Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, особенности и состав римской семьи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Семья – законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов (Энгельс), ее мог основать только римский гражданин. В отличие от семей других народов, в которых правовое значение имеет кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществляющего власть над ними. Агнатическое родство являлось основанием возникновения права наследования, установления опеки над недееспособными. Агнатами являлись не только кровные родственники (сын, дочь, внуки), но некровные (жена подвластного сына, усыновленный). Агнатское родство возникало по мужской линии (после брака, дочь агнатка в семье мужа). Власть домовладыки была безграничной (однако существовал домашний совет – совещательный орган, состоящий из наиболее влиятельных агнатов), он полностью обладал имуществом семьи, никакие обстоятельства не освобождали от его власти (возраст, должность), она прекращалась после его смерти или по его воле (emancipatio). После смерти отца, сыновья становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, над вдовами устанавливали опеку. Семья (familia) делилась по количеству сыновей. Совокупность таких семей образуют семью по общему праву – объединяет всех агнатов, лиц, происходящих из одной патриархальной семьи. Все имущественные отношения, возникающие между членами семьи, остаются замкнутыми внутри нее, упорядоченные домашним обычаем. В связях с внешним миром выступает только домовладыка, все прочие члены – несостоятельны. Постепенно кровно родство стало преобладать над агнатическим.
5.2. Родство: понятие, виды (adgnatio и cognatio), линии (recta и transversa), степени (gradus). Аdgnatio – это узы, связывающие с главой семьи, а так же друг с другом всех тех, кто подчинен его власти. Узы эти не связаны с кровными: приемные дети и женщины, перешедшие под власть мужа, по крови они чужие, и агнатами не являются дети, произведенные на свет домовладыкой и выведенные им из под власти по эмансипации. Сognatio – это узы, связывающие между собой кровных родственников, происходящих от одного родоначальника вне зависимости от того, являются они агнатами или нет. Различают две родственные линии – «прямую» (recta), образованную предками и потомками, уходящими с обеих сторон в бесконечность (прямая восходящая – внук, сын, отец, прямая нисходящая – отец, сын, внук), т.е. всеми теми, кто происходит один от другого начиная с общего родоначальника и «побочную» (transversa), которую составляют все лица, также происходящие от общего родоначальника, однако не происходящие один от другого (братья, дядя и племянник). Лица, принадлежащие одной ветви, являются родственниками (по побочной линии) членов другой ветви. Между прямыми и побочными линиями устанавливаются разные степени родства (gradus). По прямой линии степень родства исчисляется по числу промежутков, которые разделяют родственников (1-ая между отцом и сыном, 2-ая дедом и внуком). По побочной линии степень родства исчисляется восходя по ветви до общего родоначальника, а затем спускаясь к тому лицу, с которым определяется родство (2-ая степень между братьями, 3-я между дядей и племянником, 4-ая между двоюродными братьями).
Свойство: понятие, степени правовое значение. Узы, связывающие одного супруга с родственниками другого, - это не родство, а свойствό. Супруг является свойственником родственников своего супруга в той же степени, в какой тот является их родственником (зять по отношения к тестю является свойственником 1-й степени по прямой линии, т.к. такова степень родства его жены по отношению к тестю). Наличие свойства может воспрепятствовать заключению брака, является препятствием процессуальной обоснованности некоторых исков. Отношения свойства прекращаются с расторжением брака.
Условия заключения брака и препятствия заключения брака. Условия вступления в брак: 1) взаимность; 2) состояние физической зрелости (14 лет для мужчин, 12(13) – для женщин); 3) согласие партнера, выраженное лично или его законным представителем (домовладыки): не допускался брак по принуждению (Libera matrimonia esse); 4) не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке; 5) вступающие в брак лица должны иметь ius conubii (т.е. право вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства) (по этому признаку браки делились на правильные, неправильные и конкубинаты); По мимо этого после заключения брак характеризовался: 6) наличием половой связи между партнерами в браке; 7) стремлением партнеров заключить именно брачный союз; 8) постоянной совместной жизнью супругов, или, во всяком случае стремлением к таковой: партнеры в браке имеют единое местожительство, ведут общее хозяйство и т.п. Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Препятствия заключения брака: Не все лица могли заключать браки: несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы исключались из возможных партнеров по брачному союзу. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Правовой брак может быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры. Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака.
5.4.2. Помолвка (sponsio): форма, юридические последствия. Обычай обмениваться от собственного имени или от лица своих детей торжественными обещаниями заключить брак в будущем. Проходила в форме торжественного обещания (sponsio). Юридические последствия помолвки: 1) создает как бы свойству между помолвленными и их родственниками; 2) узаконивает право жениха на вчинение action iniuriarum (иск личного оскорбления) в защиту невесты и accusation adulterii (обвинение в супружеской измене) за ее измену; 3) препятствует под страхом бесчестия совершению в это же время другой помолвки; 4) требует согласия pater familias (домовладыки) и отсутствия препятствий в части родства. В случае если брак не состоится, виновная сторона уплачивает неустойку.
Формы заключения брака. «Брак- это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права» (определение, данное Модестином в Дигестах Юстиниана). В общественном мнении и законодательстве идеалом римской семьи был так называемый правильный брак – IUSTUM MATRIMONIUM, IUSTAE NUPTIAS. В литературе по римскому праву принято различать брак с мужней властью - MATRIMONIUM CUM MANU и брак без мужней власти - MATRIMONIUM SINE MANU. В древнейший период заключение брака совпадало с переходом жены в семейство мужа с установлением над ней власти мужа. Власть мужа устанавливалась тремя способами: Первый CONFARREATIO –особый религиозный обряд, совершаемый в присутствии жениха и невесты, десяти свидетелей, верховного жреца. При этом произносились торжественные формулы (VERBA SOLEMNIA). Как полагают исследователи, этот способ применялся лишь в среде патрициев, но плебеям он был недоступен. Второй COEMPTIO –светский способ. Жена покупалась мужем у её отца, братьев или опекунов в манципированной форме, т.е. в присутствии пятерых свидетелей и весовщика. При этом жених произносил формулу: «Эта женщина принадлежит мне по праву квиритов...» и т.д. Данная форма была доступна и плебеям. Третий USUS –узус- фактическое брачное сожительство в течение года, порождавшее брак с мужней властью. Муж приобретал власть над женой вследствие давности владения. Если жена не хотела, чтобы фактическое сожительство превращалось в брак с мужней властью, то она согласно закону XII Таблиц, имела право прервать давность, отсутствуя в доме мужа в течение трех ночей(так называемое правило троеночия). Узус устанавливает MANUS в тех случаях, когда брак совершался без требуемого обряда, либо с серьезным нарушением обряда.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.009 с.) |