ТОП 10:

Культура Беларуси в ІX – XIII вв.



В тесной связи с государствообразующими процессами в IX – XIII вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением – балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.

Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия. На первом Виленском церковном соборе (325 г.) в Никее и на втором (381 г.) в Константинополе был разработан в общих чертах «символ веры» – краткое изложение основных положений христианской церкви. В символ веры вошел догмат триединства Бога («Бог – отец», «Бог – сын», «Бог – дух святой») и воскресение Христа. Римские императоры приняли христианство и сделали его государственной религией. После распада Римской империи на две части римский патриарх, Папа, считал себя первым среди патриархов. Восточные (греческие) патриархи не хотели подчиняться Папе Римскому. Произошел раскол на две церкви: западную, римско-католическую и восточную, византийскую (православную), или греческую (1054 г.).

Восточнославянские княжества приняли византийскую церковь. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Руси появилось духовенство, во главе которого стал митрополит, ему подчинялись епископы. Русское духовенство всегда поддерживало светскую власть. Церковь получила десятую часть государственных доходов. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. – Туровская епархии.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет». Продолжением ее явились местные летописи: Киевская, Галицко-Волынская, Новгородская, Суздальская. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др.

О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах XII в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси являются надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни).

До конца 10 в на бел землях не сущ. монумент. архитектуры, но были богатые традиции деревян. зодчества. Принятие христианства вызвало необходимость в возведении в городах нашего края культовых камен. храмов! Интересн. архитект. школа сложилась в Полоцке. Она вобрала в себя лучшие традиции как местной, так и Европейской культуры. Одним из самых известных строений Полоцка явл. Софийский собор (50-е годы 11 в.)Собор был построен Вс. Чародеем, как символ мощи Полоцкого кн-ва, богатства и символ рав-ва с Киевом и Новгородом. Соф. собор был большим в размерах (26x31 м), крестово-купольным храмом с 7 куполами. Храм был украшен фресками, в нем хранилась гос. козна, архив, библиотека. Там подписывались самые важные договора и хранилась печать Полоцкого княжества. Святая София – символ православия. Во времена сев. войны в храме был размещен пороховой склад, что привело к уничтожению собора в 1710 г. В середине 18 в. собор был перестроен в стиле Виленского барокко.

В 20-30 е годы 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря. В его архитектуре ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамич. плиткой. В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефрасиньевского монастыря (8-12 м). Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национ. духе. Всего в Полоцке в 12 в. было построено 10 храмов. 6 из них найдены в археологических раскопках. Они свидетельствуют, что в Полоцке сформировалась своя архитектурная школа, которая имела влияние на др. земли ( Новгород, Смоленск и др. городов). Еще одна архитектурная школа в г. Гродно. Характерный представитель этой школы – Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. В верхней части стен вмонтированы сосуды-голосники, улучшающие акустику храма. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12в. Всего учеными установлено существование около 5 храмов в г. Гродно (Княж. терем, Нижн. церковь и т.д.). Все это говорит о том, что в городе работал самобытный зодчий (неизвестно).

Гродненская архит. школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Храмы строились на нашей территории в Витебске, Турове и др. Таким образом в 9-12 вв. на бел. землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на местные традиции и опыт киевской и Византийской школ. В этот период были заложены основы градостроительства и оборонительного зодчества. Новые социально-экономические отношения, рост торговли и городов способствовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства и т.д. В 12-13 вв. на наших землях насчитывалось около 60 видов ремесел (резьба по дереву, ювелирное, кузнечное, гончарное и т.д.) В производстве домашней утвари, оружия, украшений использовали дерево, железо, серебро, золото, стекло и т.д. Из дерева – ложки, гребни, из кости – гребни, шахматы, из камня – кресты, иконки, из золота – украшения. Славились своим умением ювелиры. Шедевр ювелирного искусства – крест, сделанный Лазарем Богшей в 1161г. 6-конечный крестдлинной 52 см. был украшен золотом, серебром, миниатюрами святых и орнаментами. По своим худ. качествам он не уступал лучшим примерам прикладного искусства того времени. В 1941г. он пропал Могилевского краеведческого музея. В 1997г. мастером Н. Кузьмичем была сделана копия.

С появлением гончарного круга более интер. и разнообразным стало стало производство посуды и др. изделий из глины (украшения, кирамич. плитка) В Полоцке, Турове, Гродно – изделия из стекла. С появлением христианства стала распространяться живопись (роспись храмов) – фрески Софийского собора, Спасо-Преображенской церкви и т.д. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классич. Византийской манерой письма использовали местные традиции. В 12-13 вв. у нас появл. иллюстр. рукописи, в которых находились рисунки – минатюры. Самая известная – Радзивиловская летопись (около 600 рисунков), Оршанское и Лавришеское евангелие. Жизнь наших предков была тесно связана с музыкой, песнями и танцами. Профессионалы, для которых искусство – средство существования, являлись скоморохи (жонглеры, актеры). Они участвовали в княж. застольях, военных походах и др. Среди муз. инструментов, на кот. играли, были трубы, дудки, гусли, рожки. Все это говорит о том, что в 9 – 13 вв. на бел. землях развивалась худ. культура, что особенно видно в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.004 с.)