Структура основного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура основного производства



Первичным звеном в организации производственного процесса является рабочее место. Оно представляет собой часть производственной площади, оснащенной необходимым оборудованием и инструментами, при помощи которых рабочий или группа рабочих (бригада) выполняет отдельные операции по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

Характер и особенности рабочего места во многом определяют вид производственной структуры. Оно может быть простым (рабочий обслуживает один станок), многостаночным (рабочий обслуживает несколько станков) или коллективным (на одном рабочем месте трудится несколько рабочих).

Совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению однородной продукции, образует производственный участок. На крупных и средних предприятиях производственные участки объединяются в цехи.

Цех — это производственное и административно обособленное подразделение предприятия, в котором выполняется определенный комплекс работ в соответствии с внутризаводской специализацией.

Исходя из назначения и характера изготовляемой продукции или выполняемых работ на предприятии выделяют основное, вспомогательное, обслуживающее и побочное производство и соответственно основные, вспомогательные, обслуживающие и побочные участки, цехи и хозяйства.

К цехам основного производства относятся цехи, изготовляющие продукцию предприятия. На машиностроительных заводах к ним относятся литейные, кузнечно-прессовые, механические, сборочные; на металлургических — доменные, сталеплавильные, прокатные цехи; на обувных и швейных предприятиях — закройные и пошивочные. Перечень цехов зависит от вида изготовляемой продукции и уровня специализации предприятия. Иногда однородные цехи на крупных предприятиях объединяются в корпуса. На небольших предприятиях с относительно простым производством, напротив, создавать цехи нецелесообразно. Различают цеховую, бесцеховую и корпусную производственные структуры.

Вспомогательные цехи способствуют выпуску основной продукции, производят вспомогательные работы, необходимые для нормальной работы основных цехов. Так, инструментальные цехи оснащают основные инструментом.

Обслуживающие цехи и хозяйства выполняют работу по обслуживанию основных и вспомогательных цехов транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.

Побочные цехи занимаются использованием и переработкой отходов основного производства (цех ширпотреба).

Основные функции производственного менеджмента

Схему функционирования производственной системы можно представить следующим образом (рис.).

 

 

 

 


Рис. 2. Механизм функционирования производственной системы

Все методы и средства организации предполагают создание условий, максимально содействующих достижению поставленных целей.

Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии их выполнение, определение условий и средств достижения цели.

Функционирование системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учет и контроль. В процессе планирования принимаются решения. Потом создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать. Однако под влиянием внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечения желаемого хода развития системы.

Для обеспечения функционирования системы осуществляются сбор, хранение и обработка информации для расчета показателей, характеризующих функционирование системы и их анализ.

Контроль предполагает наблюдение за ходом достижения поставленных целей, проверку выполнения управленческих решений и оценку их последствий.

Регулирование позволяет выявить проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных структур. Последствия этих решений вновь будут регулироваться, контролироваться.

Таким образом, производственные системы включают: планирование, анализ, контроль

В зависимости от особенностей производственной системы осуществляется процесс управления.

Основной функцией производственной системы является выпуск продукции.

Производство включает непосредственно технологические процессы и вспомогательные операции, связанные с изготовлением продукции. Управление производством связано с составлением календарных планов, установлением норм выработки, совершенствованием технологии, контролем качества, обработкой материалов и т. п.

Подсистема планирования и контроля получает от перерабатывающей подсистемы информацию о состоянии системы и незавершенном производстве. Информация может поступать из внутренней и внешней среды организации.

Например, информация о спросе на продукцию, стоимости ресурсов, тенденции развития технологии, правительственных документах и т. п. поступает из внешней среды.

Подсистема планирования и контроля перерабатывает информацию и выдает решения, как должна работать перерабатывающая подсистема.

Конкретными вопросами, которые требуют решения, могут быть:

¨ планирование производственных мощностей;

¨ диспетчеризация;

¨ управление материально-производственными запасами;

¨ контроль качества.

Управление может сталкиваться с разными проблемами, например: размещение предприятий; планировка предприятий и рабочих площадей; распределение ресурсов и последовательность их использования; выбор оборудования, его эксплуатация, текущий и капитальный ремонт, замена; материальные ресурсы; проектирование технологического процесса и контроль его хода; методы работы; контроль качества. Нетрудно убедиться в том, что это только небольшой круг проблем. Каждая из них может быть разбита на дополнительные подпункты.

Производственная подсистема управления предприятием по функциональному принципу может быть разделена на четыре основных функции:

I. инженерная функция (техническое и технологическое обеспечение производства);

II. финансовая функция (обеспечение деятельности предприятия ресурсами);

III. функция трудовых ресурсов (вербовка, отбор, подготовка трудовых ресурсов и управление персоналом);

IV. маркетинговая функция (обеспечение качественных и количественных выходов).

В общем виде сущность управления операциями состоит в следующем:

· разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности предприятия;

· разработка и внедрение операционной системы (производственной системы), включая разработку производственного процесса, решение о месторасположении производственных мощностей, проектирование предприятия;

· планирование и контроль текущего функционирования системы;

· трансформация производственной системы (предание ей новых качественных и количественных параметров) в соответствии с требованиями и условиями внешней среды.

Следует отметить, что операционная система – это производственно-хозяйственная система, с четкой производственно-технологической ориентацией. Исходя из этого, базовыми элементами модели операционного менеджмента являются те элементы, которые образуют блок производственной подсистемы, охватывающей все функции.

Управление операциями или производственный менеджмент – это управление объектами (операционными ресурсами) или процессами, которые возникают в процессе создания товаров и услуг. Управление операциями создает согласованность между операциями и поддерживает жизнедеятельность производственных систем.

Производственный менеджмент ориентирован на создание и функционирование производственных систем. «Операционный менеджмент» ориентирован на управленцев, для того, чтобы понимать взаимосвязи между процессами, протекающими при подготовке, производстве и реализации продукции, а так же возможные проблемы и пути их разрешения.

 


Рис. 3 Матрица управления операционной системой:

 

Матрица представляет собой 12 секторов управления, каждый из которых так или иначе связан со всеми остальными и имеет свои специфики в управлении.

 

В процессе управления возникает множество конфликтов, основными причинами которых является:

Þ совместное использование ресурсов;

Þ взаимосвязь единства целей и различия задач;

Þ плохая коммуникационная система;

Þ компетентность, увязанная с п.2;

Þ различные ценности;

Þ психологические особенности.

 

Выполнение основной задачи производственной (или операционной) функции (эффективное преобразование входящих потоков в исходящие) должно быть направлено на достижение стратегической цели организации – выживание в долгосрочном периоде посредством повышения ее конкурентоспособности.

 

Главный показатель повышения конкурентоспособности организации – увеличение числа пользователей результатами деятельности организации, что прямо ведет к увеличению исходящих потоков.

Таким образом, производственная система может быть представлена как "затраты – превращение- выпуск", подчиняющаяся критериям планирования, анализа и контроля, что обеспечивает согласованное управление производством.

Вся деятельность предприятия представляет собой сложную единую систему, состоящую из сети подчиненных подсистем. Подсистема может быть представлена как подразделение первого порядка единой или целой сложной системы.

Одной из причин спада производства является снижение уровня управляемости предприятиями. Преодоление спада производства может быть осуществлено не только за счет внешних инвестиций в производственные отрасли, но и за счет мобилизации собственных ресурсов, что говорит о важности эффективного производственного менеджмента.


Тема 3. Основы организации производства

Производственный процесс.

Проектирование предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.016 с.)