Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Педагогика творческой одарённостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современные концепции творчески одарённых детей. Зарубежные концепции одарённости. Концепция о «структуре интеллекта» Дж.Гилфорда. Пятифакторная модель А.Тантенбаума. «Факторы одарённости» Дж.Рензулли. Концепция Р.Стенберга. С.Марленд: определение феномена «одарённость». Отечественные концепции одарённости. Н.С.Лейтис, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, В.Д.Шадриков, Д.Б.Богоявленская. Программы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Характеристика одарённой личности. Понятие творческая деятельность и одарённость. Детское и юношеское творчество, его виды, специфика. Структура, уровни, характеристики одарённой личности. Мотивация к деятельности у одарённых детей и подростков, ранние творческие достижения.
Роль педагога в обучении одарённых детей. Основные ценности и функции дополнительного образования в развитии творческой одарённости детей. Роль педагога в обучении одарённых детей. Профессионально значимые качества педагога, необходимые для работы с одарёнными детьми. Учёт в обучении одарённых особенностей развития (психического, социального, физического, познавательного и др.) Ускоренное, углубленное обучение одарённых, интегративные программы. Обучение одарённого ребёнка индивидуально и в группе. Воспитание одарённых детей. Сотрудничество с родителями одарённых детей.
ЧАСТЬ 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 1. Цели и задачи художественно-педагогического образования. Социальная природа развития художественного образования. Цели и задачи обучения изобразительному искусству. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству . Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения. Методика обучения как система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы. Понятия методов и приемов, дидактических принципов, средств и форм обучения.
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье. История развития методики обучения изобразительного искусства. Методы обучения рисованию в Древнем Египте: использование методических таблиц, соблюдение канонов в изображении организация плоскости. Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы): рисование с натуры как метод обучения рисованию. Методы преподавания рисования в древнем Риме. Рисование в Средние века.
Значение методических положений искусства эпохи Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги, Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Начало научного метода преподавания. Методические установки Леонардо да Винчи. Основа методики обучения рисунку - рисование с натуры, изучение анатомии. Метод обрубовки как метод обобщения формы. Метод завесы. Теория цвета, перспективы, оптики – теория света, рефлексы, отражение.
5. Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе. Методические установки Болонской академии художеств. Традиционность как характерная черта академической системы. Значение частных школ (мастерская Рубенса). Педагогические идеи Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо.Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Современные западные модели художественного образования. Формирование отечественной школы художественной педагогики в XVIII – XIX вв. Художественное образование в 18 веке. Первая светская система обучения рисунку И. Д. Прейслера. Метод А. П. Сапожникова. Методика преподавания рисования Г. А. Гиппиус. Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова.
7. Академическая система художественного образования в России Императорская академия художества в России XVIII – в первой половине XIX в. и Воспитательное училище. А.П.Лосенко, А.Е.Егоров, В.К.Шебуев.
Методы обучения рисованию в советской школе. Построение новой системы преподавания и подготовки педагогических кадров. Программа по изобразительному искусству 1921 года. Методика «свободного творчества». «Комплексная программа» 1923 – 1925 годов. Суть системы преподавания рисунка Д.Н.Кардовского. Методические установки преподавания композиции К. Ф. Юона. Реформа художественного образования 1947 года. Создание специальных учебников по рисованию. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Понятие процесса художественно-эстетического образования. Синтез искусств в активной игровой форме как основание методологических принципов программы. Структура, задачи, виды, темы занятий.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ. 10. Учебные планы и программы. Структура, виды учебных программ. Цели рабочих программ по изобразительному искусству в ДХШ. Календарно-тематический план уроков изобразительного искусства: формы, структура, цели и задачи планирования. Раскадровка учебных заданий на уроках изобразительного искусства. Понятие раскадровки как закономерности и методической последовательности ведения работы над каждым заданием по рисунку, живописи, композиции. Поэтапное ведение работы на примерах из собственной педагогической практики.
Урок как основная форма организации учебного процесса. Типы уроков. Учебно-воспитательные задачи урока. Методические формы завершения урока. Проблемы педагогической оценки. Виды учета знаний учащихся. Требование к ведению классного журнала. Промежуточный просмотр работ - структура анализа работ учащихся. Оценка результатов на данном этапе, объяснение основных ошибок. Завершение урока.
Основные методические положения ведения изобразительной деятельности с дошкольниками. Основные возрастные особенности дошкольника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности. Наглядные, словесные и игровые методы и приемы. РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Методика преподавания рисунка в ДХШ. Задача курса. Главная форма обучения. Основные методические задачи по каждому году обучения.
Методика преподавания живописи в ДХШ. Задача курса живописи в ДХШ. Основные методические задачи по каждому году обучения.
Методика преподавания композиции в ДХШ. Задачи курса композиции в ДХШ. Основная методическая проблема и ее решение в течение курса обучения.
Методика проведения уроков декоративно-прикладной деятельности в ДХШ. Основные учебно-воспитательные задачи и содержание занятий по декоративно-прикладному искусству. Структура уроков декоративно-прикладной деятельности на основе восприятия произведений народного искусства. Основные методические умения, необходимые учителю при проведении уроков декоративной работы. Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения Задача курса истории изобразительного искусства как теоретического предмета в художественной школе. Варианты структур уроков-бесед в зависимости от содержания материалов бесед и особенностей класса. Художественное восприятие и методы его формирования у школьников.
Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям.
ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Цель: показать способность студента выполнить быстрое изображение предметов, композиционных решений с соответствующим объяснением. 1. Выполнить несколько рисунков цилиндров, наглядно продемонстрировав перспективные сокращения их форм в зависимости от уровня зрения. 2. Выполнить рисунки прямоугольных геометрических тел (куба, параллелепипеда), наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения и перспективные сокращения форм в зависимости от уровня зрения. 3. Выполнить рисунки призмы, наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения и перспективные сокращения форм в зависимости от угла зрения (прямая и угловая перспектива). 4. Выполнить построение шара (в кубе), наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения. 5. Объясните на примерах построение теней (собственные, падающие тени, понятие рефлекса). 6. Выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта из нескольких геометрических предметов с объяснением принципов организации композиции предметов в формате. 7. Выполнить акварельными красками на листе бумаги поэтапное изображение пейзажа, продемонстрировав способность изобразить его характерные особенности в определенное время года (показ сопровождается соответствующем объяснением). 8. Нарисовать поэтапно обоснованное изображение фрагмента улицы с учетом законов линейной и свето-воздушной перспективы (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением). 9. Выполнить поэтапно обоснованное изображение животного (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением). 10. Выполнить статичное изображение фигуры взрослого человека с объяснением пропорций. 11. Выполнить изображение человека в движении (контрапост), обосновав его поэтапность (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением). 12. Выполнить несколько набросков бегущего человека поэтапно обоснованное изображение (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением). 13. Выполнить рисунок интерьера с объяснением последовательности его построения и учета законов перспективы. 14. Выполнить светотеневое построение натюрморта из нескольких бытовых предметов с объяснением принципов организации композиции предметов в формате. 15. Выполнить живописный эскиз декоративного натюрморта из предметов быта с объяснением использованных законов декоративности и средств художественной выразительности 16. Выполнить рисунок головы человека, используя схематичность построения с объяснением пропорций. 17. Объяснить влияние окружающей цветовой среды на изменение локального цвета объекта в живописи (отношения тепло-холодности в зависимости от освещения). 18. Объяснить приемы работы акварелью. Выполнить краткий этюд в технике по -сырому (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением). 19. Продемонстрировать приемы композиции: группировка, наложение и врезка, членение, прием изоляции, композиционные связи. 20. Выполнить форэскизы композиции из одних и тех же форм в зависимости от формата, линии горизонта, освещения.
3.2. Вопросы к государственному экзамену по дисциплине «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» 1. Предмет, функции и отрасли педагогической науки 2. Основные педагогические понятия. 3. Целостный педагогический процесс. 4. Факторы развития личности. 5. Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп. 6. Методы педагогических исследований. 7. Система образования в Российской Федерации. 8. Сущность процесса обучения. 9. Содержание образования. 10. Закономерности и принципы обучения. 11. Методы и средства обучения. 12. Формы организации обучения. 13. Сущность процесса воспитания. 14. Закономерности и принципы воспитания. 15. Методы и формы воспитания. 16. Воспитание личности в коллективе. 17. Формирование базовой культуры личности. 18. Современные концепции творчески одарённых детей. 19. Характеристика одарённой личности. 20. Роль педагога в обучении одарённых детей.
3.3. Вопросы к государственному экзамену по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства»
1. Цели и задачи художественно-педагогического образования. 2. Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения. 3. Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье. 4. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения. 5. Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе. 6. Формирование отечественной школы художественной педагогики в XVIII – XIX вв. 7. Академическая система художественного образования в России. 8. Методы обучения рисованию в советской школе. 9. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 10. Учебные планы и программы. 11. Раскадровка учебных заданий на уроках изобразительного искусства. 12. Урок как основная форма организации учебного процесса. 13. Методические формы завершения урока. 14. Основные методические положения ведения изобразительной деятельности с дошкольниками. 15. Методика преподавания рисунка в ДХШ. 16. Методика преподавания живописи в ДХШ. 17. Методика преподавания композиции в ДХШ. 18. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в ДХШ. 19. Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения. 20. Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства.
Пример экзаменационного билета МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский областной художественный колледж»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГОУ СПО «КОХК» ________ Т.В.Фролова
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 междисциплинарного государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» по специальностям 54.02.05 «Живопись: станковая живопись», 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве», 54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика»
1. Методы педагогических исследований. 2. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения. 3. Выполнить статичное изображение фигуры взрослого человека с объяснением пропорций.
Одобрено на заседании методсовета Замдиректора по УМР Семенец Т.В.
5. Порядок проведения междисциплинарного государственного экзамена
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.012 с.) |