Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здравое слово о главе тридцать четвертойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель этой главы заключается в объяснении того, что человек обязан бояться Аллаха, обращаясь к Нему с надеждой и трепетом. Взглянув на свои прегрешения и вспомнив о справедливости Аллаха и суровости Его наказания, он обязан преисполниться страха и боязни пред Аллахом, а осознав всеобщую и частную добродетель Аллаха, Его всеобъемлющее милосердие — еще с большей надеждой устремиться к Аллаху. Будучи покорным Ему, он обязан испрашивать у своего Господа всяческих благ за свою покорность, боясь того, что она может быть отвергнута из-за ее недостаточности. Совершив же грех, человек обязан просить своего Господа принять его покаяние и простить ему то, что он совершил, испытывая при этом страх быть наказанным по причине недостаточной искренности своего покаяния и склонности к греховным деяниям. Пребывая в благе и довольстве, человек должен испрашивать у Аллаха их продолжения и увеличения, стремясь выразить Ему свою благодарность, при этом он должен бояться, что при недостаточной благодарности Аллах может лишить его этих благ. А в беде и горе он должен просить у Аллаха избавления от этого и ждать радости разрешения трудностей. Он также должен испрашивать награды за проявленную стойкость и терпение, боясь при этом одновременного возникновения двух несчастий: того, что его может миновать желанная награда, и что с ним может случится что-либо плохое, если он не проявит должного терпения. Верующий муваххид в любой ситуации обязан пребывать в страхе и надежде, что является его долгом и несет пользу, так как посредством этого человек обретает счастье. Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию в милости Аллаха и Его помощи, а также избытка надежды, ибо это ведет к чувству безопасности от хитрости Аллаха и Его наказания. Если это происходит с человеком, то он теряет те необходимые чувства страха и надежды, которые являются одними из важнейших столпов таухида и требований веры. Отчаяние в милости Аллаха и разочарование в Его помощи имеют в своей основе два порицаемых обстоятельства: 1) раб Аллаха позволяет себе чрезмерности, осмеливается совершать прегрешения, упорно продолжая их, отваживается на непослушание Аллаху, прекращает стремиться к милости Аллаха, совершая деяния, исключающие получение такой милости. В конце концов это становится свойством натуры, привычкой, в чем и состоит цель Шайтана. Если человек доходит до такого предела, то обрести добро он сможет только искренним покаянием и решительным отказом от прежнего образа жизни; 2) раба Аллаха может охватить сильный страх за совершенные его руками преступления, что ослабляет его уверенность в безграничном милосердии Аллаха и возможности прощения. По своему невежеству человек полагает, что Аллах не простит его и не ниспошлет ему милость, даже в случае его покаяния и раскаяния. Воля человека слабеет, и он теряет надежду на милосердие Аллаха. Это относится к недопустимым и вредным проявлениям, являясь следствием недостаточного знания раба Аллаха о своем Господе и о своих правах, а также следствием малодушия, беспомощности и униженности. Если бы человек знал своего Господа и не предавался лени, то осознал бы, что даже минимальное усилие с его стороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость и великодушие. Чувство же безопасности от хитрости Аллаха также обусловлено двумя губительными причинами: — первая из них заключается в том, что раб Аллаха отказывается от религии и проявляет безразличие к познанию своего Господа и Его прав. В силу собственной нерадивости он продолжает быть небрежным и неисполнительным в отношении своих обязанностей, погрязает в греховных деяниях, в результате чего из его сердца исчезает страх пред Аллахом, и в нем не остается веры, так как истинная вера подразумевает обязательное наличие страха пред Аллахом и Его наказанием как в этом, так и в ином мирах; — вторая причина состоит в том, что человек поклоняется, пребывая в невежестве, восхищаясь самим собой и обольщаясь собственными деяниями. Пребывая в невежестве, человек позволяет себе вольности в своих делах, не испытывая при этом никакого страха. При этом он считает, что занимает высокое положение пред Аллахом и находится в безопасности от Его хитрости, самоуспокоенно полагаясь на свою слабую и низменную душу. В итоге он оказывается брошенным на произвол судьбы и лишается любой удачи, поскольку он сам причинил себе зло. Из данного разъяснения становится ясной несовместимость всего вышеперечисленного с таухидом. Глава35 СТОЙКОСТЬ ПЕРЕД ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ АЛЛАХА ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВЕРЫ В НЕГО РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл аята 11 из суры «Взаимное обманывание». 2. Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха. 3. Опорочивание рода является неверием. 4. Суровая угроза тому, кто бьет себя по щекам и рвет свою одежду, а также обращается с призывом времен джахилиййи. 5. Указание на то, что Аллах желает добра Своему рабу. 6. Указание на то, что Аллах желает ему также и зла. 7. Указание на то, что Аллах любит Своего раба. 8. Запрещение гнева. 9. Награда за удовлетворенность несчастьем. Всевышний Аллах сказал: «Не происходит никакого несчастья, иначе как с позволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...»* (Взаимное обманывание, 11). *Имам Ахмад сказал: «Всевышний Аллах упомянул терпение в девяноста местах Своей Книги». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Терпение — это свет (Ахмад 5/343, 344, Муслим (223), ат-Тирмизи (3512) от Абу Малика аль-Ашари). Он также сказал: Никто не был одарен более благим даром, чем терпение (аль-Бухари 3/265, 11/260, Муслим (1053) от Абу Саида аль-Худри). Умар рассказывал: «Мы почувствовали хорошую жизнь благодаря терпению» (аль-Бухари 11/260. Ахмад привел его в «аз-3ухде» с достоверным иснадом). Али ибн Абу Талиб сказал: «Вера без терпения — все равно что тело без головы». Зачем он повысил голос и сказал: «Поистине, нет веры у того, у кого нет терпения!» Ибн Масуд же сказал: «Убежденность — это вся вера, а терпение — половина веры». Ибн аль-Каййим писал, что терпение оберегает душу от озабоченности, язык — от жалоб и гнева, руки и органы — от самобичевания и прочего. Терпение делится на три вида: терпение в выполнении приказов Аллаха, терпение в избегании того, что запретил Аллах, и стойкость перед предопределением Аллаха в бедствии. Всевышний сказал: «Не происходит никакого несчастья, иначе как с изволения Аллаха. А кто уверовал в Аллаха, наставляет Он сердце его на верный путь...» (Взаимное обманывание, 11). Каждый верующий должен знать, что постигшее его несчастье предопределено Аллахом, и поэтому он должен терпеливо отнестись к этому. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы испытываем вас страхом, голодом, потерей имущества, жизни и плодов; но обрадуй терпеливых — тех, которые, когда постигает их бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся!" Это — те, над которыми благословение от их Господа и милость, и они — идущие верным путем» (Корова, 155—157). Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что это происходит по воле Аллаха, и поэтому смиряется со случившимся и покоряется». (Аль-Бухари 8/500 от Алкамы от Ибн Масуда; хадис согласован. Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскалани в «Фатх аль-Бари» писал: «Абд ар-Раззак привел его от Ибн Уйайны от аль-А'маша от Абу Зибйана от Алкамы, но не упоминал имени Ибн Масуда»). В «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Абу Хурайры: «Посланник Аллаха сказал: Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание рода и оплакивание умершего». * (Муслим, [67]). Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и обращается с зовом времен джахилиййи**. (Передали Аль-Бухари 3/131 и 132, Муслим [103]). Анас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его наказание в мирской жизни. Если же Всевышний желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершенный им грех до наступления дня Воскресения***. Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398); достоверный хадис. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Величина награды зависит от величины несчастья. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он посылает ему несчастье. Тот, кто возрадуется этому, обретает Его благо-склонность, а тот, кто разгневается, обратит Аллах на него гнев Свой****. (Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (2398), Ибн Маджа [4021]). *Эти черты, являющиеся проявлением неверия, остались от эпохи джахилиййи. Они все' время находятся в людях, и освобождается от них только тот, кого избавил от них Всевышний Аллах, одарив знаниями и верой. Однако не всякий, у кого проявляется одна черта неверия, становится абсолютным неверным, как и не всякий, в котором есть одна черта веры, становится истинным верующим. Из хадиса видно, что терпение является обязательным религиозным предписанием, а к неверию относится и то, что не выводит человека из мусульманской общины. **Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал о выражении «зов времен джахилиййи»: «Это — оплакивание умершего». По мнению других ученых: «Это зов со словами: "О горе мне! О гибель мне!» Ибн аль-Каййим же сказал: «3ов времен джахилиййи подобен призыву к национализму и фанатичной приверженности к мазхабам, группировкам, святым, превознесению одних над другими. Их сторонники призывают к этому, дружат и вражду-ют ради этого. Все это относится к зову времен джахилиййи». ***Ибн Теймийа сказал: «Несчастья — это благо, потому что они смывают грехи, призывают к терпению, и за них воздается награда. Они влекут за собой необходимость положиться на Аллаха, почувствовать свою слабость пред Ним, отказаться от привязанности к творениям и прочие из великих благ. Уже по причине самого несчастья Аллах прощает грехи и ошибки, что также является величайшим благом. Несчастья — это милость и благо Аллаха по отношению ко всем Его творениям, но только если тот, кого они постигают, не впадает из-за них в большее неповиновение, чем до этого, ибо тогда они становятся для него злом по причине его неповиновения в религии. Среди людей есть такие, у которых, когда их постигает бедность, болезнь или боль, появляется лицемерие, беспокойство, болезнь души, явное неверие, они оставляют часть обязательных предписаний, совершают некоторые запрещенные поступки, а это обязательно наносит вред их вере. В отношении таких людей благополучие лучше, чем результат несчастья, однако не лучше самого несчастья. А для тех, кого несчастье обязало к терпению и подчинению, оно явилось благом в вере. Поэтому, в сущности, несчастья — это деяния Господа, Всемогущ Он и Велик, и Его милость по отношению к творениям. И Всевышний Аллах достоин хвалы за это! Если же Аллах наградил терпением того, кого постигло несчастье, то это терпение также явилось для него благом в религии. Он получил милость после того, как были отпущены его грехи. Похвалой от его Господа для него стало Его благословение, как сказал об этом Всевышний: «Это — те, над которыми благословение от их Господа и милость...» Ему прощаются грехи и повышается его степень [в Раю. — Ред.]. Это получает каждый, кто проявляет обязательное терпение». ****Данный хадис указывает на то, что несчастья служат причиной для прощения грехов и вознаграждения. Ибн аль-Каййим считал, что они только смывают грехи. Если же они способствуют совершению благих дел, таких как терпение, удовлетворенность, покаяние, просьба о прощении, то человек вознаграждается за то, что было вызвано несчастьем. Поэтому говорят, что смысл хадиса: «великое вознаграждение — при великом несчастье, если человек проявил терпение и удовлетворенность». Саад ибн Абу Ваккас рассказывал: «Однажды Пророка спросили: "Каких людей постигают самые великие несчастья?" Он ответил: Пророков, затем самых достойных для подражания, а затем самых достойных для подражания после них. Человека постигают несчастья в зависимости от его веры, и они не покидают раба до тех пор, пока не оставят его шагать по земле безгрешным (ад-Дарими 2/320, Ибн Маджа (4023), ат-Тирмизи (2400), Ахмад 1/172). Если раб Аллаха познает, что самые великие несчастья постигали пророков и праведников, что в действительности они являются милостью, что уберечь от них может лишь Аллах, и что пророки и праведники не могут принести ни вреда, ни пользы даже себе, а тем более другим, то он поймет тщетность обращения к ним с целью обретения необходимого и избавления от печалей. В том, что пророков и праведников постигали несчастья, содержится великое множество тайн, мудростей, благ и счастливых последствий, которых не счесть. И тот, кто возрадуется несчастью, обретет благо-склонность Аллаха, ибо Он сказал: «Воздаяние их у Господа своего — сады Эдема, из-под которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Аллах доволен ими и они довольны Им...» (Ясное знамение, 8). Если Всевышний Аллах доволен каким-то человеком, то он обретает все блага и избавляется от всех зол. Довольство же раба состоит в том, что он отдается воле Аллаха и его переполняют прекрасные мысли о Нем и желание получить Его награду. Он испытывает спокойствие, довольство, лю-бовь к Аллаху, доверие к Нему, как сказал Ибн Масуд: «Поистине, Аллах по Своей справедливости сделал покой и радость в убежденности и довольстве, а беспокойство и печаль — в сомнении и негодовании Ибн Акиль, опираясь на этот хадис, считал, что довольство несчастьем является обязательным религиозным предписанием. Аль-Кади, Ибн Теймийа и Ибн аль-Каййим считали это не обязательным, а желательным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.008 с.) |