопровода, м2; площадь проема светового люка на рассматриваемом борту, м2; расстояние от светового люка до борта, для которого производится расчет, м; количество открывающихся световых люков рассматриваемого борта; количество одновременно работающих одинаковых дизелей; высота шахты МО, скорость судна, км/ч. Перечень исходных данных для практической работы № 2
Мощность главных двигателей, кВт; район плавания; время года, мес.; время непринятия мер по ликвидации загрязнения, ч.
Перечень исходных данных для практической работы № 3
Количество дизелей; часовой нормированный расход топлива, кг/ч; коэффициент, учитывающий непрерывность работы двигателей; время, сут; наименование экономического района Российской Федерации (РФ).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 Судна
Для расчета ВШХ судна отбираются источники шума, уровень звука от которых превышает предельно допустимые значения. Если все источники шума симметричны относительно ДП, то расчет уровня звука производится на один любой борт, если не симметричны, то на борт, где уровень звука больше. Определить ВШХ судна можно, построив диаграмму распределения уровней звука по линии, отстоящей от борта на 25 м. Диаграмма строится в виде графика, где по оси ординат откладываются уровни звука в дБА, а по оси абсцисс, за которую принимается ДП судна, откладывается длина судна (м)с учетом протяженности кормовой системы волн. Она разбивается на 20 равных промежутков. На диаграмме в масштабе наносятся также размеры судна, расположение основных источников шума, включая носовую и кормовую системы корабельных волн с указанием принимаемых в расчетах размеров (рис. 7). Величины рассчитанных уровней звука откладываются по оси ординат против середин соответствующих источников. Расчетные величины уровней звука откладывают по оси ординат в центре источника шума. Далее определяют уровень шума в точках «Нос» и «Корма» от центра источника шума:
для всех источников шума, кроме кормовой системы волн, определяют по формуле:
Для облегчения расчетов имеются специальные диаграммы. Кормовая система волн распространяется за пределами длины судна, поэтому кривая распределения уровней звука от данного источника должна строиться с учетом длины кормовой системы волн, являющейся как бы продолжением длины судна:
Для толкачей с составом при меньше 15 км/ч = 15. Уровни звука в точках «Нос» и «Корма» от середины длины кормовой системы волн также рассчитывают по формуле (20), только определяется с помощью специальных диаграмм по параметру ():
Для каждого источника звука вычисляются 2–3 дополнительных точки и соединяются плавными кривыми. Далее для каждой из 20 точек на оси абсцисс откладываются суммарные уровни звука, далее плавно соединяются кривой. Максимальная точка на этой кривой является ВШХ судна (см. рис. 7). Сложение уровней звука в каждой точке на каждом шпангоуте выполняется с помощью правила логарифмического сложения. Суммирование уровней звука и в общем случае производится по формуле
Суммирование нескольких по величинам уровней звука выполняется последовательно по (24) сначала наибольшие два уровня, затем по убывающим значениям. Если суммируются «» одинаковых, то справедливо
ВШХ сравнивается с допустимым уровнем шума по стандарту. Если ВШХ превышает стандарт, то необходимо снижать шум источников до нормативного и уменьшить дополнительно на 3 дБА. Вопросы для самоконтроля 1. Какое воздействие на человека оказывает инфразвук? 2. Какой нормативный документ регламентирует ограничения шумового воздействия судов на население прибрежной зоны в России? На какие группы в соответствии с этим документом разделены все суда внутреннего и прибрежного плавания? 3. Назовите источники внешнего шума на судах, на какие виды они подразделяются? 4. Что такое ВШХ судна? 5. Какие источники шума отбираются для расчета и построения ВШХ судна? 6. Как определяют уровень звука от отдельных источников и его предельно допустимые значения? 7. Как осуществляется расчет уровня звука за бортом судна? 8. Опишите процедуру построения ВШХ судна. 9. Правило логарифмического сложения уровней звука.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 По сточным водам
Цель работы: изучить особенности воздействия судовых сточных вод на ОС, определить суточные накопления нефтесодержащих сточных вод (НВ) и хозяйственно-бытовых сточных вод (СВ), выполнить расчет природоохранного оборудования, оценить размеры вреда водным объектам в случае несанкционированного (аварийного) сброса НВ и СВ.
Теоретическая часть
Вопросы для самоконтроля 1. От чего зависит количество НВ, накапливающихся в корпусе судна? 2. Сколько процентов нефтепродукта содержится в НВ? Состав НВ. 3. Как определяют суточное накопление НВ в практике морского судоходства? 4. Как рассчитывают суточное накопление НВ для речных судов? 5. Как проявляется вредное воздействие НВ и СВ на ОС? 6. Каков состав СВ? 7. Что такое ЭХВП? 8. Оборудование для защиты ОС. Как осуществляется его выбор? 9. Какой нормативный документ регламентирует определение размера вреда при несанкционированном сбросе СВ и НВ? Особенности расчета.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 Вопросы для самоконтроля 1. Какие существуют виды загрязнения атмосферы от СЭУ? 2. От чего зависит токсичность ОГ? 3. Группы вредных веществ, содержащихся в ОГ ДВС. 4. Как выполняют оценку экологической опасности загрязнения атмосферы СЭУ? 5. Какой параметр экологической опасности двигателей является нормируемым в соответствии с действующими Правилами Морского и Речного Регистров? 6. Когда выбросы в атмосферу от судовых дизелей представляют наибольшую опасность? 7. На чем основывается методика «Сверка параметров»? 8. Какой нормативный документ регламентирует определение размера ущерба при загрязнении атмосферы выбросами СЭУ? Особенности расчета.
Отчеты о проделанных работах должны содержать: 1) название и цель работы; 2) краткое теоретическое введение; 3) практическую часть, включающую описание работы и полученных результатов; 4) вывод; 5) список использованной литературы.
Заключение
В результате выполнения практических работ студенты закрепляют изученный ранее теоретический материал и получают практические навыки по оценке экологической опасности источников воздействия на ОС, характерных для объектов водного транспорта (внешний шум, сточные воды, выбросы вредных газов от СЭУ).
Библиографический список
1. Обеспечение экологической безопасности судов и промышленных предприятий водного транспорта: учеб. пособие / В.С. Наумов [и др.]; под ред. В.Л. Этина. – Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2003. – 264 с. 2. Дегтярев, В.В. Охрана окружающей среды: учеб. для вузов / В.В. Дегтярев. – М.: Транспорт, 1989. – 207 с. 3. Этин, В.Л. Экология судоходства: консп. лекций / В.Л. Этин. – Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2006. – 290 с. 4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.2.703-98. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. – М.: Минздрав России, 1998. – 142 с. 5. РТМ 212-0140–95. Система бытового водоснабжения судов внутреннего и смешанного плавания. Правила и нормы проектирования. 6. Российский Речной Регистр. Правила. Т. 4. Правила экологической безопасности судов. – М.: Изд-во «По Волге», 2002. – 197 с. 7. Рехалова, Н.А. Экологическая безопасность: метод. пособие для выпол. контр. работ по дисциплине «Экология» для студ. заоч. обуч. / Н.А. Рехалова, А.И. Самосюк. – Н. Новгород: ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 32 с. 8. РД 152-011–00. Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов. – М.: 2000. – 47 с. 9. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (утв. приказом МПР РФ от 13 апреля 2009 года № 87). 10. Методика определения предотвращенного экологического ущерба (утверждена председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном 30 ноября 1999 г.). 11. Елисеева, И.И. Общая теория статистики / И.И. Елисеева. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 475 с. 12. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды (одобрена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21 октября 1983 г. № 254/284/134).
ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица П.1. Предельно допустимые значения уровня звука
Таблица П.2. Предельно допустимые значения Звуковой мощности дизелей (дБА)
Таблица П.3. Предельно допустимые значения параметра (N ∙ В)
Таблица П.4. Затухание шума в заглушающих устройствах
Таблица П.5. Добавки к большему уровню
Таблица П.6. Количество нефтесодержащих вод, образующихся На морском судне
Таблица П.7. Накопление нефтесодержащих вод на речных судах
Таблица П.8. Нормы расхода хозяйственно-питьевой воды
Таблица П.9. Экологическая характеристика водных путей РФ в навигацию 2008 года,
Примечание. При выполнении расчетов переводить в сутки. Таблица П.10. Технические характеристики станций ОНВ
Окончание табл. П.10
Таблица П.11. Технические характеристики станций ООСВ
Окончание табл. П.11
Таблица П.12. Коэффициент, учитывающий время года причинения вреда
Таблица П.13. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов)
Окончание табл. П.13
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.011 с.) |