Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Педагогика творческой одарённости

Поиск

 

Современные концепции творчески одарённых детей.

Зарубежные концепции одарённости. Концепция о «структуре интеллекта» Дж.Гилфорда. Пятифакторная модель А.Тантенбаума. «Факторы одарённости» Дж.Рензулли. Концепция Р.Стенберга. С.Марленд: определение феномена «одарённость». Отечественные концепции одарённости. Н.С.Лейтис, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, В.Д.Шадриков, Д.Б.Богоявленская. Программы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.

 

Характеристика одарённой личности.

Понятие творческая деятельность и одарённость. Детское и юношеское творчество, его виды, специфика. Структура, уровни, характеристики одарённой личности. Мотивация к деятельности у одарённых детей и подростков, ранние творческие достижения.

 

Роль педагога в обучении одарённых детей.

Основные ценности и функции дополнительного образования в развитии творческой одарённости детей. Роль педагога в обучении одарённых детей. Профессионально значимые качества педагога, необходимые для работы с одарёнными детьми. Учёт в обучении одарённых особенностей развития (психического, социального, физического, познавательного и др.) Ускоренное, углубленное обучение одарённых, интегративные программы. Обучение одарённого ребёнка индивидуально и в группе. Воспитание одарённых детей. Сотрудничество с родителями одарённых детей.

 

ЧАСТЬ 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

1. Цели и задачи художественно-педагогического образования.

Социальная природа развития художественного образования. Цели и задачи обучения изобразительному искусству. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству

.

Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения.

Методика обучения как система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы. Понятия методов и приемов, дидактических принципов, средств и форм обучения.

 

 

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье.

История развития методики обучения изобразительного искусства. Методы обучения рисованию в Древнем Египте: использование методических таблиц, соблюдение канонов в изображении организация плоскости. Методы преподавания изобразительного искусства в Древней Греции (Эфесская, Сикионская, Фиванская школы): рисование с натуры как метод обучения рисованию. Методы преподавания рисования в древнем Риме. Рисование в Средние века.

 

Значение методических положений искусства эпохи Возрождения.

Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Художественные мастерские эпохи Возрождения — боттеги, Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Начало научного метода преподавания. Методические установки Леонардо да Винчи. Основа методики обучения рисунку - рисование с натуры, изучение анатомии. Метод обрубовки как метод обобщения формы. Метод завесы. Теория цвета, перспективы, оптики – теория света, рефлексы, отражение.

 

5. Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе.

Методические установки Болонской академии художеств. Традиционность как характерная черта академической системы. Значение частных школ (мастерская Рубенса). Педагогические идеи Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо.Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Современные западные модели художественного образования.

Формирование отечественной школы художественной педагогики в XVIII – XIX вв.

Художественное образование в 18 веке. Первая светская система обучения рисунку И. Д. Прейслера. Метод А. П. Сапожникова. Методика преподавания рисования Г. А. Гиппиус. Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова.

 

7. Академическая система художественного образования в России

Императорская академия художества в России XVIII – в первой половине XIX в. и Воспитательное училище. А.П.Лосенко, А.Е.Егоров, В.К.Шебуев.

 

Методы обучения рисованию в советской школе.

Построение новой системы преподавания и подготовки педагогических кадров. Программа по изобразительному искусству 1921 года. Методика «свободного творчества». «Комплексная программа» 1923 – 1925 годов. Суть системы преподавания рисунка Д.Н.Кардовского. Методические установки преподавания композиции К. Ф. Юона. Реформа художественного образования 1947 года. Создание специальных учебников по рисованию.

Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

Понятие процесса художественно-эстетического образования. Синтез искусств в активной игровой форме как основание методологических принципов программы. Структура, задачи, виды, темы занятий.

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.

10. Учебные планы и программы.

Структура, виды учебных программ. Цели рабочих программ по изобразительному искусству в ДХШ. Календарно-тематический план уроков изобразительного искусства: формы, структура, цели и задачи планирования.

Раскадровка учебных заданий на уроках изобразительного искусства.

Понятие раскадровки как закономерности и методической последовательности ведения работы над каждым заданием по рисунку, живописи, композиции. Поэтапное ведение работы на примерах из собственной педагогической практики.

 

Урок как основная форма организации учебного процесса.

Типы уроков. Учебно-воспитательные задачи урока.

Методические формы завершения урока.

Проблемы педагогической оценки. Виды учета знаний учащихся. Требование к ведению классного журнала. Промежуточный просмотр работ - структура анализа работ учащихся. Оценка результатов на данном этапе, объяснение основных ошибок. Завершение урока.

 

Основные методические положения ведения изобразительной деятельности с дошкольниками.

Основные возрастные особенности дошкольника, влияющие на его художественный интерес и активность в изобразительной деятельности. Наглядные, словесные и игровые методы и приемы.

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Методика преподавания рисунка в ДХШ.

Задача курса. Главная форма обучения. Основные методические задачи по каждому году обучения.

 

Методика преподавания живописи в ДХШ.

Задача курса живописи в ДХШ. Основные методические задачи по каждому году обучения.

 

Методика преподавания композиции в ДХШ.

Задачи курса композиции в ДХШ. Основная методическая проблема и ее решение в течение курса обучения.

 

Методика проведения уроков декоративно-прикладной деятельности в ДХШ.

Основные учебно-воспитательные задачи и содержание занятий по декоративно-прикладному искусству. Структура уроков декоративно-прикладной деятельности на основе восприятия произведений народного искусства. Основные методические умения, необходимые учителю при проведении уроков декоративной работы.

Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения

Задача курса истории изобразительного искусства как теоретического предмета в художественной школе. Варианты структур уроков-бесед в зависимости от содержания материалов бесед и особенностей класса. Художественное восприятие и методы его формирования у школьников.

 

Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства.

Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству. Наглядные пособия на уроках изобразительного искусства. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям.

 

 

ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Цель: показать способность студента выполнить быстрое изображение предметов, композиционных решений с соответствующим объяснением.

1. Выполнить несколько рисунков цилиндров, наглядно продемонстрировав перспективные сокращения их форм в зависимости от уровня зрения.

2. Выполнить рисунки прямоугольных геометрических тел (куба, параллелепипеда), наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения и перспективные сокращения форм в зависимости от уровня зрения.

3. Выполнить рисунки призмы, наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения и перспективные сокращения форм в зависимости от угла зрения (прямая и угловая перспектива).

4. Выполнить построение шара (в кубе), наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения.

5. Объясните на примерах построение теней (собственные, падающие тени, понятие рефлекса).

6. Выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта из нескольких геометрических предметов с объяснением принципов организации композиции предметов в формате.

7. Выполнить акварельными красками на листе бумаги поэтапное изображение пейзажа, продемонстрировав способность изобразить его характерные особенности в определенное время года (показ сопровождается соответствующем объяснением).

8. Нарисовать поэтапно обоснованное изображение фрагмента улицы с учетом законов линейной и свето-воздушной перспективы (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

9. Выполнить поэтапно обоснованное изображение животного (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

10. Выполнить статичное изображение фигуры взрослого человека с объяснением пропорций.

11. Выполнить изображение человека в движении (контрапост), обосновав его поэтапность (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

12. Выполнить несколько набросков бегущего человека поэтапно обоснованное изображение (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

13. Выполнить рисунок интерьера с объяснением последовательности его построения и учета законов перспективы.

14. Выполнить светотеневое построение натюрморта из нескольких бытовых предметов с объяснением принципов организации композиции предметов в формате.

15. Выполнить живописный эскиз декоративного натюрморта из предметов быта с объяснением использованных законов декоративности и средств художественной выразительности

16. Выполнить рисунок головы человека, используя схематичность построения с объяснением пропорций.

17. Объяснить влияние окружающей цветовой среды на изменение локального цвета объекта в живописи (отношения тепло-холодности в зависимости от освещения).

18. Объяснить приемы работы акварелью. Выполнить краткий этюд в технике по -сырому (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

19. Продемонстрировать приемы композиции: группировка, наложение и врезка, членение, прием изоляции, композиционные связи.

20. Выполнить форэскизы композиции из одних и тех же форм в зависимости от формата, линии горизонта, освещения.

 

3.2. Вопросы к государственному экзамену по дисциплине

«Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»

1. Предмет, функции и отрасли педагогической науки

2. Основные педагогические понятия.

3. Целостный педагогический процесс.

4. Факторы развития личности.

5. Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп.

6. Методы педагогических исследований.

7. Система образования в Российской Федерации.

8. Сущность процесса обучения.

9. Содержание образования.

10. Закономерности и принципы обучения.

11. Методы и средства обучения.

12. Формы организации обучения.

13. Сущность процесса воспитания.

14. Закономерности и принципы воспитания.

15. Методы и формы воспитания.

16. Воспитание личности в коллективе.

17. Формирование базовой культуры личности.

18. Современные концепции творчески одарённых детей.

19. Характеристика одарённой личности.

20. Роль педагога в обучении одарённых детей.

 

3.3. Вопросы к государственному экзамену по дисциплине

«Методика преподавания изобразительного искусства»

 

1. Цели и задачи художественно-педагогического образования.

2. Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения.

3. Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье.

4. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения.

5. Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе.

6. Формирование отечественной школы художественной педагогики в XVIII – XIX вв.

7. Академическая система художественного образования в России.

8. Методы обучения рисованию в советской школе.

9. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

10. Учебные планы и программы.

11. Раскадровка учебных заданий на уроках изобразительного искусства.

12. Урок как основная форма организации учебного процесса.

13. Методические формы завершения урока.

14. Основные методические положения ведения изобразительной деятельности с дошкольниками.

15. Методика преподавания рисунка в ДХШ.

16. Методика преподавания живописи в ДХШ.

17. Методика преподавания композиции в ДХШ.

18. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в ДХШ.

19. Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения.

20. Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства.

 

 

Пример экзаменационного билета

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной художественный колледж»

 

 
 


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ СПО «КОХК»

________ Т.В.Фролова

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

междисциплинарного государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» по специальностям 54.02.05 «Живопись: станковая живопись», 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве», 54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика»

 

1. Методы педагогических исследований.

2. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения.

3. Выполнить статичное изображение фигуры взрослого человека с объяснением пропорций.

 

Одобрено на заседании методсовета

Замдиректора по УМР Семенец Т.В.

 

5. Порядок проведения междисциплинарного государственного экзамена



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.012 с.)