Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Res in commersio и res extra commercium

Поиск

Из того факта, что не все res corporales (вещи материальные) являются частью имущества или, во всяком случае, могут быть в него включены, вытекает разграничения. Во-первых, всем res in patrimonio («вещи в имуществе») противостоят res extra patrimonium («вещи вне имущества»), в зависимости от того, являются они фактически объектом имущественного права или нет. Во-вторых, вещам в обороте, res in commercio, противостоят res quorum commercium non est (обычно называемые extra commercium), в зависимости от того, могут ли они, хотя бы потенциально, быть включены в имущество или нет.

Эти два разграничения не совпадают между собой: например, ничейная или брошенная вещь (res nulliusили res derelicta) не находится in patrimonio кого бы то ни было, но пребывает in commercio и может образовать в будущем объект частных отношений (завладение)

Чтобы понять, какие вещи могут находиться extra patrimonium, следует принять во внимание параметры, по которым происходит иное разграничение вещей (настолько важное, что Гай называет его даже основным, «summa divisio»), а именно то, которое имеется между res divini iuris (предметами, относящимися к божественному праву) и res humani iuris (предметами, относящимися к человеческому праву), разграничение имеет значение для нас потому, что все вещи, относящиеся к первой категории, исключены из commercium и потому с необходимостью оказываются и extra patrimonium. Вторые же, напротив как правило пребывают in commercio и потому способны делаться час­тью patrimonium, за исключением res publicae (вещей общественных) и приравненных к ним.

6.5. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.

Различают 3 категории:

а)Res sacrae (священные предметы). Это вещи, предназначенные для почитания верховных богов: храмы, алтари, статуи богов, культо­вые принадлежности. Посредством публичной церемонии (посвяще­ние — consecratio, dedicatio) и с согласия римского народа они выхо­дят из частного распоряжения и рассматриваются принадлежащими компании, коей поручен культ, который она согласилась осуществ­лять, а в некоторых случаях (как со статуями) признаются как бы собственностью того бога, которому они посвящены. Посредством обратной публичной церемонии (профанация — exconsecratio, profanatio) эти вещи снова поступают в частное распоряжение.

б)Res religiosae (предметы поклонения). Это гробницы, посвящен­ные богам подземного мира (лары, маны, пенаты) и потому находя­щиеся как бы в их собственности. Поскольку они удовлетворяют тре­бованиям частного культа (privata religio), для того чтобы они вышли из оборота, публичной церемонии и санкции народа, auctoritas populi, не требуется. Так что само частное лицо и осуществляет вывод такого пред­мета из оборота посредством фактического погребения покойника. Именно начиная с этого момента, но не раньше, гробница, прежде подлежавшая обороту, делается res religiosa. Если гробница не может быть объектом прав, это нисколько не затрагивает того факта, что в связи с ней могут существовать некото­рые юридические отношения, непосредственно связанные с ее функ­цией. Так, существует ius sepulchri (право гробницы), которое охваты­вает право хоронить покойника и справлять на этом месте заупокой­ные ритуалы, а также может возникнуть право прохода через чужой Участок для того, чтобы подойти к гробнице (iter ad sepulchrum). Ius sepulchri защищается посредством actio sepulchri violati (иск в связи с нарушением права гробницы).

Гробницы подразделяются на наследственные, hereditaria, для ко­торых ius sepulchri переходит от наследника к наследнику без всякого Учета семейных связей, и семейные, familiaria, в отношении которых ius sepulchri, напротив, переходит от предка к потомку, исключая от­сюда постороннего наследника.

в) Res sanctae (посвященные предметы). В перечислении этих вещей, даваемом Гаем, в качестве res sanctae фигурируют городские стены и ворота. Категория эта остается несколько непроясненной. Гай говорит, что такие предметы «некоторым образом относятся к божественному праву» (quodammodo divini iuris). И действительно, такие res находятся в собственности государства и частные лица не могут делать их объектом своих притязаний (таких, как прислонить к ним или опереть на них строительную конструкцию или укрыться в них разрешения). Суеверное уважение, окружавшее их в связи с религиозным посвящением, настолько велико, что смертной казнью кара тот (sacer), кто причиняет им ущерб или проявляет к ним презрен.

Res mancipi (вещи манципируемые) и nec mancipi (неманципируемые)

Под иным углом зрения римляне разделяли вещи, образующие имущественный объект, на res mancipi и res nес mancipi, в зависимости от того, требовался или нет для их приобретения специальный акт манципации, mancipatio.

Из числа res corporales, как определяет Гай, res mancipi являлись земельные участки и недвижимость в городах, расположенных в Ита­лии, рабы, тягловый и вьючный скот (быки, мулы, лошади, ослы); среди res incorporales — сельские сервитута, разумеется, наибо­лее древние (право прохода и проведения воды), но, возможно, также и все прочие.

Надо полагать, составление списка res mancipi corporales было за­вершено в куда более древние времена: как отмечает сам Гай, хотя во времена императоров слоны и верблюды также использовались в каче­стве тяглового и вьючного скота (римляне узнали их не ранее III в. до н. э.), они не входили в число животных mancipi, поскольку еще не были известны, когда осуществлялась классификация.

Нетрудно поэтому понять, что с развитием товарного хозяйства это различие в значительной степени утратило смысл. Так что нам холится наблюдать, с одной стороны, попытки юриспруденции ограничить его применимость посредством интерпретации (таким 6ыло положение школы прокулианцев, в соответствии с которым тягловой и вьючный скот следовало рассматривать в качестве mancipi не с момента рождения, как продолжали утверждать сабинианцы, а с момента приручения либо — если животное не поддавалось укрощению того возраста, когда такое приучение обычно происходит). С другой стороны, посредством наделения приобретателя процессуальной защитой (преторская собственность) преторский эдикт в определенных обстоятельствах признает вещно-правовой эффект за простой передачей (traditio) res mancipi.

В праве последнего императорского времени различие между mancipi и res nес mancipi было в большей степени обломком предыдущих исторических эпох, чем живым и действенным институтом. Наконец, оно полностью исчезает из юстиниановского права, которое упразднило его в явной форме.

Вещи делимые и неделимые.

В данном случае право отталкивается не от естественно-природных по­казателей. Несомненно, что все вещи способны физически делиться на все более мелкие части вплоть до атома (в соответствии с убежде­ниями древних, ныне преодоленными). Однако очевидно и то, что с социально-экономической точки зрения не все вещи делимы, поскольку для многих из них разделение равнозначно уничтожению (раб, карти­на и т. д.). Так что с юридической точки зрения делимы все те вещи, части которых, возникающие в результате их деления, продолжают исполнять ту же самую социально-экономичес­кую функцию, что и целое (например, продукты питания, земельные участки).

Данное подразделение оказывается важным в различных областях права, но прежде всего в отношении общей собственности (communio pro indiviso) и обязательств с множеством субъектов.

6.8. Вещи потребляемые и непотребляемые.

Это подразделение исходит не из естественно-природных свойств (поскольку, как это очевидно, все вещи в природе более или менее ускоренно потребляются), а из социально-экономических кри­териев. В самом деле, существуют вещи, которые «primo usu consumuntur» (потребляются с началом их использования) или же, как еще говори­ли римляне, «in abusu (разрушении) consistunt», т. е. использование которых состоит именно в том, чтобы их уничтожать. Таковы, напри­мер, все съестные припасы, вино, масло и т. д., и в качестве таковых же рассматриваются и деньги, но не в том смысле, что имеет место уничтожение отдельных металлических платежных знаков, а в плане экономическом, исходя из которого использовать деньги значит их истратить, т. е. с точки зрения субъекта, пользующегося деньгами, унич­тожить их стоимость. Однако имеются и иные вещи, которые, хотя и постепенно, более или менее замедленно, ухудшают свои свойства но не разрушаются с началом использования, а потому называются «непотребляемыми» (например, машины).

Описанное подразделение имеет значение в первую очередь для прав (узуфрукт) или договоров (ссуда), объектом кото­рых является вещь, подлежащая возврату после использования, и по­тому она обязательно должна быть непотребляемой.

В качестве критерия используется скорость уничтожения вещей при ее использовании по назначению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.011 с.)