ТОП 10:

Глава о разъяснении того, что есть много путей для благого.



 

Сказал Аллах Всевышний: “Вед, чтобы вы ни сделали из добра, - поистине, Аллах про это знает (2:211/215)”. Сказал Всевышний: “А что вы сделаете хорошего, то знает Аллах (2:193/197)”. Сказал Всевышний: “И кто сделал на вес пылинки добра, увидит его (99:7)”. Сказал Всевышний: “Кто делает благо - для своей души(45:14/15)”. В этой главе много айатов.

Что же касается хадисов, то их очень много, и они не ограничены (определенным числом). Мы приведем часть из них:

 

117 - первый: Абу Зарр Джундбад бин Джунада (Р) рассказывал: “Я спросил: “О, Посланник Аллаха, какое из дел самой достойное?” Он ответил: “Вера в Аллаха и джихад на пути Его”. Я спросил: “Кто из рабов всех достойнее?” Он ответил: “Тот, кто более других ценится в своем доме и кто всех дороже.” Я спросил: “А если я сам не делаю того, что должно?” Он сказал: “Помогай тому, кто делает, или сделай что-то для неумелого”. Я спросил: “О, Посланник Аллаха, а если я немощен для какого-нибудь дела?” Он сказал: “Воздержись от зла по отношению к людям. Поистине, это - твоя милостыня для самого себя”.

“Ас-сани” с “сад” без точки, и это общепринято. Говорят и “да и ан” с точкой: тот, кто что-то потерял: бедняк или нуждающийся, или подобный этому. “Ал-ахрак” - тот, у которого не получается то, что он пытается делать.

 

118 - второй: Абу Зарр (Р) поведал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Когда кто-либо из вас встает утром, на каждом суставе его - обязанность подавать милостыню. Каждое произнесение слов “Хвала Аллаху!” - есть милостыня, каждое произнесение “Слава Аллаху!” - милостыня, и каждое произнесение “Аллах велик!” - милостыня. Приказывать одобряемое - милостыня. Но два раката, совершенные ранним утром, заменяют все это”. Это поведал Муслим.

“Ал-сулама” с даммой над “син” без точек, мягкий “лам” и фатхой над “мим”: сустав.

 

119 - третий: Он же (Абу Зарр) сообщал: “Пророк (С) сказал: “Мне были представлены дела общины моей: добрые и дурные. Среди хороших дел я обнаружил убранную с пути помеху, а среди дурных дел я увидел не засыпанный землей плевок в мечети”. Это поведал Муслим.

 

120 - четвертый: Он же (Абу Зарр) передавал: “Какие-то люди сказали: “О, Посланник Аллаха, богачи забрали (большую часть) награ. Они молятся так же, как и мы, и постятся, подобно нам, но они подают милостыню, превосходя нас в средствах”. И он сказал: “Не дал ли вам Аллах того, из чего вы подаете милостыню? Поистине, каждое произнесение слов “Хвала Аллаху!” - есть милостыня, каждое произнесение “Аллах велик!” - милостыня, каждое произнесение “Слава Аллаху!” - милостыня, каждое произнесение “Нет бога, кроме Аллаха!” - милостыня. Приказывать одобряемое - милостыня. И совокупление кого-либо из вас с женой - милостыня”. Тогда спросили: “О, Посланник Аллаха, если кто-то из нас осуществил свое желание, будет ли ему за это награда?” Он ответил: “Скажите мне, если он совершил это, и это - недозволенное, не будет ли на нем греха? Точно также, если он совершил это, и это - разрешено, ему будет награда”. Это поведал Муслим.

“Ад-дусур” с “са” с тремя точками: имущество, средства. В единственном числе - “даср”.

 

121 - пятый: Он же (Абу Зарр) говорил: “Пророк(С) сказал мне: “Не пренебрегай ничем из одобряемого: даже встретить брата своего с приветливым лицом’ - есть благо”. Это поведал Муслим.

‘) - т.е. улыбаясь, радуясь.

 

122 - шестой: Абу Хурайра (Р) рассказывал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “ В каждый из дней, когда восходит солнце, на каждом суставе человека - обязанность подавать милостыню: справедливо рассудил двоих - это милостыня, помог человеку сесть на его верховое животное и повез его на нем , или поднял его поклажу на него - милостыня. И доброе слово - милостыня, и в каждом шаге, который делаешь, идя на молитву - милостыня, и убрать помеху с пути - милостыня”.

Это же рассказывал Муслим со слов А ишы (Р): “Посланник Аллаха (С) рассказывал: “Поистине, каждый человек из сынов Адама был создан из 360 частей. Тот, кто говорил “Аллах велик!”, произносил “Слава Аллаху!”, возглашал “Нет бога, кроме Аллаха!”, восклицал “Хвала Аллаху!”, просил Аллаха о прощении, убрал с дороги людей камень, или колючку, или кость убрал с пути людей, или приказывал одобряемое, или запрещал не одобряемое, и число этих дел - триста шестьдесят, то когда наступит вечер этого дня, он уже будет далек от огня”.

 

123 - седьмой: Он же (Абу Хурайра) сообщал: “Для того, кто утром или вечером идет в мечеть, Аллах готовит угощение в раю, идет ли он утром или вечером”

“Ан-нузул” - пища и пропитание, то, что готовят для гостя.

 

124 - восьмой: Он же (Абу Хурайра) поведал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “О, женщины-мусульманки! Пусть пренебрегает соседка (тем, чтобы делать подарки) соседке своей: хотя бы это было и овечье копыто”.

Ал-Джаухари сказал: “Ал-фирнис” верблюда - то же, что копыто верхового животного. Он сказал: 2Возможно это слово применимо и для овцы”.

 

125 - девятый: Он же (Абу Хурайра) передавал: “Пророк(С) сказал: “Вера состоит из семидесяти с лишним или шестидесяти с лишним частей: самая достойная из них - речение “Нет бога, кроме Аллаха!”, а самая незначительная из них - убрать помеху с дороги. Скромность - тоже часть веры”.

“Ал-бид” - от трех до девяти (с касрой под “ба”, но может быть с фатхой). “Аш-шу ба” - часть.

 

126 - десятый: Он же (Абу Хурайра) рассказывал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Один человек шел как-то по дороге и почувствовал сильную жажду. Он увидел колодец, спустился в него и напился. Затем он выбрался из него, и вдруг увидел собаку с высунутым языком, которая из-за жажды ела влажную землю. И этот человек сказал: “ Жажда этой собаки также сильна, как и та, что испытывал я”. Он спустился в колодец, наполнил свою туфлю водой и держал ее во рту, пока не поднялся и не напоил эту собаку. И Аллах возблагодарил его и простил ему”. Спросили: “О, Посланник Аллаха, будет ли нам награда за доброе отношение к животным?” И он сказал: “За доброту к любому животному существу есть награда”.

В рассказе же ал-Бухари говорится: “Аллах возблагодарил его, простил ему и ввел его в рай”.

В одном из них (ал-Бухари и Муслима) рассказов говорится: “В то время, как собака кружила вокруг колодца и почти умирала от жажды, ее увидела одна блудница из рода Исра ила. Она опустила в колодец свою туфлю, зачерпнула ею воды для нее и напоила ее. И за это ей было прощено.

“Ал-мук” - туфля, “йутиф” - кружиться вокруг “ракиййа”, т.е. колодца.

 

127 - одиннадцатый: Он же (Абу Хурайра) говорил: “Пророк (С) сказал: “Я видел человека, живущего в раю, благодаря тому дереву, которое он срубил у дороги: оно было помехой для мусульман”. Это поведал Муслим.

В одном из рассказов говорится: “Один человек проходил мимо ветки дерева, перегородившей дорогу, и сказал: “Клянусь Аллахом, уберу-ка я эту ветку, чтобы она не была помехой для мусульман”. И он был введен в рай”.

В одном из их (ал-Бухари и Муслима) рассказов говорится: “Когда один человек шел по дороге, он обнаружил на дороге ветку с колючками и отбросил ее. И Аллах возблагодарил его и простил ему”.

 

128 - двенадцатый: Он же (Абу Хурайра) сообщал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Тому, кто совершил омовение, и сделал это хорошо, затем пошел на пятничную молитву, внимал и слушал, прощено то, что было между этой и предыдущей пятничной молитвой, и еще к этому добавлены три дня. А кто во время молитвы перебирал камешки, сделал тем самым недействительным все это.” Это поведал Муслим.

 

129 - тринадцатый: Он же (Абу Хурайра) рассказывал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Когда раб Аллаха - мусульманин или верующий совершает омовение и умывает лицо свое, уходит от лица его с водой каждый грех, на который взирал он очами своими, или - с последней каплей этой воды. А когда он моет руки, уходит от рук его с водой - или с последней каплей этой воды - каждый грех, которого касались руки его. А когда он моет ноги свои, уходит с водой или с последней каплей этой воды - всякий грех, по которому ступали ноги его. Так что он выходит очищенным от грехов”. Это поведал Муслим.

 

130 - четырнадцатый: Он же (Абу Хурайра) поведал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Пять молитв искупают грехи между двумя пятничными молитвами и между Рамаданом и Рамаданом, если избегались смертные грехи”. Это поведал Муслим.

 

131 - пятнадцатый: Он же (Абу Хурайра) передавал: “Посланник Аллаха (С) спросил: “Не указать ли мне вам на то, за что Аллах удаляет грехи и возвышает степень?” Ответили: “Конечно, о, Посланник Аллаха!” И он сказал: “ Полное омовение нечистых частей тела, большое число шагов по дороге в мечеть, ожидание молитвы после молитвы. Это для вас - обязанность”. Это поведал Муслим.

 

133 - семнадцатый: Он же (Абу Хурайра) рассказывал: “ Посланник Аллаха (С) сказал: “Когда раб Аллаха болеет или находится в пути, его деяния записываются ему подобно тому, как если бы он совершал их будучи здоровым и оставаясь дома”. Это поведал ал-Бухари.

 

134 - восемнадцатый: Джабир (Р) говорил: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Все одобряемое - милостыня.” Это поведал ал-Бухари, а Муслим пересказывал это со слов Хузайфы (Р).

 

135 - девятнадцатый: Он же (Джабир) сообщал: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Если мусульманин посадил дерево, то что бы ни было съедено с него - милостыня для него, и что бы ни было украдено с него - милостыня для него, и кто бы не повредил его - это милостыня для него.” Это поведал Муслим. В одном из его пересказов говорится: “Если мусульманин посадил дерево, то кто бы ни ел с него - человек ли, животное ли, птица ли, - это - милостыня для него, (которая зачтется) в судный день.

В одном из его рассказов сказано: “Если человек посадил дерево, или засеял поле, и с него ест человек, либо верховое животное, либо еще кто-то, это - непременно милостыня для него.” Оба эти его рассказа - со слов Анаса (Р).

Его слова “йарза уху” означают: убавит от него.

 

139 - двадцать третий: Ади бин Хатим(Р) гворил: “Я слышал как Пророк (С) сказал: “Остерегайтесь огня, жертвуя хотя бы половинку финика в качестве милостыни”.

В одном из их (ал-Бухари и Муслима) рассказов он же (Ади бин Хатим) говорит: “Посланник Аллаха (С) сказал: “Нет ни одного среди вас, с кем не будет говорить Аллах, и не будет между ним и Им переводчика. Посмотрит он направо и не увидит ничего, кроме того, что было из дел его. И воззрит он перед собой, и не увидит ничего, кроме огня перед ликом своим. Остерегайтесь же огня, жертвуя в качестве милостыни хотя бы половинку финика, а кто не найдет у себя и этого, то хотя бы доброе слово”.

 

140 - двадцать четвертый: Анас(Р) поведал: “Посланник Аллаха сказал: “Поистине, Аллах радуется, когда раб Его вкушает пищу и восхваляет Его за нее, и когда он вкушает напиток и восхваляет Его за него”. Это поведал Муслим.

“Ал-акла” - с фатхой над “хамза”: это обед или ужин.

 

141 - двадцать пятый: Абу Муса (Р) передавал: “Пророк (С) сказал: “Каждый мусульманин обязан подавать милостыню. А кто-то спросил: “Скажи, а если он для этого ничего не нашел?” Тот ответил: “Пусть работает руками своими, принесет этим пользу самому себе и подаст милостыню из заработанного”. Кто-то спросил: “Скажи, а если он не может работать?” Он ответил: “Пусть помогает нуждающемуся, несчастному”. Кто-то спросил: “Скажи, а если он и этого не сможет?” Он ответил: “Пусть приказывает одобряемое или благое”. Кто-то спросил: “А если он и этого не делает?” Тот ответил: “Пусть воздержится от зла, ибо и это - милостыня”.

 

Глава о мере в набожности.

 

Скал Аллах Всевышний: “Та ха. Не ниспослали Мы тебе Коран, чтобы ты был несчастен”(20:1). Сказал Всевышний: “Аллах хочет для вас облегчения, а не затруднения для вас”(2:181/185).

 

142 - А иша (Р) рассказывала, что Пророк(С) вошел к ней, а у нее была одна женщина. Он спросил: «Кто это?» Она ответила: “Это такая-то, которая много молится”. И он сказал: “Перестань! Вам должно молиться столько, сколько вы можете. Клянусь Аллахом, Аллах не утомит вас, пока вы сами себя не утомите. Более всего ему была люба такая вера, в которой исповедующий ее был постоянен.”

“Мах” - слово для запрещения и удержания. Значение же “ла йамаллу аллах” следующее: “Он не уменьшает Свою награду вам и воздаяния за дела ваши, и Он утомляет вас, когда вы сами устаете и оставляете ваше занятие. Вам надлежит браться за то, что вы можете делать постоянно, чтобы постоянным было и Его воздаяние вам, и Его милость к вам”.

 

143 - Анас (Р) рассказывал: “Пришли как-то трое к домам жен Пророка(С) и спросил о том, как Пророк(С) покланяется Аллаху, а когда им рассказали, они будто бы посчитали, что это слишком мало и сказали: “Как далеко нам до Пророка(С): ведь ему прощены все его грехи - прошлые и будущие”. И один из них сказал: “Что до меня, то я стану молиться всю ночь напролет”. А другой молвил: “Я буду постоянно поститься и не стану разговляться”. А другой сказал: “А я стану сторониться женщин и никогда не женюсь”. И к ним пришел Посланник Аллаха(С) и спросил: “Это вы, которые говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако я соблюдаю пост и разговляюсь, ночью и молюсь, и сплю и я женюсь на женщинах. А кто избегает моего образа поведения, тот - не мой”.

 

144 - Ибн Мас уд (Р) сообщал, что Пророк(С) сказал: “Те, что слишком привередливы, погибнут”. Он сказал это трижды. Это поведал Муслим.

“Ал-мутанатти ун” - те, что слишком углубляются, слишком строго подходят к тому, где не нужна излишняя строгость.

 

145 - Абу Хурайра(Р) поведал, что Пророк (С) сказал: “Поистине, вера - легка, никто не должен быть слишком усердным в вере, разве что его принуждает к этому сама вера. Направляйте же на истинный путь и приближайтесь к тому, что вам по силам, радуйтесь и просите Аллаха о помощи утром и вечером, и немного - на исходе ночи”. Это поведал ал-Бухари.

В одном из его пересказов говорится: “Направляйте на путь истинный и приближайтесь, (молитесь) утром и вечером, и немного на исходе ночи. Так вы достигнете цели.”

Его слова “ад-дин” - в именительном падеже, ибо подлежащее не названо. Но употребляют и в винительном падеже. Говорят: “лан йушадд ад-дина ахадун”. А его (Пророка) (С) слова “илла галабаху” означают: “ Его принуждает вера и этот усердствующий не в силах противостоять вере из-за обилия путей ее”. “Ал-гадва” - идти в начале дня. “Ар-рауха” - конец дня. “Ад-дулджа” - конец ночи. Это надо поминать в переносном смысле, как пример. Это означает: “Просите помощи Аллаха Великого, Всемогущего, в делах, когда вы бодры и сердца ваши отдыхают, чтобы поклонение Аллаху было приятным для вас и не наскучило вам, и вы достигнете вашей цели, подобно тому, как опытный путешественник идет определенное время, а в другое время он и его верховое животное отдыхают, и он достигает цели, не утомившись. И Аллах лучше знает!”

 

146 - Анас(Р) рассказывал: “Пророк(С) вошел в мечеть и вдруг увидел веревку, натянутую между двумя колоннами ‘.Он спросил: “Что это за веревка?” Ответили: “Это веревка Зайнаб, когда она устает, она держится за нее”. И Пророк (С) молвил: “Отвяжите ее. Пусть каждый из вас продолжает молиться, пока он бодр, а если он устал, пусть ляжет отдохнуть”.

‘) - “Сарийатайн” - имеются в виду колонны мечети.

 

 

147 - А иша (Р) передавала, что Посланник Аллаха(С) сказал: “Если кто-то из вас задремывает, когда молится, пусть пойдет и полежит, пока сон не уйдет от него. Ибо, если кто-то из вас дремлет в то время, когда молится, он не знает, что он говорит: может быть он начинает просить о прощении, а затем принимается сам себя поносить”.

 

149 - Абу Джухайф Вахб бин Абдаллах (Р) сказал, что Пророк (С) сделал побратимами Салмана и Абу ад - Дарда. Салман пришел к Абу ад-Дарда и увидел Уми ад-Дарда в простой одежде. Он спросил: “Что случилось с тобой?” Она отвечала: “Твой брат Абу ад-Дарда не нуждается в (радостях) дальней жизни”. Потом пришел Абу ад-Дарда, приготовил ему поесть и сказал: “Ты поешь, я же соблюдаю пост”. Он ответил: “Не стану я есть, пока ты не поешь”. Тот поел, а когда наступила ночь, Абу ад-Дарда собрался вставать. Тогда (Салман) сказал ему: “Поспи!” Тот поспал, а затем собрался вставать. (Салман вновь) сказал ему: “Спи!” Когда же ночь стала близиться к концу, Салман молвил: “Теперь вставай!” Они помолились вместе, а затем Салман сказал ему: “Поистине, у Господа твоего есть право на тебя, и у самого тебя - право на тебя, и у семьи твоей - право на тебя. Так дай же каждому из имеющих право его.” Он пошел к Пророку (С) и рассказал ему об этом. И Пророк (С) сказал: “Салман прав.” Это рассказал ал-Бухари.

 

151 - Абу Риб и Ханзала бин ар-Раби ал-Усаййиди Писец, один из Писцов Посланника Аллаха (С) рассказывал: “Я встретил Абу Бакра (Р), и он спросил: ”Как ты, Ханзала?” Я отвечал: “Пропал Ханзала!” Он молвил: “ Хвала Аллаху! Что ты говоришь?!” Я сказал: “Когда мы бываем у Посланника Аллаха (С) и он говорит нам о рае и огне, (мы видим их) будто воочию. Но когда мы выходим от Посланника Аллаха(С) , мы занимаемся женами, детьми и хлебом насущным и многое забываем. Клянусь Аллахом, - сказал Абу Бакр (Р) , - с таким мы действительно встречались.” Пошли мы с Абу Бакром и вошли к Посланнику Аллаха (С). И тогда я сказал: “ Пропал Ханзала, о, Посланник Аллаха! “Что такое?” - спросил Посланник Аллаха(С). Я отвечал: “О, Посланник Аллаха! Когда мы бываем у тебя, и ты говоришь нам об огне и рае, (мы видим их) будто воочию, но когда мы выходим от тебя, мы занимаемся женами, детьми и хлебом насущным и много забываем”. И Посланник Аллаха (С) сказал: “Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа: если бы вы всегда были такими, какими вы бываете у меня во время зикра, ангелы были бы подле вас и на ложах ваших ‘. Однако, о, Ханзала, есть время и есть время”. Об этом поведал Муслим.

Его слова: “Риб и” с касрой под “ра”. “Ал-Усаййиди” с даммой над хамзой, фатхой над “син”, потом удвоенная “йа” с касрой. Его слова: афасна -с “айн” и “син” без точек. Это означает: мы занимались; даййа ат - пропитание, хлеб насущный.

‘) - Когда вы спите, и когда в пути.

 

152 - Ибн Аббас (Р) рассказывал: “Когда Пророк (С) произносил проповедь, он вдруг (увидел) стоящего человека. Он спросил о нем, и ему ответили: “Это Абу Исра ил. Он дал обет стоять на солнце и не садиться , не прятаться в тени и не разговаривать, и он постится”. И Пророк (С) сказал: “Идите к нему, пусть он говорит, пусть укроется в тени и сядет”. Об этом рассказывал ал-Бухари.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.017 с.)