Першапачатковае засяленне Беларусі. Славянская каланізація. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Першапачатковае засяленне Беларусі. Славянская каланізація.



Первые люди на территории Беларуси появились 100 – 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

В соответствии с эволюцией орудий труда историю первобытного общества принято делить: Каменный век(100-40 тыс до н э -3 тыс лет до н э): 1) палеолит (100-40 тыс до н э- 10 тыс лет до н.э.), 2) мезолит (10-5 тыс до н.э.), 3) неолит (4-3 тыс лет до н.э.). Бронзовый век(2 тыс до н э-нач I тыс до н э); Железный век(нач I тыс до н э-сер I тыс.н.э.). Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX – V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V – начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы – многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа – германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе – славяне и германцы.

В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII – III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III – II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII – VI вв. до н.э. – IV – V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. – IV –V вв. н.э.).

В V – II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.Таким образом, балтский период истории Беларуси – это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями – земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа – восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V – VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта – культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI – VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V – VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие – славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII – IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи – предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне – предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей – предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени – древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей – в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия – пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли – наделом.

 

22. Праблема ўтварэння раннефеадальных дяржаў ва ўсходніх славян. Полацкае і Тураўскае княствы.

В 9-13 вв на нашей территории сложилтсь условия для зарождения гос-венности:

-внутренние (разделение труда,возникновение городов,имущественное расслоение, существование классов,необх поддержания порядка внутри страны),-внешние(необх защиты терр от внешнего врага).

Все это создавало условия для политического обьединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого обьединения стала династия Рюриковичей, а главным городом - Киев. Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения.

У склад Кіеўскай Русі ўваходзілі плямёны, якія знаходзіліся на розных узроўнях развіцця. Таму Русь, падобна іншым буй-ным дзяржавам, не магла быць цалкам адзінай. Найбольшай магутнасці Кіеўская Русь дасягнула пры князях Уладзіміры Святаславічы (980—1015 гг.) і Яраславе Мудрым (1019— 1054 гг.). У 30-я гг. XII ст. Русь канчаткова раскалолася.

Полацкае княства-зямля. Летапісец паведамляе, што перша-пачатковым насельніцтвам у Полацку былі крывічы. У іх існа-вала сваё старажытнае «княжанне», якое, відаць, узнікла ў VIII ст. Племянное княжанне крывічоў-палачан стала гіста-рычным ядром Полацкага княства, ці «зямлі», як тады га-варылі.

У X — XI стст. Полацкае княства займала ўсю Паўночную Беларусь і межавала на поўначы з Наўгародскай зямлёй, на ўсходзе — са Смаленскім княствам, на поўдні — з Тураўскім княствам, на захадзе — з землямі лета-літоўскіх плямён. Улада Полацка распаўсюджвалася таксама на гарады Герцыке і Ку-кенойс, якія знаходзіліся ў ніжнім цячэнні Заходняй Дзвіны і былі фарпостамі Полацкага княства ў Прыбалтыцы. Полацк і яго воласць упершыню ўпамінаецца ў летапісе пад 862 г. Першым гістарычна вядомым князем у Полацку каля 980 г. быў Рагвалод. Наўгародскаму князю Уладзіміру Святаславічу, які змагаўся са сваім братам Яраполкам за ўладу ў Кіеве, удалося захапіць Полацк. Рагвалод і два яго сыны былі забіты, яго дачка Рагнеда прымусова стала жонкай Уладзіміра. Праз некалькі гадоў яна зрабіла замах на жыццё Уладзіміра і была выслана з Кіева разам з сынам Ізяславам у сваю «вотчыну» — Полацкую зямлю.

Ізяслаў быў князем у Полацку да 1001 г., затым княжылі Брачыслаў (1003—1044 гг.), Усяслаў (1044—1101 гг.), шматлікія яго сыны і ўнукі. Такім чынам адрадзілася дынастыя полацкіх князёў, якія двойчы захоплівалі Ноўгарад (1021, 1066 гг.), змагаліся за Пскоў і Смаленск.

Пры князю Усяславу Брачыславічу (Чарадзею) Полацкае княства дасягнула найбольшай магутнасці і стала галоўным канкурэнтам Кіева. У 1067 г. паміж войскам Полацка і Кіева япбыляся крывавая бітва на

Нямізе, пасля чаго Усяславу Полацкаму наканавана было стаць вязнем у Кіеве, а затым ёнбыў вызвалены паўстаўшым народам з турмы і абвешчаны вялікім князем кіеўскім. Праз 7 месяцаў Усяслаў вярнуўся ў Полацк, а яго крыўдзіцель — старэйшы сын Яраслава Мудрага Ізяслаў — заняў прастол у Кіеве.

Усяславу не ўдалося замацавацца князем у Полацку. Княжыць тут стаў сын Ізяслава Кіеўскага — Мсціслаў, які хутка памёр. Кіеўскі князь Уяслаў Яраславіч пасылае ў Полацк свайго другога сына —Святаполка. Замест таго каб змагацца за Полацк, Усяслаў у 1069 г. набірае войска з асяроддзя фінскага племені «водзь», якое жыло на беразе Фінскага заліва, і выступае супраць Ноўгарада. Хутка сабранае войска было разгромлена наўгародцамі на рацэ Гзень. Усяслаў трапіў у палон, але быў адпушчаны наўгародцамі «бога радзі», як сказана ў летапісе. Гісторыкі мяркуюць, што паміж Ноўгарадам і Усяславам была заключана дамова, згодна з якой полацкі князь браў абавязак не напа-даць больш на Ноўгарад, і гэта абяцанне ён выканаў.

У 1071 г. Усяслаў Чарадзей знянацку з'явіўся пад Полацкам і выгнаў Святаполка з горада. Адбываюцца зноў сутычкі Усяслава з паўднёварускімі князямі. Уладзімір Манамах разам са сваім бацькам хадзіў на Полацк вясной 1077 г., але пацярпеў няўдачу. Праз год паход быў паўтораны. На гэты раз саюзніка-мі Манамаха сталі качэўнікі-полаўцы. Усяслаў не застаўся ў даўгу. Ён у 1078 г. напаў на Смаленск і спаліў яго. Тады Уладзімір Манамах яшчэ раз жорстка спустошыў Полацкую зямлю «ад Лукомля да Лагожска» і разрабаваў Друцк (цяпер гарадзішча ў Талачынскім раёне). А ў 1084 г. ён захапіў і разбурыў Менск. У апошнія гады свайго жыцця Усяслаў больш не нападаў на суседнія землі. Іншыя князі таксама не трывожылі яго. Усяслаў Полацкі быў выдатным ваенным і палітычным дзеячам старажытнай Беларусі.

Тураўскае княства-зямля. У паўднёвай частцы Беларусі на аснове княжання дрыгавічоў утварылася Тураўскае княства. У летапісе пад 980 г. гаворыцца, што, калі Рагвалод прыйшоў з-за мора (відаць, са Скандынавіі) і быў у Полацку незалежным правіцелем, у гэты час Тур княжыў у Тураве. Некаторыя гісто-рыкі лічаць іх братамі, іншыя сцвярджаюць, быццам Тур — асоба легендарная. Археалагічнымі даследаваннямі ўстаноўле-на, што Тураў пабудаваны менавіта ў канцы X ст. Таму летапіс-наму запісу аб знаходжанні тут свайго князя можна давяраць.

Вялікі князь кіеўскі каля 988 г. раздаваў сваім сынам най-больш значныя гарады з навакольнымі тэрыторыямі. Прыёмны сын Уладзіміра — Святаполк, атрымаўшы Тураў, вырашыў да-магчыся поўнай незалежнасці ад Кіева, за што быў часова зняволены і пасаджаны ў турму. Пасля смерці Уладзіміра ён здолеў заняць кіеўскі прастол. У гонар гэтага Святаполк зага-даў адчаканіць сярэбраныя манеты з надпісам «Святаполк на стале». Адначасова Святаполк заставаўся князем тураўскім.

Малодшыя браты Барыс і Глеб уяўляліся Святаполку са-пернікамі за велікакняжацкі прастол. Ні ў чым не вінаватыя, яны загінулі ад падасланых забойцаў. Яшчэ адзін брат Свята-полка Яраслаў (пазней празваны Мудрым) знаходзіўся ў Ноўга-радзе. Ён выкарыстаў абурэнне людзей забойствам братоў і пачаў барацьбу са Святаполкам, якая працягвалася чатыры гады. У рашаючай бітве на рацэ Альце каля Пераяслаўля ў 1019 г. Святаполк быў канчаткова разбіты. З рэшткамі сваёй дружыны ён уцёк у Польшчу, дзе хутка памёр. Летапісец даў Святаполку мянушку «Акаянны».

Пры Яраславе Мудрым Тураў падпарадкоўваўся Кіеву. Яраслаў у канцы свайго княжання раздаў землі сваім сынам. Тураўскае княства дасталося старэйшаму сыну Ізяславу, што сведчыць аб важным яго значэнні ў складзе Кіеўскай Русі. Пасля смерці бацькі ў 1054 г. Ізяслаў займае кіеўскі веліка-княжацкі прастол, захоўваючы за сабой Тураўскае княства.

Менавіта ён у 1067 г. разам са сваімі братамі Яраславічамі ваяваў супраць полацкага князя Усяслава і разбурыў Менск Пазней у Тураве княжылі сыны Ізяслава Яраполк і Свята-полк, які ў 1093 г. заняў таксама кіеўскі прастол. Згодна з па-становай Любецкага з'езда 1097 г. за Святаполкам Ізяславі-чам была прызнана тэрыторыя па абодва бакі Прыпяці з гарадамі Тураў, Пінск, Берасце, а таксама Кіеўская і Наўга-родская землі.

Святаполк Ізяславіч быў чалавекам вельмі скупым і срэбра-любівым. Ен нажываўся на нястачы людзей, скупліваў соль і прадаваў яе па завышаных цэнах. Гэта выклікала абурэнне народа і прывяло да паўстання ў Кіеве, у пачатку якога ў 1113 г. Святаполк памёр

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.019 с.)