Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт 1. Влияние среды на окислительно-восстановительные реакцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В три пробирки налить по 2-3 мл раствора перманганата калия KMnO4. В первую пробирку прилить 1-2 мл разбавленной серной кислоты, во вторую 1-2 мл воды, в третью – 1-2 мл концентрированного раствора щелочи. В каждую пробирку добавить по 2-3 мл свежеприготовленного раствора сульфита натрия Na2SO3. Отметить наблюдения, учитывая, что фиолетовая окраска характерна для ионов MnO4‾, бесцветная или слабо-розовая − для ионов Mn2+, зеленая – для ионов MnO42-, бурый цвет имеет осадок MnO2. Требования к результатам опыта: 1. Написать уравнения реакций. В каждой реакции указать окислитель, восстановитель, среду, процессы окисления и восстановления. Расставить коэффициенты. 2. Сделать вывод о характерной степени окисления марганца в кислой, щелочной и нейтральной среде. Опыт 2. Окислительно-восстановительная двойственность нитрита калия В две пробирки налить по 2-3 мл раствора нитрита калия KNO2. Добавить в каждую из них по 1-2 мл разбавленной серной кислоты. Затем в одну из них прилить раствор дихромата калия K2Cr2O7, в другую – раствор иодида калия KI. Что наблюдается? Требования к результатам опыта: 1. Составить уравнения реакций. Указать в каждой реакции окислитель, восстановитель, среду, процессы окисления и восстановления. Расставить коэффициенты. 2. Сделать вывод об окислительно-восстановительных функциях KNO2 в проведенных реакциях. 3. Сделать общий вывод, какие вещества могут проявлять окислительно- восстановительную двойственность.
Опыт 3. Реакция диспропорционирования Поместить в пробирку 1-2 кристалла йода I2, 3-5 капель концентрированного раствора щелочи NaOH (или KOH). Как меняется цвет раствора? Требования к результатам опыта: 1. Написать уравнение реакции, учитывая, что продуктом окисления йода в щелочной среде является йодат натрия NaIO3 (или KIO3). 2. Сделать общий вывод, какие вещества могут участвовать в реакциях диспропорционирования.
Опыт 4. Внутримолекулярная реакция (групповой) В фарфоровую чашку насыпать горкой небольшое количество дихромата аммония(NH4)2Cr2O7 и горящей спичкой нагреть его сверху. Наблюдать бурное разложение соли. Отметить цвет исходного вещества и продукта реакции. Требования к результатам опыта: 1. Написать уравнение реакции разложения дихромата аммония, учитывая, что продуктами реакции являются Cr2O3, свободный азот N2 и вода. В реакции указать окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Расставить коэффициенты. 2. Сделать вывод, к какому типу ОВР относится данная реакция.
Примеры решения задач Пример 6.1. Определить степень окисления хрома в молекуле К2Cr2O7 и ионе (СrО2)−. Под степенью окисления (с.о.) понимают заряд элемента в соединении, вычисленный, исходя из предположения, что соединение состоит из ионов. Определение степени окисления проводят, используя следующие положения: 1. Степень окисления элемента в простом веществе, например, в Zn, Сa, H2, Вг2, S, O2, равна нулю. 2. Cтепень окисления кислорода в соединениях обычно равна –2. Исключения составляют пероксиды H2+1O2–1, Na2+1O2–1 и фторид кислорода О+2F2. 3. Степень окисления водорода в большинстве соединений равна +1, за исключением солеобразных гидридов, например, Na+1H-1. 4. Постоянную степень окисления имеют щелочные металлы (+1); щелочноземельные металлы, бериллий и магний (+2); фтор (–1). 5. Алгебраическая сумма степеней окисления элементов в нейтральной молекуле равна нулю, в сложном ионе – заряду иона. Решение. Чтобы рассчитать степень окисления элемента в молекуле, следует: 1) поставить степень окисления над теми элементами, для которых она известна, а искомую степень окисления обозначить через х. В нашем примере известна степень окисления калия (+1) и кислорода (-2) К2+1 Сr2 х O7 –2; 2) умножить индексы при элементах на их степени окисления и составить алгебраическое уравнение, приравняв правую часть к нулю. К2+1 Сr2 х O7 –2 2(+1)+ 2 x + 7 (–2) = 0 x = + 6 Степень окисления элемента в ионе определяют также, только правую часть уравнения приравнивают к заряду иона: (СrхО2−2)−. x + 2 (–2) = –1 x = + 3 Пример 6.2. Исходя из степени окисления азота в соединениях NH3, KNO2, KNO3, определить, какое из них может быть только восстановителем, только окислителем и какое из них может проявлять и окислительные, и восстановительные свойства. Решение. Возможные степени окисления азота: –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3, +4, +5. В указанных соединениях с.о. азота равны: –3 (низшая), +3 (промежуточная), +5 (высшая). Следовательно, N-3H3 – только восстановитель, KN+3O2 – и окислитель и восстановитель, KN+5O3 – только окислитель. Пример 6.3. Могут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) HBr и H2S; б) MnO2 и HCl; в) MnO2 и NaBiO3? Решение. а) В HBr с.о. (Br) = –1 (низшая); в H2S с.о. (S) = –2 (низшая). Так как бром и сера находятся в низшей степени окисления, то могут проявлять только восстановительные свойства, и реакция между ними невозможна; б) в MnO2 с.о. (Mn) = +4 (промежуточная); в HCl с.о. (Cl) = –1 (низшая). Следовательно, взаимодействие этих веществ возможно, причем MnO2 является окислителем; в) в MnO2 с.о. (Mn) = +4 (промежуточная); в NaBiO3 с.о. (Bi) = +5 (высшая). Взятые вещества могут взаимодействовать. MnO2 в этом случае будет восстановителем. Пример 6.4. Составить уравнение окислительно-восстановительной реакции, идущей по схеме: KMnO4+ KNO2+H2SO4 ® MnSO4+ KNO3 +K2SO4+H2O. Определить окислитель и восстановитель. На основании электронных уравнений расставить коэффициенты. Решение. Определяем степени окисления тех элементов, которые ее изменяют: KMn+7O4+ KN+3O2+H2SO4 ® Mn+2SO4+ KN+5O3 +K2SO4+H2O. ок-ль восст-ль среда Составляем электронные уравнения процессов окисления и восстановления, определяем окислитель и восстановитель: N+3 – 2ē → N+5 5 окисление Mn+7 + 5ē → Mn+2 2 восстановление Уравниваем реакцию методом электронного баланса, суть которого заключается в том, что общее число электронов, отданных восстановителем, равно числу электронов, принятых окислителем. Находим общее наименьшее кратное для отданных и принятых электронов. В приведенной реакции оно равно 10. Разделив это число на 5, получаем коэффициент 2 для окислителя и продукта его восстановления, а при делении 10 на 2 получаем коэффициент 5 для восстановителя и продукта его окисления. Коэффициенты перед веществами, атомы которых не меняют свои степени окисления, находим подбором. Уравнение реакции будет иметь вид: 2KMnO4 + 5KNO2 + 3H2SO4 = 2MnSO4 + 5KNO3 + K2SO4 + 3H2O. Пример 6.5. Составить уравнения окислительно-восстановительных реакций, идущих по схемам: а) Mg + HNO3 (разб.) ® Mg(NO3)2 + NH4NO3 + H2O; б) KClO3 ® KCl + O2; в) К2MnO4 + H2О ® КMnO4 + MnO2 + КOН. В каждой реакции определить окислитель и восстановитель, расставить коэффициенты, указать тип каждой реакции. Решение. Составляем уравнения реакций: а) 4Mg0 + 10HN+5O3 = 4Mg+2(NO3)2 +N−3H4NO3 +3H2O в-ль ок-ль, среда Mg0 – 2ē → Mg+2 4 окисление N+5 + 8ē → N–3 1 восстановление; б) 2KCl+5O3–2 = 2KCl–1 + 3O20 ок-ль в-ль 2O–2 – 4ē → O20 3 окисление Cl+5 + 6ē → Cl–1 2 восстановление; в) 3K2Mn+6O4 + 2H2O = 2KMn+7O4 + Mn+4O2 + 4КОН в-ль, ок-ль Mn+6 –1ē →Mn+7 2 окисление Mn+6 + 2ē → Mn+4 1 восстановление. Как видно из представленных уравнений, в реакции (а) окислитель и восстановитель – разные элементы в молекулах двух разных веществ, значит, данная реакция относится к типу межмолекулярных окислительно-восстановительных реакций. В реакции (б) окислитель (хлор) и восстановитель (кислород) содержатся в одной молекуле, следовательно, реакция внутримолекулярная. В реакции (в) роль окислителя и восстановителя выполняет марганец, значит, то реакция диспропорционирования.
Задачи 6.1. а) Исходя из степени окисления серы в веществах S, H2S, Na2SO3, H2SO4, определить, какое из них является только окислителем, только восстановителем и какие могут быть и окислителем, и восстановителем. Ответ обосновать. б) На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: KI + KIO3+ H2SO4 ® I2+ K2SO4 + H2O. Определить тип окислительно-восстановительной реакции. 6.2. Реакции выражаются схемами: Zn + HNO3 (разб) ® Zn(NO3)2 + N2O + H2O; SnCl2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® Sn(SO4) 2 + CrCl3 + K2SO4 + H2O. Составить электронные уравнения, подобрать коэффициенты, указать, какое вещество в каждой реакции является окислителем, какое восcтановителем. 6.3. а) Составить электронные уравнения и указать, какой процесс (окисление или восстановление) происходит при следующих превращениях: P–3 ® P+5; N+3 ® N–3; Cl– ® (ClO3)–; (SO4)2− ® S–2. б) Реакция выражается схемой: KMnO4 + H2S + H2SO4 ® MnSO4 + S +K2SO4 + H2O. Определить окислитель и восстановитель, на сновании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции. 6.4. а) Могут ли протекать окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) Cl2 и H2S; б) KBr и KBrO; в) HI и NH3? Ответ обосновать. б) На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты, определить тип окислительно-восстановительной реакции, идущей по схеме: NaCrO2 + PbO2 + NaOH ® Na2CrO4 + Na2PbO2 + H2O. 6.5. а) Исходя из степени окисления железа, определить, какое из веществ может быть только восстановителем, только окислителем и какое – и окислителем и восстановителем: FeSO4, Fe2O3, K2FeO4. Ответ обосновать. б) На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты для веществ в уравнении реакции, идущей по схеме: CrCl3 + Br2 + NaOH ® Na2CrO4 + NaBr + NaCl + H2O. 11.6. а) Составить электронные уравнения и указать, какой процесс (окисление или восстановление) происходит при следующих превращениях: As+3 ® As+5; (CrO4)2– ® (CrO2)–; (MnO4)– ® (MnO4)2–; Si+4 ® Si0. б) На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в реакции, идущей по схеме: H2S + H2SO3 ® S + H2O. 6.7. Реакции выражаются схемами: MnSO4 + KClO3 + KOH ® K2MnO4 + KCl + K2SO4 + H2O; NaNO3 ® NaNO2 + O2. Составить электронные уравнения, расставить коэффициенты, определить окислитель и восстановитель в каждой реакции. К какому типу относится каждая из приведенных реакций? 6.8. См. условие задания 6.7. KBr + KBrO3+ H2SO4 ® Br2 + K2SO4 + H2O; NH4NO3 ® N2O + H2O. 6.9. См. условие задания 6.7. H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 ® S + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2 O; NaBrO ® NaBrO3 + NaBr. 6.10. а) Исходя из степени окисления хлора, определить, какое из соединений: Cl2, HCl, HClO4, является только окислителем, только восстановителем и какое из них может иметь функцию и окислителя, и восстановителя. Ответ обосновать. б) На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: HNO3+ Bi ® NO + Bi(NO3)3 + H2O. 6.11. См. условие задания 6.7. H3AsO3 + KMnO4 + H2SO4® H3AsO4 + MnSO4 + K2SO4 + H2O; AgNO3 ® Ag + NO2 + O2. 6.12. а) Mогут ли происходить окислительно-восстановительные реакции между веществами: а) H2S и Br2 ; б) HI и HIO3; в) KMnO4 и K2Cr2O7? Ответ обосновать. б) На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: H2O2 + KMnO4 + H2SO4 ® O2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O. 6.13. а) Составить электронные уравнения и указать, какой процесс (окисление или восстановление) происходит при следующих превращениях: (BrO4)– ® Br2; Bi ® (BiO3)–; (VO3)–®V; Si–4 ® Si+4. б) На основании электронных уравнений подобрать коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: Al + KMnO4 + H2SO4 ® Al2(SO4)3 + MnSO4 + K2SO4 + H2O. 6.14. См. условие задания 6.7. Na2SO3 + Na2S + H2SO4 ® S + Na2SO4 + H2O KMnO4 ® K2MnO4 + MnO2 + O2 6.15. а) Могут ли идти окислительно-восстановительные реакции между следующими веществами: а) PbO2 и KBiO3; б) Н2S и Н2SO3; в) H2SO3 и HClO4? Ответ обосновать. б) На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнении реакции, идущей по схеме: S + KOH ® K2SO3 + K2S + H2O Определить тип окислительно-восстановительной реакции. 6.16. См. условие задания 6.7. (NH4)2Cr2O7 ® N2 + Cr2O3 + H2O P + HNO3 + H2O ® H3PO4 + NO 6.17. См. условие задания 6.7. Ba(OH)2 + I2 ® Ba(IO3)2 + BaI2 + H2O MnSO4 + PbO2 + HNO3 ® HMnO4 + Pb(NO3)2 + PbSO4 + H2O 6.18. См. условие задания 6.7. AgNO3 + H2O2 + KOH ® Ag + O2 + KNO3 + H2O Ni(NO3)2 ® NiO + NO2 + O2 6.19. На основании электронных уравнений расставить коэффициенты в уравнениях реакций, идущих по схемам: HNO2 ® HNO3 + NO + H2O Cr2O3 + KClO3 + KOH ® K2CrO4 + KCl + H2O Указать окислитель и восстановитель в каждой реакции, определить ее тип. 6.20. См. условие задания 6.7. Si + O2 + NaOH ® Na2SiO3 + H2O; NH4NO2 ® N2 + H2O Лабораторная работа 17 КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛОВ
Цель работы: изучить понятия «коррозия металлов», «химическая и электрохимическая коррозия», способы защиты металлов от коррозии. Задание: провести опыты и выявить влияние образования гальванической пары на процесс растворения металла в кислоте; роль оксидной пленки в ослаблении коррозии; защитные свойства катодных и анодных покрытий. Выполнить требования к результатам опытов, оформить отчет, решить задачу.
Теоретическое введение Коррозией называется самопроизвольное разрушение металлов под воздействием окружающей среды. По механизму протекания коррозионного процесса различают химическую и электрохимическую коррозию. Химической коррозией называется окисление металла, не сопровождающееся возникновением электрического тока в системе. Такой механизм наблюдается при взаимодействии металлов с агрессивными газами при высокой температуре (газовая коррозия) и жидкими неэлектролитами (коррозия в неэлектролитах). Электрохимической коррозией называется разрушение металла в среде электролита, сопровождающееся возникновением внутри системы электрического тока. Электрохимическая коррозия протекает по механизму действия гальванического элемента. На поверхности металла одновременно протекают два процесса: анодный – окисление металла: М – n → Mn+, катодный – восстановление окислителя: Ox + n → Red. Наиболее распространенными окислителями при электрохимической коррозии являются молекулы O2 воздуха и ионы H+ электролита. Восстановление на катоде молекул О2 и ионов Н+ протекает по уравнениям: O2 + 2H2O + 4 = 4OH‾ − в щелочной или нейтральной среде, 2H+ + 2 = H2 − в кислой среде. Металлы, применяемые в технике, содержат примеси других металлов, поэтому при соприкосновении с раствором электролита на их поверхности образуется большое количество непрерывно действующих микрогальванических элементов. Разрушается более активный металл. Например, при контакте железа с медью в присутствии электролита – соляной кислоты – возникает гальванический элемент (анод) (−) Fe | HCl | Cu (+) (катод) и происходит электрохимическая коррозия. На аноде идет процесс окисления: Fe0 − 2 = Fe2+ На катоде – процесс восстановления: 2H+ + 2 = H2 В результате железо разрушается в месте контакта, а на меди выделяется водород. При контакте железа с медью во влажном воздухе образуется гальванический элемент (−) Fe | H2O, О2 | Cu (+) и процесс коррозии выражается уравнениями: на аноде: Fe0 − 2 = Fe2+ на катоде: O2 + 2H2O + 4 = 4OH‾ 2Fe + O2 + 2H2O = 2Fe(OH)2 Под влиянием кислорода воздуха гидроксид железа (II) окисляется по уравнению: 4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3. Далее Fe(OH)3 частично теряет воду и превращается в ржавчину. Одним из важнейших методов защиты металлов от коррозии являются защитные покрытия металлов, которые изолируют металл от внешней среды и могут быть неметаллическими (лаки, краски, эмали) и металлическими. Различают катодные и анодные металлические покрытия. Покрытие защищаемого металла менее активным металлом называется катодным, например, луженое железо. Покрытие защищаемого металла более активным называется анодным, например, оцинкованное железо. В случае нарушения целостности покрытий и наличия раствора электролита разрушается более активный металл. Так, в случае хромированного железа будет разрушаться хром: (−) Cr | HCl | Fe (+) на аноде: Cr0 − 3 = Cr3+ на катоде: 2H+ + 2 = H2 В случае никелированного железа разрушается железо: (−) Fe | HCl | |Ni (+) на аноде: Fe0 − 2 = Fe2+ на катоде: 2H+ + 2 = H2
Выполнение работы
Опыт 1. Влияние образования гальванической пары на процесс
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.28 (0.01 с.) |