Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Святитель игнатий брянчанинов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Молитва -- «Отче наш», будучи драгоценным достоянием и кладезем МУДРОСТИ всех христиан, составляет -- ГЛАВНЕЙШЕЕ занятие святых пустынножителей. Она -- ПИЩА их; она -- КНИГА их; она – МУДРАЯ НАУКА их, она -- ЖИЗНЬ их!
Великий пустынножитель Иоанн, Предтеча Господень, был ДЕЛАТЕЛЕМ этой чудной молитвы; был он и учителем её. Великую науку эту, доставляющую человеку -- СОЕДИНЕНИЕ с Богом, преподал святой Предтеча ученикам своим. (Лк.11:1-4; Мф.6:9-13). Ученики Господа пожелали научиться молитве у Самого Господа. Основательное, справедливое желание! Истинной молитвы истинный учитель -- один Бог. Святые учители -- человеки дают только -- начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено -- благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются -- Святым Духом. Исполнил Господь прошение мудрое, прошение, существенно нужное для душеназидания и спасения, прошение учеников Своих: преподал им молитву, которую преподать мог только Бог.
Молитва Господня начинается с воззвания: Отче наш! Кто из святых человеков дозволил бы себе и братии своей, человекам грешным, отверженным, содержимым в плену у диавола и вечной смерти, такое воззвание к Богу? Очевидно, никто. Это мог дозволить -- один Бог! Он дозволил; если же Он дозволил, то и даровал. Сын Божий, соделавшись человеком, соделал человеков -- сынами Божиими, Своими братиями! Он относится к Богу-Отцу по праву естества: Отче наш!
И потому Христос нам, грешным людям ДАРУЕТ -- благодатное ПРАВО -- приступать к Богу, как -- к родному Отцу! Начинать нашу молитву к Нему -- с чудного, поразительного начала, которое не дерзнуло бы прийти на мысль никому из человеков: Отче наш!
Начало молитвы Господней -- дар Господа! Дар -- цены бесконечной, дар Искупителя искупленным, Спасителя -- спасенным. Прошения, из которых состоит молитва Господня, -- прошения даров духовных, приобретенных человечеству искуплением. Нет никакого слова в молитве -- о плотских, временных нуждах человека. Заповедавший искать Царства Божия и правды его, обетовавший приложить все нужное -- временное ищущим этого царства (Мф.6:33), преподает молитву сообразно заповеданию и обетованию.
Вслед за воззванием и к самому воззванию Отче наш немедленно присовокупляется указание на то место, где пребывает Отец, необъемлемый никаким местом, вездесущий, объемлющий собою все: Отче наш, иже ecu на небесех. Указанием местопребывания на Небе -- Отца возводится молящийся сын на небо. Забудь все земное; оставь без внимания землю -- этот приют, данный тебе на кратчайшее время; оставь без внимания все принадлежности приюта, которые отнимутся у тебя по истечении земной жизни; обрати все заботы к твоему отечеству, к Небу, отнятому греховным падением, возвращенному искуплением; принеси молитву о даровании тебе вечных, духовных, божественных благ, превышающих необъятным достоинством своим не только постижение человеков, но и постижение Ангелов. Они, эти блага, уже уготованы для тебя; они уже ожидают тебя. Правосудие Бога, требует, чтоб выяснилось твое произволение ПРИНЯТЬ Небесные сокровища, выяснилось -- твоею молитвою и твоею жизнью.
Придут в недоумение пред -- ВЕЛИЧИЕМ молитвы Господней все, без исключения, рабы Господни! Десницею Бога рассыпаются -- божественные щедроты. И самый праведник признает себя недостойным их, а прошение их непозволительным -- для себя. Молитва Господня -- ДАРОВАНА человекам прежде, нежели -- совершилось окончательно их искупление; они НАЗВАНЫ -- сынами и призваны к правам -- сынов прежде усыновления, прежде возрождения Крещением, прежде участия -- в Тайной вечери, прежде обновления Святым Духом. Молитва Господня – милостиво ДАРОВАНА грешникам! Где действует Бог, там всё -- возможно и всё непостижимо!
Дана молитва Господня -- грешникам, и прежде всего они УЧАТСЯ -- просить у Бога, Отца своего, ДА СВЯТИТСЯ -- имя Его! В этом прошении человека заключается -- ОСОЗНАНИЕ своей ГРЕХОВНОСТИ, своего -- падения, ГРЕХОВНОЙ, неправильной -- жизни. В этом прошении ЗАКЛЮЧАЕТСЯ -- прошение о даровании искреннего -- ПОКАЯНИЯ. Да святится имя Твоё -- в моём душевном храме! Прошу этого, потому что не нахожу -- в себе этого. Нахожу противное: я -- в горестном ПОРАБОЩЕНИИ у греха и у падших духов, изобретших грех, заразивших меня -- грехом, поработивших -- себе и держащих в порабощении -- посредством греха.
В душе моей -- витают помышления и желания -- ПРЕСТУПНЫЕ, смрадные. Знаю то, что являются они невозбранно и властительски, и что ИЗГНАТЬ -- их из себя и извергнуть – НЕ ИМЕЮ силы и они губят меня. Этими ГРЕХОВНЫМИ помышлениями и желаниями ПРОГНЕВЛЯЕТСЯ -- Бог; их ОТВРАЩАЕТСЯ -- Всесвятый Бог; ими ХУЛИТСЯ -- Бог; из-за них я пребываю -- ЧУЖДЫМ Бога.
Мне необходимо -- ОЧИЩЕНИЕ! Мне необходимо – истинное ПОКАЯНИЕ! Даруй мне, добрый Отец мой Небесный, могущественное -- ПОКАЯНИЕ, которое ОЧИСТИЛО бы внутренний храм мой, душу мою -- от всех нечистот и зловония, СОДЕЛАЛО бы меня способным -- ПРИНЯТЬ данное Тобою усыновление, соделало бы меня ещё во время моего земного странствования -- жителем Неба!
Доселе я пресмыкаюсь по земле. Да ВОЙДЕТ в душу мою истинное -- БОГОПОЗНАНИЕ! Да освятит оно -- мой ум, моё сердце, всю деятельность мою: да святится -- во мне имя Твоё! (Мф.5:8). Таково значение этого прошения. Желать -- ПОКАЯНИЯ и чистоты мы можем; мы можем и должны УПОТРЕБЛЯТЬ -- все зависящие от нас средства -- к приобретению их; но ПРИОБРЕТЕНИЕ их зависит не от нас. Оно -- дар Божий!
Потому мы должны прежде всего ПРОСИТЬ -- Небесного Отца, чтоб Он из духовных сокровищниц Своих -- НИСПОСЛАЛ нам ВЕЛИКИЙ -- дар ПОКАЯНИЯ! Покаянием -- ОЧИСТИЛ нас от ГРЕХОВНОГО осквернения, ИСПРАВИЛ -- жизни наши, украсил нас -- блаженною чистотою, которая зрит Бога (Мф.5:8), которая одна способна -- к принятию истинного Богопознания. Да святится имя Твоё!
Да приидет царствие Твоё! "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21). Какая дивная мудрая последовательность в молитве Господней! Этой последовательностью ПОКАЗАНА - постепенность, возвышенная и святая -- система духовного преуспеяния данная людям -- от Бога.
После прошения о даровании совершенного богопознания Господь научает усыновленного Богом человека -- ПРОСИТЬ, чтоб в душу его -- снизошло Царство Божие. Этого царства Он ПОВЕЛЕВАЕТ -- просить смиренною, но сильною молитвою веры. Верующему невозможно не получить его. Обетовано оно Словом Божиим: "Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя"; в ком святится имя Мое, "той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим (Ин.14:21). "Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет"; "аще кто любит Мя", в том будет святиться имя Мое, "и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим" (Ин.14:23).
Да приидет царствие Твоё! Чудное -- прошение; чудное желание -- возбуждается прошением; дерзновенная молитва -- внушается желанием сверхъестественным! И молитва эта исполняется! Исполняется она: служат тому доказательством опыты, являющие исполнение её. Чему иному приписать великие знамения, которые совершались святыми Божиими, как не тому, что в них пребывал и действовал Бог? Чему иному приписать способность -- к пророчеству, к откровению тайн, сокровенных в глубине сердец и умов, которая обнаруживалась в святых Божиих, как не тому, что в них -- присутствовал и ими глаголал Бог, смотрящий на отдаленное будущее, как на настоящее, Бог, для Которого нет тайн? Это засвидетельствовали сами святые.
Когда апостолы Петр и Иоанн исцелили хромого от рождения при красных вратах иерусалимского храма, и столпился около апостолов удивленный народ, они сказали ему: "Мужи израильтяне, что удивляетесь о сем? или на нас, что взираете, своею ли силою или благочестием сотворили мы его? Бог Авраамов и Исааков и Иаковль, Бог-Отец наших, Он прославил -- Сына Своего Иисуса" (Деян.3:12-13).
Во все века христианства на скрижалях церковной истории записаны опыты, обнаруживающиеся в святых Божиих действиях, превысшие человеческого естества, принадлежащие не человеческому естеству, но Богу, обитавшему и царствовавшему в святых человеках. Говорит преподобный Макарий Египетский: "В тех, которых осияла благодать Божественного Духа и водворилась в глубине ума их, Господь -- как бы душа". Действие и сила Святаго Духа -- пребывают в человеке обновленном!
Ощутивший в себе Царство Божие СТАНОВИТСЯ -- чуждым для мира, враждебного Богу. Ощутивший в себе Царство Божие может желать, по истинной любви к ближним, чтоб во всех их -- открылось Царство Божие. Он может непогрешительно желать и ПРОСИТЬ, чтоб настало на земле видимое -- Царство Божие, ИСТРЕБИЛО бы с лица земли -- Грех, и установило на ней -- владычество Правды.
Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли! Небом названы -- небожители: ими воля Божия совершается -- непорочно, неупустительно и точно. К воле Божией они уже НЕ ПРИМЕШИВАЮТ -- своей воли! У них уже НЕТ – отдельной от Бога своей воли! Воля их слилась воедино -- с волею Божиею! Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли! Землею -- названы христиане. Не погрешит каждый из нас, если, произнося это прошение, будет разуметь под наименованием "земли" -- свое сердце, не отделяя и тела от сердца. Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского - в духовное, святое, ангелоподобное.
Всецелое соединение воли человеческой с волею Божиею -- есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие. Это совершенство имеют Ангелы. Благоволит Спаситель наш, чтоб и мы, немощные и злосчастные чело-веки, взятые из земли, странствующие и мятущиеся на земле в течение кратчайшего срока, по миновании его нисходящие в землю, СТЯЖАЛИ то, что имеют -- святейшие небесные духи.
Бог -- ПОВЕЛЕВАЕТ нам -- ИСКАТЬ совершенства, ещё непостижимого для нас! Ощутивший в себе Царство Божие научается -- не удовлетворяться этим; он НАУЧАЕТСЯ -- не предаваться безпечности, лени и бездействию; научается СТРЕМИТЬСЯ -- к обильнейшему развитию в себе владычества Божественного. Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе и теле, соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей! Только волею Божиею может -- ИСЦЕЛИТЬСЯ воля человеческая, отравленная грехом; только в воле Божией и при посредстве ее пожелания составных частей человека, принявшие различное, противное друг другу направление, могут перейти от разногласия -- к согласию, соединиться в одно желание; только оживленная волею Божиею -- воля человеческая может отторгнуться от земли, вознестись на небо!
Хлеб наш насущный даждъ нам днесь. Не о пище "гибнущей" (Ин.6:27) говорится здесь! Говорится о пище, ПОДАЮЩЕЙ -- жизнь Вечную и вечно пребывающей, о пище -- новой, которую даровал человекам Сын Божий, о хлебе -- ЖИЗНИ, снисшедшем с Неба, о хлебе Божием, способном -- насытить и ПОДАТЬ Вечную жизнь всему миру! (Ин.6:27,33).
Слово "Насущный" означает, что этот хлеб по качеству своему -- ПРЕВЫШЕ всего существующего! Величие его и святость -- БЕЗКОНЕЧНЫ, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, -- необъятны, необъяснимы! Хлеб насущный, хлеб Небесный, хлеб -- уничтожающий смерть, ПОДАЮЩИЙ -- Вечную жизнь людям!
К чудной пище присоединено столько же -- чудное питие. Плоть Богочеловека дана -- в пищу верующим, кровь Его -- в напиток. Богочеловек не отличался ничем от прочих человеков, будучи совершенным человеком; но был Он вместе и совершенным Богом: по наружности все видели и осязали в Нем человека, по действиям познавали Бога. Подобно этому благоволил Он, чтоб всесвятое тело Его и всесвятая кровь Его были -- ПРИКРЫТЫ веществом хлеба и вина: и видятся, и вкушаются хлеб и вино, но приемлется и снедается в них -- Тело и Кровь Господа. Нет слов, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся -- причастники тела и крови Христова! Господь изобразил это состояние так: "Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне -- пребывает, и Аз в нем" (Ин.6:56). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается -- недосягаемая для ума человеческого ВЫСОТА состояния!
По достоинству пищи, по тому действию, которое совершается от вкушения во вкушающих, Господь наименовал Плоть Свою единою ИСТИННОЮ -- пищею, а Кровь свою единым -- истинным питием обновленного искуплением человека (Ин.6:55). Хлеб наш насущный -- так пишется прошение святым евангелистом Лукою -- подавай нам на всяк день (Лк.11:3).
С прошением совмещено -- ЗАПОВЕДАНИЕ, возлагающее на всех христиан ОБЯЗАННОСТЬ, столько ныне упущенную и забытую, ЕЖЕДНЕВНОГО -- приобщения святым Тайнам. Сказав "На всяк день", Господь выразил этим, что без сего хлеба мы -- НЕСПОСОБНЫ провести ни одного дня в Духовной жизни. Сказав "днесь", выразил этим, что его ДОЛЖНО -- вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день НЕДОСТАТОЧНО, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем -- ТРЕБУЕТ, чтоб мы УЧАЩАЛИ это прошение и приносили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека".
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем -- должником нашим. Даровав грешникам возвышеннейшие блага, блага дражайшей цены, даровав их по бесконечной Своей милости, Господь ТРЕБУЕТ и от нас – МИЛОСТИ и ДОБРОТЫ к ближним нашим.
Таинство искупления основано -- на МИЛОСТИ. Оно есть явление -- милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству. Мы не можем принять искупления, дарованного нам Богом, иначе, как умилосердившись над собою и над человечеством, как ОСОЗНАВ -- свою ГРЕХОВНОСТЬ, свое падение, свою погибель; как СОЗНАВ -- греховность, падение, погибель всего человечества; как сознав -- общую, всесовершенную нужду в милости Божией. Оставление ближним согрешений их пред нами, их долгов есть собственная наша нужда: не исполнив этого, мы никогда НЕ СТЯЖЕМ – доброго МИРНОГО настроения, способного -- ПРИНЯТЬ Божие искупление. Ожесточение сердца -- подобно железным, крепко замкнутым вратам! Оно – НЕ ВПУСТИТ в сердце наше Божественного дара.
Христианин должен обращать особое внимание на душевный недуг -- ПАМЯТОЗЛОБИЯ, и ИЗГОНЯТЬ -- его при первом появлении, НЕ ДОЗВОЛЯТЬ -- ему поселиться в душе ни под каким предлогом, как бы этот предлог ни показался – справедливым и правильным при первом взгляде на него. Если допустим действовать Памятозлобию -- оно ОПУСТОШИТ душу, НАПОЛНИТ душу – ЗЛОБОЮ, ЛИШИТ нас -- благодати Божией и потому мы ПОТЕРЯЕМ -- Мир душевный и НЕ СМОЖЕМ -- молиться, НЕ СМОЖЕМ по доброму -- общаться с людьми. Памятозлобие соделает все подвиги и добродетели наши -- безплодными, ЛИШИТ -- нас милости Божией.
Оставление -- ПРОЩЕНИЕ нами согрешений ближним нашим -- есть признак, что Дух Божий ВСЕЛИЛСЯ -- в нас, царствует -- в нас, управляет, руководит по доброму -- волею нашею. До того времени нужно особенное собственное усилие к противоборству страсти памятозлобия. Подвигу нашему против этой страсти тайно вспомоществует Бог, останавливая явное вспоможение, чтоб произволение наше выразилось с определенностью. Памятозлобие основывается -- на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатью избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.251.204 (0.01 с.) |