Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здравое слово о главе пятдесять второй

Поиск

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил смысл этого, сказав:

...Поистине, Аллах Сам есть Источник мира (ас-Салам. — Ред.). Всевышний — ас-Салам: Он свободен от любых недостатков и изъянов, и нет Ему подобного среди Его творений. Он избавляет Своих рабов от любых невзгод и несчастий, они же не могут принести Ему ни вреда, ни пользы. Они стремятся к Нему и нуждаются в Нем во всех ситуациях, в то время как Он — Самодостаточный и Достохвальный.

 

Глава 53

О ВЫРАЖЕНИИ «О АЛЛАХ, ПРОСТИ МЕНЯ,

ЕСЛИ ЭТО УГОДНО ТЕБЕ!»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрещение исключающих условий при взывании к Аллаху.

2. Указание причины этого запрета.

3. Высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Необходимо решительно просить желаемое...

4. Указание на необходимость усиливать пожелание обращающегося с мольбой.

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Пусть ни один из вас не говорит: «О Аллах, прости меня, если это угодно Тебе!» или «О Аллах, помилуй меня, если это угодно Тебе!» Необходимо решительно просить желаемое, ибо [в любом случае. — Ред.] ничто не может принудить Аллаха к чему-либо. (Аль-Бухари 11/118, Муслим (2679).

В ривайе у Муслима говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

Настойчиво просите желаемое, поскольку Аллах не станет гордиться тем, что даровано Им Самим.

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТЬ ТРЕТЬЕЙ

Как известно, все дела вершатся по воле и желанию Аллаха. Данная глава указывает на то, что Всевышний повелел Своим рабам ре­шительно и настойчиво обращаться к Нему со своими просьбами, будь то просьбы чисто религиозного характера, такие как испрашивание милости и прощения, или же мирские просьбы, связанные с религией, например, испрашивание благополучия, пропитания и т.п., поскольку это испрашивание является сутью и сущностью поклонения.

Просьба должна быть решительной, ее нельзя ограничивать какими-либо условиями типа «если хочешь...» или «если Тебе угод­но...», поскольку именно на это указывает повеление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Причина же этого заключается в том, что просьба — это чистое добро без всякого вре­да, и, кроме того, в любом случае никто не может заставить Всевышнего Аллаха принять какое-либо решение.

Однако существует разница между подобными просьбами и испрашиванием определенных вещей, в пользе и добре которых нет уверенности, и неизвестно, принесет ли их достижение выгоду рабу Аллаха или нет. В таких случаях раб обращается к своему Господу, оставляя за Ним право выбора одного из двух вариантов, ибо Он прекраснее всех знает, какой из них лучше. Это видно на примере широко известной мольбы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: О Аллах, продли мне жизнь, если это луч­ше для меня, и дай мне смерть, если Тебе известно, что в этом есть добро для меня. В этом заключается молитва «аль-истихара».

Необходимо осознать эту тонкую разницу между просьбой о том, польза чего известна и что человек обязан испрашивать со всей решительностью, и просьбой о том, последствия чего рабу Аллаха не известны. В тех случаях, когда вероятны как польза, так и вред, обращающемуся с мольбой следует оставить право выбора за Господом, Которому. Всемогущ Он и Милостив, все ведомо наилучшим образом.

 

Глава 54

О НЕДОПУСТИМОСТИ ВЫРАЖЕНИЙ

«МОЙ РАБ» ИЛИ «МОЯ РАБЫНЯ»

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрещение выражений «мой раб» и «моя рабыня».

2. Слуга не должен обращаться к своему хозяину со словами «мой господь», а хозяину не следует говорить своему слуге «накорми своего господа».

3. Хозяину следует обращаться к слуге со словами: «мой юноша», «моя девочка» или «мой мальчик».

4. Слуге же следует обращаться к своему хозяину со словами: «мой господин» или «мой государь».

5. Цель этого заключается в соблюдении таухида даже в речи.

В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Пусть никто из вас не говорит [своему слуге. — Ред.). «Накорми своего господа», либо: «Соверши омовение своего господа». Следует говорить «...своего господина» или «...своего государя». Пусть никто из вас не говорит: «Мой раб» или «моя рабыня». Следует говорить «мой юноша» «моя девочка» или «мой мальчик»*. (Аль-Бухари 5/129—131, Муслим (2249) и (15), Ахмад 2/316).

* Этого следует избегать, чтобы не приобщать к Аллаху равных в речи, даже если человек и не преследует подобной цели. Это будет являться отражением утвердившегося в душе полного таухида, ибо Всевышний Аллах сказал: «Всякий, кто в Небесах и на Земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом» (Марйам, 93).

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОЙ

Необходимость обращаться к слугам со словами «мой юноша» или «моя девочка» и отказа от выражений типа «мой раб» или «моя рабыня» обусловлена стремлением избежать употребления слов, противоречащих таухиду даже в малейшей степени. Это не является грехом, однако этикет требует соблюдения таухида путем замены подобных выражений благочестивыми словами, чтобы избегать да­же намека на недопустимое. Соблюдение речевого этикета свидетельствует о совершенстве искренности (ихласа) человека, особенно в отношении произнесения таких слов, которые очень важны в плане сохранения таухида.

 

Глава 55

О ТОМ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ОТКАЗЫВАТЬ

ИСПРАШИВАЮЩЕМУ ИМЕНЕМ АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость оказания помощи тому, кто просил ее именем Аллаха

2. Необходимость удовлетворения просьбы просящего именем Аллаха.

3. Необходимость ответа на зов того, кто зовет вас.

4. Необходимость выражения благодарности тому, кто сделал вам добро.

5. Если это невозможно, то необходимо помолиться за него.

6. Мудрость слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ...Пока не посчитаете, что вы его отблагодарили.

Ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Аллаха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; ес­ли кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдете чем отблагодарить, то прочтите за него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили. Достоверный хадис, переданный Даудом и ан-Насаи*. (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68, 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126; достоверный хадис).

*Этот хадис ясно указывает на запрет отказывать просящему именем Аллаха, однако это общее правило нуждается в разъяснении на основании Книги Аллаха и Сунны. Если нуждающийся просит то, что полагается ему из средств закята, то ему обязательно необходимо выделить средства в зависимости от его нужд и прав. Также если нуждающийся просит у обеспеченного человека, ему обязательно нужно помочь, в зависимости от просьбы просящего и благосостояния помогающего, тем, что не принесет вреда ни ему самому, ни его семье.

Расходование из своего удела является великим столпом религии. Щедрость и благотворительность поощряются Аллахам, а скупость и жадность — порицаются. Всевышний Аллах побуждает Своих рабов делать пожертвования из своего имущества из-за великой пользы и большого вознаграждения за это. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что Мы вырастили для вас из земли. Не стремитесь расходовать дурное из этого, чего бы вы и сами не взяли, если бы не зажмурили на это глаза. И знайте, что Аллах Богат и Славен! Шайтан обещает вам бедность и приказывает вам мерзость, а Аллах обещает вам Свое прощение и милость. Поистине, Ал­лах Объемлющий, Знающий!» (Корова, 267—268).

Глава 56

ЛИКОМ АЛЛАХА МОЖНО

ИСПРАШИВАТЬ ТОЛЬКО РАЯ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Запрет испрашивать что-либо ликом Аллаха, кроме наивысшей цели — Рая.

2. Утверждение атрибута лика.

Джабир ибн Абдулла рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Ликом Аллаха можно испрашивать только Рая *. Этот хадис передал Абу Дауд. (1671; слабый хадис).

*Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Прибегаю к благородному лику Аллаха, к имени Аллаха Великого и к Его совершенным словам от зла ядовитых животных и сглаза, от зла того, что Он создал, от зла этого дня и от зла того, что за ним следует, и от зла жизни ближней и Будущей.

В этой и других молитвах посланник Аллаха, да благословит его Ал­лах и приветствует, просил у Всевышнего того, что приближало бы его к Раю и удаляло от деяний, которые отдаляли бы его от него. Поэтому он просил ликом Аллаха и светом Его лика только того, что приближало его к Раю, как то приводится в одном из достоверных хадисов: О Аллах, я прошу у Тебя Рая и тех слов и деяний, которые приближают к нему; и я прибегаю к Тебе от Огня и тех слов и деяний, которые приближают к нему (Ибн Маджа (3846) от Аиши). Это отличается от просьб об имуществе, пропитании или достатке в стремлении к мирским благам. Приведенный в тексте хадис, без всякого сомнения, указывает на запрещение просить ли­ком Аллаха о мирских нуждах, и поэтому между хадисами нет противоречия. Хотя Аллаху ведомо об этом лучше.

Существование атрибута лика Аллаха истинно, несмотря на то, что данный хадис является слабый, так как это подтверждается аятами из Корана и другими достоверными хадисами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.007 с.)