Задачи педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.



2 вида задач постоянные и временные.

Постоянные: 1. Разработка новых форм, средств обучения. 2. Прогнозирование обучения на ближайшее будущее. 3. Внедрение результатов исследования в практикую.4. вскрытие закономерности в области воспитания и обучения.

Временные: выявление стрессов, разработка тестоов

Связь с другими науками а) Филосовская (Философские знания являются базой для осмысления образования и воспитания в современной системе педагогических наук.) б) Психология(педагогика изучает законы управления личностью, а психология – законы развития этой личности) в) Исследования г) Социология (результаты социологических исследований являются хорошей базой для проведения профессиональной ориентационной деятельности, составления базы для студенческого досуга) д) Экономика (платное образование, платные услуги) е) Физиология (наука об организме) ж) Медицина з)Политика.

Возникновение и развитие педагогики, как науки.

Педагогика от греческого дословный перевод дето- вождение. Педагогика прошла долгий путь как наука. Истоки педагогики появились на раннем развитии общества. Вначале педагогические знания являются элементами философии.

Фома Аквинский, Августин Блаженный создавали педагогические труды.

Значительный этап это эпоха возрождения. Появляются педагоги гуманисты. Основная идея – нести в массы.

В самостоятельную науку отсоединилась в 17 веке(Ян Амус Каменский).

Дедо, Русо(французы) выдвинули теорию о решающий роли воспитания и среды.

Герцен, Пирогов, Толстой Л.Н идет гуманистического воспитания.

Основоположник педагогики и психологии это Ушинский. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания.

20 век. Надежда Крупцкий (внеклассная работа). Макаренко создал детский коллектив. Основная идея воспитываем через труд. Сухомлинский – моральные проблемы воспитания.

Перестройка затронула образование. Изменение пед. мышления.

Образование, воспитание как категории педагогики.

К основным педагогическим категориям относятся: образование; воспитание; обучение.

Образование является ьрезультатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности. Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике. Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

1) начальное;2) среднее;3) высшее.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;2) друзья;3) учебные заведения;4) средства массовой информации;5) литература;6) искусство;7) органы правопорядка и др.

Методология педагогической науки. Педагогическая система.

Методология педагогики – это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Она базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, пути и способы личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.

6. Методы педагогического исследования.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

 

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д. Рассмотрим некоторые из этих методов педагогических исследований.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется достаточно часто, практически в любом педагогическом исследовании. Это очевидно, так как любое педагогическое явление необходимо наблюдать для накопления и фиксирования материала, который необходим для дальнейшей работы.

Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученые выявляют отношение как воспитанников, так и воспитателей к тем или иным методам работы, что в дальнейшем помогает скорректировать данные методы и получить более высокий результат.

Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся направлен на изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности.

Педагогический эксперимент. Сущность данного метода заключается в проверке разработанныхтеорий и гипотез в созданных условиях. Если гипотеза или теория дает положительное подтверждение на практике, исследователь дает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

В зависимости от поставленных задач различают несколько видов эксперимента:

– констатирующий – проводится в начале исследования;

– созидательно-преобразующий – он заключается в том, что ученые разрабатывают гипотезы исследования;

– контрольный – этот метод основан на проверке полученных результатов и подведения итогов;

– естественный – занимает особое место в методике педагогических исследований. Этот метод заключается в том, что анализируемый объект или явление изучается в привычном для испытуемого окружении, не нарушая обычного хода деятельности ни преподавателя, ни учащегося.

Изучение и систематизация педагогического опыта новаторов. Этот метод основан на изучении и анализе работ лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что не всегда известно в педагогике то, к чему можно подойти только эмпирически, т. е. опытным путем. Если данные новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одного педагога.

Метод математической статистики используется для анализа полученного в ходе процесса исследования фактического результата.

Теоретический анализ педагогических идей дает возможность делать научные обобщения по важным направлениям, по вопросам обучения и воспитания, а также находить новые закономерности, где их невозможно выявить с помощью эмпирических способов исследования.

Подводя итог, можно сказать, что все педагогические исследования направлены на получение желаемого результата, для достижения поставленной гипотезы, а для более точного исследования применяются различные методы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.01 с.)