Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды институционных единицСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для наблюдения за деятельностью субъектов хозяйствования, обладающих правом самостоятельно распоряжаться доходами и осуществлять операции с другими субъектами в системе национальных счетов, вводится специальная единица классификации – «институционная единица». Признаки институционной единицы представлены на рис.13.2.
Рис. 13.2. Классификация хозяйственных единиц. Характерные особенности институционных единиц в более подробном виде следующие: институционная единица обладает правом владеть товарами или активами, что даёт возможность осуществлять обмен собственностью на товары или активы в операциях с другими институционными единицами; институционная единица способна нести ответственность по обязательствам, принятым от своего имени, может принимать другие обязательства, закон предоставляет ей право заключать договоры, она может быть участником судебного процесса от собственного имени; институционная единица полномочна принимать решения и совершать действия, за которые несет прямую ответственность и подотчетна закону; каждая институционная единица должна иметь полный комплект бухгалтерских счетов, составлять бухгалтерские балансы активов и пассивов (кроме домашних хозяйств). Существует два типа институционных единиц (рис.13.3).
.
Рис. 13.3. Классификация видов институционных единиц
К юридическим лицам относятся корпорации, некоммерческие учреждения, органы государственного управления. Корпорация (КР) представляет собой корпоративное предприятие, т. е. предприятие с коллективной формой собственности держателей акций. Корпоративная форма собственности держателей акций наиболее всего соответствует современному уровню организации управления экономикой развитых стран. Корпоративное предприятие характеризуется рядом отличительных признаков. Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие или организация, не зависимая от других институционных единиц – домашних хозяйств, государственных органов управления и юридических лиц, включая иные предприятия корпоративного типа. Эти другие институционные единицы могут являться держателями акций данной корпорации, но сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, которое регистрируется в Едином государственном регистре (ЕГР) предприятий и организаций. Зарегистрированная в ЕГР корпорация является её резидентом. Корпорация находится в коллективной собственности держателей акций. В силу этого прибыль или доход, полученные в результате хозяйственной деятельности, принадлежат акционерам и распределяются пропорционально стоимости принадлежащих им бумаг. При ликвидации корпорации акционеры имеют право на свою долю имущества, остающегося после погашения долгов и обязательств. Эта ответственность возлагается на руководство корпорации. Акционеры корпорации образуют собственные институционные единицы – резиденты или нерезиденты страны. Руководство корпорацией осуществляет совет директоров, избираемый коллективным голосованием и подотчетный в своей деятельности акционерам. Совет директоров разрабатывает политику, назначает на работу и освобождает от нее старший персонал менеджеров корпорации. Корпоративное предприятие несет ответственность перед законом по своим договорам и обязательствам, включая уплату налогов, связанных с его деятельностью и материальными активами. Обязательные требования системы национальных счетов сводится к тому, чтобы корпоративное предприятие как институционная единица несло ответственность и отчитывалось за принимаемые решения, совершаемые операции и действия. Наряду с корпоративной формой организации производства товаров и услуг, могут существовать некорпоративные предприятия (мелкие, малые), которые создаются органами государственного управления и домашними хозяйствами. В силу своей специфики они не могут быть отделены от своих учредителей. По этой причине корпорации и некорпоративные предприятия принадлежат к различным секторам экономики. В системе национальных счетов в комплексе с корпорациями рассматриваются квазикорпоративные предприятия как субъекты хозяйствования. Квазикорпорация определяется как некорпоративное предприятие, управление которым строится по образу и подобию корпоративных предприятий. К числу квазикорпораций относятся: – некорпоративные предприятия, принадлежащие институционным единицам – нерезидентам (филиалы, представительства зарубежных компаний, действующие в национальной экономике); – некорпоративные предприятия, подчиненные органам государственного управления, но занятые производством и сбытом рыночной продукции с целью извлечения доходов; – некорпоративные предприятия домашних хозяйств, которые обладают признаками корпораций: ведение полного набора счетов, составление бухгалтерского баланса и др. Квазикорпорации приравниваются к корпоративным предприятиям и рассматриваются в составе корпоративного сектора экономики. Корпорации и квазикорпорации подразделяются на финансовые и нефинансовые предприятия. Эта классификация даёт возможность их распределения по соответствующим секторам экономики. К некоммерческим учреждениям (НКУ) относятся субъекты экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг без цели извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпоративными предприятиями, органами государственного управления или домашними хозяйствами. Некоммерческие учреждения могут создаваться: для коллективного обслуживания корпоративных предприятий, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц; в благотворительных целях, для социальной защиты определённых слоёв населения. Они преследуют определенные коммерческие цели. Некоммерческие учреждения могут создаваться институционными единицами различных секторов экономики. В силу этого они в состоянии заниматься как рыночным, так и нерыночным производством. Некоммерческие организации с рыночным характером производства реализует производимые товары и услуги по ценам, полностью или частично возмещающим затраты на их производство, и могут иметь прибыль от своей деятельности. В международной практике такие учреждения создаются в сфере науки, образования и здравоохранения. Так, в качестве рыночных производителей могут выступать университеты, колледжи, больницы и подобные учреждения, взимающие плату за предоставляемые услуги. Качество предоставляемых ими услуг может оцениваться на самом высоком уровне. Пользуясь престижностью, они вправе устанавливать довольно высокие и оправданные с точки зрения покупателя цены и вследствие этого иметь прибыль. Полученная прибыль остается в их распоряжении. В соответствии со статусом «некоммерческих учреждений» они изыскивают дополнительные средства за счет взносов и пожертвований и вместе с прибылью вкладывают их в активы, которые приносят солидные доходы от собственности. Это позволяет им устанавливать более низкие цены на предоставленные ими услуги. Весь механизм НКУ с рыночным характером производства работает на повышение качества производимых услуг и снижение платы за предоставляемые услуги. В составе НКУ, занятых рыночным производством, выделяется разновидность некоммерческих учреждений, обслуживающих деловые предприятия. Они создаются для содействия успешной деятельности деловых предприятий и организаций. К учреждениям такого типа относятся: торговые палаты, ассоциации предпринимателей и арендаторов, рекламные бюро, научно-исследовательские учреждения с характером деятельности в интересах деловых предприятий – учредителей этих учреждений. Некоммерческие учреждения, обслуживающие деловые предприятия, содержатся за счет взносов своих учредителей. Их взносы рассматриваются как плата за предоставляемые услуги. В силу этого такие некоммерческие организации классифицируются как производители рыночных услуг. Большая часть некоммерческих учреждений относится к нерыночным производителям. Они ориентируются в своей деятельности не столько на возмещение собственных затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы организаций-учредителей, пожертвования со стороны, а также бюджетное финансирование органами государственного управления. Некоммерческие учреждения, занятые нерыночным производством, по признаку обслуживания потребителей подразделяются на нерыночные, обслуживающие домашние хозяйства, и производители, контролируемые и финансируемые правительством. Первые включают учреждения, которые обслуживают собственных членов, и организации, занимающиеся благотворительной деятельностью. Нерыночные учреждения, обслуживающие собственных членов, формируются ассоциациями граждан для обеспечения товарами и услугами. К числу таких учреждений относятся союзы, политические партии, ассоциации потребителей, общества рационализаторов и изобретателей, научные общества, религиозные общества, разного рода клубы по интересам и т.д. Эти учреждения содержатся за счет членских взносов. Их услуги предоставляются бесплатно всем членам этих организаций или отдельным группам. Нерыночные НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью, создаются для обеспечения товарами и услугами нуждающихся граждан, не состоящих членами этих организаций. Ресурсы этих учреждений формируются за счет взносов членов организаций, благотворительных пожертвований сторонних организаций и граждан, а также правительственных дотаций. К некоммерческим учреждениям, финансируемым и контролируемым правительством, относятся учреждения, занимающиеся разработкой стандартов в области охраны окружающей среды, бухгалтерского учета и статистики, здравоохранения, образования и т.д. Их услуги предназначены для потребления всеми категориями домашних хозяйств. Другие некоммерческие учреждения этого типа производят нерыночные услуги в интересах отдельных категорий потребителей, например, фермерских хозяйств. В системе национальных счетов нерыночные НКУ, финансируемые правительством, классифицируются как независимые от правительства единицы. Но, будучи подконтрольными со стороны правительства, они относятся к сектору государственного управления. Органы государственного управления (ОГУ) представлены центральным правительством (центральными органами управления), органами управления областей и местными органами управления. Будучи юридическим лицом, правительство на всех уровнях управления удовлетворяет требованиям институционной единицы. Оно обладает правом формировать доходы за счет всех контролируемых ими источников (налоги, пошлины, взносы и другие платежи), привлекать заёмные средства, а также распоряжаться располагаемыми фондами в интересах достижения поставленных задач и политической целесообразности. Правительство как институционная единица осуществляет три категории своих расходов. 1. Правительственные расходы на предоставление обществу услуг коллективного пользования: организация обороны страны, поддержание правопорядка, здравоохранение, фундаментальная наука, образование, услуги администрации органов государственного управления и др. 2. Правительственные расходы, предназначенные для обеспечения товарами и услугами домашних хозяйств и некоторых других институционных единиц бесплатно или по сниженным ценам (в условиях Республики Беларусь к такого рода товарам и услугам относятся некоторые виды продуктов питания: простые сорта хлеба, молочные продукты, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.). 3. Трансферты (субсидии, оказание помощи и предоставление льгот) отдельным категориям граждан и институционным единицам (доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, предоставление прав бесплатного проезда на городском транспорте ветеранам войны и труда, выплаты субсидий фермерским хозяйствам, оказание помощи пострадавшими от чернобыльской аварии др.). Предоставление услуг другим институционным единицам не означает, что правительство обязательно должно выступать в роли непосредственного производителя. К его компетенции относятся организация обороны страны и государственной безопасности и некоторые другие услуги. Государственные производители бесплатных «общественных благ» или коллективных услуг, предоставляемых по номинальным ценам, являются нерыночными производителями. В части других услуг (образование, здравоохранение, уборка улиц и т.д.) правительство может привлекать рыночных производителей, включая частные фирмы и организации и оплачивая их услуги по рыночным ценам. В составе правительственных органов разного уровня учитываются находящиеся в ведении этих органов производители товаров и услуг для промежуточного потребления или капиталообразования. Это некорпоративные предприятия, такие, как государственные типографии, вычислительные центры, обслуживающие органы управления, правительственная связь и др. Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институционные единицы.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.007 с.) |