Методы педагогических исследований.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы педагогических исследований.



Возрастание в современных условиях требований к педагогу как творцу и исследователю. Педагогическая действительность и ее изучение. Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

7. Система образования в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации “Об образовании”. Принципы государственной образовательной политики. Понятие и структура образовательно-воспитательной системы общества: образовательные стандарты и образовательные программы, система образовательных учреждений, органы управления образованием. Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ. Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений. Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков. Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире.

 

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ.

Сущность процесса обучения.

Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, применение на практике. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь. Место и задачи обучения в системе непрерывного образования. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

 

9. Содержание образования.

Общее понятие содержания образования. Зависимость содержания образования от научно-технического процесса, развития культуры. Соответствие содержания образования цели обучения и возрастным возможностям школьников. Преемственность в содержании дошкольного, начального, основного общего и среднего образования. Теории формирования содержания образования. Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

 

Закономерности и принципы обучения.

Содержание понятий: «закономерность», «принцип», «правило» обучения. Закономерности обучения: взаимосвязь процессов обучения, воспитания, образования и развития; взаимосвязь обучения и реальных учебных возможностей учащихся; единство преподавания и учения, взаимозависимость задач содержания, методов и форм обучения в целостном педагогическом процессе. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.В. Занков, Ш.А. Амонашвили о принципах обучения. Сущность и современная трактовка принципов обучения: научность, систематичность и последовательность, доступность, связь с жизнью, сознательность и активность учащихся, наглядность. Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.

 

Методы и средства обучения.

Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Назначение и функции методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Классификация методов обучения по источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Классификация на основе целостного подхода к обучению (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении. Средства обучения: наглядные и технические. Использование современных информационных средств в обучении школьников. Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога. Современные технологии обучения.

 

Формы организации обучения.

Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения. Индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная. Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки. Урок: типология и структура в различных видах обучения. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. Структура деятельности учителя в учебном процессе: планирование, организация обучающих действий, стимулирование, контроль, анализ результатов обучения. Психолого-педагогический анализ урока. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе.

 

Сущность процесса воспитания.

Понятие “воспитание”, “самовоспитание”, “перевоспитание”. Самовоспитание как условие развития личности. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания. Проблема определения воспитательного идеала в современных условиях. Взаимосвязь ценностей и целей воспитания. Становление ценностей и целей воспитания. Становление и развитие цели воспитания. Задачи воспитания: умственное, физическое, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание. Воспитание как педагогический компонент социализации. Влияние средств массовой информации на процесс воспитания. Детская и молодежная субкультура.

Закономерности и принципы воспитания.

Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания. Системный, личностный, деятельностный подходы к воспитанию. Закономерности и принципы воспитания в современной педагогике. Социокультурные основания современных концепций воспитания. Идеи гуманно-личностного подхода в воспитании /Ш.А. Амонашвили/. Концепция самовоспитания и самореализации личности /Л.И. Рувинский/. Концепция воспитания творческой личности /Б.Т. Лихачев/. Концепция гуманного воспитания /А.А. Бодалев/. Научно-методическая обоснованность и практическая применимость концепции воспитания.

 

Методы и формы воспитания.

Методы воспитания и проблема их классификации. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности и опыта поведения. Методы стимулирования. Формы воспитательной работы. Проблема выбора и методов и форм воспитания. Технология и методика организации воспитательного процесса в школе. Целеполагание в воспитательной работе: система целей и задач, этапы целеполагания. Планирование воспитательного процесса: назначение плана, требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в школе. Программы воспитания школьников.

Воспитание личности в коллективе.

Сущность понятия коллектива. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности. Воспитательные функции коллектива А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский о значении коллектива в развитии личности. Современные концепции коллектива /И.П. Иванов, Л.И. Новикова, Н.Е. Щуркова и др./ Модели развития отношений между личностью и коллективом. Основные условия развития детского коллектива. Педагогическое руководство воспитательным коллективом. Реализация воспитательных функций коллектива. Требования к организации работы с детским коллективом. Методика развития детского самоуправления. Коллективное творческое дело в системе воспитания.

 

Формирование базовой культуры личности.

Основные компоненты базовой культуры личности: аксиологический (ценности), технологический (разнообразные виды деятельности и общения, готовность решать практические задачи), личностно - творческий (развитие творческих способностей и личностного потенциала). Содержание базовой культуры - мировоззрение, гражданское, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, физическое воспитание.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.006 с.)