Здравое слово о главе тридцать первой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здравое слово о главе тридцать первой



Основой таухида и его духом является искренность любви к Одному Аллаху, что представляет собой также основу обожествления и поклонения Ему, которое становится истинным только в этом случае. Таухид может быть достигнут лишь тогда, когда слуга преисполнится любви к своему Господу, которая должна быть крепкой и несокрушимой. Все остальные же привязанности человека должны являться второстепенными по отношению к любви к Аллаху и проистекать из нее, благодаря чему он обретет счастье и успех.

Для того, чтобы любовь к Аллаху была многосторонней и совершенной, раб обязан любить дела и людей, которые любезны Аллаху, ненавидеть дела и людей, которые ненавистны Аллаху, быть другом Его друзей и быть врагом Его врагов. Тем самым раб Аллаха сделает совершенными свою веру и свой таухид.

Что же касается воздвигания предметов поклонения из среды Его творений и любви к ним, как к Аллаху, предпочтения повиновения им повиновению Аллаху, поминания их и обращения мольбы к ним, то это является великим ширком, за что Аллах не дарует прощения. Совершающий это вырвал свое сердце из-под покровительства Всемогущего и Славного и привязался к чему-то помимо его, что не может принести ему никакой пользы. Эта хилая связь мушриков бу­дет оборвана в день Воскресения, а их любовь и привязанность превратятся в ненависть и вражду.

Следует знать, что существуют три разновидности любви:

1) любовь к Аллаху, которая является основой веры и таухида;

2) любовь в Аллахе, то есть любовь к пророкам Аллаха и Его посланникам, а также к их последователям, любовь к деяниям, временам, местам и прочим угодным Аллаху вещам. Это дополняет и совершенствует любовь к Аллаху;

3) любовь наряду с любовью к Аллаху, чем является любовь к божествам и предметам поклонения: деревьям, камням, людям, правителям и т.п., что представляет собой основу ширка.

Наряду с этим существует и четвертый вид любви — естественная любовь человека к еде, питью, браку, одежде, родственникам и т.д. Эта любовь разрешается, если она совершенствует и дополняет любовь к Аллаху, укрепляет повиновение Ему и является, таким образом, одним из видов поклонения. Если же такая любовь препятствует этому и ведет к тому, что не угодно Аллаху, то она недопустима. Человеческая любовь прекрасна, когда она не противоречит религии. Аллаху же это ведомо лучше.

Глава 32

О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 175 из суры «Семейство Имрана».

2. Смысл аята 18 из суры «Покаяние».

3. Смысл аята 10 из суры «Паук».

4. Убежденность человека может слабеть и крепнуть.

5. Признаки слабости убежденности, три из которых содержатся в хадисе Абу Саида.

6. Искренность страха пред Аллахом является одним из обязательных религиозных предписаний.

7. Напоминание о каре, уготованной для того, кто утратил этот страх.

8. Напоминание о награде для тех, кто его испытал.

Всевышний Аллах сказал:

«Это всего лишь Шайтан, который представляет приверженцев своих страшными; но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня, ес­ли вы верующие!»* (Семейство Имрана, 175).

Всевышний также сказал:

«Оживляет мечети Аллаху тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, совершает Намаз, дает закят и не боится никого, кроме Аллаха, — может быть, такие окажутся идущими верно!»** (Покаяние, 18).

Он также сказал:

«Есть среди людей такие, которые говорят: "Мы уверовали в Аллаха", — но когда они пострадают во имя Аллаха, они испытание людское принимают за наказание Аллаха»*** (Паук, 10).

*Страх пред Аллахом — одно из величайших достоинств религии и ее вершина, он объединяет все виды поклонения, в которых обязательна искренняя преданность Всевышнему Аллаху. Аллах Всевышний сказал: «...И они от страха пред Ним трепещут» (Пророки, 28). Он также сказал: «Тем же, кто боится сана Господа своего,два Рая!» (Милосердный, 46).

Страх не пред Аллахом делится на три вида. Первый — это тайный страх мушрика перед идолом или тагутом, который боится, чтобы его не постигло несчастье. Народ Нуха сказал своему пророку: «...Мы говорим только, что тебя поразил злом один из наших богов. Он сказал: "Я призываю в свидетели Аллаха, засвидетельствуйте же и вы, что я не-причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи..."» (Худ, 54). Этот страх сидит в поклоняющихся могилам и идолам: они сами боятся их и пугают ими утвердившихся в таухиде, когда те отвергают подобное поклонение и призывают к обращению поклонения только Одному Аллаху, ибо такой страх противоречит таухиду.

Второй — это страх перед некоторыми людьми, заставляющий отказаться от выполнения обязательных предписаний Аллаха. Это запрещено и является одним из видов ширка, противоречащим совершенству таухида. Аллах сказал: «...Тем, которым говорили люди: "Люди ополчились против вас, бойтесь их!" — но это только увеличило веру в них, и они сказали: "Достаточно нам Аллаха, Он — Прекрасный Хранитель!"» (Семейство Имрана, 173). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах в день Воскресения скажет Своему рабу: "Когда ты увидел прегрешение, что помешало тебе исправить его?" Он скажет: "О Господь! Я боялся людей". Он скажет: "Меня ты должен был бояться прежде всего!" (Ибн Маджа (4008) от Абу Саида; достоверный хадис).

И третий — естественный страх перед врагом или диким зверем. Такой страх не порицается. Всевышний в истории Мусы сказал: «И ушел он оттуда со страхом, осматриваясь, и сказал: "Господь мой, спаси меня от людей неправедных!» (Рассказ, 21).

Ибн аль-Каййим сказал: «К козням врага Аллаха [Шайтана. — Ред.] относится то, что он пугает верующих своим войском и приверженцами, что­бы верующие не вели борьбу с ними, не приказывали им совершать праведное и не запрещали им прегрешения. Всевышний сообщил, что это — из козней Шайтана и его запугиваний, и запретил нам бояться их».

Он продолжил о том, что сказали толкователи Корана о выражении «...представляет приверженцев своих страшными». «Катада сказал: "Он возвеличивает их в груди вашей". И у каждого раба с сильной верой страх перед приверженцами Шайтана исчезнет из сердца, а у кого вера слабая, страх перед ними будет велик. Таким образом, этот аят указывает на то, что очищение веры пред Аллахом и страх относятся к условиям веры».

**Всевышний сообщил, что мечети Аллаха оживляют только уверовавшие в Аллаха и в Последний день, которые уверовали в своих сердцах, совершают благие дела и благоговеют пред Ним. Они оживляют мечети повиновением и праведными делами. Дела же мушриков не принесут им пользы, как сказал об этом Всевышний: «Дела тех, которые не веровали, подобны миражу в пустыне: жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это — ничто; и находит он с собой только Аллаха, Который требует с него полного отчета...» (Свет, 39).

Уверовавшие в Единого Господа не боятся никого, кроме Него, и благо­говеют только пред Ним, возвеличивая Его, поклоняясь и подчиняясь Ему. Они являются идущими верным путем.

Что же касается слов Аллаха «...может быть, такие окажутся идущи­ми верно!», то Ибн Аббас сказал, что выражение «может быть» в Коране означает «обязательно».

***Ибн аль-Каййим сказал: «Когда к людям посылаются посланники, они оказываются перед дилеммой. Одни говорят: "Мы уверовали", — а другие не говорят этого и не оставляют плохих дел и неверия. Тех, которые сказали: "Мы уверовали", — Аллах испытывает, искушает и прелыцает. И
прелыцение — это искушение и экзамен для того, чтобы искренне говорящий это отличался от лжеца. А те, которые не говорят: "Мы уверовали", —пусть не думают, что они тем самым ослабят Аллаха, избегут или опередят Его.

С тем, кто уверовал в посланников и последовал за ними, будут враждовать его враги, причинять ему вред и искушать его доставляемыми мучениями. Тот же, кто не уверовал и не последовал за ними, будет наказан как в этом мире, так и в Будущей жизни, и получит мучения, которые будут более великими и длительными, чем мучения последовавших за пророка-ми. Эти мучения обязательно постигнут каждого, независимо от того, уве­ровал он или чувствовал отвращение к вере. Однако верующий получает их вначале, в этом мире, а потом для него наступает благополучие как в этом мире, так и в Будущей жизни. А тот, кто противится вере, вначале наслаждается, а затем попадает в вечное страдание.

Человек живет в обществе, и все люди имеют собственные желания и представления и требуют от верующего, чтобы он согласился с ними. Если он не соглашается, то они причиняют ему страдания и мучения, а если он соглашается с ними, то также получает наказание — иногда от них, а иногда от других. Если религиозный, богобоязненный человек, поселившийся среди порочных несправедливых людей, не допускающих в отношении своей порочности и несправедливости ничего, кроме одобрения или молчания, согласится с ними или смолчит, то избавится от их зла вначале, однако затем они обрушатся на него, нанося оскорбления и причиняя страдания во много раз превосходящие те, которых он боялся вначале, если бы порицал их и противился им. И даже если он избавится от них, то, несомненно, по­лучит оскорбления и наказания от рук других.

А благоразумие... Все благоразумие — в словах матери правоверных Аиши, обращенных к Муавии: «Кто добьется довольства Аллаха, вызвав негодование людей, того Аллах избавит от людей; а кто добьется довольст­ва людей, разгневав Аллаха, того они ничем не избавят от Аллаха» (ат-Тирмизи и Абу Наим в «аль-Хилйа»). Поэтому тот, кого Аллах направит и поведет по верному пути, вдохновит и убережет от зла его души, откажется от одобрения запрещенного деяния и будет стойким по отношению к их [людей. — Ред.] вражде. Он добьется успеха как в этом мире, так и в ином, подобно пророкам и их последователям.

Затем Всевышний сообщил о положении уверовавших без ясного знания. Когда им причиняют страдания на пути Аллаха, вред людей и причиняемое ими зло становятся искушением для них. Подобные муки непременно причиняли пророкам и их последователям те, кто противились им. Это искушение приводят к их бегству от зла и оставлению той причины, по которой им причиняли страдания. Это подобно наказанию Аллаха, которого избегают верующие своей верой.

Верующие, обладающие совершенным сознанием, убегают от мучений наказания Аллаха к вере и переносят возникающие при этом кратковременные страдания, с которыми они вскоре расстанутся. Эти же люди из-за недостаточности своего знания убегают от мучений врагов посланников к согласию и следованию за ними, но они бегут от мучений их наказания к мукам наказания Аллаха. Мучения от искушения людей при бегстве от не­го превращаются в наказание Аллаха. Вот самый великий ущерб — искать спасения от зноя в огне! От мучений на час — в вечных муках! Если же Аллах дае'т победу противникам или друзьям такого человека, он скажет: "Я был с вами". Но Аллах лучше знает о лицемерии, которое таит в себе его сердце».

В этом аяте содержится также ответ мурджиитам и карматам, так как в нем утверждается, что только лишь произнесение свидетельства языком, без праведных дел, не принесет пользы. Это еще" раз подтверждает то, что вера в Шариате основывается на убеждении в сердце, праведных делах и словах.

Абу Саид рассказывал, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему следующее:

Слаба будет твоя убежденность, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за пропитание Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесет пропитания Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его *. (Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис).

Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Тот же, кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах обрушит на него гнев Свой и вызовет гнев людей против него. Этот хадис передал Ибн Хиббан в «ас-Сахихе». (Ат-Тирмизи, «аль-Хилйа» Абу Наима; достоверный хадис).

*Ибн Теймийа сказал: «Убежденность (аль-йакин) состоит из убежденности в исполнении повелений Аллаха и в том, что обещал Аллах подчинившимся Ему, а также убежденности в предопределении Аллаха, сотворении Им всех творений и управлении ими. Если ты добиваешься довольства людей, гневя Аллаха, ты не являешься убежденным ни в обещании Аллаха, ни в получении пропитания от Него.

Человека побуждают к этому или стремление к тому, чем владеют люди, и он оставляет исполнение повелений Аллаха, когда надеется получить это от них, или слабость его веры в помощь, поддержку и вознаграждение как в этом мире, так и в ином, обещанные Аллахом подчинившимся Ему. Если же ты получаешь довольство Аллаха, то Он поможет тебе, прокормит и избавит от врагов.

Искать довольства людей гневя Аллаха человек может, лишь боясь их или надеясь на них, а это свидетельствует о слабой убежденности в вере в Аллаха. Если тебе не суждено что-либо, то не думай, что это они поступили с тобой так, ибо совершение этого зависит от Аллаха, а не от них. Происходит только то, что Он пожелает, а то, чего Он не пожелает, не произойдет. Если ты бранишь их за то, что не было суждено тебе, то это следствие слабости твоей убежденности. Не бойся их, не надейся на них, не брани их из-за себя и своих желаний. Поистине, хвалы достоин тот, кого похвалит Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, а порицания — тот, кого порицает Аллах и Его посланник. Когда один из делегатов от племени бану Тамим сказал Пророку: "О Мухаммад, дай мне! Ибо моя похвала — украшение, а мое порицание — бесславие", — Пророк ответил: "Таков только Аллах"» (Ахмад 3/488, 6/393, 394 от аль-Акраа ибн Хабиса и ат-Тирмизи (3263) от аль-Бара’а ибн Азиба; хороший хадис).

Необходимо отметить, что хадис Абу Саида не противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: Тот, кто не благодарит людей, не благодарит Аллаха (ат-Тирмизи и Ибн Хиббан от Абу Хурайры, «Сахих аль-Джами' ас-Сагир» аль-Албани (6601); достоверный ха­дис). Благодарность человеку выражается в мольбе за него или материальном поощрении, поскольку Аллах одарил Своего раба посредством его. Человек получает все блага от Аллаха, Единого, Который предопределяет и доставляет их, и у Которого нет в этом деле соучастника. Когда Он поже­лает что-либо, Он устанавливает причины, посредством которых Его воля претворяется в жизнь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-то попросил у вас что-либо именем Ал­лаха, то дайте ему; если кто-то попросил вас о помощи именем Алла­ха, то помогите ему; если кто-то позвал вас, то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдете чем отблагодарить, то прочтите за него молитву, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили (Абу Дауд (1672), ан-Насаи 5/82, Ахмад 2/68 и 99, Ибн Хиббан (2071), аль-Хаким 1/4126 от Абдуллы ибн Умара; достоверный хадис).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.02 с.)