Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эмоционально-личностное развитиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В раннем возрасте происходит формирование устойчивого типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби [13] рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности. Основываясь на эволюционной, этологической теориях, а также теории систем, Боулби считал поведение привязанности своеобразной системой с контролем и обратной связью. Ребенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого, поскольку лишь установление необходимой близости с ним и удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности в исследовании новой ситуации. Фундаментальным предположением теории привязанности является тезис об интернализации ребенком «рабочей модели» образа значимого взрослого — родителя, которая приобретает ориентирующее значение. Выделяя родителя из общего фона, ребенок придает контакту с ним исключительное значение. Боулби считал, что тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Причины такого влияния заключаются в том, что между удовлетворением потребности ребенка в безопасности и готовности к познанию мира существует прямая зависимость. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бояться нечего и можно смело исследовать мир. Действительно, все отношения ребенка с миром в раннем детстве опосредованы общением и сотрудничеством со взрослым. Таким образом, такое сотрудничество обуславливает тип привязанности, решающим образом определяет открытость ребенка к взаимодействию с миром. 176 • Возрастная психология. Конспект лекций Это предположение подтверждается выводами И. П. Павлова, изучавшего соотношение ориентировочного и защитного рефлексов. Было установлено, что если актуализируется оборонительный рефлекс — блокируется ориентировочный, тем самым ограничивается исследование субъектом мира. Соответственно, ненадежный тип привязанности, не обеспечивающий удовлетворения потребности ребенка в безопасности, приводит к нарушению, искажению или задержке его познавательного развития. Первый год жизни ребенка — сенситивный период для формирования привязанности. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка возникает избирательность в отношении взрослых, различение «своих» и «чужих». Родитель или другой близкий взрослый становится объектом привязанности. Если до 12 месяцев привязанность оказывается несформированной, это влечет серьезные нарушения психического развития. & Можно выделить следующие этапы формирования привязанности: * 0-6 месяцев — формирование потребности в контакте и близос * 6-12 месяцев — на основе формирования «сохранения объек * до 2-3 лет — осуществляется формирование устойчивых пат Формирование определенного типа привязанности определяется особенностями материнского поведения и историей развития ребенка. Случаи сепарации (госпитализация, разлука с близким взрослым) в раннем возрасте являются фактором риска в возникновении нарушений психического развития. Лекция 13. Ранний возраст "177 Для диагностики типа привязанности М. Эйнсворт [110] была разработана специальная процедура — «Тест незнакомой ситуации». Критерии выделения типов привязанности — особенности эмоциональной связи «ребенок—взрослый», характер взаимодействия и близость контактов ребенка с близким взрослым, особенности реагирования на сепарацию и воссоединение с близким взрослым; особенности познавательной активности ребенка; характер реагирования на незнакомого взрослого в присутствии и отсутствии близкого взрослого. Тест включает в себя три основные фазы: 1. Ребенок в незнакомой ситуации в присутствии близкого взрос 2. Фаза сепарации. Близкий взрослый уходит. Реакция на се 3. Воссоединение. Возвращение близкого взрослого. Реакция В экспериментах М. Эйнсворт были выделены три основных типа привязанности: надежная (безопасная) привязанность и два тревожных типа привязанности: тревожно-избегающая и тревожно-амбивалентная (протестующая). Позже эти виды привязанности были дополнены тревожно-дезорганизованным типом. В соответствии с выделенными ранее критериями можно дать следующую характеристику типам привязанности ребенка. Безопасная надежная привязанность: тип В (60-65% детей, по данным М. Эйнсворт). Ребенок охотно общается с матерью; свободно исследует ситуацию, привлекает мать к деловому сотрудничеству; демонстрирует осторожное, но открытое отношение к незнакомому взрослому и готовность к взаимодействию с ним, активно исследует предметы и игрушки. Выражает недовольство уходом матери, огорчается, но быстро успокаивается, проявляет интерес и приветствует попытки незнакомого взрослого вступить в контакт. Радуется возвращению матери. Тревожная ненадежная привязанность представлена двумя вариантами, различающимися по стратегии поведения ребенка. Тревожно-избегающий тип привязанности: тип А (15—20% детей). Взрослый сажает ребенка на ковер, ребенок играет сам по себе, не вступая в контакт с матерью. Ребенок внешне демонстрирует полную отстраненность от матери, не пытается вовлечь ее в какие-то формы активности. Сдержан и пассивен в новой ситуации. 178 ■ Возрастная психология. Конспект лекций Иногда может проявить парадоксальное поведение (залезть на колени к незнакомому взрослому). Мать уходит — не обращает внимания, нет ярко выраженной эмоциональной реакции, хотя и отмечается падение активности. Попытки незнакомого взрослого вступить в контакт не отвергаются, но ребенок остается пассивным. После возвращения матери нет попыток вступить в контакт — отворачивается от матери, е,сли она пытается взять его на руки. Нет «позы готовности», протягивания рук с просьбой, чтобы его взяли на руки. В основе избегающего поведения лежит вытеснение неосознанной установки ожидания отвержения со стороны матери. Основная причина формирования такого типа привязанности — холодность, дистантность матери, отсутствие поддержки и помощи с ее стороны и формирование у ребенка неуверенности в поддержке взрослого. Тревожно-протестщ>щий амбивалентный тип привязанности: тип С (15% детей). В незнакомой ситуации ребенок пытается полностью завладеть вниманием матери, не давая ей возможности общаться с незнакомым взрослым. Залезает на руки, тащит матери игрушки с целью привлечь ее внимание к себе, отворачивается от чужого взрослого, отказывается от общения с ним. Ни за что и ни на минуту не хочет расставаться с матерью. Фаза сепарации являет собой душераздирающее зрелище: крики, истерики, моторная буря, иногда — «мнимая смерть». В отсутствие матери отвергает общение и помощь незнакомого взрослого. При воссоединении выражает одновременно и радость, и агрессию в адрес матери. Возвращение матери сначала бурно приветствует, а затем ребенок пытается наказать мать, отворачивается, бьет ее, толкает, плачет и кричит даже громче, чем при сепарации. Среди основных причин формирования амбивалентного типа привязанности — непоследовательность поведения матери и ее импульсивность, эмоциональная неустойчивость. Тип привязанности оказывает влияние на развитие самооценки и самопринятия, тревожности и склонности к фобиям, познавательное развитие ребенка. Надежная привязанность, удовлетворяя его потребность в безопасности, характеризуется эмоционально-позитивным взаимоотношением ребенка и близкого взрослого, близостью и интенсивностью характера взаимодействия, реакцией дистресса на сепарацию и положительной эмоциональной реакцией на воссоединение, высокой степенью познавательной активности. Тревожно-амбивалентный (протестующий) тип привязанности вследствие неуверенности ребенка в поддержке со стороны взрослого отличается высокой тревожностью, стратегией поиска наибо- Лекция 13. Ранний возраст ■ 179 лее близкого контакта со взрослым, реакцией выраженного неудовольствия и дистресса на сепарацию с ним и амбивалентным реагированием на воссоединение. В ситуации разлуки с близким взрослым резко снижается познавательная активность. Ярко выражены протестные реакции на отделение от взрослого либо в форме агрессии, либо «мнимой смерти». Тревожно-избегающий тип привязанности (около 5%) характеризуется дистанцированием ребенка и избеганием общения с близким взрослым на фоне высокой тревожности, как в ситуациях сепарации, так и при воссоединении с ним. Познавательная активность ребенка также ограничена стратегией избегания контакта и взаимодействия с окружающим миром. Тревожно-дезорганизованный тип привязанности отличается восприятием ребенком мира как враждебного и угрожающего. Доминирование тревоги и страха в эмоциональном состоянии ребенка вызывает дезорганизацию, непредсказуемость и хаотичность в его поведении. Отсутствие и несформированность привязанности оказывается разрушительным для развития ребенка. Отсутствие привязанности обусловлено двумя причинами: 1) отсутствие близкого взрослого в сенситивный период; 2) необратимое разрушение привязанности. Например, повреждение привязанности может произойти при длительной сепарации ребенка раннего возраста (до трех лет) с матерью или другим близким взрослым, если ранее была сформирована привязанность тревожного типа. Дж. Боулби описал три фазы, приводящие к разрушению привязанности ребенка в условиях госпитализации его в больницу. Первая фаза протеста — плач, протест, непонимание ситуации. Сопротивление ребенка разлуке наиболее ярко выражено. Вторая фаза отчаяния — снижение активности, переход в апатию, отсутствие интереса к окружающему. Третья фаза отрыва внешне выступает как относительно благополучная — апатия исчезает, ребенок начинает интересоваться окружающим, но при этом исчезает эмоциональный интерес к матери и возникает равнодушие и индифферентность к ней. Именно в этой фазе и происходит, по мнению исследователя, необратимое повреждение привязанности. Мера деструктивного влияния сепарации на привязанность зависит от следующих факторов: особенностей эмоциональных отношений с близким взрослым, прошлым опытом сотрудничества с ним до сепарации, т.е. типом сформированной ранее привязанности, а также индивидуально-типологическими особенностями ребенка, в частно- 180 ■ Возрастная психология. Конспект лекций сти, его темпераментом. Известно, что мальчики переносят сепарацию труднее, чем девочки. Возможность компенсации разлуки с близким взрослым другими людьми в значительной степени может скорректировать влияние сепарации. Что же определяет формирование типа привязанности ребенка? Поскольку привязанность формируется в отношениях ребенка с близким взрослым, обеспечивающим заботу, протекцию и безопасность, то тип привязанности в значительной мере определяется особенностями поведения и личности матери или другого близкого взрослого. Базовыми характеристиками матери, обусловливающими формирование типа привязанности, выступают: * эмоциональное принятие ребенка, любовь и уважение его лич * чувствительность и с$!нситивность к особенностям поведения * понимание причин этого состояния, адекватное представление о * умение адекватно реагировать на потребности и нужды ребен * постоянство, последовательность и непротиворечивость поведе * ориентация матери на ребенка как самостоятельного субъекта, Было показано, что нарушения способности матери адекватно отвечать потребностям и состояниям ребенка, ее гипертрофированная или недостаточная отзывчивость, низкая субъектность общения, непоследовательность и неуверенность поведения даже при условии высокой степени эмоционального принятия ребенка матерью приводят к замедлению темпа психического развития ребенка. Отвержение или низкая степень эмоционального принятия матерью ребенка и ее отзывчивости даже в сочетании с субъектно ориентированным общением приводят к отставанию ребенка в развитии [75]. Лекция 13. Ранний возраст ■ 181 Показано, что ненадежная привязанность ведет к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, нарушениям поведения [13]. Таким образом, особое значение приобретает проблема создания условий формирования надежной безопасной привязанности. Например, предоставление матери отпуска по уходу за ребенком до достижении им трех лет резко снижает вероятность сепарации и разлуки ребенка с близким взрослым и является важной превентивной мерой нарушения развития привязанности. В раннем возрасте возникают начальные формы «высших чувств», собственно социальных эмоций. К ним относятся: моральные чувства, познавательные интересы, эстетические чувства, начальные формы эмпатии сочувствия и сопереживания, понимания чувств другого. К моральным — относятся чувство стыда, для формирования которого важны оценка взрослым поступков ребенка, а в конце раннего возраста появляются зачатки чувства вины и гордости за достижения. Эстетические чувства в форме переживания чувства «красивое—некрасивое» возникают к концу раннего возраста в отношении музыки, живописи, стихов, сказок. Эмпатия в этом возрасте тесно связана с симпатией и механизмами эмоционального заражения и проявляется в первую очередь в отношении близких взрослых. 13.5. Кризис трех лет Кризис трех лет (впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка») привлекал внимание В. Штерна, Ш. Бю-лер. Однако интерпретация кризиса трех лет носила преимущественно негативный характер, рассматривалась как «болезнь» роста. В отечественной психологии, начиная с работ Л. С. Выготского, кризис рассматривался в его позитивном значении — формировании принципиально новой системы социальных отношений ребенка с миром с учетом его возрастающей самостоятельности. За каждым негативным симптомом кризиса Л. С. Выготский учил видеть позитивное достижение — новообразование, отражающее возросшие возможности ребенка. Д. Б. Эльконин называл кризис трех лет кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и ак- 182 ■ Возрастная психология. Конспект лекций тивность ребенка. Первая — стремление принять участие в жизни взрослых и распад прежней совместной предметной деятельности, уже освоенной ребенком. Вторая — утверждение самостоятельности через возможности осуществления самостоятельных намерений и действий — «Я сам!». В предкритической фазе можно наблюдать ряд симптомов, свидетельствующих о выделении ребенком себя как самостоятельного субъекта: острый интерес к своему изображению в зеркале; заинтересованность своей внешностью и тем, как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу и неуспех. Кризис трех лет относится к числу наиболее острых по поведенческой симптоматике. Ребенок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Прежние воспитательные методы терпят фиаско^кюведение почти не поддается коррекции. Период кризиса трех лет очень труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Л. С. Выготский называл симптомы кризиса «семизвездием кризиса трех лет». К этим симптомам относятся: 1. Негативизм— отказ выполнять любые требования взросло 2. Упрямство — ребенок настаивает на своем требовании не 3. Строптивость — носит более генерализованный характер, чем 4. Своеволие — стремление к психологической самостоятельно 5. Обесценивание всего того, что раньше было значимо и дорого Лекция 13. Ранний возраст «183 гаться, дразнить и обзывать родителей; теряет интерес к прежним видам деятельности и занятий, игрушкам. 6. Деспотизм (диктат) — ревность. Диктат проявляется в том, 7. Протест-бунт — ребенок в состоянии непрекращающейся вой Наряду с негативными симптомами можно выделить достижения ребенка. К концу раннего возраста он начинает называть себя, используя местоимение «Я», вместо третьего лица — имени «Маша», «Коля», как это было раньше. Другим новообразованием кризиса трех лет является гордость за достижения [33, 55]. Поведенческий комплекс гордости за достижения включает стремление ребенка к достижению результата в своей деятельности; отношение к взрослому как образцу и высокая чувствительность к оценке взрослым его поведения как обостренное чувство собственного достоинства. Каждый результат действия выступает для ребенка как утверждение своего Я, воплощенного вовне в результатах и достижениях его деятельности. Гордость за достижения является показателем возникновения у ребенка потребности в социальном признании. Итак, кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений. Однако его разрешение не приводит ребенка к отчуждению или разрыву социальных контактов, а к их перестройке на качественно ином уровне. Развитие самостоятельности ребенка разрешает сложившееся противоречие между его новыми возможностями и старыми требованиями. Кризис трех лет связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Если кризис протекает вяло, — это свидетельствует о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. В раннем возрасте у детей начинает формироваться воля, приводящая к автономии (Э. Эриксон). Дети все меньше нуждаются в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. На основе выделения собственных желаний ребенок познает различие между «должен» и «хочу». Зона ближайшего развития 184 ■ Возрастная психология. Конспект лекций состоит в обретении возможностей Я («могу»): он должен научиться соотносить свои желания («хочу») с социальными требованиями и нормами («должен» и «нельзя») и на этой основе определить свои возможности («могу»). Кризис затягивается, если взрослый беспрекословно принимает позицию ребенка «хочу» (вседозволенность) или жестко придерживается в воспитании позиции «нельзя» (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Ранний возраст завершается кризисом «Я сам!» — рождением субъекта как автономной личности с самостоятельными намерениями, целями и желаниями, воплощенными в системе Я (Л. И. Бо-жович) и личном действии (Д. Б. Эльконин). В основе лежит достижение ребенком нового уровня автономии и самостоятельности, что ведет к переходу в эпоху детства. Лекция 14 Дошкольный возраст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.009 с.) |