Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-документальная основа программы

Поиск

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

 

междисциплинарного государственного экзамена

по профессиональному модулю

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

рекомендуется для специальностей

54.02.05 «Живопись: станковая живопись»,

54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве»,

54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика»

 

 

Кемерово 2014

 

Составители:

Осипов А.М., художественный руководитель

ГОУ СПО «КОХК»

Никитенко С.С., председатель ПЦК

общеобразовательного и гуманитарного цикла ГОУ СПО «КОХК»

Щербакова Е.О., методист ГОУ СПО «КОХК»

 

Утверждена на заседании методсовета

ГОУ СПО «КОХК»

 

Протокол _______ №_________ от_______

 

Зам.директора по УМР

 

_________ Семенец Т.В.

 

"______" __________ 2015 г

 

 

Введение

В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения профессионального образования во многом зависит от глубины овладения профессией, его готовности самостоятельно решать профессиональные задачи. Современная подготовка дипломированного художника-педагога предусматривает свободное владение теоретическим и прикладным знанием в сфере педагогической науки и практики, умение применять его в конкретных практических ситуациях, включая проблемные.

Междисциплинарный государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» проводится после завершения изучения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом, и является необходимым компонентом итоговой государственной аттестации выпускника художественного колледжа, позволяет выявить теоретическую готовность выпускника к решению профессиональных задач.

Нормативно-документальная основа программы

Комплексная программа междисциплинарного государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям 54.02.05 «Живопись: станковая живопись», 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве», 54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика». Она отражает основные темы и предусмотренные образовательным стандартом дидактические единицы, которые раскрывают смысловое наполнение общепрофессиональных и специальных дисциплин и определяют содержание базовой подготовки современного специалиста среднего профессионального образования.

2. Цель и задачи междисциплинарного государственного экзамена

Целью государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» является оценка профессиональной компетент­ности выпускника, включающая совокуп­ность его знаний и умений, приобретен­ных в процессе обучения и воспитания, опыт профессиональной деятельности для решения разнообразных проблем, возникающих в реальной педагогической практике, средствами изобразительного искусства.

Задачами междисциплинарного государственного экзамена являются:

· проверка уровня усвоения выпускниками знаний по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

· оценка педагогической грамотности выпускников, владения ими методикой преподавания изобразительного искусства, подготовленности к выполнению функций учителя изобразительного искусства.

3. Содержание междисциплинарного государственного экзамена

По профессиональному модулю «Педагогическая деятельность»

 

ЧАСТЬ 1. «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПРЕПОДАВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Предмет, функции и отрасли педагогической науки

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Задачи педагогики. Методология педагогической науки. Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных наук. Возникновение и развитие педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого. Основные отрасли теоретических и прикладных данных о закономерностях в различных областях педагогики, образования, воспитания. Управление их структурами, входящими в систему педагогики: история педагогики, общая педагогика, возрастная педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика. Структура педагогической науки: теория образования и обучения (дидактика), теория воспитания, школоведение.

 

Основные педагогические понятия.

Сущность определения воспитания в социальном и педагогическом значении. Исторический характер воспитания. Цель воспитания. Сущность определения обучения как целостного, целенаправленного, управляемого процесса. Цели обучения. Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Основной критерий образованности – системность знаний и мышления. Уровни образования: начальное, среднее, высшее. Направленность образования: общее, профессиональное, политехническое. Взаимосвязь основных педагогических понятий.

 

Целостный педагогический процесс.

Сущность и функции целостного педагогического процесса. Закономерности и принципы педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Условия эффективности педагогического процесса. Направления модернизации педагогического процесса, гуманизация, гуманитаризация и демократизация

 

Факторы развития личности.

Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Природное и общественное в развитии человека. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности. Взаимосвязь развития и воспитания. Права и обязанности ребенка. Содержание основных документов о правах и обязанностях ребенка. Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка.

 

Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп.

Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп. Социальная ситуация развития. Психические новообразования возраста. Личностное развитие школьника. Возрастные кризисы. Личностно-ориентированный подход в образовании.

 

Методы педагогических исследований.

Возрастание в современных условиях требований к педагогу как творцу и исследователю. Педагогическая действительность и ее изучение. Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

7. Система образования в Российской Федерации.

Закон Российской Федерации “Об образовании”. Принципы государственной образовательной политики. Понятие и структура образовательно-воспитательной системы общества: образовательные стандарты и образовательные программы, система образовательных учреждений, органы управления образованием. Виды образовательных учреждений и вариативность образовательных программ. Непрерывное образование. Преемственность в работе образовательных учреждений. Сотрудничество школы, учреждений дополнительного образования с семьей в воспитании детей и подростков. Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире.

 

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА ШКОЛЫ.

Сущность процесса обучения.

Современные концепции начального и среднего общего образования, их дидактическое и предметное наполнение. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. Структура процесса усвоения знаний, умений, навыков: восприятие, понимание и осмысление, закрепление, применение на практике. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Их взаимосвязь. Место и задачи обучения в системе непрерывного образования. Основные понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение.

 

9. Содержание образования.

Общее понятие содержания образования. Зависимость содержания образования от научно-технического процесса, развития культуры. Соответствие содержания образования цели обучения и возрастным возможностям школьников. Преемственность в содержании дошкольного, начального, основного общего и среднего образования. Теории формирования содержания образования. Государственный образовательный стандарт и его роль в обеспечении непрерывности и качества образования. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия. Вариативность учебно-методического обеспечения в современных условиях.

 

Методы и средства обучения.

Общее понятие о методах, приемах и средствах обучения. Назначение и функции методов обучения. Взаимосвязь методов, приемов и средств обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Классификация методов обучения по источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин): объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический, исследовательский. Классификация на основе целостного подхода к обучению (Ю.К. Бабанский): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении. Средства обучения: наглядные и технические. Использование современных информационных средств в обучении школьников. Выбор методов, приемов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания образования, познавательных возможностей учащихся, педагогического мастерства педагога. Современные технологии обучения.

 

Формы организации обучения.

Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения. Индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная. Характеристика классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки. Урок: типология и структура в различных видах обучения. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку. Структура деятельности учителя в учебном процессе: планирование, организация обучающих действий, стимулирование, контроль, анализ результатов обучения. Психолого-педагогический анализ урока. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в школе.

 

Методы и формы воспитания.

Методы воспитания и проблема их классификации. Методы формирования сознания. Методы организации деятельности и опыта поведения. Методы стимулирования. Формы воспитательной работы. Проблема выбора и методов и форм воспитания. Технология и методика организации воспитательного процесса в школе. Целеполагание в воспитательной работе: система целей и задач, этапы целеполагания. Планирование воспитательного процесса: назначение плана, требования к планированию. Виды и структура планов. Организация планирования воспитательной работы в школе. Программы воспитания школьников.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧАСТЬ 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Цель: показать способность студента выполнить быстрое изображение предметов, композиционных решений с соответствующим объяснением.

1. Выполнить несколько рисунков цилиндров, наглядно продемонстрировав перспективные сокращения их форм в зависимости от уровня зрения.

2. Выполнить рисунки прямоугольных геометрических тел (куба, параллелепипеда), наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения и перспективные сокращения форм в зависимости от уровня зрения.

3. Выполнить рисунки призмы, наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения и перспективные сокращения форм в зависимости от угла зрения (прямая и угловая перспектива).

4. Выполнить построение шара (в кубе), наглядно продемонстрировав поэтапную последовательность изображения.

5. Объясните на примерах построение теней (собственные, падающие тени, понятие рефлекса).

6. Выполнить линейно-конструктивное построение натюрморта из нескольких геометрических предметов с объяснением принципов организации композиции предметов в формате.

7. Выполнить акварельными красками на листе бумаги поэтапное изображение пейзажа, продемонстрировав способность изобразить его характерные особенности в определенное время года (показ сопровождается соответствующем объяснением).

8. Нарисовать поэтапно обоснованное изображение фрагмента улицы с учетом законов линейной и свето-воздушной перспективы (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

9. Выполнить поэтапно обоснованное изображение животного (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

10. Выполнить статичное изображение фигуры взрослого человека с объяснением пропорций.

11. Выполнить изображение человека в движении (контрапост), обосновав его поэтапность (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

12. Выполнить несколько набросков бегущего человека поэтапно обоснованное изображение (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

13. Выполнить рисунок интерьера с объяснением последовательности его построения и учета законов перспективы.

14. Выполнить светотеневое построение натюрморта из нескольких бытовых предметов с объяснением принципов организации композиции предметов в формате.

15. Выполнить живописный эскиз декоративного натюрморта из предметов быта с объяснением использованных законов декоративности и средств художественной выразительности

16. Выполнить рисунок головы человека, используя схематичность построения с объяснением пропорций.

17. Объяснить влияние окружающей цветовой среды на изменение локального цвета объекта в живописи (отношения тепло-холодности в зависимости от освещения).

18. Объяснить приемы работы акварелью. Выполнить краткий этюд в технике по -сырому (3-4 минуты, показ сопровождается соответствующим объяснением).

19. Продемонстрировать приемы композиции: группировка, наложение и врезка, членение, прием изоляции, композиционные связи.

20. Выполнить форэскизы композиции из одних и тех же форм в зависимости от формата, линии горизонта, освещения.

 

3.2. Вопросы к государственному экзамену по дисциплине

«Педагогические основы преподавания творческих дисциплин»

1. Предмет, функции и отрасли педагогической науки

2. Основные педагогические понятия.

3. Целостный педагогический процесс.

4. Факторы развития личности.

5. Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп.

6. Методы педагогических исследований.

7. Система образования в Российской Федерации.

8. Сущность процесса обучения.

9. Содержание образования.

10. Закономерности и принципы обучения.

11. Методы и средства обучения.

12. Формы организации обучения.

13. Сущность процесса воспитания.

14. Закономерности и принципы воспитания.

15. Методы и формы воспитания.

16. Воспитание личности в коллективе.

17. Формирование базовой культуры личности.

18. Современные концепции творчески одарённых детей.

19. Характеристика одарённой личности.

20. Роль педагога в обучении одарённых детей.

 

3.3. Вопросы к государственному экзамену по дисциплине

«Методика преподавания изобразительного искусства»

 

1. Цели и задачи художественно-педагогического образования.

2. Методика преподавания изобразительного искусства как предмет изучения.

3. Методы обучения рисованию в Древнем мире и Средневековье.

4. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения.

5. Модели художественного образования Нового времени в Западной Европе.

6. Формирование отечественной школы художественной педагогики в XVIII – XIX вв.

7. Академическая система художественного образования в России.

8. Методы обучения рисованию в советской школе.

9. Анализ программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».

10. Учебные планы и программы.

11. Раскадровка учебных заданий на уроках изобразительного искусства.

12. Урок как основная форма организации учебного процесса.

13. Методические формы завершения урока.

14. Основные методические положения ведения изобразительной деятельности с дошкольниками.

15. Методика преподавания рисунка в ДХШ.

16. Методика преподавания живописи в ДХШ.

17. Методика преподавания композиции в ДХШ.

18. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в ДХШ.

19. Уроки-беседы по истории изобразительного искусства и методика их проведения.

20. Роль наглядных материалов в процессе преподавания изобразительного искусства.

 

 

Пример экзаменационного билета

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский областной художественный колледж»

 

 
 


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУ СПО «КОХК»

________ Т.В.Фролова

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

междисциплинарного государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» по специальностям 54.02.05 «Живопись: станковая живопись», 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве», 54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика»

 

1. Методы педагогических исследований.

2. Значение методических положений искусства эпохи Возрождения.

3. Выполнить статичное изображение фигуры взрослого человека с объяснением пропорций.

 

Одобрено на заседании методсовета

Замдиректора по УМР Семенец Т.В.

 

5. Порядок проведения междисциплинарного государственного экзамена

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

 

междисциплинарного государственного экзамена

по профессиональному модулю

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

рекомендуется для специальностей

54.02.05 «Живопись: станковая живопись»,

54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве»,

54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика»

 

 

Кемерово 2014

 

Составители:

Осипов А.М., художественный руководитель

ГОУ СПО «КОХК»

Никитенко С.С., председатель ПЦК

общеобразовательного и гуманитарного цикла ГОУ СПО «КОХК»

Щербакова Е.О., методист ГОУ СПО «КОХК»

 

Утверждена на заседании методсовета

ГОУ СПО «КОХК»

 

Протокол _______ №_________ от_______

 

Зам.директора по УМР

 

_________ Семенец Т.В.

 

"______" __________ 2015 г

 

 

Введение

В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения профессионального образования во многом зависит от глубины овладения профессией, его готовности самостоятельно решать профессиональные задачи. Современная подготовка дипломированного художника-педагога предусматривает свободное владение теоретическим и прикладным знанием в сфере педагогической науки и практики, умение применять его в конкретных практических ситуациях, включая проблемные.

Междисциплинарный государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» проводится после завершения изучения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом, и является необходимым компонентом итоговой государственной аттестации выпускника художественного колледжа, позволяет выявить теоретическую готовность выпускника к решению профессиональных задач.

Нормативно-документальная основа программы

Комплексная программа междисциплинарного государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям 54.02.05 «Живопись: станковая живопись», 54.02.01 «Дизайн в культуре и искусстве», 54.02.02 «ДПИ и народные промыслы: художественная керамика». Она отражает основные темы и предусмотренные образовательным стандартом дидактические единицы, которые раскрывают смысловое наполнение общепрофессиональных и специальных дисциплин и определяют содержание базовой подготовки современного специалиста среднего профессионального образования.

2. Цель и задачи междисциплинарного государственного экзамена

Целью государственного экзамена по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» является оценка профессиональной компетент­ности выпускника, включающая совокуп­ность его знаний и умений, приобретен­ных в процессе обучения и воспитания, опыт профессиональной деятельности для решения разнообразных проблем, возникающих в реальной педагогической практике, средствами изобразительного искусства.

Задачами междисциплинарного государственного экзамена являются:

· проверка уровня усвоения выпускниками знаний по педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

· оценка педагогической грамотности выпускников, владения ими методикой преподавания изобразительного искусства, подготовленности к выполнению функций учителя изобразительного искусства.

3. Содержание междисциплинарного государственного экзамена



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.012 с.)