Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кинематическая точность передачи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для обеспечения кинематической точности предусмотрены нормы, ограничивающие кинематическую погрешность передачи и кинематическую погрешность колеса.
Кинематической погрешностью передачи Fкпп называют разность между действительным j2 и номинальным (расчетным) j2Н углами поворота ведомого зубчатого колеса передачи, выраженную в линейных величинах длиной дуги его делительной окружности, то есть Fкпп ( j2 - j2Н) r, где r - радиус делительной окружности ведомого колеса. Наибольшая кинематическая погрешность F'ior передачи определяется наибольшей алгебраической разностью значений кинематической погрешности передачи за полный цикл изменения относительного положения зубчатых колес (рис.1.66) (штрихом обозначены погрешности, соответствующие однопрофильному зацеплению).
Наибольшая кинематическая погрешность передачи ограничена допуском F'io. Его значения в стандарте не приведены и определяются как сумма допусков на кинематическую погрешность ее колес, то есть
Кинематической погрешностью зубчатого колеса F'кпк называют разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота зубчатого колеса на его рабочей оси, ведомого точным (измерительным) колесом при номинальном взаимном положении осей вращения этих колес; ее выражают в линейных величинах длиной дуги делительной окружности (рис. 1.67). Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса F'ir - наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах угла jполн полного оборота (рис. 1.67 ), Эта погрешность ограничивается допуском на кинематическую погрешность колеса F'i (значения в стандарте не приведены). Он определяется как сумма допусков на накопленную погрешность шага Fp и на погрешность профиля зуба fò': F'i = Fp +fò
Допускается нормировать кинематическую погрешность колеса на k шагах - F'ikr. Эта погрешность ограничивается допуском F'ik. Погрешность обката Fcr возникает в результате кинематической погрешности делительной цепи зубообрабатывающего станка. Эту составляющую кинематической погрешности колеса определяют при его вращении на технологической оси, исключив циклические погрешности зубцовой частоты и кратных ей более высоких частот. Погрешность обката ограничивается допуском Fc, выраженным в тех же единицах, что и допуск на кинематическую погрешность колеса. Накопленная погрешность k шагов Fpkr (рис. 1.68) - наибольшая разность дискретных значений кинематической погрешности зубчатого колеса при номинальном его повороте на k целых угловых шагов: Fpkr = (j - k 2n/z) r, где j - действительный угол поворота зубчатого колеса; z - число зубьев зубчатого колеса; r - радиус делительной окружности колеса. k 2p/z - номинальный угол поворота колеса (k ³ 2 - число целых угловых шагов); Допуск на накопленную погрешность k шагов обозначают Fpk. Накопленная погрешность шага зубчатого колеса Fpr - наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей в пределах зубчатого колеса (рис. 1.68). Допуск на накопленную погрешность шага зубчатого колеса обозначают Fр, Накопленная погрешность шага зубчатого колеса образуется в основном вследствие погрешности обката и монтажного эксцентриситета зубчатого колеса.
Радиальное биение зубчатого венца Fn - разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса (от его рабочей оси). Радиальное биение зубчатого венца ограничивается допуском Fr Практически Fn. определяется разностью расстояний от рабочей оси колеса до постоянных хорд Sc зубьев (рис. 1.69 ). Радиальное биение зубчатого венца вызвано неточным совмещением рабочей оси колеса с технологической осью при обработке зубьев, а также радиальным биением делительного колеса станка. Колебанием длины общей нормали FyWr. называют разность между наибольшей и наименьшей действительными длинами общей нормали в одном и том же зубчатом колесе: FyWr = Wнаиб -Wнаим. Оно зависит от тангенциальной составляющей погрешности обката. Эта погрешность ограничена допуском FuW.
Длина общей нормали зубчатого колеса W - расстояние между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум разноименным активным боковым поверхностям А и В зубьев колеса (рис. 1.70 ). При этом общая нормаль к эволь-вентным профилям является одновременно касательной к основной окружности.
Колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса F"ir - разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемыми при повороте последнего на полный оборот (рис. 1.71). Номинальным измерительным межосевым расстоянием а называют расчетное расстояние между осями измерительного и проверяемого колеса, имеющего наименьшее дополнительное смещение исходного контура. При этом сопряженные зубья колес находятся в плотном двухпрофильном зацеплении. Двумя штрихами обозначены погрешности, соответствующие двухпрофильному зацеплению. Эти колебания ограничиваются допусками F"i. Плавность работы передачи
Эта характеристика передачи определяется параметрами, погрешности которых многократно (циклически) проявляются за оборот зубчатого колеса. Циклический характер погрешностей, нарушающих плавность работы передачи, и возможность гармонического анализа дали основание определять и нормировать эти погрешности по спектру кинематической погрешности.
Под циклической погрешностью передачи fzkor (рис. 1.72, а) и зубчатого колеса fzkr (рис. 1.72, б) понимают удвоенную амплитуду гармонической составляющей кинематической погрешности соответственно передачи или колеса. Для ограничения циклической погрешности установлены допуски: □ fzok - на циклическую погрешность передачи; □ fzk - на циклическую погрешность зубчатого колеса.
Для ограничения циклической погрешности с частотой повторения, равной частоте входа зубьев в зацепление fzzor и fzzr установлены допуски на циклическую погрешность зубцовой частоты в передаче fzzo и fzz. Эти допуски зависят от частоты циклической погрешности (равной числу зубьев колес z), степени точности, коэффициента осевого перекрытия εβ и модуля т. Коэффициентом осевого перекрытия косозубой цилиндрической передачи εβ называют отношение угла осевого перекрытия зубчатого колеса к угловому шагу. Угол осевого перекрытия jβ (рис. 1.73) - это угол поворота зубчатого колеса косозубой цилиндрической передачи, при котором точка контакта зубьев перемещается по линии зуба этого колеса от одного его торца до другого (то есть угол поворота колеса передачи от положения входа до выхода зуба из зацепления). Косозубые передачи со значительным коэффициентом осевого перекрытия εβ по сравнению с прямозубыми имеют меньший зубцовый импульс (меньшую амплитуду первой гармонической составляющей), поэтому с увеличением εβ допуск fzzo уменьшается.
Местные кинематические погрешности передачи f'ior и зубчатого колеса f'ir определяются наибольшей разностью между местными соседними экстремальными (минимальными и максимальными) значениями кинематической погрешности передачи или зубчатого колеса за полный цикл вращения колес передачи или в пределах оборота колеса jполн (рис. 1.74). Эти погрешности ограничиваются допусками соответственно f'io f'io, причем f'i= ÷ f'pt÷ + fò
Погрешность профиля зуба fò r (рис. 1.75) - расстояние по нормали между двумя ближайшими номинальными торцовыми профилями 1, между которыми размещается действительный торцовый активный профиль 2 зуба колеса. Под действительным торцовым профилем зуба понимают линию пересечения действительной боковой поверхности зуба зубчатого колеса плоскостью, перпендикулярной к его рабочей оси Погрешности профиля вызывают неравномерность движения колес, дополнительные динамические нагрузки, а также уменьшают поверхность контакта зубьев. Предельная погрешность профиля регламентируется допуском fò. Действительный профиль рабочего участка зуба может иметь срез у вершины головки, называемый фланком. Применение колес с фланкированными зубьями значительно улучшает плавность работы передачи, обеспечивая более плавный вход зубьев в зацепление и выход из него. Если плавность работы колес соответствует требованиям стандарта, контроль плавности передач не обязателен, и, наоборот, если плавность передачи соответствует нормативам, плавность колес определять не обязательно. Отклонение шага (углового) в колесе fptr - это кинематическая погрешность зубчатого колеса при его повороте на один номинальный угловой шаг.
Отклонение шага зацепления fPbr - разность между действительным Рд и номинальным Рн шагами зацепления (рис. 1.76). Установлены верхнее и нижнее предельные отклонения шага ±fPl и шага зацепления (основного) ±fPb. Вместо отклонения шага fPtr можно применять разность любых шагов fuPtr причем допуск на разность любых шагов fuPtr= 1,6 ÷ f'pr÷ Колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе ¦"ir - разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемыми при повороте последнего на один угловой шаг (рис. 1.71). Эти колебания ограничиваются допусками ¦"i/ Измерительное межосевое расстояние на одном зубе может изменяться вследствие колебаний положения зуборезного инструмента относительно оси колеса, неравенства шагов зацепления (основных шагов) сопрягаемых колес, погрешностей в направлении зубьев колес и т. п. Контакт зубьев в передаче
Для повышения износостойкости и долговечности зубчатых передач необходимо, чтобы полнота контакта сопряженных боковых поверхностей зубьев колес была наибольшей. При неполном и неравномерном прилегании зубьев уменьшается несущая площадь поверхности их контакта, неравномерно распределяются контактные напряжения и смазочный материал, что приводит к интенсивному изнашиванию зубьев. Для обеспечения необходимой полноты контакта зубьев в передаче установлены наименьшие размеры суммарного пятна контакта.
Суммарным пятном контакта называют часть активной боковой поверхности зуба колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного колеса (следы надиров или краски) •в собранной передаче после вращения под нагрузкой, устанавливаемой конструктором. Пятно контакта (рис. 1.77) определяется: по длине зуба - отношением расстояния а между крайними точками следов прилегания за вычетом разрывов с, превышающих модуль (в мм), к длине зуба b, то есть [(а - с)/b] * 100%; по высоте зуба - отношением средней (по длине зуба) высоты следов прилегания hm к высоте зуба соответствующей активной боковой поверхности hp, то есть (hm/hp)* 100%. Мгновенное пятно контакта, определяемое после поворота колеса собранной передачи на полный оборот при легком торможении. На полноту контакта колес влияют погрешности формы зубьев и погрешности их взаимного расположения в передаче.
Боковой зазор.
Для устранения возможного заклинивания при нагреве передачи, обеспечения условий протекания смазочного материала и ограничения мертвого хода при реверсировании отсчетных и делительных передач они должны иметь боковой зазор jn (между рабочими профилями зубьев сопряженных колес). Предусмотрено шесть видов сопряжении (А, В, С, D, Е, Н), определяющих различные значения jn min
Установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI
На боковой зазор установлен допуск Tjn определяемый разностью между наибольшим и наименьшим зазорами. По мере увеличения бокового зазора увеличивается допуск Tjn. Установлено восемь видов допуска на боковой зазор: х, у, z, а, Ь, с, d, h. Каждому виду сопряжения соответствует определенный вид допуска (табл. 1.9). Соответствие видов сопряжений и видов допусков допускается изменять, используя при этом и виды допуска х, y и z. Боковой зазор jnmn, необходимый для компенсации температурных деформаций и размещения смазочного материала, определяют по формуле Jn min + Kj =2 (EHs1 +EHs2) sin a где V - толщина слоя смазочного материала между зубьями; aω - межосевое расстояние; a - угол профиля исходного контура. al и a2 - температурные коэффициенты линейного расширения материала колес и корпуса; Dt1 и Dt2 - отклонение температур колеса и корпуса от 20 °С; Табл. 1.9.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.008 с.) |