Здравое слово о главах шестьдесят 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здравое слово о главах шестьдесят



ЧЕТВЕРТОЙ И ШЕСТЬЛКГЯТЬ ПЯТОЙ

Клятва от имени Аллаха и испрашивание ходатайства Аллаха перед Его творениями являются большим неуважением по отношению к праву Аллаха, что совершенно противоречит таухиду.

В большинстве случаев клятва от имени Аллаха является признаком высокого самомнения, а также фамильярностью и неучтивостью по отношению к Аллаху. Истинная же вера может быть достигнута только тогда, когда человек избавится от этого порока.

В отношении же испрашивания ходатайства Аллаха перед Его творениями следует сказать, что Он Велик настолько, что не может быть ходатаем перед Своими созданиями. Ходатайствующий в большинстве случаев ниже по своему положению, чем тот, перед кем ходатайствуют. Подобное действие является неуважением к Ал­лаху и должно быть исключено. Даже заступники ходатайствуют пред Ним только с Его позволения, испытывая страх перед Ним. Как же может быть наоборот, что Аллах является ходатаем? Он Всемогущ и Велик, и все на свете подчиняется только Ему.

 

Глава 66

О ЗАЩИТЕ ПРОРОКОМ, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО

АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

ТАУХИДА И ПРЕГРАЖДЕНИИ ИМ ПУТЕЙ И ШИРКУ

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предупреждение людей о недопустимости чрезмерного возвеличивания кого бы то ни было, кроме Аллаха.

2. Что следует сказать тому, кому сказано: «Ты — наш господин».

3. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:...чтобы не увлек вас Шайтан, хотя люди говорили только истину.

4. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах.

Абдулла ибн аш-Шиххир рассказывал:

«В составе делегации от племени бану Амир я прибыл к посланнику Аллаха. Мы обратились к нему: "О наш господин!" На это Пророк ответил: Господин — это Всевышний и Благословенный Аллах. Тогда мы сказали: "О самый достойный и великий из нас!" Пророк сказал: Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своих высказываниях, чтобы не увлек вас Шайтан"»*. Этот хадис передал Абу Дауд с очень хорошим иснадом. (Абу Дауд (4806), Ахмад 4/25; достоверный хадис).

Анас рассказывал:

«Некоторые люди сказали: "О посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын господина нашего!" Пророк ответил им: О люди! Говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщения Шайтана! Я — Мухаммад, раб Аллаха и Его посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня вы­ше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах»**. Этот хадис передал ан-Насаи с очень хорошим иснадом. (Ахмад 3/153 и 241; достоверный хадис).

*Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бережно охранял таухид от нарушающих его слов и деяний, которые могли уничтожить или ослабить его. Об этом свидетельствуют многочисленные тексты из Сунны: Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я —раб. Говорите [обо мне. — Ред.]: "Раб Аллаха и Его посланник" (Ахмад 1/23, 24, 47, 55, аль-Бухари 6/355 и 12/131 от Умара ибн аль-Хаттаба). Истинно, не у меня надо просить помощи, а у Ал­лаха (аль-Хейсами 10/159, хороший хадис) и др. Он запретил чрезмерно хвалить человека и произносить хвалебные речи. Абу Бакр рассказывал: «Однажды один человек хвалил другого около посланника Аллаха, и он сказал ему: «Ты обезглавил своего друга», и повторил это трижды» (Абу Дауд (4805), аль-Бухари 5/202. 203 е 10/456, Муслим (3000), Ибн Маджа (3744)). Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: Если вы встретите восхваляющих, то бросьте им в лица песок. (Муслим (3002), Абу Дауд (4804), ат-Тирмизи (2395), Ибн Маджа (3742), Ахмад 2/94 от Ибн Умара, ат-Тирмизи (2396) от Абу Хурайры).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал восхваление, потому что оно приводит к возвеличиванию человека в его собственных глазах, а это противоречит совершенству таухида. Поэтому в поведении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время труднейших испытаний проявлялось высшее унижение пред Господом ми-ров. Это ведет к смирению, покорности и страху пред Аллахом.

Каждый, кто не стремится к унижению пред Аллахом, посягает на Его право. Любовь его не достигнет совершенства, пока раб не возлюбит то, что любит Аллах, и не возненавидит то, что ненавидит Аллах. Любовь же к похвале и самовосхвалению совершенно противоречит любви к Аллаху. Если у человека проявляется этот порок, то это является признаком несовершенства его таухида господства Аллаха, ибо самовозвеличивание и преклонение перед самим собой противоречат рабству пред Одним Аллахом.

 

Всевышний сказал: «Высокомерие — Мой плащ, а гордость — Мое покрывало. Каждого, кто будет претендовать на что-либо из этого, Я брошу в Огонь» (Абу Дауд (4090) от Абу Хурайры, Муслим (2620) от Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не войдет в Рай никто, в чъем сердце есть высокомерие хотя бы на вес пылинки (Муслим (91) от Ибн Масуда; Абу Дауд (4091), ат-Тирмизи (1999) также от Ибн Масуда). Самопоклонение пожирает благие дела, как огонь пожирает дрова, а восхваление ставит восхваляемого на ступень, которой он не достоин. Это широко распространено среди поэтов, которые предаются возвеличиванию людей, однако тот, кто восхваляет творение Аллаха, тем самым оболыцает его и сам совершает грех. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это и предостерег от этого свою общину.

Тем не менее, как об этом сказал Всевышний: «Те, которые были несправедливы, заменили это словом отличным от того, что было им сказано...» (Корова, 59). И многие люди продолжают впадать в ширк в господстве, поклонении и власти. Они увидели в том, что запретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, самое великое приближение к Господу и самое великое благодеяние. Однако Ислам усовершенствовал понятие господства Аллаха, уберег его и указал на ширк и пути, ведущие к нему.

**Ибн аль-Каййим в своем труде «Бадаи аль-Фаваид» писал: «Ученые разошлись во мнении о допустимости обращения «господин» к человеку. Имам Малик и другие запрещали это, опираясь на вышеуказанный хадис о том, что когда к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обратились: «О наш господин!», — он сказал: Господин — это Всевышний и Благословенный Аллах. Другие же ученые разрешили подобное обращение, обосновывая это словами Пророка, да благословит его Аллах и при­ветствует, обращенными к ансарам: «Идите к своему господину!» (т. е. Сааду ибн Муазу, главе племени аль-Аус, при смерти которого потрясся Трон Милосердного (Аль-Бухари 6/115, 7/94 и 317, Муслим (1768), Ахмад 3/22, 71, Абу Дауд (5215) от Абу Саида). Последнее мнение представляется более верным, чем первое».

ЗДРАВОЕ СЛОВО О ГЛАВЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ

Глава с подобным разъяснением уже была представлена читателю ранее [см. гл. 22. — Ред.]. Возвращаясь к этой теме, автор уделяет ей особое внимание, поскольку таухид может быть достигнут, сохранен и укреплен только в случае исключения любых путей, ведущих к ширку. Если ранее говорилось о защите таухида путем преграждения действенных и практических путей, ведущих к его нарушению, то в этой главе речь идет о его защите правильным этике-том и тщательным подбором слов.

Любое высказывание, содержащее в себе чрезмерное возвеличивание и которое может привести к ширку, должно быть исключено во имя достижения подлинного таухида.

Итогом сказанного является то, что подлинный таухид достигается тщательным соблюдением его условий, столпов и сопутствующих обстоятельств с абсолютным исключением явных и скрытых нарушений таухида в словах, делах, чувствах и убеждениях.

Подробное разъяснение этого уже приводилось в предыдущей главе.

Глава 67

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл высказывания Всевышнего «...а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его...» (Толпы, 67).

2. Эти и подобные им знания еще сохранялись у иудеев, живших во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые тогда еще' не отрицали этого и не занимались их аллегорическим толкованием.

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил истинность того, что рассказал ему ученый, а Аллах удостоверил это ниспосланным аятом.

4. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, когда услышал то великое знание, которое раскрыл ему ученый.

5. Упоминание о наличии у Аллаха двух рук и размещении Им всех небес в правой руке, а всех земель — в левой.

6. Упоминание о том, что вторая рука называется левой.

7. Упоминание в хадисе о высокомерных и заносчивых людях.

8. Слова Ибн Аббаса: «...подобно горчичному зернышку в руке одного из вас».

9. Величие Престола по отношению к небу.

10. Величие Трона по отношению к Престолу.

11. Трон является чем-то отличным от Престола и воды.

12. Расстояние между каждым небом и следующим.

13. Расстояние между седьмым небом и Престолом.

14. Расстояние между Престолом и водой.

15. Трон находится над водой.

16. Аллах находится над Троном.

17. Расстояние между небом и землей.

18. Каждое из небес простирается на расстояние в пятьсот лет.

19. Глубина моря, находящегося над небесами, составляет пятьсот лет, хотя Всевышнему и Всемогущему Аллаху все' это ведомо намного лучше.

Всевышний Аллах сказал:

«Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения, а небеса скручены Его десницей. Хвала Ему, и Превыше Он того, что они к Нему приобщают!»*(Толпы, 67).

*Ибн Касир в своем комментарии к этому аяту писал: «Мушрики не ценили Аллаха достойным образом и поклонялись помимо Него другим божествам. Однако Он — Самый Великий, и нет более великого, чем Он. Он — Всемогущий, Он — Царь всего сущего, и все находится в Его подчинении и под Его могуществом». Мухаммад ибн Ка'б сказал: «Если бы они ценили Его достойным образом, то не отвергали бы Его». Ибн Аббас же сказал: «Неверные не веруют в могущество Аллаха над ними. Тот, кто уверовал в то, что Аллах Всемогущ, оценил Его достой­ным образом, а тот, кто не уверовал в это, не оценил Его достойным образом».

Ибн Масуд рассказывал:

«Однажды к посланнику Аллаха пришел один из иудейских ученых и сказал: "О Мухаммад! Мы считаем, что Аллах [в день Воскресения. — Ред.] разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвертом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь". Пророк рассмеялся, соглашаясь со словами ученого, а затем прочитал аят: «Не ценили они Ал­лаха достойным образом, а ведь вся Земля будет всего лишь пригоршней в руке Его в день Воскресения...» (Аль Бухари 8/423 и 13/397, Муслим (2786), Ахмад 1/457, ат-Тирмизи [3239]).

В ривайе у Муслима говорится:...а горы и деревья — на седьмом. Он потрясет ими и скажет: «Я—Царь. Я— Аллах».

В ривайе же, приведенной аль-Бухари, говорится: «...разместит небеса на одном пальце, воды и богатства — на другом, а все ос­тальные Свои творения — на третьем...».

Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн Умаром:

В день Воскресения Аллах свернет небеса и возьмет в Свою правую руку, а затем скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» Затем Он свернет все семь земель и возьмет их в левую руку и скажет: «Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?» (Муслим [2788]).

Ибн Аббас сказал: «Семь небес и семь земель размещаются в ладони Милосердного подобно горчичному зернышку в руке одного из вас».

Ибн Джарир сказал:

Йунус [ибн Абд аль-А'ла. — Ред.} рассказал мне от Ибн Вахба от Ибн Зайда от его отца следующий хадис: "Посланник Аллаха сказал: Семь небес по сравнению с Престолом (аль-Курси. — Ред.) подобны семи дирхемам, брошенным в щит».

Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха сказал: Престол по сравне­нию с Троном (аль-Арш. — Ред.) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне». (Ибн Джарир, Ибн Абу Шайба и «аль-Асма' ва-с-Сифат» аль-Байхаки от Абу Зарра аль-Гифари).

Ибн Масуд передал:

Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Престолом — пятьсот лет, а между Престолом и водой — также пятьсот лет. Трон же находится над водой, а Аллах — над Троном, и ничто не скрыто от Него из деяний ваших*. Этот хадис приводится Ибном Махди от Хаммада ибн Саламы от Асима ибн Бахдали от Зирра ибн Хубайша от Абдуллы ибн Масуда. Подобный же хадис приводит и аль-Масуди от Асима от Абу Ваила от Абдуллы. Хафиз аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что этот хадис дошел до нас через большое количество цепочек.

Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал:

«Однажды посланник Аллаха сказал нам: Известно ли вам, каково расстояние между небом и землей? Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его посланнику". Пророк сказал: Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землей. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама». Этот хадис передали Абу Дауд и другие. (Абу Дауд (4723). (4724), (4725), ат-Тирмизи (33 17), Ибн Маджа (193) и Ахмад 1/206 и 207).

*Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, утверждал о высоком положении Аллаха над Троном — выше всех Его творений. Однако еретики заявляют, что внешний смысл подобных хадисов не отражает их истинного значения и что согласно им Творец, якобы, уподобляется Своим творениям. Если бы их слова были истиной, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно сообщил бы об этом своей общине. Однако Аллах довел Свою религию до совершенства уже при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и закончил Свою милость к рабам Своим: Его послание было доведено до людей. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и их последователи признавали все имена и качества Всевышнего, которыми Он описал Себя в Коране и которыми описал Его посланник Аллаха, да благословит его Ал­лах и приветствует.

Шейх-уль-Ислам Ахмад ибн Теймийа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Книга Аллаха, от ее начала и до конца, Сунна Его пророка, изречения его сподвижников и их последователей, а также изречения других имамов буквально наполнены текстами, излагающими и подтверждающими то, что Всевышний Аллах находится выше всех, над Троном, над Небесами, что Он вознесся на Трон. Ибо Всевышний сказал: «К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает...» (Ангелы, 10). Все­вышний также сказал: «О Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе» (Семейство Имрана, 55). Всевышний также сказал: «...Аллах вознес его к Себе..» (Женщины, 158). Он также сказал: «...От Аллаха, Владыки ступеней: восходят ангелы и Дух к Нему...» (Ступени, 3—4). Аллах также ска­зал: «Он низводит Свое повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдет к Нему...» (Поклон, 5).

Всевышний также сказал: «Они боятся своего Господа, который над ними...». (Пчелы, 50). Аллах также сказал: «Он — Тот, Который сотворил для вас все, что на Земле, а потом вознесся к Небу и устроил его из семи небес...» (Корова, 29). Он сказал: «Поистине, Господь ваш —'Ал­лах, который создал Небеса и Землю в шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он покрывает ночью день, который непрестанно за ней движется... И солнце, и луну, и звезды, подчиненные Его власти. Поистине, Ему принадлежит создание и власть. Благословен Аллах, Господь ми-ров!» (Преграды, 54). Всевышний также сказал: «Поистине, Господь ваш

— Аллах, Который сотворил Небеса и Землю в шесть дней, потом воз­несся на Трон, управляя Своим делом. Нет заступника [пред Ним] иначе, как после Его позволения...» (Йунус, 3). В этом аяте Он упомянул две составляющие таухида [таухид господства и таухид имен и качеств Аллаха. — Ред.}.

Всевышний также сказал: «Аллах — Тот, Кто воздвиг небеса без опор, которые бы вы видели, потом утвердился на Троне...» (Гром, 2). Он также сказал: «...ниспосланием от Того, Кто создал Землю и Небеса вышние. Милосердный утвердился на Троне...» (Та Ха, 4—5). Всевыш­ний Аллах также сказал: «И уповай на Живого, Который не умирает, и возноси Ему хвалу — Он достаточно знает о грехах рабов Своих — Ко­торый сотворил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней, а потом утвердился на Троне — Милосердный, спроси о нем сведущего!» (Различение, 58—59). Всевышний также сказал: «Аллах Тот, Который со­творил Небеса, Землю и то, что между ними, в шесть дней, а потом ут­вердился на Троне. Нет у вас помимо Него покровителя и заступника. Не размыслите ли вы об этом? Он низводит Свое повеление с Неба на Землю, а потом оно взойдет к Нему в некий день, протяжение которого — тысяча лет по тому, как вы считаете» (Поклон, 4—5). Он также ска­зал: «Он — Тот, Кто сотворил Небеса и Землю в шесть дней, а потом утвердился на Троне; Он знает, что входит в землю и что выходит из нее, что нисходит с неба и что поднимается в него. Он с вами, где бы вы ни были: Аллах видит то, что вы делаете!» (Железо, 4). В этом аяте Он сообщил о Своем всеобъемлющем знании, о Своем абсолютном могуществе, о Своем всеведении.

Всевышний также сказал: «Неужели вы не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может велеть земле поглотить вас, тогда как она уже колеблется? Или не опасаетесь, что Тот, Кто в небе, может наслать на вас вихрь — и тогда вы узнаете, каково Мое увещание?» (Власть, 16—17). Он также сказал: «Не подходит к ней [Книге Аллаха] ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание Мудрого, Достохвального» (Разъяснены, 42). Он также ска­зал: «Ниспослание Книги от Аллаха Всесильного, Мудрого» (Колено преклоненная, 2). А также: «Сказал Фир'аун: "О Хаман, выстрой мне башню, может быть, я дойду до путей — путей небес и поднимусь К Богу Мусы: я ведь думаю, что он лжец"...» (Верующий, 36).

Хафиз аз-Захаби в своем труде «Китаб аль-Улу» привел следующие слова,,жены посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы об аяте «Милосердный — Он утвердился на Троне» (Та Ха, 5). «Утверждение на Троне известно, но как — не доступно разуму. Признание этого — вера, а отрицание — неверие».

Суфйан ибн Уйайна сказал: «Когда Рабиа ибн Абу Абдуррахмана спросили: «Какова сущность утверждения на Троне», — он ответил: «Утверждение известно, но как — не доступно разуму. От Аллаха — послание, на Посланнике — извещение, а на нас — вера».

Иахйа ибн Иахйа рассказывал, что когда к имаму Малику зашел один человек и спросил: «О Абу Абдулла! "Милосердный утвердил­ся на Троне". А как Он утвердился? — Имам сказал: «Утверждение— известно, но как — не доступно разуму. Вера в это обязательна, а подобный вопрос — ересь».

Муджахид сказал: «"Утвердился" означает "возвысился на Трон"». Исхак ибн Рахавийа слышал от нескольких толкователей, что «Милосердный утвердился на Троне» означает «поднялся».

Али ибн Хусейн ибн Шакик рассказывал, что Ибн Мубарак, когда его спросили: «Как нам узнать нашего Господа?», ответил: «Узнав то, что Он — над седьмым небом, над Троном, отделен от Своих творений». Абу Умар ат-Талманки в своем труде «Китаб аль-Усуль» писал: «Мусульмане — приверженцы Сунны — единодушны в том, что Аллах утвердился на Троне Своей сущностью». Там же он ска­зал: «Приверженцы Сунны также единодушны в том, что Всевышний Аллах утвердился на Троне в действительности, а не метафорически». Далее он привел слова имама Малика: «Аллах на Небе, но Его знание — повсюду». Объясняя же значение высказывания Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были...» и тому подобных аятов Корана, он сказал: «Это Его знание. Сам же Аллах находится над небесами Своей сущностью, вознесся на Свой Трон таким образом, каким пожелал».

Хафиз аз-Захаби сказал: «Впервые взгляды, отрицающие то, что Аллах находится над Троном, начал распространять аль-Джа'д ибн Дирхам. Вместе с этим он отрицал все качества [Аллаха. — Ред.]. Его казнил Халид ибн Абдулла аль-Касри, и это хорошо известная история. Взгляды его заимствовал имам джахмитов аль-Джахм ибн Сафван. Он обнародовал их и обосновал сомнительными доводами. Произошло это в конце эпохи последователей (сподвижников посланника Аллаха ['аср ат-таби'ин). — Ред.], и имамы того времени опровергли его взгляды. Среди них — аль-Аузаи, Абу Ханифа, Малик, ал-Лейс ибн Саад, ас-Саури, Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, Ибн Мубарак, а также праведные имамы последующих поколений».

Имам аш-Шафии сказал: «Аллаху присущи имена и качества, и никому не позволительно отвергать их. Кто продолжает противоречить этому после доведения до него доказательств, является неверным. Если же он настаивает на этом до представления ему доказа­тельств, то у него есть оправдание неведением. Мы подтверждаем эти качества и отвергаем их уподобление [качествам творений. — Ред.], как отверг это от Себя Всевышний, сказав: «Нет ничего, подобного Ему» (Совет, 11)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.045 с.)