![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здравое слово о главе сорок девятойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В данной главе речь идет о том, что человек, заявляющий, что все ниспосланные ему блага и имущество он заработал собственным трудом, ловкостью и умением, и что он заслуживает этого, полагая, что Аллах ему что-то должен, тем самым ущемляет право Аллаха. Подобные заявления противоречат принципу таухида, поскольку истинный верующий признает, что все явные и скрытые блага ниспосланы Аллахом, и воздают Ему за это свою благодарность. Тем самым он укрепляет собственное благочестие и праведность и использует эти блага для того, чтобы быть еще более покорным Аллаху. Он не считает, что Аллах ему что-либо должен, равно как и не считает, что имеет какое-либо право в отношении Аллаха, поскольку все права принадлежат Ему, а человек является всего лишь покорным рабом. Тем самым достигается подлинная вера и совершенный таухид. В противном же случае человек проявляет неблагодарность Дарующему Божественные блага и приходит к самовозвеличиванию, что является одним из величайших пороков. Глава 50 О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Смысл аята 190 из суры «Преграды». 2. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо," помимо Аллаха. 3. Такие имена являются ширком, даже если он проявляется только на словах, а не в реальности. 4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом*. 5. Салафы подчеркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении. *Доисламские язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорожденных девочек живыми, о чем сказал Всевышний: «...И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита...» (Скручивание, 8—9). Всевышний Аллах сказал: «Когда же Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им...» (Преграды, 190). Комментируя приведенный выше аят, Ибн Аббас сказал: «Адам овладел ею [Евой] и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: "Я — ваш господин, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот". Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его Абд аль-Харисом (Аль-Харис, букв. «пахарь» — имя Иблиса). Таким образом, Абд аль-Харис означает «раб Иблиса» [«раб Шайтана». — Ред.]). Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз. Опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «...Они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им» (Преграды, 190). Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Он же передал достоверный хадис Катады, который сказал: «Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении». По поводу же высказывания Всевышнего «"Если Ты даруешь нам здорового ребенка, мы будем Тебе благодарны!"» (Преграды, 189), Муджахид сказал: «Они боялись, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан [аль-Басри. — Ред.], Саид [ибн Джубейр. — Ред.] и другие. Ибн Хазм сказал: «Они [салафы. — Ред.] единогласно согласились с тем, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо помимо Аллаха как, например, Абд Умар ("раб Умара"), Абд аль-Кааба ("раб Каабы") и т.п., является запрещенным. Исключением является имя Абд аль-Мутталиб»*. *Ибн Хазм сообщил: мусульманские ученые единодушны в своем мнении по поводу запрещения всего, что указывает на преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха. Причина этого заключается в том, что это является приобщением к Аллаху равных в господстве и поклонении, так как все творения принадлежат Одному Аллаху и являются только Его рабами. Он же предписал поклоняться только Ему. Однако среди Его рабов есть такие, которые признают Его Единство в господстве и обладании прекрасными именами и качествами, но придают Ему сотоварищей в поклонении. Несмотря на это, на них также распространяется следующее предопределение Всевышнего: «Всякий, кто в небесах и на Земле, приходится Милосердному не иначе, как рабом» (Марйам, 93). В этом заключается всеобщее рабство пред Аллахом. Что же касается рабства особенного, то оно относится только к искренним и покорным рабам Аллаха. О них сказал Всевышний: «Разве же Аллах недостаточен для Своего раба..» (Толпы, 36).
Исключением из этого правила является имя Абд аль-Мутталиб, в основе которого лежит отношение рабства перед человеком. Прадед посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на женщине из рода бану ан-Наджжар племени аль-Хазрадж в Медине, и его сын Шейба рос там. Как-то брат Хашима, аль-Мутталиб, приехал в Медину и забрал мальчика с собой в Мекку. Они въехали в Мекку верхом, и Шейба сидел позади своего дяди. Цвет кожи мальчика изменился во время долгого путешествия. Когда жители Мекки увидели их, они приняли Шейбу за раба аль-Мутталиба и сказали: «Это — раб аль-Мутталиба (араб. "Абд аль-Мутталиб". — Ред.)». Это имя так закрепилось за ним, что люди звали его только так. Истинное значение этого имени не заключало в себе никакого иного смысла, поэтому даже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я — сын Абд аль-Мутталиба». Впоследствии Абд аль-Мутталиб стал вождем племени Курайш и являлся самым знатным из них в эпоху джахилиййи. Именно он раскопал источник Замзам, из которого ему и его потомкам принадлежало право поить паломников до Ислама. ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ПЯТИДЕСЯТОЙ В данной главе речь идет о тех, кому Аллах даровал детей, и как Он совершил Свое благо, сделав их физически здоровыми. В ответ на это люди обязаны быть благочестивыми в своей религии и благодарить Аллаха за Его блага. Они обязаны не допускать поклонения своих детей кому-либо помимо Аллаха, а также не приписывать благ Аллаха никому другому. В противном случае это будет проявлением неблагодарности за дарованные Им блага, что абсолютно противоречит принципу таухида. Глава 51 ОБ ИМЕНАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Утверждение наличия имен у Аллаха. 2. Утверждение того, что Его имена прекрасны. 3. Повеление взывать к Аллаху ими. 4. Повеление отвергать невежественных людей, которые отрицают имена Аллаха и раскольничают о них. 5. Разъяснение понятия «раскольничество» в отношении имен Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха — прекрасные имена; взывайте к Нему ими, и оставьте тех, кто раскольничает о Его именах. Им воздастся за то, что они делают!»* (Преграды, 180). *Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У Аллаха — девяносто девять имен: сто без одного. Тот, кто перечислит их, войдет в Рай. Он — Один и любит нечетное...» (Аль-Бухари 11/186—192, Муслим [2277]). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что нам известно только девяносто девять прекрасных имен Аллаха. По ним раб узнает своего Господа, и они указывают на Его совершенство. В данном аяте Аллах предостерег нас от раскольничества о них. Ибн аль-Каййим сказал: «Раскольничество заключается в том, что имена и качества Аллаха не признают и отрицают, или не признают их значение и делают бессмысленными, или искажают их истинный смысл и изменяют его путем аллегорического толкования, или дают эти имена творениям». Необходимо знать, что Всевышний Аллах абсолютно не похож на Свои творения ни сущностью, ни качествами. Он сказал: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11). Отрицание же или неверное толкование качеств Аллаха приводит к отклонению от дороги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что и постигло джахмитов, мутазилитов и многих других.
Ибн аль-Каййим сказал, что имена и качества Господа можно подразделить на несколько групп: — относящиеся к Его сущности, такие как Сущий (Зат), Существующий (Мауджуд); — относящиеся к Его качествам, такие как Всеведущий (аль-Алим), Всемогущий (аль-Кадир), Всеслышащий (ас-Сами'), Всевидящий (аль-Басыр); — относящиеся к Его деяниям, такие как Творец (аль-Халик), Наделяющий благами (ар-Раззак); — отрицающие Его недостатки и подчеркивающие Его совершенство, такие как Святой (аль-Куддус), Совершенный (ас-Салам); — объединяющие несколько атрибутов и не ограничивающиеся одним, такие как аль-Маджид (Славный), аль-Азим (Великий), ас-Самад (Вечный). Например, имя аль-Маджид (Славный) объединяет несколько качеств совершенства и подчеркивает обширность, величие и изобилие. Аллах сказал: «...Владыка Трона, Славный...» [Зу-ль-Арш аль-Маджид] (Башни, 15). Он — Владыка Трона обширного, величественного, славного; — образующиеся в результате упоминания одного из качеств после другого, то есть благодаря добавлению второго к первому. Например, «Самодостаточный, Восхваляемый» (аль-Гани аль-Хамид). Самодостаточность — это качество совершенства, так же, как и хвала. Однако вместе они образуют третье совершенство. Это относится ко всем подобным именам Аллаха, упомянутым в Коране, таким как Всепрощающий, Всемогущий (аль-Гафур аль-Кадир), Восхваляемый, Славный (аль-Хамид аль-Маджид), Могущественный, Мудрый (аль-Азиз аль-Хаким). Как на то указал Ибн Касир, у Аллаха есть и неизвестные нам имена. Он опирался на следующий хадис Ибн Масуда от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Если кого-либо из вас охватит тревога или печаль, и он скажет: "О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой хохол [душа. — Ред.] — в Твоих руках. На мне утверждено Твое постановление, и справедливо ко мне Твое предопределение. О Аллах! Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты Сам назвал Себя, или ниспослал их в Своей Книге, или научил им кого-либо из Своих творений, или сохранил их у Себя в знании сокровенного, сделай Величественный Коран садом моей души, светом моего сердца, снятием моей печали и исчезновением моей тревоги и скорби" — тому Аллах обязательно развеет его тревогу и печаль, и их место займет радость. Его спросили: «О посланник Аллаха! Разве не должны мы выучить это?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Конечно, каждому, кто услышит это, следует его выучить (Ахмад 1/391 и 452, Ибн Хиббан (2372); достоверный хадис).
Ибн Абу Хатим приводит толкование Ибн Аббаса о словах Аллаха: «Тех, кто раскольничает о Его именах...» — это те, кто придает Ему сотоварищей». Ибн Аббас также сказал: «Имя ал-Лат произошло от «аль-ИлаЬ» (Божество), а имя «аль-Узза» — от «аль-Азиз» (Могущественный)». Аль-Амаш сказал: «Они [раскольники] вносят в них [имена Аллаха. — Ред.} то, что к ним не относится».
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.46 (0.007 с.) |