Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уважение ограничений других людейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже с самого раннего возраста дети должны уметь принимать ограничения родителей, братьев и сестер, а также друзей. Они должны знать, что окружающие далеко не всегда хотят играть с ними и смотреть ту же телевизионную программу, которую смотрят они. Дети должны знать, что мир не вращается вокруг них. Это важно по двум причинам. Во-первых, умение принимать ограничения других учит нас отвечать за самих себя. Понимание того, что другие люди не всегда будут прибегать по первому нашему зову, помогает нам ориентироваться в первую очередь на себя, а не на других. Это помогает нам самостоятельно нести свои «рюкзаки». Приходилось ли вам когда-нибудь видеть ребенка, который не может слышать слово «нет», который продолжает ныть, закатывать истерики или обижаться до тех пор, пока не добьется своего? Проблема заключается в том, что чем дольше мы будем ненавидеть ограничения других людей и противиться им, тем в итоге более зависимыми от них станем. Мы ждем, пока о нас позаботятся другие люди, вместо того чтобы самим позаботиться о себе. Однако Бог устроил жизнь таким образом, что она во всех случаях учит нас этой истине. Только учитывая ее, люди могут уживаться на этой планете. Рано или поздно кто-нибудь скажет нам «нет», которое мы не сможем проигнорировать. Это неизменная часть жизни. Ниже приведен список тех «нет», которые человеку приходится последовательно слышать, если он упорно противится ограничениям других людей: 1. «Нет» родителей; 2. «Нет» братьев и сестер; 3. «Нет» школьных учителей; 4. «Нет» школьных друзей; 5. «Нет» начальников; 6. «Нет» мужа или жены; 7. «Нет» проблем со здоровьем, возникающих в результате переедания, алкоголизма или безответственного поведения; 8. «Нет» полиции, суда или даже тюрьмы. Некоторые люди уже в раннем возрасте учатся принимать ограничения. Однако другим приходится пройти весь этот список, вплоть до последнего. Только тогда до них начинает доходить, что от необходимости принимать жизненные ограничения никуда не уйти. «Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума» (Прит. 19:27). Многие не поддающиеся никакому контролю подростки не взрослеют до тех пор, пока не достигнут тридцатилетнего возраста. К этому времени они устают от отсутствия постоянной работы и стабильного дома. Чтобы повзрослеть, им нужно испытать финансовый кризис и даже некоторое время пожить на улице. Со временем они начинают добиваться продвижения в карьере, копить деньги, взрослеть. Постепенно они учатся принимать ограничения жизни. Какими бы суровыми мы себя ни считали, всегда найдется кто-то более суровый. Если мы не научим наших детей принимать «нет», то за нас это сделает кто-то, кто любит их гораздо меньше. Кто-то более жесткий, более сильный. Большинство родителей, безусловно, предпочли бы уберечь своих детей от лишних страданий. Чем раньше мы привьем им умение принимать ограничения, тем лучше. Есть и вторая, более существенная причина, по которой мы должны учить детей принимать ограничения других. Она заключается в следующем: способность уважать ограничения окружающих помогает детям любить. В самом своем корне идея уважения личностных барьеров других является базой для сочувствия и любви. Только уважая барьеры другого человека, можно любить его так, как мы хотим, чтобы любили нас. «Нет» ребенка необходимо уважать. Этим мы проявляем милосердие по отношению к нему. Тогда впоследствии он сможет так же милосердно относиться к другим. Сочувственно относясь к потребностям других, человек растет в своей любви к Богу, эта любовь становится глубже и проникновеннее: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Возьмем, к примеру, такой случай. Ваш шестилетний сын нечаянно, совершенно не думая об этом, попадает мячом вам в голову. Удар довольно сильный. Проигнорировав это или сделав вид, что вам не больно, вы создадите у ребенка ложное впечатление, что его поступки никак не влияют на других людей. Тогда у него не выработается ни чувства ответственности, ни привычки прислушиваться к потребностям и страданиям окружающих. Однако если вы ему скажете: «Я знаю, что ты сделал это не нарочно, но мяч сильно ударил меня. Постарайся быть более осторожным», то такой фразой вы, не осуждая ребенка, дадите ему понять, что он может причинить своим близким боль и что его поступки не проходят без последствий. Если этот принцип не усвоен, то ребенку трудно вырасти любящим человеком. Зачастую такие дети становятся эгоистичными и властными людьми. В этом случае взросление проходит более болезненно. Одного моего клиента в семье научили игнорировать ограничения других людей. Он стал манипулировать людьми и в итоге очутился в тюрьме за кражу. Однако эта ситуация, при всей своей болезненности, научила его состраданию. — Я действительно никогда не думал, что другие люди тоже испытывают боль, что у них есть свои потребности, — как-то сказал он мне. — Меня воспитывали так, как будто весь мир принадлежит мне. Я был для себя Номером Один. И когда мой недостаток уважения к потребностям других людей столкнулся с жизненным сопротивлением, в душе у меня что-то изменилось. В моем сердце открылся уголок для других людей. Я не игнорировал свои собственные потребности, однако впервые у меня в душе что-то сдвинулось с мертвой точки. Я начал испытывать искреннее чувство вины за вред, который своими поступками причинил жене и всей семье. Долгий ли путь ему осталось еще пройти? Безусловно. Но он стоял на правильном пути. Хотя он и начал принимать барьеры довольно поздно, однако это поло- жило начало тому, чтобы он стал по-настоящему, по-библейски любящим человеком. Соответствующие возрасту барьеры Если это первая глава, которую вы, просмотрев содержание, открыли, то весьма вероятно, что у вас есть дети. Не исключено также, что при воспитании детей вам приходится сталкиваться с трудностями именно в области барьеров. А может быть, вы читаете эти страницы просто для того, чтобы предотвратить проблемы. Но, скорее всего, вы из-за чего-то страдаете и ищете способа облегчить свои страдания. Может быть, ваш новорожденный все время плачет. Или двух-, трехлетний сын командует в доме. Или ваш ребенок учится в первом классе, и учителя постоянно жалуются на его поведение. Или в четвертом — и грубит вам. А может быть, он уже заканчивает школу, и вы недавно узнали, что он пьет. Все эти проблемы показывают, что у вас есть трудности с барьерами. И в данном разделе дается общее представление о том, на каком этапе формирования барьеров должен находиться ребенок во всех возрастных периодах, начиная от рождения. Нам, родителям, необходимо принимать во внимание потребности и способности ребенка на каждой стадии развития. Тогда мы не будем требовать от него того, что он сделать не в силах, или, напротив, требовать слишком мало. Ниже приводятся этапы, которых должен достичь ребенок в различных стадиях своего развития. Возрастные задачи ребенка от рождения до трех лет более детально рассматриваются в главе 4, где речь идет о формировании барьеров в детском возрасте. От рождения до пяти месяцев На этом этапе новорожденному необходимо установить прочные эмоциональные связи с матерью и отцом (или другим человеком, который заботится о нем). В этот период ребенок должен выработать ощущение причастности к кругу любящих людей, а также ощущение безопасности. Он должен почувствовать, что нужен в этом мире. Установление ограничений пока не входит в повестку дня. Основная задача родителей — создать у ребенка чувство безопасности и защищенности. Единственный реальный барьер в этот период — это успокаивающее присутствие матери. Она защищает младенца. Она должна помогать ему справляться с очень интенсивными, противоречивыми и зачастую пугающими чувствами. Если ребенка предоставить самому себе, то одиночество и отсутствие внутренней структуры будут действовать на него ужасающе. В течение многих веков матери, включая мать Иисуса, плотно пеленают своих младенцев. Пеленание не дает ребенку замерзнуть и одновременно с этим помогает ему чувствовать себя в безопасности. Пеленки в данном случае играют роль внешнего барьера. Благодаря им ребенок знает, где начинается и где заканчивается его территория. Очень часто, находясь без пеленок, новорожденные паникуют. Причиной паники становится потеря защиты. Некоторые христианские учителя требуют внедрения в жизнь воспитательных теорий, согласно которым младенца надо кормить и держать на руках по расписанию. Они делают это с самыми лучшими намерениями, обосновывая свои призывы тем, что такими методами ребенка приучают не плакать и не требовать утешения. Если ребенок чего-то добивается своим плачем, утверждают они, то это означает, что ситуацию «контролирует он, а не родители», или что «плач является доказательством эгоистичной и греховной натуры ребенка». Такие теории могут быть чрезвычайно разрушительными, если не понимать их в свете Библии и не учитывать при их применении потребностей ребенка на каждом этапе его развития. Когда четырехмесячный малыш плачет, то этим он пытается выяснить, является ли мир безопасным местом. Младенец в одиночестве испытывает состояние глубокого ужаса. Он еще не научился чувствовать себя спокойно, когда поблизости никого нет. Брать его на руки и кормить в соответствии с каким-то «расписанием», не учитывая его потребностей, — то же самое, что «осуждать невиновного» (Мф. 12:7). «Я не стал брать свою четырехмесячную дочку из кроватки, когда она плакала, и она перестала плакать», — таково типичное утверждение. Это вполне может соответствовать истине. Однако не исключено, что причиной прекращения плача стала младенческая депрессия — состояние, при котором ребенок утрачивает всякую надежду и замыкается в себе. «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце» (Прит. 13:12). Начинать вырабатывать у ребенка умение откладывать удовлетворение своего желания следует на втором году жизни, когда между матерью и ребенком установлена прочная, ощущаемая им связь. Сначала создайте фундамент безопасности, а затем начинайте «воспитывать». Как благодать всегда предшествует истине (Ин. 1:17), привязанность должна предшествовать разлуке. От пяти до десяти месяцев Как было сказано в четвертой главе, дети во второй половине первого года жизни проходят через стадию «вы-лупления из яйца». Они узнают, что «мама и я — не одно и то же». За пределами скорлупы находится пугающий и в то же время манящий мир. В этот мир дети в буквальном смысле слова выползают. Хотя у них по-прежнему сохраняется колоссальная потребность в близком и любящем существе, на которое можно положиться, они начинают уходить от состояния неразрывного единения с матерью. Чтобы помочь своим детям в формировании барьеров на этой стадии, родители должны поощрять их стремление к независимости, оставаясь в то же время надежными «якорями». Позволяйте ребенку очаровываться чем-то или
кем-то, кроме вас. Сделайте свой дом безопасным полем для исследований ребенка. Однако это вовсе не значит, что теперь можно пренебречь глубокой привязанностью, необходимой для формирования фундамента личности ребенка. У него все еще нет внутренних корней, нет надежной почвы. Обрести все это по-прежнему остается основной задачей ребенка. Вам надо чутко прислушиваться к потребностям ребенка, с одной стороны — удовлетворяя потребность в личностных связях и эмоциональной безопасности, а с другой — позволяя ему смотреть в большой мир, где есть уже не только вы. Для многих матерей этот переход ребенка — от полной любви только к ней к увлеченности окружающим миром — психологически очень труден. Потеря такой близости тяжела, особенно после долгих месяцев беременности и последующих за ними родов. Однако мать, которая подходит к воспитанию ребенка ответственно, постарается удовлетворить свою собственную потребность в близости с помощью других, взрослых людей. Она будет поощрять «вылупление» ребенка, зная, что тем самым подготавливает его в будущем «оставить мать и отца и прилепиться к...» На этом этапе у большинства младенцев еще не выработана способность понимать слово нет и должным образом на него реагировать. Если ребенок начинает делать что-то для себя потенциально вредное, то самое лучшее — взять его на руки и перенести в более безопасное место.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.007 с.) |