Китай после Второй мировой войны. Курс «трех красных знамен» и проведение «культурной революции». Реформы Дэн Сяопина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Китай после Второй мировой войны. Курс «трех красных знамен» и проведение «культурной революции». Реформы Дэн Сяопина.



Разгром Японии и освобождение оккупированной части Китая создали условия для объединения стра­ны и ее модернизации. Но между компартией Китая и гоминьданом, которые располагали своими воору­женными силами и контролировали определенные территории, существовали серьезные разногласия о путях и методах такой модернизации. Разрешить эти противоречия в ходе переговоров не удалось и летом 1946 г. войска гоминьдана при активной поддержке США развернули наступление на освобожденные рай­оны, контролируемые КПК. СССР стал оказывать политическую, военную и экономическую помощь компартии Китая. Тем самым китайская революция в 1946 — 1949 гг. приобрела форму гражданской войны. Первый ее этап был успешным для армии Чан Кайши, но разгромить силы КПК не удалось. В ходе войны усилилось недовольство экономической поли­тикой гоминьдана со стороны национальной буржуа­зии и части помещиков. В то же время политика КПК в освобожденных районах встречала всеобщую под­держку. В середине 1947 г. войска КПК перешли в наступление на юге, а в 1948 — 1949 гг. нанесли решающее поражение армии гоминьдана, помощь которой перестали оказывать США. Летом 1949 г. остатки гоминьдановской армии во главе с Чан Кай­ши бежали на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), ее правительство возглавил председатель КПК Мао Цзэдун. Перед новой властью встал целый ряд сложных проблем, которые были порождены отсталостью стра­ны, длительными войнами, сильными феодальными пережитками и зависимостью от иностранного капи­тала. Эти проблемы решались в ходе «восстановитель­ного периода» (1950 — 1953), который представлял собой общедемократический этап китайской револю­ции. Была проведена аграрная реформа, наделившая землей 300 млн крестьян и уничтожившая помещи­чье землевладение. На основе национального и инос­транного капитала путем конфискации и национали­зации был создан государственный сектор экономи­ки. С целью экономического объединения страны была сформирована единая централизованная система управ­ления и планирования народным хозяйством. Рефор­мы проходили в условиях обострения политической борьбы, противодействия со стороны буржуазии. До 1952 г. на территории Китая продолжалась борьба с бандитизмом. Это предопределило широкое применение политико-административных, репрессивных мер в отно­шении буржуазии. В конце 1951 — начале 1952 г. были проведены две массовые политические кампа­нии, которые подорвали экономические и политичес­кие позиции национальной буржуазии, укрепили роль государственного сектора в многоукладной экономи­ке страны.

Важную роль в становлении и развитии КНР сыг­рала помощь СССР, которая предоставлялась на ос­нове подписанного 14 февраля 1950 г. в Москве Дого­вора о дружбе, союзе и взаимной помощи. Военно-политический союз с СССР дал надежные гарантии безопасности КНР в первой половине 50-х гг., когда в связи с войной в Корее резко обострилась обстанов­ка на Дальнем Востоке. В конце 1953 г. китайское руководство провозгласило курс на советскую модель социализма, который был юридически закреплен в конституции КНР 1954 г. Создание основ социализ­ма первоначально планировалось осуществить в те­чение трех пятилеток с опорой на опыт и помощь СССР. Главными задачами провозглашались социа­листическая индустриализация и установление соци­алистических производственных отношений во всех сферах народного хозяйства. Первый пятилетний план (1953 — 1957) предусматривал создание важнейших отраслей тяжелой промышленности и постепенное осу­ществление социалистических преобразований в го­роде и деревне. Но уже в 1956 г. были форсированы темпы кооперирования сельского хозяйства и ликви­дации частного капитала в городе.

Группировка Мао Цзэдуна в КПК выдвинула лозунг о возможности построения социализма в Китае к 1959 г. Ускорение темпов социалистического строительства обосновыва­лось успехами первой пятилетки, основные задания которой были перевыполнены. В КПК развернулась острая борьба вокруг «особого курса» социально-эко­номического развития страны, предложенного Мао Цзэдуном, в ходе которой сторонники подхлестыва­ния темпов развития победили. В мае 1958 г. был провозглашен курс «трех крас­ных знамен» (новая генеральная линия, народные коммуны, большой скачок). Под лозунгом «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья!» было принято решение за 3 — 5 лет увеличить промыш­ленное производство в 6,5 раза, сельскохозяйствен­ное — в 2,5 раза и в течение 5 — 10 лет вывести Китай в число экономически развитых держав мира. Это был курс на сверхтемпы развития экономики и «досрочное» построение социализма. В основу «боль­шого скачка» было положено сочетание строитель­ства крупных промышленных предприятий с массо­вым сооружением полукустарных предприятий в де­ревне, финансируемых из местных источников. В сель­ском хозяйстве 740 тыс. кооперативов были преобра­зованы в 26 тыс. народных коммун. «Коммунизация» сопровождалась массовым насилием и дезорганиза цией сельскохозяйственного производства. Народная коммуна в деревне сочетала хозяйственные, админист­ративные, военные и прочие функции, все в ней было обобществлено. В коммуне Мао Цзэдун видел «новую» социально-экономическую и политическую организа­цию, которую нужно утвердить во всей стране. «Особый курс» нашел свое выражение и во внеш­ней политике. Обострились отношения КНР с США, Японией, Англией. Летом — осенью 1958 г. был спро­воцирован острый кризис в Тайваньском проливе, который мог перерасти в войну глобального масшта­ба, в 1959 г. Китай развязал пограничный конфликт с Индией. Заметно ухудшились отношения с СССР, в июле 1960 г. советские специалисты покинули КНР. Курс «трех красных знамен» имел тяжелые по­следствия для социально-экономического развития КНР: было сорвано выполнение второй пятилетки, резко снизились основные экономические показате­ли, обострились социальные проблемы, внутриполи­тическое положение, ухудшились внешнеполитичес­кие позиции КНР. В марте 1959 г. произошло воору­женное восстание в Тибете, которое было жестоко подавлено, антиправительственные выступления про­исходили и в других провинциях Юго-Западного Китая. В конце 1960 г. курс «трех красных знамен» был свернут и официально провозглашена «полити­ка урегулирования», рассчитанная на 1961 — 1963 гг. В этот период Мао Цзэдун ведет острую борьбу про­тив своих политических соперников, устанавливает контроль над армией. Его сторонники организуют массовые кампании по «изучению идей Мао Цзэду-на», которые способствуют установлению культа лич­ности и подготавливают новый эксперимент — «ве­ликую пролетарскую культурную революцию». Она началась по инициативе Мао Цзэдуна осенью 1965 г. под лозунгами «Свергнуть авторитеты!», «По­кончить со старой культурой, создать новую, проле­тарскую культуру!». Важная роль в проведении «куль­турной революции» отводилась молодежи. Отряды «хунвэйбинов» (красных охранников) громили шко­лы, вузы, научные и культурные учреждения, рас­правлялись с противниками «председателя Мао». В августе 1966 г. была создана Группа по делам куль­турной революции при ЦК КПК, в которую вошла и жена Мао Цзэдуна Цзян Цин. Начался разгром парт­комов и государственных органов, не одобрявших «культурную революцию». Из рабочей молодежи со­здавались отряды «цзаофаней» (бунтарей), которые осуществляли революцию на предприятиях. Целью «культурной революции» было устранение полити­ческих противников Мао Цзэдуна, разрушение на­родно-демократического строя и утверждение воен­но-бюрократической диктатуры. Страна оказалась на грани гражданской войны, репрессиям подверглись свыше 100 млн человек. На IX съезде КПК в апреле 1969 г. были подведены итоги «культурной револю­ции» и оформлена военно-бюрократическая диктату­ра во главе с Мао Цзэдуном. Однако политическая борьба и репрессии продолжались. В 1971 г. был об­винен в заговоре министр обороны и преемник Мао Цзэдуна Линь Бяо. В армии начались чистки, реп­рессии были развязаны и против «хунвэйбинов», ко­торые вышли из-под контроля (более 10 млн были отправлены в сельскую местность на перевоспитание). В период «культурной революции» усилилась кон­фронтация Китая с социалистическими странами, которая привела к разрыву дипломатических отно­шений и даже к вооруженным конфликтам на совет­ско-китайской границе. В отношении стран Азии и Африки был взят курс на экспорт «культурной рево­люции», вмешательство во внутренние дела ряда го­сударств, что вызвало их негативную реакцию. Край­не непоследовательной была политика в отношении империалистических держав, где декларативный ан­тиимпериализм сопровождался попытками нормали­зации отношений.

После смерти Мао Цзэдуна (1976) в китайском ру­ководстве разворачивается борьба за власть, кото­рая одновременно была борьбой по вопросу о пер­спективах развития страны. В руководстве партии и государства образуется груп­пировка прагматиков (реформаторов во главе с Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином), которая выступает за мо­дернизацию Китая. Победа прагматиков в этой борьбе привела к провозглашению весной 1978 г. курса «четырех модернизаций» (в сельском хозяйстве, про­мышленности, военном деле, науке и технике). С кон­ца 1978 г. начинается проведение экономической ре­формы, целью которой провозглашается создание плановой, рыночной, социалистической экономики. Экономическая реформа началась в деревне, где на смену «народным коммунам» пришел семейный подряд, основанный на аренде земли. Были пересмот­рены отношения крестьян с государством. Это приве­ло к быстрому росту сельскохозяйственного произ­водства, повышению жизненного уровня крестьян, решению проблемы обеспечения населения продоволь­ствием. Реформа в сельском хозяйстве ускорила и реформу в промышленности, которая стала проводить­ся с 1984 г. Предприятия получили более широкие права, был восстановлен принцип рас­пределения по труду. Для привлечения иностранно­го капитала и новейших технологий стали создавать­ся свободные экономические зоны, прежде всего в при­морских провинциях страны. Экономическая реформа возродила многоукладность китайской экономики, вызвала резкое ускоре­ние экономического развития (темпы роста промыш­ленного производства во второй половине 80-х гг. ежегодно составляли 11%). К началу 90-х гг. КНР вышла на ведущие позиции в мире по валовому про­изводству некоторых видов продукции. Экономическая реформа привела к усилению ли­беральных идей в китайском обществе. Расширение экономических связей с Западом объективно способ­ствовало большей открытости страны. Вместе с тем в развитии обнаружились и негативные явления, характерные для общества переходного типа: корруп­ция, хищения, бандитизм, нарушения прав человека и т. п. Эти проблемы наряду с усилением хозяйствен­ных диспропорций в конце 80-х гг. серьезно беспоко­или руководство Китая. Еще на XIII съезде КПК (1987) было объявлено о начале реформы в партии, которая сопровождалась чисткой ее рядов. Это было воспринято как начало политической реформы в стра­не. Весной 1989 г. ее сторонники активизировались, в руководстве КПК оформилась группа либералов во главе с генсеком Чжао Цзыяном, который поддержи­вал идею политической реформы. В Пекине и ряде других городов страны прошли митинги и демонст­рации с требованиями ликвидации монополии КПК и введения многопартийности, создания правового государства. Сторонники жесткой линии во главе с премьером Госсовета (правительства) Ли Пэном на­стояли на введении военного положения и примене­нии силы против манифестов. В ходе столкновения были убитые, раненые, массовые аресты прокатились по всей стране. Чжао Цзыян был снят, новым генсе­ком ЦК КПК стал Цзян Цзэминь. Экономические и политические проблемы вызва­ли острую дискуссию в руководстве о необходимости продолжения реформ. На XIV съезде КПК (1992) в курс реформ были внесены изменения. Цель — со­здание социалистической рыночной экономики двухуровневого типа (на уровне отрасли сохраняется государственное регулирование, на уровне предприя­тия действуют рыночные отношения). Также была установлена приоритетность развития отраслей: сель­ское хозяйство, базовые отрасли, военное строитель­ство. Были подтверждены решающая роль обществен­ной собственности на средства производства, отказ от ускоренной приватизации и политической реформы. С 1994 г. произошли важные изменения в налоговой, банковской и валютной сферах. С 1995 г. начата ре­форма предприятий госсектора, чтобы повысить их эффективность. Это позволило сохранить темпы эко­номического роста на уровне 11% в год, реальных доходов населения — на уровне б — 6,5%. В то же время углубление рыночных реформ сопровожда­лось рядом негативных побочных явлений: вспыш­кой инфляции, ростом разрыва в доходах между го родом и деревней, восточными и западными провин­циями.

Существенные сдвиги произошли во внешней поли­тике КНР. Активное включение страны в мировую эко­номику способствовало укреплению связей с капита­листическими странами. В 1978 г. был подписан «До­говор о мире и дружбе» с Японией, в начале 1979 г. установлены дипломатические отношения с США. Ки­тай открыто выражал поддержку жесткому курсу США в отношении СССР, которого считал главным источни­ком международной напряженности. Китай осудил ввод советских войск в Афганистан и оказывал помощь аф­ганской оппозиции. В феврале 1979 г. Китай, решив «наказать» Вьетнам за содействие в свержении Пол Пота в Кампучии, начал войну против него. Улучшение отношений с СССР произошло только после 1985 г., когда новое советское руководство зая­вило о готовности выполнить ряд предварительных условий Китая: вывести советские войска из Афга­нистана и Монголии, вьетнамские — из Кампучии. Это привело к нормализации отношений и сделало возможным визит М. С. Горбачева в Китай в 1989 г. В 1992 г. с визитом в КНР побывал Президент Рос­сийской Федерации Б. Н. Ельцин. В СССР, а затем и в России был проявлен большой интерес к опыту про­ведения экономической реформы в Китае. Важными проблемами для КНР продолжали ос­таваться отношения с Тайванем и Гонконгом. Китай­ское руководство в начале 80-х гг. выдвинуло кон­цепцию «одно государство — два строя», которая могла привести к мирному объединению с Тайванем. Она предусматривала, что в случае объединения Тай­вань станет особым административным районом со своими вооруженными силами и представительством в центральном правительстве КНР. Но эти предло­жения не встретили поддержки в Тайбэе. Гораздо бо­лее успешно развиваются экономические связи с Тай­ванем, который стал одним из главных инвесторов в экономику КНР. В июле 1997 г. закончился срок аренды Гонконга Великобританией и он перешел под суверенитет КНР. В то же время соглашение с Вели­кобританией предусматривает сохранение в течение определенного времени автономной экономической си­стемы и правительства Гонконга. 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.005 с.)