Кодирование активности и участия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кодирование активности и участия



 

Определения:

Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию. Ограничение активности – это трудности в осуществлении активности, которые может испытывать индивид. Ограничение возможности участия – это проблемы, которые может испытывать индивид при вовлечении в жизненные ситуации.

 

Активность и участие представлены одним списком доменов.

 

Использование определителей потенциальной способности и реализации:

Активность и участие кодируются двумя определителями: определителем реализации, который занимает позицию первой цифры после разделительной точки, и определителем потенциальной способности, который занимает позицию второй цифры после разделительной точки. Идентифицирующий категорию код в перечне активность и участиеи два определителя составляют желаемую информационную панель.

 

 

 
 

 

 


Определитель реализации определяет, что индивид делает в условиях реально окружающей его среды. Так как реальная окружающая среда рассматривается в социальном контексте, реализация также понимается как “вовлечение в жизненную ситуацию” или “жизненный опыт” человека в актуальных условиях, в которых он живет. Этот контекст включает факторы окружающей среды – т.е. все аспекты физической, социальной среды и мира отношений, особенности которой могут быть закодированы при использовании факторов окружающей среды.

 

Определитель потенциальной способности определяет способность индивида выполнять, или справляться с какой-либо задачей или действием. Этот параметр предназначен для отражения наиболее высокого уровня возможного функционирования, которого может достигнуть индивид в данном домене и в данный момент. Для оценки способностей индивида необходимо иметь “стандартное” окружение чтобы нейтрализовать неравнозначное воздействие разного окружения на его способности. Таким стандартным окружением может быть: (а) актуальное окружение, в котором обычно происходит тестирование потенциальной способности; (б) в тех случаях, где это невозможно, таким окружением можно считать то, которое оказывает одинаковое влияние. Такое окружение может называться “типичным ” или “стандартным” окружением. Таким образом, потенциальная способность отражает способности индивида в определенных условиях. Эти определенные условия не должны отличаться друг от друга для разных стран и людей, что позволит проводить международные сравнения. Для повышения точности, характеристики типичных или стандартных условий окружающей среды могут быть закодированы в факторах окружающей среды, представленных в классификации. Разница между потенциальной способностью и реализацией отражает различия влияния факторов реальной и типичной окружающей среды, и тем самым указывает направление изменений окружающей среды с целью полного проявления реализации индивида.

 

Определитель потенциальной способности, обычно, используется с учетом того, что способности индивида не усиливаются вспомогательными средствами или посторонней помощью, в то время как определитель реализации исходит из актуальных факторов окружающей среды, где вспомогательные устройства в конкретном случае имеются, или отсутствуют. Характер облегчающих факторов или барьера может быть описан с использованием классификации факторов окружающей среды.

 

Необязательные определители

Третий и четвертый (необязательные) определители обеспечивают пользователей возможностью кодирования потенциальной способности с учетом посторонней помощи и реализации без учета посторонней помощи.

 

 

 


Дополнительные определители

Позиция пятой цифры сохранена для определителей, которые могут появиться в будущем, например, определитель вовлечения или субъективного удовлетворения.

 

 

 


Как определитель потенциальной способности, так и определитель реализациимогут в дальнейшем использоваться с учетом и без учета вспомогательных устройств или персональной помощи в соответствии со следующей шкалой (знак xxx стоит вместо кода домена второго уровня):

 

xxx.0НЕТ затруднений

xxx.1ЛЕГКИЕ затруднения

xxx.2 УМЕРЕННЫЕ затруднения

xxx.3ТЯЖЕЛЫЕ затруднения

xxx.4 АБСОЛЮТНЫЕзатруднения

xxx.8не определено

xxx.9 не применимо

 

Когда применять определитель реализации или определитель потенциальной способности.

Любой определитель может использоваться для каждой категории перечня. Но кодируемая информация в каждом случае будет различна. Когда используются оба определителя, результатом является объединение обоих, т.е.:

4500. 2 1 d4500. 2 _

d4500._ 1

В случае использования одного из определителей, неиспользованное место не должно заполняться индексами .8, или .9, так как они оба имеют свой оценочный ранг, подразумевающий то, что второй определитель также используется.

 

Примеры применения двух определителей

 

d4500 Ходьба на короткие дистанции

 

Для определителяреализации, этот домен относится к передвижению пешком, в реально окружающей человека среде, по различным поверхностям и в различных условиях, с использованием трости, ходунков, или другой вспомогательной технологии, на расстояние менее 1 километра. Например, реализация человека, потерявшего ногу на производстве и с тех пор использующего костыль, умеренно затруднена в категории ходьба, так как окрестные тротуары очень высокие и имеют скользкую поверхность, что может быть закодировано:

 

d4500.3 _ умеренные ограничения возможности реализации в категории ходьба на короткие дистанции

 

Для определителя потенциальной способности, этот домен относится к способности передвигаться пешком без посторонней помощи. Чтобы нивелировать изменяющиеся воздействия различных факторов окружающей среды способность может быть оценена в “стандартизированном” окружении. Таким стандартизированным окружением может быть: (а) актуальное окружение, в котором обычно происходит тестирование потенциальной способности; или (б) в тех случаях, где это невозможно, таким окружением можно считать то, которое оказывает одинаковое влияние. Например, истинная способность вышеупомянутого человека, ходить без костыля в стандартном окружении (по одной плоскости и не по скользкой поверхности) будет очень ограничена. Поэтому, потенциальная способность индивида может кодироваться следующим образом:

 

d4500._ 4 тяжелое ограничение потенциальной способности в категории ходьба на короткие дистанции

 

Пользователи, желающие уточнить условия реальной или стандартизированной окружающей среды при использовании определителей реализации или потенциальной способности, должны использовать классификацию факторов окружающей среды (см. способ 3 кодирования факторов окружающей среды).

 

4.4 Кодирование факторов окружающей среды

 

Определения:

Факторы окружающей среды создают физическую и социальную обстановку, среду отношений и установок, где люди живут и проводят свое время.

 

Использование факторов окружающей среды

 

Факторы окружающей среды – это составляющая контекстных факторов классификации. Они должны рассматриваться раздельно для каждой составляющей функционирования и кодироваться в соответствии с одним из трех способов, представленных выше.

 

Факторы окружающей среды должны кодироваться с позиций человека, о котором идет речь. Например, тротуар без бордюра может кодироваться как облегчающий фактор для индивида, использующего коляску, и в то же время как барьер для слепого..

 

Определитель указывает на степень величины, которую представляет исследуемый фактор в виде барьера или облегчающего фактора. Существует несколько причин того, что факторы окружающей среды могут быть в определенной степени факторами облегчения или барьерами. Кодирующему факторы облегчения следует принимать во внимание такие аспекты как доступность ресурса, наличие причин, которые могут влиять на доступ или изменение степени доступности, качество доступного ресурса и т.д. В случае кодирования барьеров может быть уместным учет того, как часто фактор выступает в качестве препятствия, является ли препятствие существенным или небольшим. Следует принимать во внимание и то, что фактор окружающей среды может быть барьером лишь потому, что имеется в наличии (негативное отношение к лицам с ограничениями жизнедеятельности), или потому, что отсутствует (например, недоступность услуг). Влияние факторов окружающей среды на жизнь людей с изменением здоровья сложное и вариабельное, есть надежда, что последующие исследования помогут более адекватно понять это взаимодействие и, возможно, выявить для окружающих факторов пользу второго определителя.

 

В некоторых случаях различные группы окружающих факторов могут быть описаны в таких терминах как бедность, развитие, сельские или городские условия или общественный капитал. Эти обобщающие термины не нашли отражение в классификации. Однако пользователь должен выделять из них компоненты и кодировать их. Следует еще раз отметить, потребуются дальнейшие исследования, чтобы уяснить насколько перечень факторов окружающей среды останется понятным и стабильным при использовании его для описания, представленных выше обобщающих терминов.

Первый определитель

Определитель с негативной и позитивной шкалами, обозначающими степень выраженности фактора окружающей среды в виде барьера или облегчения. Как показано ниже, разделительная точка указывает на барьеры, а ее замена на знак (+) указывает на облегчающие факторы.

 


xxx.0 НЕТ барьеров

xxx.1 НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ барьеры

xxx.2 УМЕРЕННЫЕ барьеры

xxx.3 ВЫРАЖЕННЫЕ барьеры

xxx.4 АБСОЛЮТНЫЕ барьеры

 

xxx.8 не уточненный барьер

xxx.9 не применимо

 


xxx+0 НЕТ облегчающих факторов

xxx+1НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ облегчающие факторы

xxx+2 УМЕРЕННЫЕ облегчающие факторы

xxx+3 ВЫРАЖЕННЫЕ облегчающие факторы

xxx+4 АБСОЛЮТНЫЕ облегчающие

 

xxx+8 не уточненный облегчающий фактор

xxx.9 не применимо


Приложение 3

 

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ АКТИВНОСТИ И УЧАСТИЯ

 

Составляющая “активность и участие” представляет собой нейтральный список доменов для обозначения различных действий и сфер жизни. Каждый домен содержит категории различных уровней, расположенные по порядку от общих до детализированных (например, домен Мобильность, Раздел 4, содержит такие категории, как d450 “Ходьба” и внутри нее более детальный пункт, , d4500 “Ходьба на короткие расстояния). Номенклатура доменов активности и участия охватывает полный круг функционирования, которое можно кодировать как на уровне индивида, так и на уровне общества.

 

Как отмечено во введении, чтобы обозначить специфические понятия "активность" и "участие" этот перечень может использоваться по разному. Эти понятия в МКН-2 определены следующим образом:

 

В контексте здоровья

 

Активность – это выполнение задачи или действия индивидом.

 

Участие– это вовлечение индивида в жизненную ситуацию

 

Имеются четыре альтернативных способа структурирования отношений между активностью и участиемв терминах перечисленных доменов:

 

(1) Наборы доменов активности и доменов участия не совпадают (не накладываются)

 

Установленный набор категорий кодируется только как активность (т.е., задачи или действия, которые исполняет индивид) и другой набор только как участие (т.е., вовлечение в жизненные ситуации). Два набора, поэтому, исключительны по отношению друг к другу.

 

При этом варианте содержание наборов A-категорий и P-категорий устанавливается пользователем. Каждая из категорий считается только пунктом активности или участия, а не того и другого. Например, домены можно разделить следующим образом:

a1 Обучение и применение знаний

a2 Общие задачи и требования

a3 Общение

a4 Мобильность

p5 Самообслуживание

p6Бытовая жизнь

p7Межличностные взаимодействия

p8Главные сферы жизни

p9Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь

 


 

Кодирование этой структуры

 

a код категории. qP qc (категория считающаяся пунктом активности)

p код категории. qP qc ( категория считающаяся пунктом участия)

 

Где qP= определитель реализации и qc= определитель потенциальной способности. Если используется определитель реализации, категория, вне зависимости от ее обозначения как пункта активностиили участия, интерпретируется в терминах параметра реализации; если используется определитель потенциальной способности, то категория интерпретируется в терминах параметра потенциальной способности, так же вне зависимости от ее обозначения как пункта активности или участия.

 

Таким образом, вариант (1) обеспечивает полной информационной панелью без какого-либо повторения или накладок.

 

(2) Частичное совпадение между А набором и P набором доменов:

 

При этой альтернативе, часть категорий может интерпретироваться одновременно как активностьи участие; т.е. одна и та же категория интерпретируется с позиции индивида (т.е., как задача или действие, которые исполняет индивид) и общества (то есть, вовлечение в жизненную ситуацию).

 

Например:

 

a1 Обучение и применение знаний

a2Общие задачи и требования

a3Общение p3Общение

a4Мобильность p4Мобильность

a 5Самообслуживание p5Самообслуживание

a 6Бытовая жизньp6Бытовая жизнь

p7 Межличностные взаимодействия

p8Главные сферы жизни

p9Жизнь в сообществах, общественная

и гражданская жизнь

 

Кодирование этой структуры

 

В этом случае имеются ограничения при кодировании категорий. “Совпадающие” категории не могут иметь различное значение для одного и того же определителя (как для первого определителя реализации, так и для второго определителя потенциальной способности), например:

 

a категория. 1 _ илиaкатегория. _ 1

p категория. 2 _ p категория. _ 2

Пользователь, делающий этот выбор полагает, что коды в накладывающихся категориях могут иметь различное значение, если они закодированы в А, а не в P и наоборот. Однако, в информационную панель должен быть введен один код для определенной колонки определителя.

 

(3) Детализированные категории активности и широкие категории участия, при наличии или отсутствии совпадений в доменах

 

Другой подход к применению определений категорий активности и участиясводит второе к более общим и широким понятиям внутри домена (например, категории первого уровня, такие как заголовки разделов) и относит более детализированные категории к активности(например, категории третьего или четвертого уровня). Этот подход разделяет категории в некоторых или во всех доменах на основе широкого/узкого значения. Пользователь может считать некоторые домены как относящиеся целиком (то есть на всех уровнях детализации) к активности или к участию.

Например, d4550 “Ползание” может рассматриваться как активность, в то время как d455 “Передвижение способами, отличающимися от ходьбы” - как участие.

 

Имеются два возможных пути применения этого способа: (а) “Совпадение” категорий отсутствует, т.е., если пункт относится к активности, то это - не является участием; б). Может присутствовать совпадение, так как некоторые пользователи могут использовать весь перечень как активность и только заголовки, имеющие широкое значение, как участие.

 

Кодирование этой структуры

Подобно варианту 1 или варианту 2.

 

(4) Использование всех доменов для А и P, полное совпадение доменов

 

В этом варианте, каждый из доменов перечня активностии участия может рассматриваться как активность, так и как участие. Каждая категория может интерпретироваться как индивидуальное функционирование (активность), так и социальное функционирование (участие).

 

Например, d 330 “Речь” может рассматриваться как активность и как участие. Человек с потерей голосовых связок может говорить с использованием вспомогательного устройства. Согласно оценкам, которые получены при использовании определителей потенциальной способности и реализации, этот человек имеет:

Первый определитель

- Умеренные затруднения в реализации (возможно из-за контекстных факторов, таких как стресс или отношения других людей). à 2

Второй определитель

-Тяжелое снижение потенциальной способности без вспомогательного устройства à 4

Третий определитель

- Легкое снижение потенциальной способности со вспомогательным устройством à 1

 

Согласно информационной панели МКН-2 ситуация этого человека кодируется следующим образом:

 

D330.241

 

Согласно варианту 4 это может кодироваться также как

 

A330.241

P330.2

В варианте 4, когда используются и определитель реализации,и определитель потенциальной способности, имеется два показателя для размещения в одной ячейке информационной панели МКН-2: один для А и один для P. Если эти показатели равнозначны, тогда нет противоречий, а есть избыточность. Однако, в случае неравнозначных показателей, пользователи должны разработать алгоритм решения для кодирования информационной панели, так как имеется официальный стиль кодирования ВОЗ:

 

dкатегория qP qc

 

Среди возможных способов преодоления этой избыточности определитель потенциальной способности может рассматриваться как активность, а определитель реализации как участие.

 

Другая возможность состоит в том, чтобы разработать дополнительные определители для участия, которые будут охватывать “вовлечение в жизненные ситуации”.

 

Ожидается, что по мере использования МКН-2 и накопления эмпирических данных, станет очевидным, какой из вышеупомянутых вариантов предпочтительней для различных пользователей классификации. Кроме того, эмпирические исследования приведут также к большей ясности в обращении с понятиями активность и участие. Данные о том, как понятия активность иучастие используются в различных условиях, в разных странах и для различных целей, могут быть обобщены для дальнейшего пересмотра этой схемы.

Приложение 4

ПРИМЕРЫ

 

Ниже даны примеры, представляющие применение концепций МКН-2 в различных ситуациях. Надеемся, что они помогут пользователям понять предназначение и способы применения основных концепций классификации и ее параметров. Дальнейшую информацию можно получить из обучающих руководств и на курсах ВОЗ.

 

Нарушение, не приводящее к ограничениям потенциальной способности и к проблемам реализации:

 

Ребенок рожден с отсутствием ногтя. Эта мальформация является нарушением структуры, которое не влияет на функцию руки ребенка или то, что ребенок может делать этой рукой, таким образом, снижение потенциальной способности ребенка отсутствует. Аналогично, могут отсутствовать проблемы реализации – например, в играх с другими детьми, если его не дразнят или не исключают из игры из-за этой мальформации. Поэтому, у ребенка нет никакого снижения потенциальной способности или проблем реализации.

 

Нарушения, не приводящие к снижению потенциальной способности, но вызывающие проблемы реализации:

 

Ребенок с диабетом имеет нарушение функции: функция поджелудочной железы по выработке инсулина неадекватная. Диабет может контролироваться медикаментозно, а именно инсулином. Когда функции организма (уровень инсулина) контролируются, снижения потенциальной способности, связанные с нарушениями, отсутствуют. Однако, ребенок с диабетом, из-за неспособности употреблять сахар, вероятно, может иметь проблемы реализации в обществе с друзьями или знакомыми во время совместного приема пищи. Недостаток соответствующей пищи будет создавать барьер. Поэтому, вовлечение ребенка в реально окружающей его среде будет снижено, если не предпринять шаги, гарантирующие обеспечение его соответствующими продуктами.

 

Другой пример - индивид с витилиго на лице при отсутствии других жалоб на самочувствие. Эта косметическая проблема не приводит к снижению потенциальной способности. Однако, индивид может жить там, где витилиго ошибочно расценивается как проказа и поэтому считается заразной болезнью. Поэтому, в реально окружающей индивида среде, это негативное отношение создаст барьер, приводящий к существенным проблемам реализации в межличностных взаимодействиях.

 

Нарушения, приводящие к снижениям потенциальной способности, которые, в зависимости от обстоятельств, сопровождаются, или не сопровождаются проблемами реализации:

 

Существенное отклонение интеллектуального развития – это умственное нарушение. Оно может привести к некоторому снижению потенциальной способности индивида в различных категориях. Факторы окружающей среды, однако, могут влиять на полноту реализации индивида в различных доменах жизни. Например, ребенок с этим умственным нарушением мог бы испытывать незначительное стеснение в окружающей среде с не высокими требованиями для общей популяции, где от ребенка требуется выполнение набора простых, повторяющихся задач. В данной окружающей среде ребенок хорошо реализуется в различных жизненных ситуациях.

 

Такой же ребенок, растущий в окружающей среде конкуренции и высоких требований, мог бы испытывать больше проблем реализации в различных жизненных ситуациях, по сравнению с предыдущим ребенком.

 

Этот пример обращает внимание на два аспекта, которые следует учитывать. Первый это то, что популяционная норма или стандарт, с которыми сравнивается функционирование индивида, должен соответствовать реальному окружению. Второй это то, что присутствие или отсутствие факторов окружающей среды может оказывать или облегчающее, или тормозящее влияние на функционирование.

 

Предшествующее нарушение, не приводящее к снижению потенциальной способности, но вызывающее проблемы реализации:

 

Индивид, восстановившийся после острого психоза, но имеющий ярлык "душевнобольного", может иметь проблемы в реализации в доменах занятости или межличностных взаимодействий, из-за негативного отношения людей в его окружении. Поэтому, его вовлечение в процесс занятости и в общественную жизнь, сдерживается.

 

Различающиеся нарушения и снижения потенциальной способности, которые приводят к появлению сходных проблем реализации:

 

Индивид может быть не принят на работу из-за выраженных нарушений (квадриплегия), которые не совместимы с условиями труда (например, использование компьютера с ручной клавиатурой). Рабочее место для облегчения реализации индивида специально не адаптировано, (например, программным обеспечением распознания голоса, позволяющим заменить ручную клавиатуру).

 

Другой индивид, с менее выраженной квадриплегией может иметь потенциальную способность для выполнения задач, связанных с работой, но не может получить работу, т.к. превышена квота приема на работу лиц с ограничениями жизнедеятельности.

 

Третий индивид, имеющий ограничения активности, которые корригируются использованием кресла-каталки, способный к выполнению требуемой работы, не может быть принят на работу, из-за недоступности рабочего места при передвижении на кресле-каталке.

 

Наконец, индивид, использующий кресло-каталку, может быть принят на работу, имеет потенциальную способность выполнять работу и фактически справляется с ней при данных условиях работы. Тем не менее, этот индивид все же может иметь проблемы реализации в доменах межличностных взаимодействий с коллегами, потому что отсутствует доступ к местам отдыха во время рабочего перерыва. Эту проблему реализации в обществе на рабочем месте можно предотвратить, обеспечив доступ.

 

Все четыре индивида имеют проблемы реализации в домене трудовой занятости из-за различных факторов окружающей среды, взаимодействующих с изменением здоровья или нарушением. Для первого индивида, имеются барьеры окружающей среды в виде отсутствия приспособления рабочего места и, вероятно, отрицательного отношения. Второй индивид сталкивается с отрицательным отношением к трудовой занятости лиц с ограничениями жизнедеятельности. Третье лицо стоит перед недоступностью созданной человеком окружающей среды, и последний, встречает негативное отношение к ограничениям жизнедеятельности вообще.

 

Подозреваемое нарушение, приводящее к заметным проблемам реализации без снижений потенциальной способности:

 

Индивид работал с пациентами, страдающими СПИДом. Этот индивид здоров, но должен периодически проверяться на ВИЧ инфицирование. У него нет ограничения потенциальной способности. Несмотря на это, люди знающие его, боятся что он, возможно, заражен вирусом, и поэтому избегают его. Это ведет к существенным проблемам реализации человека в области социальных взаимодействий, в сообществе, общественной и гражданской жизни. Его вовлечение ограничено из-за негативных отношений и установок среди окружающих его людей.

 

Нарушения, в настоящее время не классифицируемые в МКН-2, но приводящие к проблемам реализации:

 

У женщины мать умерла от рака молочной железы. Эта женщина в 45 лет добровольно прошла скрининговое обследование, при котором обнаружена генетическая предрасположенность к раку молочной железы. Несмотря на отсутствие проблем функций или структур организма, снижения потенциальной способности, ей было отказано в страховании здоровья из-за повышенного риска рака молочной железы. Ее вовлечение в домене заботы о своем здоровье ограничено из-за политики страховой компании.

 

Дополнительные примеры

 

10-летний мальчик направлен к логопеду с диагнозом “заикание”. Во время обследования выявлены запинание, интер- и интра- вербальные акселерации, проблемы ритма речи (нарушения). В школе также отмечены проблемы при чтении вслух и при разговоре (снижение потенциальной способности). Во время групповой дискуссии никакой инициативы в обсуждении он не проявляет, хотя хотел бы этого (проблема реализации в домене разговор с множеством людей). Вовлечение этого мальчика в беседу ограничено из-за принятых в социальной среде норм и практики ведения беседы.

 

40-летняя женщина, спустя четыре месяца после травмы шеи, жалуется на боль в шее, сильную головную боль, головокружение, уменьшение силы мышц и беспокойство (нарушения). Ее способность ходить, готовить, чистить, обращаться с компьютером и управлять автомобилем ограничены (снижение потенциальной способности). После консультации у врача было совместно решено подождать с ее возвращением к прежней работе с полной занятостью, пока проблемы не уменьшаться (проблемы реализации в домене трудовой занятости). Если политика занятости в реально окружающей ее среде позволяет изменять часы работы, щадя ее в период ухудшения, и разрешает работу дома, ее вовлечение в области занятости улучшится.


Приложение 5

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.068 с.)