Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия, виды и соотношения затрат и результатов деятельности предприятия.

Поиск

 

Основными понятиями для характеристики и измерения затрат хозяйствующего субъекта в системе управленческого учёта, являются: платежи, расходы, затраты, издержки производства и обращения.

Платежи – это оплата в наличной или безналичной форме. В этих случаях предприятие – плательщик. Поставленные товары и услуги обычно оплачиваются с некоторой задержкой платежа. Кроме непосредственной оплаты возникает кредиторская задолженность покупателя перед поставщиком. Совокупность этой задолженности и платежей объединяется общим понятием расход.

Затратами в управленческом учёте является выраженные в денежной форме совокупные издержки овеществлённого труда в процессе хозяйственной деятельности в течении определённого периода времени. Это затраты на маркетинг, логистику, воспроизводство активов, расходы возникающие в процессе переработки или использования МПЗ (материально производственный запас) для изготовления продукции, оказания услуг и их продажа а так же реализация товара.

Приток денежных средств – это имущественные и другие платёжные средства, возникающие в результате предпринимательской деятельности. Он (приток) характеризуется понятиями прихода платёжных средств, дохода от деятельности, выручки от продаж добавленной стоимости. Предприятие в этом случае выступает получателем (ремитент).

Выручка – совокупность поступивших в отчётном периоде платёжных средств и дебиторской задолженности по оказанным услугам, выполненным работам, разгруженной продукции. Кроме выручки от продажи к доходам можно отнести платежи за временное владение и использование активов интеллектуальных прав, патентов, а так же от участия в уставных капиталах других организаций.

В управленческом учёте, в качестве результатов деятельности признаётся часть доходов обеспечиваемое производством и продажей продукции работ и услуг. Что бы определить эту часть вводится понятие производственной выручки.

2. Виды затрат.

1. По экономическому содержанию затраты классифицируют:

По экономическим элементам. Принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить не составные части.

· Материальные затраты

· Затраты на оплату труда

· Отчисление на социальные нужды

· Амортизация

· Прочие затраты

По элементная группировка затрат показывает сколько произведено тех или иных видов затрат в целом по предприятию за определённый период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы (в бух учёте отражается, в приложении к балансу – форма №5).

Статьи калькуляции – это установленная организацией совокупность затрат для исчисления себестоимости всей продукции или её отдельных видов.

1) Сырьё и материалы

2) Возвратные отходы

3) Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций

4) Топливо и энергия на технологические цели

5) Затраты на оплату труда

6) Отчисления на социальные нужды

7) Расходы на подготовку и освоение производства

8) Общепроизводственные расходы

9) Общехозяйственные расходы

10) Потери от брака

11) Прочие производственные расходы

12) Расходы на продажу

 

2. В зависимости от объёма производства:

1) Переменные. Измеряются пропорционально

2) Постоянные. Не изменяются (амортизация, зарплаты)

3) Условно переменные. Постоянно-переменные (Плата за телефон)

3. По участию в процессе производства:

1) Производственные затраты. Включаются в себестоимость

2) Непроизводственные затраты (расходы периода)

4. В зависимости от технологических процессов и способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции:

1) Прямые - могут быть отнесены на отдельные виды продукции

2) Косвенные – не могут быть отнесены на отдельные виды продукции, идут на весь объём производства.

5. По экономической роли в процессе производства:

1) Основные. Затраты связанные с процессом производства (на сырьё, основные и вспомогательные материалы, з\п рабочих, и другие расходы – кроме производственных)

2) Накладные. Образуются в связи обслуживанием и организацией производства (продажа и продвижение продукции). Состоят из общепроизводственных затрат. Возникают непосредственно в разных отделениях как сопутствующее производства и необходимое для осуществления технологического процесса

Общехозяйственные. Возникает у предприятия в целом. Связанное с его функционированием

6.

1) Инкрементные. Возникает в производстве дополнительных единиц продукции

2) Вменённые. Альтернативные. Возникают в условиях ограниченных ресурсах. Они означают упущенную выгоду при ограниченных ресурсах

3) Маргинальные (предельные) затраты. Это дополнительные затраты на единицу продукции

4) Безвозвратные (затраты истекшего периода). Затраты, которые возникли в результате ране принятого решения.

7. По составу однородности:

1) Одноэлементные

2) Комплексные. Общепроизводственные,

8. В зависимости от периодичности возникновения:

1) Текущие

2) Единовременные

9. По эффективности:

1) Производительные

2) Непроизводительные (в следствие какого-то недостатка, брака)

10. По отражению в бизнес-плане:

1) Планируемые

2) Не планируемые

11. По возможности нормирования:

1) Нормированные

2) Не нормированные

12. По временным периодам:

1) Затраты в предшествующих периодах (в незавершённом производстве)

2) Затраты отчётного периода

3) Расходы будущих периодов

13. В зависимости от соотношения затрат и объёма производства:

1) Дегрессивные затраты. Растут медленнее, чем объём производства

2) Прогрессивные. Растут быстрее, чем объём производства

3) Регрессивные. Сокращаются в абсолютном выражении не смотря на объём производства

4) Пропорциональные. Изменение затрат = объёму производства

14. По отношению к себестоимости продукции

1) Включаемые

2) Не включаемые

15. По значимости управляемых решений:

1) Релевантные (важные)

2) Нерелевантные (не важные)

3) Подконтрольные, устранимые

4) Не подконтрольные, не устранимые

 

Задача, пример.

Постоянные затраты отчётного периода = 60 т.р.

Переменные затраты на единицу продукции = 20 р.

Себестоимость:

Единица продукции = 60 т.р. + 20 р.

Произвели 1000 шт.

Ед = (60000 + 20) / 1000 = 80 р – себестоимость ед.

 

10 000 ед.

Ед = (60 000 + 20) / 10 000 = 26 р.

 

Практика

Морженальный доход и ставка покрытия

Морженальный доход (морженальная прибыль) – сопоставление выручки от продаж (без НДС и абсцизов) с величиной переменных расходов.

Сумма покрытия – морженальная прибыль (–) постоянные расходы

Пример1.

Имеются следующие данные по предприятию в рублях:

1. Выручка от реализации продукции (без НДС и Абсцизов) 100 000
2. Переменные расходы изготовления и сбыта 60 000
3. Морженальный доход 40 000
4. Постоянные расходы 30 000
5. Прибыль от реализации (3-4; 1-2-4) 10 000
   

Морженальная прибыль на ед. продукции определяется путём вычитания из цены продажи переменных затрат на её изготовление.

 

Пример 2.

Предприятие произвело и реализовало 2 вида продукции:

А – 100 кг. По цене 5 денежный ед. за килограмм

Б – 200 кг. По цене 7 денежных ед. за килограмм

 

Вид продукции Переменные затраты на 1 кг. Постоянные затраты на 1 кг. Итого денежных единиц
А 2 ед. 1 ед. 3 ед.
Б 3 ед. 2 ед. 5 ед.

1 вариант решения:

Сумма покрытия (А) =

Выручка =

Переменные затраты на единицу =

А 100*5 +

Б 200*7= 500 + 1400 – (100*1 + 200*3) = 1200 ед.

 

Ставка покрытия по одному килограмму продукции А. ()

А =

Б =

В целом ставка покрытия = 100 кг * 3 + 200 кг * 4 = 1100

 

2 вариант решения:

Сумма и ставка покрытия могут быть исчислены и как сумма прибыли от реализации постоянной части затрат на производство и сбыт продукции.

600 500

(1900 (выручка от реал А и Б) – [100*3+200*5]) + [100кг*1 + 200кг*5] = 1100

 

По видам продукции:

А 5-3+1=3 денежных единицы

Б 7-5+2=4 денежных единицы

 

В обоих случаях речь идёт о покрытии выручкой от продаж постоянных расходов

Вывод: Исчисление сумм покрытия предоставляет менеджеру важнейшую для принятия управленческих решений информацию об эффективности производства и реализации продукции по её видам и группам, а так же об эффективности работы отдельных производственных участков.

Лекция 3

Обобщение данных о затратах деятельности по каждой структурной еденицы.

Требования к ЦО:

· Необходимо увязать с производственной и организационной структурой предприятия

· Во главе каждого ЦО должен быть менеджер

· В каждом ЦО должен быть показатель для измерения объёма деятельности и база для распределения затрат

· Чёткое определение полномочий и ответственности менеджеров

· Разработка форм внутренней отчётности для каждого ЦО

Деление предприятий на ЦО зависит от отраслевых особенностей, технологии и организации производственного процесса, уровня технической оснащённости и др.

Существуют следующие формы организации управления

1) Линейная

2) Функциональная

3) Линейно функциональная

4) Матричная

Построение ЦО в соответствии с орг. структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общий результат деятельности предприятия.

ЦО подразделяют по:

· Объёму полномочий и ответственности

1) Центр затрат. Это структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты (цех, отдел) в рамках такого центра организовывается планирование, нормирование и учёт затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.

Центры затрат необходимо подразделять на центр регулируемых и произвольных затрат. Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между затратами и объёмом выпуска продукции. Например у цеха существует нормы расхода материала и трудоёмкость единицы продукции, а суммарные затраты на материал и оплату труда определяются путём умножения нормативных затрат на единицу продукции и на запланированный объём выпуска. Управление затратами таких центров осуществляется с помощью бюджетов. Для центра произвольных затрат оптимального соотношения между затратами и результатами деятельности – не существует.

2) Центр продаж. Это отдел сбыта, магазин. Основным показателем работы этого центра является выручка от продаж, объём сбыта, цена.

3) Центр прибыли (дохода). Это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и прибыль (выручка). Менеджер этого центра контролирует Цены, объём производства и реализации, а так же затраты. Основной показатель – прибыль. Управление центром прибыли можно осуществлять с помощью операционного бюджета.

4) Центр инвестиций. Это подразделение руководитель которого отвечает не только за затраты и выручку, но и за капиталовложение

· Функций выполняемых центром

Исходя из выполняемых функций ЦО делятся на:

1) Основные. Занимаются производством продукции (цех основного производства – отдел сбыта)

2) Вспомогательные. Применяются для обслуживания основных ЦО (ремонтный цех, отдел технического контроля, химико-техническая лаборатория)

 

Лекция №4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.203 (0.023 с.)