ТОП 10:

Послевоенная Америка 1945-1963гг.



Хотя американскому капитализму на протяжении 70 лет после Нового курса была, как и прежде присуща цикличность, падение производства ни разу (за исключением послевоенных 1945-47 гг) не превышало одного года, а в количественном выражении (за исключением 1946 года) было мизерным и уж, конечно, ни в коей мере не сравнимым с экономическим крахом 1929-1933 года. После нового курса экономическое развитие Америки приобрело беспрецедентно стабильный характер. Улучшилось положение все трех классов, хотя изменение их благосостояния происходило неравномерно: в 30-70-е годы в целом несколько быстрее возрастал относительный вес благосостояния среднего и нижнего классов, а в 80-е годы ускоренными темпами обогащался верхний класс. К началу 20 века удельный вес материальных благ, достававшихся каждому из трех классов, был примерно таким же, как и в середине 20 века. То есть конфигурация американской классово-социальной пирамиды при всем том, что улучшилось благосостояние каждого класса, не изменилось.

С 50-х годов 20 века социальная напряженность в Соединенных Штатах Америки во все большей мере стала создаваться не классовыми, а расово-этническими конфликтами. Главным при этом был неизменно конфликт черной и белой рас. Вплоть до 1950-х годов их взаимоотношения определялись расовой сегрегацией, укоренившейся на рубеже 19-20 веков. В 1950-е года она наконец дала трещину, и неграм стали возвращать права, которые были вписаны в федеральную конституцию еще в 60-70-е года 19 века в ходе Гражданской войны и Реконструкции, но были отняты в послевоенный период. В 50-е года были приняты законы, отменявшие сегрегацию в системе образования и других сферах, а в 60-е года одобрены законы, запретившие дискриминацию чернокожих при найме на работу, приобретении и найме жилья. Особое значение имели законы, отменившие всевозможные ограничения избирательных прав чернокожих. «Холодная война» носила разнообразные формы – экономическую, политическую, идеологическую – и велась на всех континентах. Порой она достигала такой остроты, что две сверхдержавы оказывались на грани горячей войны, чреватой при наличии у обеих сторон ядерного оружия мировой катастрофой. Наиболее известный пример подобного обострения конфликта между двумя странами – Карибский кризис октября 1962 года: узнав о размещении на Кубе советского оружия, Соединенные Штаты Америки потребовали убрать его, натолкнулись на жесткий отказ СССР, и в течение нескольких дней между двумя странами велось жесткое политическое противоборство, приблизившее мир вплотную к ядерной войне. В конечном итоге удалось достичь компромисса, и опасность горячей войны была снята, но Карибский кризис воочию обнаружил, что между холодной и горячей войнами было весьма зыбкое расстояние. Правда, обе стороны извлекли из этого кризиса важные уроки и в будущем предпочитали бороться за сферы влияния, соблюдая определенные правила, которые помогали избежать опасность ядерной войны. Одним из таких правил явилось установление мер контроля за ядерным оружием и его ограничение. Летом 1963 года между СССР, Соединенные Штаты Америки и Великобританией было заключено соглашение о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, под водой и в космосе. Советское руководство признавало историческую закономерность соперничества главной социалистической и главной капиталистической стран мира, которая в официальной идеологии преподносилась как борьба мировых систем социализма и капитализма. Советским людям внушали, что эта борьба завершится неизбежно победой социализма над капитализмом. Сразу после второй мировой войны было установление социализма в странах восточной европы и в Китае. Совестское руководство крайне болезненно реагировало на любую тенденцию сокращения своей сферы влияния и использовало жесткие меры, включая вооруженную интервенцию, для пресечения подобных тенденций (Венгрия 1956 год, Чехословакия 1968 г.) Соединенные Штаты Америки болезненно реагировали на вооруженные интервенции СССР в страны социализма, не предпринимая, однако, никаких попыток военного противодействия этому. Смысл такого поведения заключался в том, что Америка сохраняла за собой право использовать силу для удержания собственной сферы влияния и в соответствии с правилами игры рассчитывали на невмешательство Советского Союза. Внешняя политика во 2 половине 20 века.

«Холодная война» носила разнообразные формы – экономическую, политическую, идеологическую – и велась на всех континентах. Порой она достигала такой остроты, что две сверхдержавы оказывались на грани горячей войны, чреватой при наличии у обеих сторон ядерного оружия мировой катастрофой. Наиболее известный пример подобного обострения конфликта между двумя странами – Карибский кризис октября 1962 года: узнав о размещении на Кубе советского оружия, Соединенные Штаты Америки потребовали убрать его, натолкнулись на жесткий отказ СССР, и в течение нескольких дней между двумя странами велось жесткое политическое противоборство, приблизившее мир вплотную к ядерной войне. В конечном итоге удалось достичь компромисса, и опасность горячей войны была снята, но Карибский кризис воочию обнаружил, что между холодной и горячей войнами было весьма зыбкое расстояние. Правда, обе стороны извлекли из этого кризиса важные уроки и в будущем предпочитали бороться за сферы влияния, соблюдая определенные правила, которые помогали избежать опасность ядерной войны. Одним из таких правил явилось установление мер контроля за ядерным оружием и его ограничение. Летом 1963 года между СССР, Соединенные Штаты Америки и Великобританией было заключено соглашение о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, под водой и в космосе.

Со стороны Соединенные Штаты Америки использование силы для сохранения свойе сферы влияния было не менее, а даже более частым, чем со стороны СССР. Америка проявляла особую бесцеремонность в насаждении угодных политических режимов в странах Латинской Америки. Соединенные Штаты Америки создали и гораздо большее количество военных блоков, чем СССР. Но все же добиться в конечном итоге победы в «холодной войне» Америке помогло отнюдь не военное превосходство над Советским Союзом. Решающую роль в успехе Америкисыграло их очевидное и постоянно нараставшее экономическое превосходство над Советским Союзом. Наиболее зримо превосходство Соединенные Штаты Америки над СССР проявилось в результатах политики в странах, которые были поделены на их сферы влияния по итогам второй мировой войны. Взяв под свой контроль Западную Германию, Японию и Италию, Соединенные Штаты Америки помогли создать там не только процветающую экономику, но и однотипные либерально-демократические режимы. СССР же создал в странах восточной европы авторитарно-бюрократический социализм, воспринимавшийся большинством населения как тяжкое бремя. Народы восточной европы не были удовлетворены ни застойной экономикой, ни репрессивными политическими режимами советского образца. В 1980-е года была поставлена решающая точка в победе Соединенные Штаты Америки над СССР. Президент Соединенные Штаты Америки и лидер республиканской партии Рейган удачно использовал достигнутое его страной максимальное экономическое превосходство над СССР. Опираясь на экономическую мощь своей страны, он раскрутил такую гонку вооружений, которая СССР была совершенно не по плечу. Во второй половине 1980-х годов советское руководство во главе с Горбачевым обратилось к разнообразным реформам с тем, чтобы ускорить экономическое развитие своей страны. Они сочетались с попытками сократить военные расходы. СССР стал проводить политику передышки в своей конфронтации с Америкой, которая понуждала его на все новые уступки могущественному сопернику. Результаты новой политики советского руководства оказались весьма драматичными. Все попытки Горбачева ускорить экономические реформы в рамках авторитарно-социалистической модели не увенчались успехом. Тогда он попытался изменить саму эту модель, соединив ее с демократией и рынком. Но допуск демократии и рынка оказался для советской системы смертельным. На волне политической демократии в СССР возникли общественные силы и партии, которые стали решительно оспаривать власть у коммунистов. Они предлагали переустроить СССР, а после его распада Россию по образцу Соединенные Штаты Америки. На рубеже 80-90-х годов 20 века в СССР произошла мирная политическая революция, которая завершилась распадом СССР, крахом коммунистической партии и советской системы. Вместе с этими событиями завершилась и холодная война, победителя которой формально не существовало, но фактически им были Соединенные Штаты Америки. Соединенные Штаты Америки в конце 20-начале 21 века.

С окончанием холодной войны Соединенные Штаты Америки остались единственной сверхдержавой, что позволило им занять позицию единоличного мирового лидера. Новая роль Соединенные Штаты Америки породила драматичную мировую ситуацию: разрешение старых международных противоречий отнюдь не утвердило образцовый международный порядок, а дало выход новым коллизиям и противоречиям, которые по своей остроте и глубине не уступали прежним. Успешное для них окончание холодной войны Соединенные Штаты Америки расценили как доказательство превосходства и торжества своей модели общественно-политического устройства. Соединенные Штаты Америки теперь, как никогда прежде, стали считать себя вправе указывать другим странам, в каком направлении нужно переустраиваться, чтобы подравняться под общественный идеал. Что касается строптивцев, то в отношении них, согласно американской логике, вполне могли быть использованы силовые методы воздействия. Эта логика нашла воплощение в доктрине «гуманитарного вмешательства», которую сформулировал Клинтон, президент Соединенных Штатов Америки 1990-х годов. Опираясь на нее, Соединенные Штаты Америки и их союзники в 1999 году совершили вооруженное нападение на суверенное югославское государство и силой принудили его принять угодные Америке принципы общественного устройства.

На современном этапе еще более упрочилось господство Америки в мировой экономической политике. Являясь организатором и руководителем таких современных международных экономических структур, как МВФ, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Соединенные Штаты Америки получили возможность диктовать свои условия слаборазвитым и развивающимся странам, вынужденным обращаться за помощью к этим организациям, как и определять правила поведения на мировом рынке.

Мировая политическая и экономическая гегемония Америки была неоднозначно воспринята мировым сообществом . Многие страны отнеслись к ней, как к объективной реальности, открыто или молчаливо согласились предоставить Америке «свободу рук» в наведении мирового экономического и политического порядка. Но нашлось и немало стран, которые отреагировали на новую роль Соединенные Штаты Америки резко отрицательно. Самую отрицательную позицию заняли бедные страны арабско-мусульманского региона. В их среде распространились широкие антиамериканские настроения, в том числе и откровенно экстремистского толка. Возникли террористические организации, поставившие целью любыми средствами наказать Америку, вынудить их пересмотреть основы своей политики. 11 сентября 2001 года этими организациями были осуществлены беспрецедентные террористические акции на территории Соединенные Штаты Америки, жертвами которых стали тысячи ни в чем не повинных людей. В ответ правительство Америки объявило борьбу с международным терроризмом своим главным приоритетом. В рамках этой стратегии в конце 2001 года Соединенные Штаты Америки с помощью военной силы свергли режим талибов в Афганистане. Весной 2003 года, опираясь на доктрину борьбы с международным терроризмом, Соединенные Штаты Америки осуществили интервенцию в Ирак и сокрушили режим Саддама Хусейна. Противоречиво отношение к американскому мировому лидерству современной России. Россия твердо поддерживает борьбу Соединенные Штаты Америки с мировым терроризмом, поскольку она сама столкнулась с его угрозой. Вместе с тем Россия претендует на отношения равного партнерства с могущественным государством и в связи с этим критикует притязания Америки на неограниченное мировое лидерство.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.005 с.)