Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Классификация негативных факторов среды обитания человека. 2. Химические негативные факторы (вредные вещества). 3. Биологические негативные факторы. 4.Физические негативные факторы. 5. Сочетанное и комбинированное действие вредных факторов. 6. Опасные и вредные факторы, связанные с видом деятельности, и их возможные уровни. 7. Региональный комплекс естественных, антропогенных и техногенных негативных факторов. Опасности и вредные факторы профессиональной деятельности – конкретные примеры уровней негативных факторов.
Тема 5. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения 1. Основные принципы защиты. Понятие о коллективных и индивидуальных средствах защиты. 2. Защита от химических и биологических негативных факторов и коллективных средств очистки и защиты. 3. Защита от загрязнения воздушной среды. 4. Очистка от вредных веществ атмосферы и воздуха рабочей зоны. 5. Защита от загрязнения водной среды. Основные методы, технологии и средства очистки воды от растворимых и нерастворимых вредных веществ. Сущность механических, физико-химических и биологических методов очистки воды. 6. Рассеивание и разбавление вредных выбросов и сбросов. 7. Защита от энергетических воздействий и физических полей. 8. Защита от вибрации: основные методы защиты и принцип снижения вибрации. Индивидуальные средства виброзащиты. Контроль уровня вибрации. 9. Защита от шума, инфра- и ультразвука. 10. Защита от электромагнитных излучений, статических электрических и магнитных полей, защита от лазерного излучения, защита от инфракрасного (теплового) излучения, защита от ионизирующих излучений. 11. Методы и средства обеспечения электробезопасности. 12. Защита от механического травмирования. 13.Анализ и оценивание техногенных и природных рисков.
Тема 6. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека 1. Понятие комфортных или оптимальных условий. 2. Микроклимат помещений. 3. Освещение и световая среда в помещении. 4. Обеспечение оптимальных условий деятельности по данному профессиональному профилю – примеры создания световых и климатических условий на рабочем месте.
ТЕМА 7. Психофизические и эргономические основы безопасности 1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. 2. Виды и условия трудовой деятельности. 3. Эргономические основы безопасности.
Тема 8. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации 1. Чрезвычайные ситуации. 2. Пожар и взрыв. 3. Радиационные аварии. 4. Гидротехнические аварии. Основные опасности и источники гидротехнических и гидродинамических аварий. 5. Чрезвычайные ситуации военного времени. 6. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. 7. Экстремальные ситуации. 8. Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях.
Тема 9. Управление безопасностью жизнедеятельности 1. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. 2. Система стандартов «Охрана природы» (ОП) - структура и основные стандарты. 3. Экономические основы управления безопасностью. 4. Экономика природопользования. 5. Экономика безопасности труда. 6. Экономика чрезвычайных ситуаций. 7. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков. 8. Государственное управление безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. 9.Организация мониторинга, диагностики и контроля состояния окружающей среды, промышленной безопасности, условий и безопасности труда. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Лабораторная работа 1. Исследование параметров воздуха рабочей зоны (микроклимата) (4 час.) Лабораторная работа 2. Контроль естественного и искусственного освещения (2 час.)
Лабораторная работа 3. Исследование эффективности средств защиты от вибраций в производственных условиях (2 час.)
Лабораторная работа 4. Исследование эффективности средств защиты воздушной среды от пылевых загрязнений на производстве (4 час.)
Лабораторная работа 5. Исследование эффективности средств обеспечения электробезопасности (2 час.)
Лабораторная работа 6. Исследование пожаровзрывоопасных характеристик углеводородосодержащих компонентов и веществ (2 час.)
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие № 1 План проведения 1. Среда обитания как составная часть жизненного цикла человека. 2. Система «человек - среда обитания». 3. Негативные воздействия, присущие среде обитания. 4.Техногенные аварии и катастрофы. 5. Появление ядерных объектов и их разрушительное воздействие на экосистемы биосферы. 6. Опасности, вредные и травмирующие факторы. 7. Анализаторы человеческого организма.
Практическое занятие № 2 План проведения 1. Физический и умственный труд. 2. Теплообмен человека с окружающей средой. 3. Тепловой баланс в системе «человек - среда обитания». 4. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. 5. Санитарно-гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений. 6. Системы и виды производственного освещения.
Практическое занятие № 3 План проведения 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Российской Федерации. 2. Основные источники и виды энергетического загрязнения 3. Вибрации в городской среде и жилых зданиях. 4. Шум в городской среде и жилых зданиях. 5. Основные источники электромагнитных полей (ЭМП) радиочастот в промышленности и в быту. 6. Основные носители травмирующих и вредных факторов (ТВФ) в ПС. 7. Особо опасные работы на промышленных предприятиях. Практическое занятие № 4 План проведения 1. Оценка воздействия негативных факторов на человека.. 2. Основные принципы, которыми руководствуются при установлении и принятии ПДК и ПДУ. 3. Классификация химических веществ (органических, неорганических, элементорганических) в зависимости от их практического использования. 4. Острые и хронические отравления. Сенсибилизация. Отдаленные 5. Нормирование качества воды рек, озер и водохранилищ (ПДКа) в соответствии с «Санитарными правилами и нормами охраны 6. Характеристика производственной пыли. 7. Физические свойства производственной пыли. Охрана поверхностных вод от загрязнения» (№ 4630-88 МЗ СССР). 8. Характер воздействия производственной пыли на человека. Практическое занятие № 5 План проведения 1. Законы и подзаконные акты. 2. Нормативно-техническая документация (НТД). 3. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). 4. Планирование и финансирование мероприятий по производственной безопасности на производстве. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература 1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник.- М.- «Дашков и К», - 2007. 2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.-Высшая школа, -2008. Нормативно – правовая литература ·Трудовой кодекс Российской Федерации от 24. 07. 2002 г. № 97-ФЗ с изменениями Постановления Конституционного Суда РФ от 15. 03. 2005 № 3-П. ·Федеральный закон РФ от 24.07.1999 г. 3 181-ФЗ «Об основах труда в Российской федерации». ·Федеральный закон РФ от 30. 03. 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». ·Федеральный закон РФ от 02.01.2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». ·Указ Президента РФ от 04.02.94 г. 3230 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»//Российская газета.-1994.-9 февраля. ·Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90.-СПб.: Министерство природопользования и охраны окружающей среды,1992. ·Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 г. 3160 «Об определении степени тяжести поврежденья здоровья при несчастных случаях на производстве» ·Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 г 3713 «Об утверждении правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска». ·Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. 3 569. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». ·ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-экономические требования.- М.: Госстандарт, 1988. ·ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрация. Общие требования безопасности.-М.: Госстандарт, 1991 ·ГОСТ 12.1.003.-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.-М: Госстандарт,1983. ·СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение.-М.:Стройиздат, 1995. ·СНиП 11-12-77. Нормы проектирования. Защита от шума.-М.: Стройиздат, 1977. Дополнительная литература 1. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / Под ред. А.Н. Крамника. — Минск,- 2004. 2. Александровский Ю. А. Психогении в экстремальных условиях. — М 1991. 3. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: учеб. пособие / Ю. Л. Варшамов, Л. А. Михайлов, А. В. Старостенко и др. - СПб., 1999. 4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / С.В.Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козяков и др.; Под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999. 5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин и др.;/ Под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005. 6. Безопасность и охрана труда: учеб. пособие для вузов / Под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001. 7. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / автор-сост. проф. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005. 8. Бодров В. А. Психологический стресс. — М., 2005. 9. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1976. — № 6. 10. Болт Б. Землетрясения. — М., 1981. 11. Интернетрессурсы: www.ampe.ra htp:// www.antiterror.ru 9. ТЕСТЫ ПО КУРСУ
1. Какое, по Вашему мнению, определение среды обитания человека наиболее достоверно? 1. Среда обитания: - окружающая человека среда, обусловленная 2. Среда обитания: - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. 3. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в реальный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социально-экономических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека и его потомство. 2. Какие, по Вашему мнению, задачи непрерывно решает человек в жизненном цикле? 1. Обеспечивает свои потребности в пище и создает систему защиты от негативных воздействий со стороны среды обитания. 2. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе, а также создает защиту от техногенного воздействия. 4.Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе, а также создает и использует защиту от негативных воздействий со стороны как среды обитания, так и себе подобных. 3. К чему, по Вашему мнению, привели следующие факторы из жизненного цикла человека: высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта; рост затрат на военные цели? 1. К демографическому взрыву. 2. К загрязнению биосферы. 3. К региональной деградации. 4. К загрязнению среды обитания. 5. Ко всему вышеперечисленному. 4. Во сколько раз больше атмосферный воздух городов содержит оксида углерода по сравнению с воздухом сельской местности? 1. В 50 раз. 2. В 150 раз. 3. В 2000 раз. 5. Во сколько раз больше атмосферный воздух городов содержит оксидов азота по сравнению с воздухом сельской местности? 1. В 50 раз. 2. В 150 раз. 3. В 2000 раз. 6. Во сколько раз больше атмосферный воздух городов содержит летучих углеводородов по сравнению с воздухом сельской местности? 1. В 50 раз. 2. В 150 раз. 3. В 2000 раз. 7. Какова, на Ваш взгляд, была структура производства электроэнергии в СССР (1985 г.)? 1.ТЭС - 74,5%; ГЭС - 13,5%; АЭС - 12%. 2.ТЭС - 54,5%; ГЭС - 13,5%; АЭС - 32%. 4. ТЭС - 34,5%; ГЭС - 53,5%; АЭС - 12%. 8. Выбросы каких электростанций, на Ваш взгляд наиболее губительны для биосферы? 1. ТЭС. 2. ГЭС. 3. АЭС. 9. Авария - это? 1.Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. 2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. 3. Происшествие, связанное с изменением климата (грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей. 10. Катастрофа - это? 1. Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. 2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. 3. Происшествие, связанное с изменением климата (грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей. 11. Стихийное бедствие - это? 1. Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно. 2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. 3. Происшествие, связанное с изменением климата (грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей. 12. Биосфера — это? 1. Область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия. 2. Область распространения жизни на Земле, включающая верхний слой атмосферы, литосферу и верхний слой гидросферы, не испытавшие техногенного воздействия. 3. Область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, испытавшие техногенное воздействие в пределах допустимых уровней или концентраций негативных факторов. 13. Техносфера - это? 1. Регион биосферы, преобразованный людьми с помощью технических средств в производственную среду в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. 2. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия производственной и бытовой сфер деятельности человека. 3.Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. 14. Техносфера - это? 1. Регион города или промышленной зоны. 2. Производственная или бытовая среда. 3. Все вышеперечисленное. 15. Укажите четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания. 1. Комфортное, допустимое, опасное, чрезвычайно опасное. 2. Оптимальное, нормальное, экстремальное, катастрофическое. 3.Все вышеперечисленные. 16. Что такое опасность? 1. Негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. 2. Естественные процессы и явления, способные причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям. 3. Техногенные процессы и явления, способные причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям. 4. Все вышеперечисленное. 17. Какие различают виды опасностей? 1.Электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП. 2.Загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы. 3.Естественное и антропогенное загрязнение. 4.Все вышеперечисленное. 18. Что такое вредный фактор? 1. Негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. 2. Негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. 3. Негативное воздействие на человека, которое приводит к заболеванию или травме. 19. Что такое опасный фактор? 1. Негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию. 2. Негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу. 3. Негативное воздействие на человека, которое приводит к заболеванию или травме. 20. Может ли вредный фактор стать опасным фактором жизнедеятельности человека? 1. Да. 2. Нет. 21. В зависимости от чего вредный фактор техносферы может стать опасным фактором? 1. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия. 2. В зависимости от места его воздействия. 3. В зависимости от направленности его воздействия. 4. Все вышеперечисленное. 22. К каким негативным факторам техносферы относится повышенная влажность воздуха? 1. К вредным факторам. 2. К опасным факторам. 23. К каким негативным факторам техносферы относится повышенная температура воздуха? 1. К вредным факторам. 2. К опасным факторам. 24. К каким негативным факторам техносферы относится повышенная температура поверхности оборудования? 1. К вредным факторам. 2. К опасным факторам. 25. Что такое безопасность? 1. Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации является оптимальным и комфортным. 2. Состояние объекта защиты, при котором воздействующие на него источники опасности не способны генерировать свои негативные факторы. 3. Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. 26. Что такое экологичностъ источника опасности? 1. Состояние источника, при котором соблюдается его оптимальное воздействие на биосферу. 2. Состояние источника, при котором отсутствует какое-либо воздействие на техносферу и биосферу. 3. Состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и биосферу. 27. Какие из перечисленных систем безопасности входят в классификацию по объектам защиты? 1. Система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности. 2. Система охраны природной среды (биосферы). 3. Система государственной безопасности. 4.Система глобальной безопасности (в том числе космической). 5.Все вышеперечисленные. 28. В чем заключается ошибка человечества, приведшая к кризису биосферы и огромным жертвам? 1. В разработке ядерных технологий в военных и «мирных» целях. 2. В оценке последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату. 3. В освоении космического пространства. 29. В чем выход человечества из сложившейся кризисной ситуации с биосферой? 1. В решении проблем безопасности жизнедеятельности на научной основе. 2. В решении проблем безопасности жизнедеятельности на превентивной основе. 3. В разработке и реализации наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей. 30. Что является критерием безопасности техносферы? 1. Ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве. 2. Ограничения, вводимые на использование ядерных технологий в жизненном пространстве. 3. Ограничения, вводимые на использование пестицидов в жизненном пространстве. 31. Что характеризует такой показатель, как «численность операторов, получивших профессиональные заболевания»? 1. Отсутствие на предприятии средств экобиозащиты. 2.Один из показателей негативности техносферы. 3.Невыполнение операторами правил техники безопасности. 32. Чем определяется качество среды обитания? 1.Степенью соответствия параметров среды потребностям людей и живых организмов. 2.Степенью соответствия параметров биосферы допустимым уровням техногенного воздействия. 3.Наличием достаточного количества материальных ресурсов для жизненного цикла. 33. Какие из техногенных факторов способны вызывать вторичные негативные явления в среде обитания? 1.Разрушение озонового слоя. 2.Образование фотохимического смога. 3.Выпадение кислотных дождей. 4.Возникновение парникового эффекта. 5.Все вышеперечисленные. 34. Какой наиболее важный из приведенных критериев должна обеспечивать информационная стратегия государства по укреплению здоровья населения? 1. Регулярную информацию об опасностях среды обитания. 2. Регулярную информацию о новых медикаментозных средствах лечения. 3. Регулярную информацию о качестве продуктов питания. 35. Участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию экологических систем, генетических фондов растений и животных, называются: 36. Укажите, какое высказывание о приспособительных механизмах человека в его взаимодействии с окружающей средой является верным 37. Какие из перечисленных ниже высказываний о человеке являются верными: 38. Слуховой анализатор человека: 1.Воспринимает акустические колебания с частотой 20 –20000 Гц; 39. Какие из ниже приведенных классификаций являются верными: 1. Механические колебания включают в себя электромагнитные излучения оптического диапазона, акустические колебания и вибрацию; 2. Факторы природно-техногенной среды классифицируются на физические, химические, биологические и психофизиологические 3. Физические факторы природно-техногенной среды включают в себя электромагнитные излучения, механические колебания, взрывы, пожары, электрический ток, микроклимат. 4. Электромагнитные излучения включают в себя неионизирующие излучения, ионизирующие излучения и акустические колебания. 40. Все методы уничтожения микроорганизмов под воздействием высокой температуры называются: 1. Тиндализацией; 2. Стерилизацией; 3. Пастеризацией; 41.Установите соответствие между названиями дозовых характеристик и единицами измерения: Варианты ответов 43. Какие из ниже перечисленных высказываний о шуме являются верными: 44. Какие из ниже перечисленных высказываний относительно электрического тока являются верными: 1. Переменный ток промышленной частоты (50 Гц) безопаснее постоянного, так как пороговые значения для переменного тока уменьшаются в 4-5 раз; 2. Напряжение прикосновения 12 В считается безопасным в сырых помещениях; 3. Сопротивление кожи человека электрическому току увеличивается при повышении температуры окружающей среды; 4. Пороговый неотпускающий ток – 5 мА; 45. Величина теплоотдачи конвекцией зависит от следующих параметров микроклимата: воздуха; 3. От температуры и скорости движения воздуха; уровень воздействия факторов физической природы; 47. Какие из ниже перечисленных высказываний о риске являются верными: неблагоприятного события; 48. Установите соответствие между формами надзора и контроля (1, 2,3,4) и осуществляющими их органами (А, В, С,D): воздействия на человека классифицируются на: заболеваниям; химические, психофизиологические, биологические; психофизиологические; 50. Опасный производственный фактор - это: травме; профессиональному заболеванию; труда в РФ"; 51. Мониторинг - это: ·Деятельность по осуществлению независимых вневедомственных мероприятий, проводимых на основе договора и заключающихся в сборе и оценке информации о состоянии безопасности объекта или системы; ·Информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии объекта, предназначенная для анализа информации и обеспечения ею заинтересованных организаций и населения; ·Автоматизированная система сбора, обработки, хранения и передачи информации заинтересованным организациям и населению; ·Составная часть экспертизы.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ·БЖД как наука. Основные понятия, термины и определения. Основные этапы научной деятельности СМИ по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности. ·Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере. ·Новый тип среды обитания – техносфера как результат активной техногенной деятельности человека. ·Четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания. Позитивность и негативность этого взаимодействия. ·Опасности, вредные и травмирующие факторы. ·Анализаторы человеческого организма. Рецепторы как датчики сенсорных систем человека. Основные группы рецепторов. ·Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей, органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. ·Характеристика органов чувств по скорости передачи информации. Морфологические и функциональные системы в организме человека. ·Нервная система как одна из важнейших, связующих систем человека. ·Гомеостаз и адаптация. Система иммунной защиты организма человека ·Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности на научной основе. ·Опасности производственной, бытовой и городской среды в условиях повседневной жизни и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного происхождения. ·Классификация опасностей. Аксиома о потенциальной опасности. Индивидуальный и социальный риск. Концепция допустимого риска. ·Системный анализ безопасности как методология БЖД. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД. ·Средства индивидуальной и коллективной защиты для работающих на производстве. ·Проблемы экологической безопасности Москвы и Подмосковья. ·Качество среды обитания. Безопасность личности и общества. ·Обеспечение комфорта в зонах жизнедеятельности. Опасные зоны и зоны пребывания человека. ·Определение вредного вещества (ВВ). Классификация химических веществ (органических, неорганических, элементорганических) в зависимости от их практического использования. ·Бытовые отравления. Токсикологическая классификация ВВ. Классификация ядов по избирательной токсичности. Острые и хронические отравления. ·Сенсибилизация. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм (мутагенное, канцерогенное, влияние на репродуктивную функцию). Комбинированное действие ВВ на здоровье человека. ·Характеристика производственной пыли. Физические свойства производственной пыли. Характер воздействия производственной пыли на человека. ·Нормативные требования по содержанию пыли в производственных помещениях. ПДК. Контроль содержания пыли в производственных помещениях. ·Параметры микроклимата. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Подвижность воздуха. ·Теплообмен человека с окружающей средой. Конвективный теплообмен (закон Ньютона). ·Уравнение Фурье, описывающее передачу теплоты человеком его теплопроводностью. Лучистый поток при теплообмене излучением (закон Стефана -Больцмана). ·Тепловой баланс в системе «человек - среда обитания». Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. ·Терморегуляция организма человека. Уравнение теплового баланса. ·Теплоизоляция поверхностей источников излучения. Теплозащитные экраны. Воздушное душирование и завесы. ·Задачи и классификация вентиляции. Естественная вентиляция промышленных зданий. Аэрация промышленных зданий. ·Системы механической вентиляции. Установки для приточной и вытяжной вентиляции. Кондиционирование воздуха. ·Определение экономических показателей работы систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха на предприятиях. ·Основные светотехнические характеристики. Системы и виды производственного освещения. Основные требования к производственному освещению. ·Нормирование производственного освещения. Источники света и осветительные приборы. Расчет производственного освещения. ·Цветовое оформление производственного интерьера. ·Основные величины, характеризующие вибрацию и шум, их взаимосвязь и единицы измерения. ·Классификация вибрации по ее воздействию на человека. Общая и локальная вибрация. Классификация вибрации по направлению действия. ·Параметры, определяющие развитие вибрационных патологий. Резонансные колебания в органах человека. Вибрационная болезнь. ·Факторы производственной среды, усугубляющие вредное воздействие вибрации на организм человека. Расчет показателей вероятности вибрационной болезни. ·Частотный диапазон акустических колебаний, воспринимаемых человеком. Область слышимых звуков. Порог слышимости и болевой порог. ·Классификация шумов по спектральному составу, по временным характеристикам, по длительности действия. Негативные последствия интенсивного шума на производстве. ·Ультразвук и его классификация по частотному спектру и способу распространения. Биологический эффект воздействия ультразвука на организм чело века. ·Инфразвук и его воздействие на организм человека. Гигиеническая регламентация инфразвука. ·Характеристики источников шума. Уровень шума от нескольких источников. ·Конструктивные, технологические и строительно-планировочные методы снижения шума в промышленности. ·Снижение шума методами звукопоглощения. Метод звукоизоляции. Экранирование шума. ·Аэродинамические глушители активного и реактивного типов. Комбинированные глушители шума. ·Методы снижения вибрации на путях ее распространения. Виброгашение и вибродемпфирование. Методы снижения вибрации в источнике ее возникновения. ·Виброизоляция оборудования. Виброизоляторы, применяемые в промышленности. ·Методы и средства защиты от инфразвука. Защита от ультразвука. ·Спектр электромагнитных колебаний. Ионизирующие и неионизирующие излучения. Источники ЭМП и их воздействие на человека. ·Физические и психофизиологические опасные и вредные факторы при работе на ПЭВМ. Нормирование условий труда оператора при работе на ПЭВМ. ·Защита от инфракрасных излучений. Защита от ультрафиолетовых излучений. Защита от лазерных излучений. ·Воздействие радиации на организм человека. Методы и приборы для анализа радиации. Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения. Защита от внешнего ионизирующего излучения. ·Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь пострадавшим от электротока. ·Чрезвычайные ситуации, их классификация, причины и последствия. Возникновение ЧС в промышленных условиях и в быту. ·Причины возникновения пожаров и методы их профилактики. Средства и методы тушения по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.023 с.) |