Конфликт третий: уступчивый/управляющий манипулятор



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликт третий: уступчивый/управляющий манипулятор



— Кэти, я совершенно не справляюсь с делами. Ты единственная, к кому я могу обратиться за помощью. Я не нашла няню для детей, а мне надо идти на церковное собрание...

Кэти слушала отчаянные мольбы своей подруги Ше-рон. Обычная история. Шерон пренебрегала планирова­нием, никогда не назначала няне время заранее. Она часто звонила Кэти с просьбой выручить ее во время таких, созданных ею же ситуаций.

Кэти надоела навязываемая ей роль. Шерон делала это не нарочно, и помощь ей нужна была для доброго дела, но Кэти все равно чувствовала, как будто ее используют и эксплуатируют. Как же ей следовало поступить?

Нередко дружба увязает в подобном взаимодействии между уступчивым человеком и управляющим манипуля­тором. В чем же выражается неправильное поведение Ше­рон? Сознательно она вовсе не использует свою подругу; однако, каковы бы ни были ее добрые намерения, всякий раз при возникновении сложной ситуации она пользуется услугами своих друзей. Она принимает эти услуги как не что само собой разумеющееся. Она считает, что они про­сто обязаны оказывать услуги своей подруге. Друзья со­глашаются, поговаривая: «Что поделать, такова уж Шерон». Они загоняют внутрь свое негодование.

Давайте зададимся уже знакомыми нам вопросами по отношению к этому конфликту:

1. Каковы симптомы? Уступчивая Кэти испытывает негодование по поводу «просьб в последнюю минуту» со стороны своей подруги. Кэти ощущает, что ее дружеское отношение воспринимается как нечто само собой разуме­ющееся. Она начинает избегать общения с ней.

2. Каковы корни конфликта? Родители Шерон привык­ли без конца спасать ее, помогать во всяком затруднении. Это распространялось на все: от завершения курсовой ра­боты к трем часам ночи до денежной помощи (когда ей было уже далеко за тридцать). Она жила в очень снисходи­тельной вселенной, где всегда находились милые люди, готовые прийти на помощь. Поэтому ей до сих пор не при­ходилось полностью нести ответственность за саму себя. Не было нужды осознать свои недостатки, например, не­умение планировать и отсутствие самодисциплины.

Кэти, будучи ребенком, не могла выносить обиженного взгляда матери в ответ на свой отказ. Она росла, постоянно опасаясь задеть кого-то или обидеть, поэтому не устанав­ливала барьеров. Кэти сделала бы что угодно, лишь бы избе­жать конфликта с друзьями, в особенности с Шерон.

3. В нем суть конфликта? Шерон не желает планиро­вать свои дела и нести ответственность за собственный распорядок дня. Когда снежный ком дел вырастает до неуправляемых размеров, она зовет на помощь ближайше­го на данный момент друга. И Кэти немедленно прибе­гает.

4. Кому надо «вступить в права собственности» ? В дан­ном случае стороной, имеющей все основания действо­вать активно, является Кэти. Она ясно понимает, что, по­стоянно соглашаясь помогать, она способствует укрепле­нию в Шерон иллюзии, будто ей вовсе не надо заниматься

планированием. Кэти надо перестать ощущать себя жерт­вой и научиться говорить «нет».

5. Что ей надо сделать? Кэти необходимо общаться с людьми, способными помочь ей очертить четкую границу между ней и ее подругой.

6. С чего ей следует начать? Кэти должна научиться говорить «нет» сначала друзьям, понимающим ее трудно­сти и оказывающим ей моральную поддержку. В атмос­фере поддержки она научится выражать свое несогласие, отстаивать свое мнение и прямо его высказывать. Все по­нимающие ее люди обязательно будут молиться, чтобы Бог придал ей сил и направил в построении качественно новых взаимоотношений с Шерон.

7. Какие они должны установить барьеры? Во время очередной встречи Кэти сказала Шерон, что ей кажется, как будто ее просто используют. Она объяснила, что хоте­ла бы тоже что-то получать от их дружбы. Затем она сооб­щила подруге, что больше не намерена нести обязаннос­ти «срочной няни».

Шерон, до сих пор не подозревавшая, насколько ее поведение обижает подругу, искренне сожалела, что возникла такая проблема. Она стала более ответственно планировать свой день. После нескольких тщетных по­пыток в последнюю минуту уговорить Кэти посидеть с детьми и нескольких сорванных важных встреч она нача­ла планировать свои дела заранее.

8. Что произойдет дальше? Дружба росла и крепла. Че­рез какое-то время Кэти и Шерон уже искренне смеялись над тем конфликтом, который оказал им, по сути, неоце­нимую услугу. Теперь они стали ближе друг к другу.

Конфликт четвертый: уступчивый/безразличный

Помните, в начале этой главы мы говорили о друж­бе между Маршей и Тэмми? Одна подруга катается, а вторая возит саночки. Очень яркий пример взаимоот­ношений в ситуации уступчивый/безразличный. Одна

сторона чувствует разочарование и обиду, а другая не может понять, из-за чего возникла проблема. Марша ощущает, что для Тэмми их дружба не так важна, как для нее.

Давайте проанализируем эту ситуацию:

1. Каковы симптомы? Марша чувствует себя угнетен­ной, обиженной и ненужной своей подруге. Однако не исключено, что Тэмми испытывает чувство вины. Возмож­но, требования и неудовлетворенные потребности подруги утомляют Тэмми.

2. Каковы корни конфликта? Марша всегда боялась, что если она не будет проявлять инициативу в дружбе, то оста­нется одна. В результате для первого встречного она ста­новится Марфой при Марии. Ей не хочется, но она делает (Лк. 10:38-42).

Тэмми же, напротив, никогда не приходилось прила­гать в дружеских взаимоотношениях каких-либо усилий. Она всегда нравилась людям, пользовалась большой попу­лярностью и привыкла быть пассивно принимающей сто­роной. Она никогда не теряла дорогих ей людей из-за собственной нечуткости. На практике получалось так, что друзья прилагали больше усилий, чтобы удержать ее.

3. В чем суть конфликта? Не исключено, что в данном случае имеют место целых две проблемы. Марша берет на себя слишком большую долю ответственности за поддер­жание их дружбы. Она не дает своей подруге возможнос­ти «нести свое бремя» (Гал. 6:5). А Тэмми, напротив, не желает взять на себя достаточную долю ответственности за дружбу с Маршей. Она знает, что в любой момент по­явится Марша с массой предложений, из которых ей оста­нется только выбирать. Зачем стараться и работать, если это делает кто-то другой?

4. Кому необходимо «вступить в права собственности» ? Марше надо понять, что она чрезмерно облегчает задачу для Тэмми. А также осознать, что все ее планирование, звонки являются лишь замаскированными попытками за­воевать любовь.

5. В чем они нуждаются? Обе женщины нуждаются в поддержке со стороны своих друзей. Они не смогут объек­тивно оценить проблему, если у каждой из них не будет кого-то, кто относился бы к ним с безусловной любо­вью.

6. С чего им следует начать ? Марша должна научиться устанавливать барьеры, общаясь с понимающими и ока­зывающими ей поддержку друзьями. Она должна знать, что, если отношения между ней и Тэмми прекратятся, у нее все равно останутся друзья, которые при общении с ней возьмут на себя справедливую часть бремени.

7. Какие они должны установить барьеры? Марша долж­на рассказать Тэмми о своих чувствах и сказать, что в будущем ей придется тоже участвовать в создании их взаи­моотношений. Другими словами, позвонив один раз, Мар­ша будет ждать звонка Тэмми.

Если из-за пассивности Тэмми дружба прекратится, Марша все равно что-то приобретет. Она узнает, что при­вязанность не была взаимной. Всегда лучше знать горькую правду. В этом случае она сможет, пережив огорчение, искать настоящих друзей.

8. Что произойдет дальше? Такой небольшой кризис навсегда меняет характер взаимоотношений. Он или пока­зывает, что никаких взаимоотношений на самом деле не было, или становится хорошей почвой для укрепления ис­тинной дружбы.

Проблемы с барьерами в дружбе

Единственная нить, связывающая друзей, — это при­вязанность как таковая. Нет обручального кольца, нет сов­местной работы. Есть только дружба, а она зачастую ка­жется слишком хрупкой, ее можно разорвать в любой мо­мент.

Люди, которые хотят установить барьеры во взаимо­отношениях с друзьями, зачастую поднимают следующие вопросы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.013 с.)