Здравое слово о главах пятьдесят пятой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здравое слово о главах пятьдесят пятой



И ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ

Первая глава, о которой идет речь в данном разъяснении (т.е. глава 55), касается тех, к кому обращаются с просьбой. Если человек обращается с просьбой, сопровождая ее самым великим средством убеждения, то есть именем Аллаха, то ее необходимо удовлетворить из уважения к праву Аллаха и ради возвеличивания Его, а также для соблюдения права своего брата, прибегнувшего к такому великому средству убеждения.

Следующая глава (56) касается испрашивающего, который обязан уважать имена Аллаха и Его атрибуты и не обращаться с мирскими просьбами посредством лика Аллаха. Ликом Аллаха допускается испрашивать только самое главное и наивысшее устремление — вечное райское блаженство.

Ликом Аллаха можно испрашивать благосклонности Господа, блаженства увидеть Его лик и насладиться общением с Ним. Это яв­ляется самой главной потребностью раба Аллаха, и ее можно про­сить, исключительно обращаясь к лику Господа.

Что же касается мирских просьб и других мелких дел, то их сле­дует испрашивать у Господа, но только не Его ликом.

 

 

Глава 57

О ВЫРАЖЕНИИ «ЕСЛИ БЫ...»

РАССМАТРИВАКМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аятов 154 и 168 из суры «Семейство Имрана».

2. Явный запрет на произношение выражения «если бы...» в случае какой-либо неприятности.

3. Причиной этого является то, что при употреблении этого выражения открывается возможность для козней Шайтана.

4. Прекрасные слова, которые необходимо произносить в таких случаях.

5. Повеление настойчиво стремиться к полезному, испрашивая при этом помощи у Аллаха.

6. Запрет на то, что противоположно этому, то есть на проявление слабости и бессилия перед трудностями.

Всевышний Аллах сказал:

«Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"...»* (Семейство Имрана, 154). Всевышний сказал также:

«Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты"...»**(Семейство Имрана, 168).

*Аз-Зубайр рассказывал о причине ниспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: «Я был с посланником Аллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон, что у каждого из нас подбородок уперся в грудь. И, клянусь Аллахом, я слышал, как Муаттиб ибн Кушайр сказал: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь". Я услышал это словно во сне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: «Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"...» (Ибн Абу Хатим; достоверный хадис).

**Ибн Касир писал: «Это значит: "Если бы они послушались нашего совета остаться и не выходить, то не были бы убиты вместе с другими". Однако Всевышний Аллах сказал далее: «Скажи им: "Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!"» (Семейство Имрана, 168). Это значит: "Если уклонение избавляет человека от гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще, однако смерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокой башне. Поэтому отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!"». Муджахид передал слова Джабира ибн Абдуллы: «Этот аят был ниспослан об Абдулле ибн Убаййе [главе лицемеров Медины. — Ред.] и его сторонниках».

В битве при Ухуде Абдулла ибн Убайй отказался воевать и сказал: «Неужели он [посланник Аллаха. — Ред.] оставил как мое мнение, так и свое', и последовал мнению этих подростков?» [его сподвижников. — Ред.]. За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа, упомянув о тех событиях, сказал: «Многие из них до этого не лицемерили, они были мусульманами и имели веру. Это свет, который Аллах привел в пример людям: если бы они умерли до испытания и лицемерия, то умерли бы мусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые, будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы и истинными лицемерами, которые отступают от веры, попав в беду. В таком же положении находятся многие мусульмане в наше время или даже большинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатывает верующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают в лицемерие. Часть из них вообще отступается от Ислама, если враг одерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом — поучительный урок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают им победить врага, они являются мусульманами, верующими в посланников как в душе, так и внешне. Но их вера колеблется в беде, вследствие чего они часто оставляют обязательные предписания и нарушают запреты. Они относятся к тем, кто говорит: "Мы уверовали!" — но на что им отвечают: «Вы не уверовали; говорите: "Мы покорились",— ибо еще не вошла вера в сердца ваши...» (Комнаты, 14), — то есть та абсолютная вера, обладатели которой являются ис­тинными верующими. Именно эта вера имеется в виду в Книге Всевышнего Аллаха и ни которую указывает Сунна Его посланника. В бедствии ее обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру в сердцах других людей».

В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему:

Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся [перед трудностями. — Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори:«Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то». Скажи лишь: «Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно»,— поскольку «если бы...» открывает возможность для козней Шайтана. (Муслим [2664]).

ЗДРРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ

—Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения «если бы...» может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.

В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: «Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то». Это и есть козни Шайтана, по­скольку человек совершает сразу два нарушения:

— во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что не-допустимо, так как в этом нет никакой пользы;

— во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предо­пределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно неотвратимо. В словах «если бы было так» или «если бы я сделал так...» проявляется слабость веры в предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.

Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.

В похвальном же смысле выражение «если бы...» употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.

Например, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ...Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа (дополнительные животные для жертвоприношения непосредственно в Каабе) и совершил бы малое паломничество. Пророк, да бла­гословит его Аллах и приветствует, также передал слова человека, желающего доброго дела: Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то.

Другое его высказывание: Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них. Речь идет о притче с аль-Хидром (см. суру «Пещера», 65—82).

Таким образом, если желающий добра скажет «если бы...», то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чем-то неприятном, то это порицается.

Использование выражения «если бы...» также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий. Если это влечет за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же использование выражения «если бы...» при стремлении к добру, наставлению и просвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.

Глава 58

О ЗАПРЕТЕ РУГАТЬ ВЕТЕР

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет ругать ветер.

2. Наставление говорить добрые слова, когда человек видит то, что ему неприятно.

3. Указание на то, что ветер является носителем воли Аллаха.

4. Ветру может быть приказано нести с собой добро или зло.

Убайй ибн Ка'б рассказывал, что посланник Аллаха, да благосло­вит его Аллах и приветствует, сказал:

Не ругайте ветер. Если вы увидели в нем то, что вам непри­ятно, то скажите: «О Аллах, истинно, мы испрашиваем у Тебя добра этого ветра, добра, которое он несет с собой, и добра, которое ему велено творить, и прибегаем к Тебе от зла этого вет­ра, зла, которое он несет с собой, и зла, которое ему приказано творить. Ат-Тирмизи назвал этот хадис достоверным. (Ат-Тирмизи, [2253]).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.83.135 (0.208 с.)