Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория конвергенции двух факторовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В начале XX в. было накоплено уже достаточно фактов о влиянии наследственности на развитие ребенка. С другой стороны, был получен большой массив данных, свидетельствующих о том, что и средовые условия тоже оказывают соответствующие воздействия. В. Штерн [102] попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды. Определение, данное Штерном, было преобразовано в выражение, широко используемое как сторонниками, так и противниками теории двух факторов — «развитие определяется Х-единицами наследственности и Y-единицами среды». Вся детская психология первой половины XX в. пыталась разгадать смысл этой математической формулы: чему равен X и чему равен Y? Анна Анастази, один из ведущих специалистов в области тестологии (психодиагностики), писала [3], что любое поведение основывается одновременно и на наследственном, и на средовом факторах. Следовательно, задача состоит в том, чтобы определить пропорциональный вклад на- 68 ■ Возрастная психология. Конспект лекций следственных и средовых факторов в наблюдаемые индивидуальные различия поведения ребенка. Рассмотрим основные положения теории В. Штерна с помощью метафоры. Зерно, брошенное в почву, прорастает. Что это будет_____ пшеница, рожь, гречиха, другое растение — предопределено наследственностью. Но если это зерно попадет в неблагоприятные условия — засуху, заморозки, — оно не реализует свой потенциал и не прорастет. Наследственность определяет, что произрастет, в соответствии с планом развития, а среда создает условия для реализации этого плана. Штерн сформулировал четыре основных положения, раскрывающих вклад наследственности и среды в психическое развитие ребенка. Из этих положений следует, что ведущую роль играет фактор наследственности, а среда выступает как лакмусовая бумажка, проявляющая свойства среды. Положение первое: В. Штерн постулировал существование двух врожденных наследственно предопределенных целей, предполагающих наличие потребности и удовлетворяющего ее механизма. Пер- вая цель — стремление к самосохранению. Вторая — стремление к саморазвитию, включая физический рост и духовное созревание. Психическое развитие определяется двумя указанными тенденци- ями. Тенденция к саморазвитию обусловливает развитие и возникновение новых, более адаптивных и совершенных способностей, а тенденция к самосохранению стабилизирует достижения развития. Положение второе: определяет закономерности развития способностей. Говоря о способностях, В. Штерн считал необходимым различать задатки и свойства. Задатки однозначно определены наследственностью, задавая верхний предел или «потолок» развития способностей человека. Способности почти всегда заключаются в задатках, которые есть потенциал развития, «указания на будущее», открывающие известный простор, в пределах которого действуют воспитание и окружающая среда. Свойства — это есть реализованные способности, которые приобрели благодаря самосохранению известную прочность. Среда может «проявить» или затормозить развитие задатков. Если нет благоприятных условий, то задатки остаются в скрытом, латентном виде, не проявляются. Однако достигнуть большего, чем заключено в задатках, невозможно ни при каком воспитании. Тем не менее, исследователь допускал, что даже при неблагоприятной среде «талант себе всегда пробьет дорогу». Как только мы сталкиваемся с благоприятными условиями, наши таланты «расцветают», и, наоборот, отсутствие задатков фатально предопределяет низкий уровень развития способностей. Такой вывод Лекция 4, Проблема психи че ского развития ребенка в факторном подходе ■ 69 предполагает возможность изначальной дифференциации детей в образовательной системе в зависимости от задатков, что, безусловно, наносит ущерб их психическому развитию и вступает в противоречие с Конвенцией о правах ребенка. Положение третье: касается темпа развития. Темп психического развития также определяется наследственностью и не может быть сколько-нибудь существенно изменен средой и воспитанием. Однако пренебрежение воспитанием может, по словам В. Штерна, значительно замедлить темп развития, приведя к тому, что не будет достигнут верхний предел развития способностей, определенный задатками. Положение четвертое: состоит в том, что последовательность и содержание стадий развития определены наследственностью. Так, в дошкольном возрасте, «возрасте игры и сказки», от трех до семи лет, независимо от исторической эпохи и культуры ребенок очень восприимчив к сказке и игре. Штерн считал, что возникновение игры обусловлено наследственно созреванием двух инстинктов, двух способностей — способности к фантазии, воображению, и инстинктом игры. По мере созревания инстинктивных способностей все дети начинают играть. Другое дело — во что они играют, вот это определяется средой. В частности, все девочки играют в «дочки-матери», в семью. Но какой будет семья в игре — полной или неполной; будут ли братья и сестры; какими будут родители: строгими, авторитарными, склонными к наказаниям, или ласковыми, заботливыми, всепрощающими, — все это определяется средой. Таким образом, мы видим, что в концепции В. Штерна ведущую роль играет фактор наследственности, а среда лишь проявляет задатки как потенциальные возможности развития. Особые ожидания в отношении теории двух факторов были связаны с созданием нового — близнецового метода. Он основан на сравнении развития близнецов с идентичной (монозиготные) и различающейся (дизиготные) наследственностью, воспитывающихся в одинаковых и различных (разлученные близнецы) средовых условиях. Сторонники теории двух факторов надеялись с помощью близнецового метода количественно оценить вклад каждого из факторов в развитие психологических свойств и способностей личности. ' В дальнейшем метод был распространен на изучение сходства в - развитии испытуемых, различающихся по степени родства: детей и родителей, братьев, дядей и племянников и пр. Близнецовый метод основан на сравнительном изучении показателей психического развития родственных пар на разных этапах онтогенеза с целью 70 ■ Возрастная психология. Конспект лекций выявления вклада наследственности и вклада среды в психическое развитие. Предполагалось, что высокая корреляция между показателями психического развития пары свидетельствует о роли наследственности, низкая — о роли среды. Проведенные дорогостоящие и трудоемкие близнецовые исследования, например Миннесот-ское исследование 1979г., где сравнивалось сто пар близнецов, обнаружили значительную вариативность полученных данных. Было показано, что нет фактов, которые позволили бы полностью объяснить развитие взаимодействием двух факторов — наследственностью и средой. Необходимо учитывать и другие, скрытые от исследователя переменные. А. Гезелл, являющийся, по оценке Л. С. Выготского, представителем эволюционного нативизма, писал, что развитие не есть простая функция, полностью определяемая X-единицами наследственности и Y-единицами среды. За пределами самых элементарных поведенческих реакций поведение не поддается разложению на эти составляющие. По мнению А. Гезелла, необходимо искать причины развития в самом процессе, поскольку развитие представляет собой непрерывный, самообусловливаемый процесс, а не «марионетку, управляемую дерганием двух ниточек» [31]. Вывод разочаровывающий. Было потрачено столько сил, времени, энергии, но фактов, позволяющих чётко указать вклад наследственности и среды, — найти не удалось. Вместе с тем попытки количественно оценить роль наследственности в развитии до сих пор сохраняют актуальность. Примером служит хорошо известный вывод А. Дженсена о том, что интеллект ребенка на 80% определяется наследственностью и только на 20% — средой. Итак, близнецовый метод обнаружил необходимость расширения круга детерминант, определяющих закономерности психического развития ребенка. Второй вывод состоял в том, что влияние среды не является прямым, а опосредованно активной действенной позицией самого ребенка. Это положение может быть проиллюстрировано примером феномена близнецовой ситуации, хорошо описанной в работах Р. Заззо, французского исследователя, представителя генетической школы психологии. Заззо удалось показать, что близнецы образуют устойчивую диаду, которая характеризуется ограниченностью контактов с социальным окружением. Кроме того, в рамках этой диады происходит распределение функций, ролей, позиций, что и приводит к формированию индивидуальных различий. Обычно два близнеца ограниченно общаются со сверстниками и меньше с родителями. Поэтому близнецы позже начинают говорить, поскольку не могут быть друг для друга моделью, источником речевого опыта. Лекция 4. Пробл ема пси хического развития ребенка в факторном подходе ■ 71 Вторая особенность в том, что они образуют команду, в которой структурированы позиции и распределена ответственность, поэтому в близнецовой группе происходит жесткое закрепление функций. Близнецовая ситуация показывает, что именно позиция, активность ребенка, а не наследственность и не среда определяет индивидуальные различия между детьми. Известно, что в большинстве случаев близнецы очень сильно различаются по своим личностным особенностям. Более того, часто они как бы дополняют друг друга. Например, один активен, с лидерскими наклонностями, бойкий, а второй предпочитает находиться в тени первого, обнаруживает большую зависимость и склонность к подчинению. Отношения, складывающиеся между близнецами, а не наследственность или среда определяют особенности их развития. Плюс к этому конкуренция близнецов за внимание и ласку родителей. Возникающая ситуация рождает различия в их взаимоотношениях. С одной стороны, каждый стремится к самоутверждению, а с другой — к сотрудничеству с близнецом как партнером. Вариантами могут стать соперничество, подчинение, равноправие. Даже на примере этих вариантов видно, что благодаря деятельности и общению близнецов создаются условия, приводящие к существенным различиям как личностных особенностей, так и умственного развития. Это еще раз подчеркивает важную роль активной деятельностной позиции самого субъекта развития. Необходимо также уточнить понятие «наследственность». В теории двух факторов наследственность понимается как биологический, органический фактор. Однако не учитывается, что наследственность человека социально детерминирована и представляет собой продукт исторического развития. Наследственное, генетическое нельзя противопоставлять социальному. Функции генотипа в психическом развитии включают типизацию как формирование общевидовых свойств, так и индивидуализацию как формирование индивидуальных различий. Хроногенетика определяет закономерности развертывания генетической программы во времени. Само влияние наследственности опосредовано средовыми условиями и общением со взрослым. Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца. Лекция 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.008 с.) |