Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Япония после Второй мировой войны: путь от поражения к лидерству в мировой экономике.

Поиск

После войны положение Японии было крайне тя­желым. Страна лежала в руинах, экономика была истощена войной и разрушена, темпы ее восстанов­ления в первые послевоенные годы оставались низ­кими. Репатриация японцев из оккупированных ими стран привела к массовой безработице в 10 млн чело­век, население страдало от нехватки продовольствия и жилья. Свои надежды на возрождение страны оно связывало с проведением глубоких демократических реформ на основе принципов Потсдамской деклара­ции. По соглашению с союзниками оккупацию Япо­нии осуществляли американские войска под коман­дованием генерала Дугласа Макартура.

С осени 1945 г. начались разоружение и демоби­лизация вооруженных сил Японии, уничтожение во­енного потенциала Были проведены суд над военны­ми преступниками и чистка государственного аппарата. Оккупационные власти разрушили прежнюю структуру японских монополий семейного типа («дзай-бацу»), которые являлись важным компонентом во­енной экономики Японии. Были отменены реакцион­ные законы, освобождены политзаключенные, разре­шена деятельность демократических партий и проф­союзов. В 1946 г. состоялись парламентские выбо­ры, победу на которых одержали правоцентристские партии. Парламент принял новую конституцию, ко­торая провозгласила Японию демократическим госу­дарством, резко ограничила власть императора, пре­доставила гражданам равные права и свободы. Осо­бенностью конституции были закрепленный в ней отказ «от войны как суверенного права нации» и зап­рет на создание вооруженных сил. Власть переходи­ла к двухпалатному парламенту, который утверждал кандидатуру премьер-министра, назначаемого импе­ратором. Важную роль в процессе демократизации сыграла аграрная реформа, принятая в 1946 г. Государство, выкупив земли у помещиков, продавало эти земли крестьянам-арендаторам, превращая их в собствен­ников. При этом была ограничена арендная плата. Реформа привела к преобладанию в деревне неболь­ших фермерских хозяйств, ускорила ее капиталисти­ческое развитие. В апреле 1947 г. было введено новое трудовое за­конодательство, которое предусматривало минималь­ные нормы условий труда рабочих и служащих, от­ветственность нанимателя за охрану труда. В то же время сохранялись некоторые патерналистские тра­диции — система пожизненного найма, различия в оплате труда в зависимости от возраста, стажа, пола, размера предприятия, система временных и постоян­ных работников и др. На выборах 1947 г. победили социалисты, кото­рые сформировали коалиционное правительство. В 1948 г. его сменило новое, во главе с лидером демок­ратической партии. По требованию оккупационных властей оно пересмотрело закон о государственных служащих, лишив их права на забастовку. С 1949 г. меняются цели оккупационной полити­ки США в Японии: она превращается в союзника, помогающего охранять интересы США в регионе. Был взят курс на стабилизацию японской экономики. Его реализацией занялся директор банка Детройта Додж, назначенный главным советником по экономическим и финансовым вопросам при штабе оккупационных войск>>План Доджа предусматривал резкое сокраще­ние государственных расходов и повышение налогов, чтобы оздоровить финансы и снизить инфляцию. Все это сопровождалось ростом социальной напряженно­сти. США перестали взимать репарации и предоста­вили Японии кредиты на сумму в 2 млрд долларов. Но решающую роль в восстановлении экономики сыграла война в Корее, которая привела к росту мор­ских перевозок, спросу на военные материалы и во­оружение, ремонт техники. Военные заказы позволи­ли Японии за 1950 — 1952 гг. почти в четыре раза увеличить валютные резервы и приступить к модер­низации промышленности. В итоге производство по­чти удвоилось ив 1951 г. Япония вышла на его дово­енный уровень. Превращение Японии в политического и военного партнера США было закреплено Сан-Францисским мирным договором, подписанным в 1951 г. Вместе с мирным договором, который прекращал состояние оккупации, был подписан и договор о «гарантии бе­зопасности», дававший США право сохранить свои военные базы в Японии. Подписание договора было неоднозначно встречено в Японии: он был одобрен правоцентристскими партиями, но враждебно встре­чен левыми социалистами и коммунистами, которые развернули активную борьбу против его ратификации.

В середине 1960-х годов внутриполитическая ситуация в Японии приобрела тот вид, который сохранялся до начала 1990-х годов, т.е. в течение трех десятилетий. Самой мощной из политических партий оставалась правящая ЛДП, получавшая обычно (в зависимости от экономической конъюнктуры) от 58 до 42 % голосов избирателей, участвовавших в выборах. Ее главным оппонентом, не угрожающем тем не менее лидерству ЛДП, оставалась СПЯ. Левее нее находилась компартия Японии, в рядах которой не было единства ввиду сильного влияния маоизма. Ее представительство в парламенте всегда было небольшим. Характерной чертой политической жизни Японии стало постоянное увеличение числа независимых депутатов парламента, что хотя и не влияло значительно на распределение сил, но заставляло партии бороться за их голоса и учитывать тем самым мнение большого числа стоящих за ними избирателей. Кабинет Сато гораздо активнее, чем его предшественники, наращивал мощь сил самообороны. К 1966 г. численность вооруженных сил Японии составила 247 тысяч человек. Активизировался экспорт вооружений и военного снаряжения. Правительство прилагало усилия для восстановления в стране националистических настроений Основой внешнеполитического курса при Сато оставался военно-политический союз с США. Японское правительство активно поддержало агрессию США во Вьетнаме, усмотрев в возможностях военных поставок и других видах содействия США дополнительный стимул для ускорения экономического роста. Под давлением американцев Сато инициировал возобновление переговоров с Южной Кореей, которые ранее неизменно заканчивались провалом. Пойдя на значительные уступки южнокорейскому режиму, консерваторы подписали в феврале 1965 г. договор об отношениях между Японией и Южной Кореей, признав за Сеулом право выступать от имени всего корейского народа.

В 1966 г. Япония вошла в число соучредителей нового политического блока АЗ-ПАК (Азиатско-тихоокеанский совет), куда вошли также Тайвань, Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Австралия и Новая Зеландия. В течение 1960-х годов Япония продолжала опережать другие развитые страны по темпам экономического роста. В 1961 —1970-х годах среднегодовые темпы прироста валового национального продукта составляли в Японии 11%, тогда как в Великобритании они не превышали 2,8%, а в США — 4,1%. Высокие темпы развития экономики Японии в 1960-е годы определялись рядом факторов. По-прежнему одним из важнейших среди них был низкий уровень заработной платы при достаточно высокой производительности труда. Так, реальная заработная плата рабочих в обрабатывающей промышленности Японии была в 1969 г. в 4 раза меньше, чем в США, и на 40% меньше, чем в Англии и ФРГ. Постоянно высокой оставалась при поддержке государства норма накопления капитала. Доля инвестиций в основной капитал по отношению к валовому национальному продукту в том же 1969 г. составила в Японии 35,2%, а в других развитых странах — от 14,1% в США до 25,4% во Франции. Крупные накопления позволили быстро наращивать инвестиции в оборудование, по темпам их роста Япония опережала в 1950—1970-х годах в 2,6 раза Англию, Францию, ФРГ, в - 4 раза - США. Капиталовложения делались в первую очередь в отрасли, определяющие рост экономики в целом — металлургию, машиностроение, нефтехимию. Продолжалось массированное внедрение в производство новейших достижений мировой науки и техники путем закупки патентов и лицензий. Большую роль в обеспечении быстрых темпов экономического роста сыграли сохранявшиеся в течение длительного времени выгодные различия в ценах, характеризовавшиеся низким уровнем цен на нефть и другие виды сырья, импортировавшиеся Японией, и более высоким уровнем — на предметы японского экспорта, в первую очередь машины и оборудование. Не последнюю роль играл и низкий уровень военных расходов Японии, к 1970 г. едва достигший 1% ВНП. В результате Япония последовательно перегнала по объему ВНП сначала Италию и Францию, затем Англию и ФРГ, и в 1968 г. вышла на второе после США место в капиталистическом мире. В 1969—1970-м годах она заняла второе место и по объему промышленного производства. В 1980-е годы Япония оставалась динамично развивающейся страной, одним из трех (наряду с США и ЕЭС) главных центров силы современного капитализма. Она занимала и занимает первое место по объему запаса золота и валюты. Доход на душу населения в Японии превысил 18 тыс. долларов в год (в США — 15,5 тыс. долларов). Великолепно развитое сельское хозяйство обеспечило на скудных почвах все ее 125-миллионное население необходимыми продуктами. По уровню производительности труда Япония в 1991 г. обогнала страны Западной Европы и поднялась до 90 % уровня США (в 1975 г. — 50 %). Выявившаяся в ходе экономических кризисов середины 1970-х — начала 1980-х годов уязвимость японской экономики вследствие необеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами показала необходимость приоритетного развития наукоемких отраслей — электроники, производства компьютеров, телекоммуникационного и контрольно-измерительного оборудования, средств автоматизации, биотехнологии. В настоящее время Япония выпускает более 90% мирового производства видеоаппаратуры, обладает 2/3 всех роботов капиталистического мира. Постепенно осуществляется переход от индустриального общества к информационному, в котором основными ценностями, становятся знания. Еще в 1970-х годах покупка патентов и лицензий отошла на второй план по сравнению с финансированием научных и технических исследований. Крупные достижения в этой сфере опираются на высокий образовательный уровень: к середине 1980-х годов 93 % японцев имели полное среднее образование, 40% молодежи, достигших 25 лет, - высшее (В США - 20 %).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.89.130 (0.008 с.)