Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона



Движущие силы развития

Концепция Эрика Эриксона (1902-1994) по праву является одной из самых значительных теорий психологии развития как по своему вкладу в изучение закономерностей развития личности в онтогенезе, так и по влиянию, оказанному на формирование проблемного поля исследований в области психологии развития и создание частных теорий. Хотя сам Эриксон причислял себя к сторонникам психоанализа, он создал оригинальную эпигенетическую теорию развития в контексте эгопсихологии.

Можно выделить ряд принципиальных различий психоанализа и теории Эриксона в трактовке закономерностей развития личности:

* в центре внимания Э. Эриксона — структура Эго и ее развитие.
У Фрейда в фокусе находятся структуры Ид (Оно) и Супер-Эго
(Сверх-Я);

* Фрейд представляет отношения «ребенок — общество» как ан
тагонистические, враждебные, история которых — трагическое
противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира
детства и мира взрослых. Эриксон рассматривает отношения
личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечи
вающие гармоничное развитие личности;

* Фрейд решающую роль отводил сексуальности. Э. Эриксон, при
знавая ее значение, возражает против постулата о примате ин
фантильной детской сексуальности. Он полагал, что последнее
не является основным источником развития;

* концепция 3. Фрейда замыкается в парадигме двух факторов
как детерминант развития. Э. Эриксон предлагает более слож
ную систему причин, условий и факторов развития личности,
включающих ее активность и общение. Активность личности
имманентно предполагается в признании двух вариантов про
хождения психосоциального кризиса и соответственно двух
вариантов развития — конструктивного и деструктивного. Роль


106 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

и значение общения ребенка с социальным окружением раскрываются Э. Эриксоном в таких понятиях, как «радиус значимых отношений» и «ритуал».

Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной. Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.

Итак, понятие «иденти^ость» включает в себя субъективное чувство непрерывной тождественности самому себе; глубокое функциональное единство собственной личности; осознание собственной временной протяженности; осознание уникальности собственной личности; чувство общности социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания. Идентичность личности является условием эффективного функционирования человека в определенной культуре и системе общественных отношений [106]. Весь процесс развития личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения становления и преобразования идентичности.

Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. План предусматривает поэтапность формирования органов, т. е. психологических способностей. В нем постулируется наличие «критических периодов» для возникновения и развития личностных структур. В каждый период существует особая чувствительность к формированию какого-то свойства личности, и, если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Каждая стадия основана на предыдущей — существует преемственность и взаимосвязь стадий.

Развитие — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития. В зависимости от выбора личностное развитие приобретает разную направленность — может быть позитивным, гармоничным или негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Если выбор осуществляется позитивно,


_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 107

то формирование личности происходит по позитивному сценарию, если негативно — по деструктивному сценарию. Деструктивный сценарий является препятствием на пути формирования идентичности личности и сопровождается множеством проблем.

Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отношений. Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая риту-ализации, устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Ритуализация имеет ряд особенностей:

1. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и раз
деляемое всеми участниками. Например, выпускной вечер, когда
вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке
новые права и обязанности взрослого.

2. Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость
взаимодействия с определенной новизной. Психологический смысл
сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании оп
тимальных условий для развития личности ребенка. Стабильность
и устойчивость обеспечивают чувство безопасности и уверенности
в ближайшем будущем, готовность и возможность активно участво
вать во взаимодействии со взрослым. Ребенок ориентируется на
сценарий-ритуала, может прогнозировать действия партнера и дос
таточно рано научается подстраиваться к взаимодействию, в даль
нейшем принимая на себя инициативу в осуществлении ритуала.
Привнесение элементов новизны в ритуал расширяет границы воз
можностей ребенка, учит его действовать в новых ситуациях, при
учает не бояться нового. Например, укладывание маленького ребен
ка спать или его пробуждение близким взрослым представляет со
бой особый ритуал. Центральное место в нем занимают эмоционально
нагруженные действия — улыбка, поцелуи, укачивание, поглажива
ние, колыбельная и другие знаки внимания, создающие атмосферу
тепла и безопасности. При этом ритуальные действия каждый раз
включают что-либо новое, расширяющее границы самостоятельнос
ти ребенка и его знакомства с миром.

3. Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении
всей жизни человека, но преобразуются и приобретают новые фор
мы, вбирая в себя опыт и растущую компетентность ребенка.


108 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности — ритуализмы. Примером ритуализма может служить тоталитаризм. Общество предлагает человеку как ритуализации, так и ритуализмы, что обусловливает многообразие сценариев личностного развития.

Каждая стадия развития характеризуется модусом (модальностью) — способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.

8.2. Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития — формирование эго-идентичности. В таблице 4 представлены основные характеристики развития: психосоциальный кризис, радиус значимых отношений, позитивное и деструктивное новообразования и ритуализация.

Младенчество, орально-сенсорная стадия (0—1 год) имеет принципиальное значение для дальнейшего развития личности. В психоанализе рождение трактуется как травма; ребенок беспомощен, мать создает особую поддерживающую среду. Мать определяет своим уходом и воспитанием, обусловленными культурой и традициями, либо позицию доверия, открытости к миру, либо недоверие и безнадежность. На этом этапе развития реализуется инкорпоративный модус, выражаемый в действиях «получать — давать», «взять — держать». «Обожествляющая» ритуализация предполагает определенную стабильность и взаимность отношений матери и ребенка. Узнавание представляет собой раннюю форму идентичности.

Вера в доброту, справедливость, разумность и стабильность мира, формирующие оптимистическую позицию, обеспечивает готовность ребенка к переживанию фрустрации и дальнейшему развитию. Ребенок учится устанавливать разумные границы доверия.

Ранний возраст, мышечно-аналъная стадия (1-3 года) характеризуется психосоциальным кризисом — выбором между автономией и стыдом и сомнением. Развитие действий ребенка, овладение мышечной системой и регуляция ее, появление речи обеспечивают условия для развития автономии и реализации установки «Я сам». Идентичность выступает в форме «Я есть то, что я могу свободно желать». Ведущим модусом является ретентивно-элимина-


_______ Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 1 09

тивный (сдерживающе-отторгающий), выражаемый действиями «удержание, задержка» — «отпускание». Отдаление от матери и стремление к самостоятельности реализуются в рамках рассудительной ритуализации. Тип семейного воспитания — принимающий, поощряющий самостоятельность или запрещающий, авторитарный — в значительной степени определяет разрешение кризиса. Стыд возникает тогда, когда ребенок утрачивает или не способен к самоконтролю и находится во власти родительского внешнего контроля. Чувство самоконтроля без потери самоуважения рождает свободную волю. Навязчивость проявляется в ритуальности повторов, компульсивности, чрезмерной пристыженности, зависимости и неуверенности или в открытом неповиновении и упрямстве. Дошкольный возраст, локомоторно-гениталъная стадиявозраст игры (3-6 лет) рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. Источником возникновения психосоциального кризиса является Эдипов комплекс, чувства и переживания, связанные с отношениями с родителями. Ведущий модус— вторжения и проникновения. Комплекс кастрации рождает у мальчиков страх, а у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства. Ребенок сталкивается с альтернативой: либо отказаться от постановки и достижения целей, либо проявить инициативу и изобретательность в поиске социально приемлемых и отвечающих его желаниям целей. Сущность кризиса в выборе между инициативой и чувством вины. Общество для разрешения этого кризиса предлагает драматическую ритуализацию. По сути, это игровая, ролевая драматизация — возможность проигрывания, моделирования отношений взрослой жизни. В игре запреты снимаются, в игре все может быть всем. Игра или драматическая ритуализация раскрывает возможности свободного исследования и экспериментирования, не угрожая переживанием чувства вины, связанным с нарушением социальных запретов. В процессе игры ребенок осваивает эти роли и развивает у себя способность к инициативному выдвижению целей. В случае позитивного разрешения кризиса в пользу инициативы формируется такое позитивное качество, как целеустремленность — способность ставить цели и прилагать к их достижению усилия. В противном случае формируется такое качество, как заторможенность, т. е. отказ от инициативы. Примером может служить феномен «выученной беспомощности» [118] как отказ от достижения целей, отказ от активности в достижении целей при столкновении с малейшими трудностями, причем любые задачи, которые стоят перед ребенком, воспринимаются им как трудные. Характерная особенность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.007 с.)