Активность и участие/ограничение активности и ограничение возможности участия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активность и участие/ограничение активности и ограничение возможности участия



Определения: Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.

Участие – это вовлечение индивида в жизненную ситуацию.

Ограничение активности – это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид.

Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.

 

(1) Домены для составляющей активность и участие даны в одном перечне, охватывающим все сферы жизни (от базисных навыков обучения, использования зрения к более сложным сферам, таким как межличностные взаимодействия или трудовая занятость). Составляющая может использоваться как для обозначения активности(A) или участия(P), так и для того и другого вместе. Домены этой составляющей квалифицируются двумя определителями реализации и потенциальной способности. Поэтому получаемая информация не дублируется (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Активность и участие: информационная панель

 

  Домены   Определители
  Реализация Потенциальная способность
d1 Обучение и применение знаний    
d2 Общие задачи и требования    
d3 Общение    
d4 Мобильность    
d5 Самообслуживание    
d6 Бытовая жизнь    
d7 Межличностные взаимодействия и общение    
d8 Главные сферы жизни    
d9 Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь    

 

(1) Определитель реализации определяет, что индивид делает в условиях реально окружающей его среды. Так как реальная окружающая среда включает социальный контекст, реализация может пониматься как “вовлечение в жизненную ситуацию” или “жизненный опыт” человека в актуальных условиях, в которых он живет.[13] Эти условия включают окружающие факторы – все аспекты физической, социальной среды, мира отношений и установок, которые можно кодировать с использованием классификации факторов окружающей среды.

 

(2) Определитель потенциальной способности определяет способность индивида выполнять, или справляться с какой-либо задачей или действием. Этот параметр предназначен для отражения наиболее высокого уровня возможного функционирования, которого может достигнуть индивид в данном домене и в данный момент. Для оценки способностей индивида необходимо иметь “стандартное” окружение, чтобы нейтрализовать неравнозначное воздействие разного окружения на его способности. Таким стандартным окружением может быть: (а) актуальное окружение, в котором обычно происходит тестирование потенциальной способности; или (б) в тех случаях, где это невозможно, таким окружением считается то, которое оказывает одинаковое влияние. Такое окружение может называться “типичным ” или “стандартным” окружением. Таким образом, потенциальная способность отражает способности индивида в определенных условиях. Эти определенные условия не должны отличаться друг от друга для разных стран и людей, что позволит проводить международные сравнения. Для повышения точности характеристики типичных или стандартных условий окружающей среды могут быть закодированы в факторах окружающей среды, представленных в классификации. Разница между потенциальной способностью и реализацией отражает различия влияний факторов реальной и типичной окружающей среды, и тем самым указывает направление изменений этой окружающей среды с целью более полной реализации индивида.

 

(3) Оба определителя потенциальной способности и реализации могут в дальнейшем использоваться как с учетом вспомогательных средств и посторонней помощи, так и без них. Хотя ни вспомогательные средства, ни посторонняя помощь не устраняют нарушений, они могут устранить ограничения функционирования в некоторых доменах. В этом случае кодирование будет особенно полезным, т.к. позволит определить, насколько ограничено функционирование индивида без вспомогательных устройств (см. руководство по кодированию, приложение 2).

 

(4) Сложности или проблемы в этих доменах могут появиться в тех случаях, когда имеются качественные или количественные отклонения в способах выполнения функций, относящихся к данному домену. Ограничения или ограничения возможностиоцениваются в сравнении с общепринятыми популяционными стандартами. Стандарты или нормы, с которыми сравниваются потенциальная способность или реализация индивида, это функционирование индивида без аналогичного изменения здоровья (болезни, расстройства или травмы, и т.п.). Ограничения или ограничения возможности фиксируют несоответствие между тем, что имеется и тем, что ожидается. Ожидаемая реализация соответствует популяционным нормам, которые относятся к людям без специфичного нарушения здоровья. Для определителя потенциальной способности используется та же самая норма, в результате чего можно сделать вывод о том, как следует воздействовать на окружающую среду для реализации способностей индивида.

 

(5) Проблемы реализации могут возникать непосредственно из-за социального окружения, даже когда у индивида отсутствуют нарушения. Например, индивиду с положительной реакцией на ВИЧ- инфекцию без симптомов и болезни, или с генетической предрасположенностью к какой-либо болезни без признаков нарушений и с достаточной потенциальной способностью чтобы работать, может быть отказано в предоставлении услуг, он может подвергаться дискриминации или чувствовать на себе клеймо неполноценности.

 

(6) Разграничить “активность” и “участие” на основе доменов трудно. Дифференциация между “индивидуальным” и “социальным” на основе доменов также оказалась невозможной, давая вариации в разных странах из за различных подходов среди теоретиков и практиков. Поэтому в МКН-2 приводится один перечень, который пользователь по своему усмотрению может использовать для дифференциации активности(A) и участия (P), что объясняется в приложении 3. Существует четыре основных подхода к решению этой задачи:

 

- а) обозначить одни домены как А, другие как P, при этом они не будут совпадать;

- б) сделать все так же как в варианте (а), но при наличии частичного совпадения доменов;

- в) обозначить все детализированные домены как А, а широкие категории озаглавить как P;

- г) использовать все домены, как А и P одновременно.

 

 

Контекстные факторы

Контекстные факторы представляют полную обстановку, в которой живет и существует индивид. Они включают факторы окружающей среды и личностные факторы, которые могут влиять на индивида с изменением здоровья, на показатели здоровья и показатели, связанные со здоровьем этого индивида.

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время. Эти факторы являются внешними по отношению к индивиду и могут оказывать положительное или отрицательное влияние на реализацию индивида в обществе, потенциальную способность индивида или на функции и структуру организма индивида.

 

(1) Факторы окружающей среды представлены в классификации таким образом, чтобы сфокусировать внимание на двух разных уровнях:

 

(а) Индивида – в непосредственном окружении индивида, включающем домашнюю обстановку, место работы, школу. Этот уровень включает физические и материальные особенности окружающей среды, с которой индивид сталкивается, а также прямые контакты с другими людьми, т.е. в семье, со знакомыми, сверстниками, посторонними.

 

(б) Служб и систем – формальные и не формальные социальные структуры, службы, общие установки и системы в сообществе или культуре, которые оказывают влияние на людей. Этот уровень включает организации и службы, относящиеся к труду, деятельности в сообществах, правительственным учреждениям, транспортным и коммуникационным службам, не государственным социальным структурам, а также законы, постановления, официальные и неофициальные правила, отношения и идеологии.

 

(2) Факторы окружающей среды взаимодействуют с составляющими: функции и структуры организма, активность и участие. Для каждой составляющей сущность и степень взаимодействия могут быть детально разработаны в ходе будущих научных исследований. Ограничения жизнедеятельности характеризуются как последствия или результат сложных взаимоотношений между изменением здоровья индивида, личностными факторами и внешними факторами, представляющими условия, в которых индивид живет. В результате этих взаимоотношений, разные окружающие факторы могут оказывать различное влияние на одного и того же индивида с определенным изменением здоровья. Окружающая среда с барьерами и без облегчающих факторов будет ограничивать возможность реализации индивида, среда же с облегчающими факторами может, наоборот, способствовать этой реализации. Общество может тормозить реализацию индивида в результате того, что оно или создает барьеры (например, недоступные здания) или не обеспечивает облегчающими факторами (например, недоступность вспомогательных устройств).

Личностные факторы – это индивидуальные характеристики, с которыми живет и существует индивид, состоящие из черт индивида, не являющихся частью изменения здоровья или показателей здоровья. Они могут включать пол, расу, возраст, другие изменения здоровья, тренированность, стиль жизни, привычки, воспитание, социальное окружение, образование, профессию, прошлый и текущий жизненный опыт (события в пошлом и в настоящем), тип личности и характера, склонности, другие характеристики, из которых все или некоторые могут влиять на ограничения жизнедеятельности на любом уровне. Личностные факторы в МКН-2 не классифицируются. Тем не менее, они включены в схему рисунка 1, чтобы отметить тот вклад, который может оказывать их влияние на конечный результат различных вмешательств.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.006 с.)