Налоговый контроль: формы и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговый контроль: формы и методы



Регулируются главой 14 НК РФ. Налоговый контроль является одним из элементов государственного управления.

Налоговый контроль – установленная законодательством совокупность методов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога в бюджет.

Главная задача – обеспечение экономической безопасности государства.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр помещения и территорий, которые используются для получения дохода.

Налоговая проверка является наиболее эффективной формой налогового контроля.

Налоговая проверка – осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты налоговых платежей.

Налоговые проверки подразделяются на:

- камеральные;

- выездные

Камеральные проверки проводятся на стадиях приема от налогоплательщиков отчетных документов по месту нахождения налогового органа. Если в результате камеральной проверки выявляются недоимки, то на суммы доплат по налогам налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы налога и пени.

Камеральная проверка проводится по каждому виду налогов.

ПЕНЯ (СТ. 75) – денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае несвоевременной уплаты налогов. Пени исчисляется за каждый календарный день просрочки платежа и определяется в % от уплаченной суммы налога.

% ставка пени принимается в размере 1/300 учетной ставки ЦБ.

 

П = 1/300*Ставка учета *∑налога

Выездная налоговая проверка проводится только на основании решения руководителя налогового органа. Может проводиться по одному или нескольким налогам. Не может продолжаться более 2-х месяцев подряд.

Налоговый орган не вправе проводить в течение 1 календарного года 2 выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка может быть сплошной и выборочной.

Сплошная проверка должна проводиться не чаще 1 раза в 2 года. По окончании выездной проверки проверяющий составляет справку о проведении проверки, в которой фиксируется предмет проверки, и сроки проведения. По результатам проведения выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев составляются справки должностными лицами налоговых органов, составляется акт налоговой проверки. Акт в 1 экз. предъявляется руководителю организации для ознакомления с результатами проверки и подписи.

 

 

23. Налоговое администрирование: цели, методы. Задачи и принципы планирования налоговых платежей.

Необходимым условием существования государства являются налоги. Обязанность уплаты законно установленных налогов является всеобщей и имеет публично-правовой характер. В процессе организации и осуществления государством налоговых изъятий возникают регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах общественные отношения - налоговые правоотношения. Поскольку государство как участник этих правоотношений может в них принимать участие только опосредовано, то для защиты своих имущественных интересов оно должно создать специальные органы, которые осуществляли бы контроль за надлежащим исполнением публичной обязанности по уплате налогов и сборов. Эти органы должны быть наделены соответствующими властными полномочиями и для них необходимо определить и закрепить законодательно методы, формы, порядок и характер деятельности. Именно эти специализированные органы призваны осуществлять налоговое администрирование как часть организационно-управленческой системы реализации налоговых отношений.

Понятие «налоговое администрирование» является относительно новым, поэтому его сущность ещё недостаточно исследована. Большое распространение получила широкая трактовка налогового администрирования, при которой оно понимается как система управления налогами или как система управления налоговыми отношениями. Но семантически администрирование является более узким понятием по сравнению с управлением. Поэтому процесс государственного администрирования есть лишь часть процесса государственного управления, а налоговое администрирование - часть управления налоговыми отношениями. Исходя из этого, в данном учебном пособии налоговое администрирование понимается в узком смысле. Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти (налоговых органов) по контролю за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения, и привлечению к ответственности виновных лиц за совершение налоговых правонарушений.

Для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий государство использует определенные организационно-правовые механизмы. Наибольшее значение имеет создаваемая государством система налогового контроля. Налоговый контроль как элемент управления налогообложением призван воспрепятствовать уходу от налогов, обеспечить своевременность налоговых поступлений в бюджетную систему. Именно в рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

Государство, как субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данных правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами, которым в соответствии с законодательством предоставлены соответствующие полномочия. В налоговых отношениях субъектами контроля, наделенными от имени государства властными полномочиями по осуществлению мероприятий налогового контроля, выступают в России в настоящее время только налоговые и таможенные органы. Налоговые органы - основной субъект налогового контроля, они имеют всеобъемлющие контрольные полномочия в сфере налогообложения.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения. Полномочия и правовой статус налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ и федеральным законом о налоговых органах. Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможности существования каких-либо других налоговых органов, кроме ФНС РФ.

Налоговые органы являются автономной частью государственного аппарата; имеют территориальную организацию, внутреннюю функциональную структуру, установленные нормативными актами методы и формы деятельности, компетенцию и т.д.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредством реализации своих полномочий. Компетенция налоговых органов, являясь совокупностью их прав и обязанностей по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса налоговых органов. Она закрепляется в налоговом кодексе и федеральных законах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность налоговых органов. Полномочия налоговых органов реализуются через действия, совершаемые их должностными лицами, которые также имеют установленный круг своих прав и обязанностей.

Контрольные полномочия налоговых органов составляют лишь часть полного объема их полномочий в сфере налогообложения. Налоговые органы обладают также полномочиями по привлечению к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений. Однако данные полномочия реализуются не в рамках налогового контроля, а в ходе осуществления производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах. Также налоговые органы имеют полномочия по применению принудительных мер, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налога.

По результатам своей контрольной деятельности нижестоящие налоговые органы предоставляют отчеты вышестоящим налоговым органам, которые обобщают практику работы, вносят предложения по совершенствованию законодательства, разрабатывают методические рекомендации. Эти полномочия налоговых органов реализуются в рамках административных правоотношений в ходе их функционирования как самостоятельного государственного органа.

Важной чертой налоговых органов является разграничение полномочий между различными уровнями налоговых органов. Основной объем мероприятий налогового контроля выполняется инспекциями ФНС РФ.

Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом, выраженные в денежном эквиваленте. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

· риски налогового контроля

· риски усиления налогового бремени

· риски уголовного преследования

Принципы налогового планирования

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

· Принцип разумности и экономической обоснованности: Любая схема должна быть продумана до мелочей.

· Принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы. Вероятно, что после этого разработанная схема покажется не столь привлекательной.

· Принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде.

· Принцип конфиденциальности. Никому не должно быть известно, что действия налогоплательщика на самом деле направлены на оптимизацию налогов.

· Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.051 с.)