Понятия человек, личность. Соотношение биологического и социального в развитии личности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия человек, личность. Соотношение биологического и социального в развитии личности.



Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных этот вид наделён сознанием, то есть способностью познавать сущность внешнего мира, свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человека, как биологический вид характеризуют: 1) прямохождение; 2) наличие рук, приспособленных к познанию и труду; 3) высокоразвитый мозг, способный в социальных условиях отражать мир в понятиях и преобразовывать его по своим потребностям, интересам, идеалам..

Понятие личность уже, чем понятие человек.

Личность – категория общественно-историческая.

Личность – объект исследования только общественных наук: истории, философии, этики, эстетики, психологии, педагогики.

Личность – сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль. Роль – это социальная функция личности: роль матери и отца – воспитание детей, роль директора школы – управление коллективом, организация процесса обучения.

Соотношение биологического и социального в человеке

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

10. Краткая характеристика системы образования в России.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типахи видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. 1. Общее образование, начальное профессиональное образование (основные и дополнительные образовательные программы, в том числеспециальные)

Наример: В образовательных учреждениях общего образования и начального профессионального образования занято свыше 2,4 миллиона педагогических работников.

Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадиционных видов - лицеев, профессиональных лицеев, гимназий - достигло 2547 с общим числом обучающихся 1,7 миллиона человек.

Учреждения дополнительного образования детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.

Для начального профессионального образования введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.

Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-технического прогресса.

Изменилась профильная структура подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях. Увеличился прием студентов на экономические и правовые специальности, и несколько уменьшился прием на технические и сельскохозяйственные специальности. Средние специальные учебные заведения, как правило, традиционно имели узкую профильную направленность (машиностроение, энергетика, строительство, сельское хозяйство и другие), но в последние годы все большее число указанных учебных заведений становятся многопрофильными.

11. Характеристика и определение содержания образования и обучения.

Содержание образования — это «педагогическая адаптация системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционального отношения к миру, усвоение которого обеспечивает развитие личности» Из содержания образования вытекает содержание обучения. Содержание образования, по нашему мнению, имеет разные функции для ученика и для преподавателя. Содержание образования находит свое выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники, учебные пособия.

Учебный план — это утвержденный Министерством просвещения СССР (или союзной республики) документ, устанавливающий для каждого типа школ (массовой, вечерней, заочной, специальной) перечень учебных предметов, которые должны изучаться в школе, распределение их по годам обучения, количество часов в неделю, отводимых на изучение каждого предмета.

На уровне учебного предмета содержание образования при обретает более конкретное выражение При формировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании, которая и определяет необходимость включения его в учебный план. Что же из себя представляет содержание образования и обучения? Педагоги прошлых времен в решении этого вопроса шли от здравого смысла: один материал понадобится в жизни, другой — пригодится, третий и вовсе необходим. С этой позиции выдвигались теории формального и материального образования. В истории педагогики они хорошо известны. И мы ограничиваемся лишь краткой справкой.. Учебная деятельность включает в себя:

■ овладение системами знаний и оперирование ими;

■ овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

■ развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

■ овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.)

12. Основные критерии и структурирование содержания образования.

При выборе содержания образования нужно руководствоваться специальными критериями. Рассмотрим некоторые из них, предложенные отечественным дидактом Ю. К. Бабанским, более подробно.

1. Критерий целостного отражения задач формирования всесторонне развитой личности дает возможность проверить, были ли применены в учебной программе по предмету все необходимые теории, законы, понятия, методы, которые дают возможность целостного представления той или иной науки. Этот критерий позволяет определить, применялись ли на практике базовые виды деятельности, обеспечивающие развитие и воспитание личности и совершенствование ее познавательных интересов.

2. Критерий научной и практической значимости содержания образования, согласно которому в любой учебной программе должны применяться только самые универсальные и информативные элементы знания, необходимые для раскрытия смысла основных теорий, законов науки и ее методов.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста дает возможность проверить знания учащихся с помощью контрольных срезов, анализа результатов вступительных экзаменов. При этом у учеников не должно быть повышенной утомляемости во время полного усвоения ими учебного материала за определенное время.

4. Критерий соответствия объема содержания времени изучения данного предмета используется во время лабораторного эксперимента. Проводятся контрольные срезы на качество усвоения учебного материала. Причем их время и объем строго ограничены.

5. Критерий соответствия содержания образования имеющейся учебно–методической и материальной базе современной школы. К примеру, чтобы ввести в учебный процесс новые лабораторные работы, необходимо прежде позаботиться о наличии необходимого оборудования.

Есть несколько способов структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь).

Первый способ-это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной учебной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Каждая часть изучается только один раз.

Второй способ, концентрический, используется, если один и тот же вопрос рассматривается несколько раз. При повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и решается на новом уровне. Например, в начальных классах в курсе математики дается представление о многоугольниках, а при изучении геометрии изучаются их свойства с применением логических форм доказательства. К проблеме можно возвращаться через какое-то незначительное время в рамках изучаемого курса, но можно и через несколько лет.

Третий способ представления содержания образования — спиралеобразный: ставится проблема, к решению которой ученики и учитель возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых.

Четвертый — модульный способ. При таком способе все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим направлениям:

• ориентационное, методологическое (иногда его называютмировоззренческим);

• содержательно-описательное;

• операционально-деятельностное;

• контрольно-проверочное.

13. Основные компоненты содержания образования в современной школе.

Средняя школа является общеобразовательным учреждением закладывающим основы для всестороннего развития личности и освоения любой профессии каждым школьником в будущем. В процессе обучения реализуется содержание образования (оно зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей). Цель образования: конкретный ответ на вопрос, для чего учить и чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать от всех богатств, накопленных человеком. Цель и содержание взаимосвязаны.

Содержание образования – система знаний (ЗУНов), необходимых для изучения в определенном типе учебного заведения.

Основные компоненты содержания образования:

• когнитивный (познавательный) опыт личности – система знаний о природе, обществе, технике, способах деятельности, мышлении, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащегося научной картины мира. Этот компонент является основным т.к. без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие;

• практический опыт личности – формирование умений и навыков на основе имеющихся знаний;

• опыт творческой деятельности – готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

• опыт отношений личности – система отношений и мотивы поведения.

Сегодня общее образование может быть представлено с одной стороны, как система непрерывного образования, а с другой – как общеобразовательная подготовка человека предшествующей профессии.

Существуют:

1)общие умения и навыки – внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) умения и навыки. (Например: составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы);

2)специфические умения и навыки – умения и навыки в рамках одного вида деятельности или учебного предмета (решение задач по физике, математике).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.011 с.)