Друга кодифікація радянського законодавства в Україні: причини, особливості, основні напрямки. Законодательство и окончание кодификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Друга кодифікація радянського законодавства в Україні: причини, особливості, основні напрямки. Законодательство и окончание кодификации



Жесткая централизация государственного механиз­ма, системы органов власти и управления, правоохра­нительных органов закономерно привела к централи­зации законотворчества. Законодательство УССР раз­бивалось под прямым влиянием общесоюзных нормативных актов. Начатая Законом от 11 февраля [1957 г. кодификация права четко определила рамки [законотворческой самостоятельности советских республик. Результатом кодификации стало принятие на союзном уровне — Основ законодательства СССР и союзных республик, на республиканском — кодексов почти по всем отраслям права. Венцом кодификационной работы стало издание Свода законов СССР и Свода законов Украинской ССР.

Ряд совместных постановлений ЦК КПУ, Президиу­ма Верховного Совета УССР и Совета Министров УССР принятых в 1976 г., определили задания по кодифи­кации законодательства, созданию систематизирован­ных актов, которые бы охватили всю действующую сис­тему законодательства. Свод законов УССР формиро­вался как собрание актов и был официальным изданием, что давало возможность ссылаться на него при решении дел в правоприменительных органах.

Конституционное законодательство СССР и союз­ных республик развивалось в двух направлениях — принятия нормативных актов по усовершенствованию организации и порядка деятельности органов законо­дательной и исполнительной власти, с одной стороны, с другой стороны — создания проекта нового Основ­ного закона для общества «развитого социализма».

Среди законов, которые были направлены на усовер­шенствование советской представительной системы, следует назвать Закон о выборах в Верховный Совет СССР (июль 1978 г.), Закон о порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР (апрель 1979 г.), Закон о ста­тусе народных депутатов СССР (апрель 1979 г.) и т.д. В ноябре 1978 г. принимается указ Президиума Вер­ховного Совета СССР «Об основных правах и обязан­ностях районных советов народных депутатов», а так­же аналогичные акты о правах и обязанностях город­ских, районных (в городах), поселковых и сельских со­ветов. В июне 1980 г. — Закон о полномочии краевых, областных, окружных и областных (автономных) со­ветов. Все эти общесоюзные акты отражались в дея­тельности республиканских органов власти и управ­ления.

13 октября 1980 г. впервые в истории общесоюзного законодательства были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных право­нарушениях, которые стали базой для кодификации законодательства об административной ответствен­ности.

7 декабря 1984 г. был принят Кодекс Укра­инской ССР об административных правонарушени­ях. Он был первой попыткой кодификации админи­стративного законодательства после Административ­ного кодекса УССР 1927 г.

Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях состоял из пяти, разделов: общие по­ложения; административное правонарушение и адми­нистративная ответственность; органы, уполномочен­ные рассматривать дела об административных право­нарушениях; рассмотрение дел об административных [правонарушениях; выполнение постановлений о на­ложении административных взысканий. В Кодексе Выли сформулированы положения об административ­ной ответственности, определен круг органов и лиц, уполномоченных налагать административные взыска­ния, порядок рассмотрения дел об административных [правонарушениях. Впервые в советском праве дава­лось определение административного правонарушения [(проступка). Приводился исчерпывающий перечень [административных взысканий. Устанавливался возраст административной ответственности — 16 лет.

Принятие Кодекса Украинской ССР об админист­ративных правонарушениях значительно улучшило [регулирование общественных отношений в сфере го­сударственного управления.

В рассматриваемый период продолжал действовать [Гражданский кодекс УССР 1963 г. Принятие Консти­туций СССР и УССР расширило сферу гражданско-правового регулирования. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 30 октября 1981 г. были вне­сены изменения и дополнения как в общесоюзное гражданское законодательство, так и в гражданское законодательство Украины.

Они были направлены на укрепление государствен­ной и общественной собственности, расширение гра-кжданско-правовых гарантий охраны личных неиму­щественных прав граждан, усовершенствование обя-|зательственных отношений, плановой и договорной дисциплины, повышение роли прямых договоров.

 

Семейные отношения в Украине регулировались принятыми 27 июня 1968 г. Основами законодатель- ства Союза ССР и союзных республик о браке и се­мье и Кодексом о браке и семье УССР, утвержденным 20 июня 1969 г. Кодекс состоял из шести разделов: общие положения; брак; семья; опека и попечитель­ство; акты гражданского состояния; применение за­конодательства Украины о браке и семье к иностран­цам и лицам без гражданства, применение законов о браке и семье иностранных государств, международ­ных договоров.

Кодекс устанавливал порядок и условия бракосо­четания, регулировал личные и имущественные отно­шения, которые возникают в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими члена­ми семьи, отношения, которые возникают в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского со­стояния.

Действительным признавался только брак, заклю­ченный в органах ЗАГСа. Религиозный обряд брако­сочетания не имел юридической силы. Кодекс допус­кал расторжение брака как в судебном порядке, так и в органах ЗАГСа.

 

В 1981 г. были приняты Ос­новы жилищного законодательства Союза ССР и со­юзных республик, а 30 июня 1983 г. — Жилищный кодекс УССР. Он включал семь разделов: общие положения; управление жилищным фондом; обеспечение граждан жилыми помещениями, использование жилых помещений; обеспечение сохранности жилищного фонда, его эксплуатация и ремонт; ответственность за нарушение жилищного законодательства; решение жилищных споров; заключительные по­ложения.

Жилищный кодекс закреплял право граждан на жилье, декларированное Конституцией УССР 1978 г. Были конкретизированы жилищные права и обязан­ности граждан. Жилищные права охранялись зако­ном. Определялся порядок предоставления гражда­нам жилой площади, основания для улучшения жи­лищных условий.

Жилищный кодекс регулировал также вопрос управления жилищным фондом центральными и местными органами власти. Нормы кодекса предусматривали ответственность служебных лиц и граждан за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.

 

Общие принципы советского трудового права и нор-ы, регулирующие трудовые отношения, содержали принятые 15 июля 1970 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. 10 декабря 1971 г. был принят Кодекс законов о труде УССР.

Он состоял из восемнадцати разделов: общие по­ложения; коллективный договор; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормирование труда; заработная плата; гарантии и компенсации; гарантии о возложении на работников материальной ответст­венности за вред, причиненный предприятию, учреж­дению, организации; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы для ра­ботников, которые совмещают работу с обучением; ин­дивидуальные трудовые споры; профессиональные союзы, участие работников в управлении предприятия­ми, организациями; государственное социальное стра хование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

 

12 августа 1983 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о внесении изменений в трудовое законодательство. Изменения были направлены, пре­жде всего, на укрепление трудовой дисциплины, что было характерным для командно-административной системы.

Особое внимание уделялось охране земли. 13 де­кабря 1969 г. были приняты Основы земельного за­конодательства Союза ССР и союзных республик,

а 8 июля 1970 г. — Земельный кодекс УССР. Он состо­ял из одиннадцати разделов: общие положения; зем­ли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государ­ственного запаса; государственный земельный кадастр; государственное землеустройство; решение земельных споров; ответственность за нарушение земельного за­конодательства.

Как и раньше, базовой основой земельного права бы­ло исключительное право собственности государства на землю.

10 декабря 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, а

9 июня 1972 г. утверждается Водный кодекс УССР.

 

Значительные изменения в советское уголовное право внес Закон СССР «О внесении дополнений и из­менений в Основы уголовного законодательства Сою­за ССР и союзных республик» от 11 июля 1969 г. В Основы, а впоследствии и в Уголовный кодекс УССР, были внесены положения об особо опасных рециди­вистах, об условно-досрочном освобождении от нака­зания, о погашении судимости и т.д.

В 1970 г. в советское уголовное право вводится новый институт — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В 1972 г. вводится понятие тяжкого пре­ступления и исчерпывающий перечень его видов. В 1980 г. в состав изнасилования, как особо отягчаю­щее обстоятельство, вводилось изнасилование малолет­них. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1981 г. «Об усилении ответственности за ху­лиганство» была повышена уголовная ответственность за это деяние, установлены сжатые сроки расследова­ния и судебного разбирательства дел о хулиганстве. Устанавливалась более строгая ответственность за ху-

лиганство, особенно связанное с применением или по­пыткой применения оружия. В 1982-1985 гг. в уго­ловное законодательство были внесены изменения, на­правленные на борьбу с рецидивной преступностью, с хищением государственного и общественного имуще­ства, со спекуляцией.

Надо отметить, что главной тенденцией в развитии уголовного права было усилейие репрессивных мер уголовно-правового принуждения.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1969 г. и 3 февраля 1970 г. было расширено участие защитника в уголовном процессе. Защитник допускался к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следст­вия и предъявления ему для ознакомления всех ма­териалов дела. По постановлению прокурора защит­ник мог быть допущен к участию в деле и с момента предъявления обвинения.

Свое дальнейшее развитие основные принципы про­цессуального права получили в Конституции УССР 1978 г. В ней было провозглашено: осуществление правосудия только судом на принципах равенства всех граждан перед законом; участие в суде первой инстанции народных заседателей; коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех

судах; независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону; гласность судебного раз­бирательства; право лиц, которые принимают участие в деле, выступать в суде на родном языке, а также зна­комиться с делом через переводчика; право обвиняе­мого на защиту.

Следует подчеркнуть, что большинство демократи­ческих принципов процессуального права не находи-ло воплощения в практической деятельности право­охранительных органов.

11 июля 1969 г. были приняты Основы исправитель-но-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 23 декабря 1970 г. — Исправительно-тру­довой кодекс УССР. Этот Кодекс состоял из таких раз-делов: исправительно-трудовое законодательство Сою-за ССР и УССР; общие положения исполнения нака­зания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы; порядок и условия исполнения наказания в виде лишения сво-боды; ссылка; высылка; исправительные работы без ли-шения свободы; основания освобождения от наказания, помощь лицам, освобожденным с мест заключения, на­блюдение и надзор за лицами, освобожденными от от­рывания наказания; участие общественности в перевос-питании осужденных.

8 февраля 1977 г. в Основы исправительно-тру-дового законодательства СССР был включен новый раздел — порядок и условия исполнения условного осуждения до лишения свободы с обязательным при­влечением осужденного к труду. Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. бы-ло утверждено Положение о порядке и условиях ис­полнения уголовных наказаний, не связанных с ме­роприятиями исправительно-трудового влияния на осужденных.

 

83. Соціально-економічна і політична ситуація в Україні в період перебудови. В первой половине 80х годов в СССР партийная элита оказалась перед выбором:

1) Немедленно начать реформу с целью модернизации общества (Андропов, Горбачев)

2) Продолжить курс на неототалитарный режим (Черненко)

 

К руководству партией и страной в 19985г. Приходит Горбачев.

Углубление кризиса тоталитарной системы побудило произвести существенные изменения во внутренней и внешней политике.

 

На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предложил радикальную экономическую реформу, демократизацию общества. Однако, подводя итоги экономического развития страны на июньском пленуме ЦК КПСС 1987г. Горбачев подчеркнет тот факт, что стране ускоряться не на чем. Для того, чтобы ускорить социально-экономическое развитие страны необходима Перестройка всех сфер жизнедеятельности общества. Прежде всего необходимо провести реформу политической системы. Суть этой реформы – постепенный переход власти от партийной номенклатуры к государственным органам власти. Реформирование избирательной системы (альтернативность)

 

В СССР впервые в 1989г. Возникает парламентская оппозиция, вводится институт президентства. 15 марта 1990г. На третьем съезде народных депутатов был избран первый президент СССР М.Горбачев.

 

В 1990г. Совет Министров СССР переименовывается в КабМин. Он получает статус исполнительно-распорядительного органа, подчиняющегося президенту.

В декабре 1989г. В СССР впрервые создается комитет конституционного надзора.

 

Проходит и экономическая реформа:

1) Переход к рыночной экономике

2) Приватизация

3) Разгосударствление

4) Развитие различных форм собственности

 

!!! Реформы на общесоюзном уровне привели к изменению в статусе Украины как союзной республики. Эти изменения впервые будут отражены в законе УССР от 27 октября 1989г. «Об изменениях и дополнениях к конституции УССР. На основе этих изменений и последующих законах произойдут следующие преобразования:

1) Расширяются полномочия председателя Верховного совета УССР. Он получает статус наивысшего должностного лица в республике и имеет право представлять Украину в международных организациях, подписывать международные договора.

2) Сокращается состав Верховного Совета СССР с 650 депутатов до 450ти. Устанавливается пятилетний срок полномочий НарДепов

3) Проходит реформа избирательной системы. В марте 1990г. В Украине состоялись первые выборы в ВС УССР и местные органы власти (Советы Народных Депутатов) на альтернативной основе.

4)!!! В ВС возникает парламентская оппозиция, впервые в истории УССР ВС начал работать как парламентский орган.

 

!!! Большое значение в утверждении реального Суверенитета УССР и в строительстве в дальнейшем независимого государства имело принятие 16го июля 1990г. ВС УССР декларации о государственном суверенитете Украины. Этот документ состоит из 10ти разделов и преамбулы. Он предусматривал в дальнейшем создание независимого государства Украина. В декларации отмечалось, что вся власть должна принадлежать «Народу Украины» - граждане всех национальностей. Народ – источник государственной власти.

 

!!! В Декларации впервые был закреплен принцип разделения властей Приоритет республиканского законодательства над общесоюзным.

 

Декларация обеспечивала равенство всех перед законом, возможность создания кредитно-денежной системы, введение собственной денежной единицы. Создание собственной армии.

Территория Украины провозглашалась неделимой и неизменной в существующих границах. Отмечалось также, что богатством Украины владеет, пользуется и распоряжается только народ Украины.

 

В Декларации уделялось внимание экологической безопасности. Культурному наследию, внешней политике. Подчеркивалось, что в перспективе Украины должна стать безъядерной и нейтральной державой.

 

10й раздел посвящался международным отношениям, подчеркивалось, что Украина – субъект международного права. Отмечалось, что декларация должна стать основой новой Конституции и Законов Украины. То есть Декларация стала фундаментом современной Украинской государственности.

 

24 октября 1990г. ВС УССР принял новый закон об изменениях и дополнениях к Конституции.

На его основе ликвидируется статья 6 Конституции о руководящей роли Компартии. И, как следствие, возникает многопартийность.

 

Ликвидируется 3 статья конституции, которая закрепляла принцип демократического централизма, суть которого сводилась к тому, что любое решение нижестоящего органа Вышестоящий орган может изменить.

 

Теперь отмечалось, что органы государственной власти формируются на выборной основе. И подотчетные народу, и только законами определяется организация и порядок деятельности государственных органов.

 

7) Определяется организация и порядок деятельности судебных органов Украины, прокуратуры, если раньше прокурора УССР и прокуроров областей назначал Ген Прокурор СССР, то теперь Ген прокурор УССР назначается верховным советом Украины и подотчетен ему.

 

8) Предусматривается создание в УССР Конституционного суда. В Мае 1991г. СМ УССР переименовывается в КабМин, а председатель Совмина в премъер министра.

 

5 июля 1991г. Был принят закон об основании поста президента УССР, а также закон о президенте УССР, выборы которого назначались на 1 декабря 1991г.

 

9) Происходят изменения в админ-тер устройстве УССР.

 

19 июня 1991г. В связи с референдумом в Крыму воссоздается Крымская автономная республика (До этого Крымская область)

 

Значительные права и полномочия в экономической и социальной сфере получают советы НарДепов различных уровней.

С 1989 по 1990г. В СССР происходит «Парад Суверенитетов»

 

17 марта 1991г по решению ВС СССР происходит общесоюзный референдум, на который выносится вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР, как обновленной федерации суверенных республик?»

За сохранение проголосовало 70% населения

 

На 20 августа 1991г. Намечалось подписание нового союзного договора.

 

КабМин СССР поставил пред Политбюро и ВС СССР вопрос о предоставлении ему чрезвычайных полномочий для того, чтобы сохранить разваливающийся режим. Горбачев и ВС не удовлетворили эти требования. В результате накануне подписания нового союзного договора 19-21 августа 1991г. В Москве происходит путч – попытка государственного переворота, целью которого было сохранение централизованного государства. Высшее партиное руководство отстраняет Горбачева от власти и передает власть антиконституционному органу – ГКЧП (по Черезвычайному Положению), который возглавил Янаев. Предполагалось ликвидировать демократические завоевания. Все это наоборот усилило центробеные тенденции и ускорило распад СССР.

 

В Украине было опубликовано заявление, в котором не признавались постановления ГКЧП на территории Украины

 

24 августа 1991г внеочередная сессия ВС СССР провозглашает Акт независимости Украины, который определил новый политико-правовой статус республики.

1 декабря 1991г. – референдум – акт поддержан, избран первый президент Украины – Леонид Кравчук. СССР перестал существовать в декабре 1991г.

 

В трудовом праве – новый вид договора – Контрактная форма принятия на работу.

84. Зміни в державному ладі і праві України в період перебудови. Углубление кризиса тоталитарной системы обусловило изменения во внутренней и внешней политике СССР. Важной составляющей перестройки должно стать реформирование политической системы и демократизация общественно-политической жизни. Сущность политической реформы заключалась в постепенном переходе власти от партийной номенклатуры к государственным органам, которые избирались парламентским путем. На XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) подчеркивалась необходимость изменений в избирательной системе, предоставлении ей элементов альтернативности. Выборы народных депутатов СССР (1989 г.) состоялись по возможности выдвижения любого количества кандидатов на одно место, свободного обсуждения избирательных программ, контроля со стороны общественности за ходом выборов и подсчетом голосов. На I съезде народных депутатов СССР (май 1989 г.) впервые после 1917 г. фактически возникла парламентская оппозиция-межрегиональная депутатская группа.

Радикальный поворот к реформированию политической системы связано с введением института президентства в СССР. 15 марта 1990 p. Ill съездом народных депутатов СССР большинством 59,2% Президентом СССР был избран М. Горбачева. Существенным шагом на пути реформирования органов власти стало принятие 26 декабря 1990 Закона СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". Правительство получило статус пидпорядковуваного Президенту СССР исполнительно-распорядительного органа, его переименовали в Кабинет Министров СССР. В соответствии с Законами СССР от 29 марта 1990 г. и 20 марта 1991 проходила реформа государственного аппарата исполнительной власти. Итак, процесс формирования исполнительной ветви власти знаменовал собой начало реализации теории разделения властей в государственном строительстве.

В декабре 1989 г. создан первый орган конституционного контроля, которым стал Комитет конституционного надзора СССР.

85. Зміни у статусі України як союзної республіки в період перебудови. Декларація про державний суверенітет України (1990 p.). Реформы на общесоюзном уровне привели к изменению в статусе Украины как союзной республики. Эти изменения впервые будут отражены в законе УССР от 27 октября 1989г. «Об изменениях и дополнениях к конституции УССР. На основе этих изменений и последующих законах произойдут следующие преобразования:

1) Расширяются полномочия председателя Верховного совета УССР. Он получает статус наивысшего должностного лица в республике и имеет право представлять Украину в международных организациях, подписывать международные договора.

2) Сокращается состав Верховного Совета СССР с 650 депутатов до 450ти. Устанавливается пятилетний срок полномочий НарДепов

3) Проходит реформа избирательной системы. В марте 1990г. В Украине состоялись первые выборы в ВС УССР и местные органы власти (Советы Народных Депутатов) на альтернативной основе.

4)!!! В ВС возникает парламентская оппозиция, впервые в истории УССР ВС начал работать как парламентский орган.

Большое значение в утверждении реального Суверенитета УССР и в строительстве в дальнейшем независимого государства имело принятие 16го июля 1990г. ВС УССР декларации о государственном суверенитете Украины. Этот документ состоит из 10ти разделов и преамбулы. Он предусматривал в дальнейшем создание независимого государства Украина. В декларации отмечалось, что вся власть должна принадлежать «Народу Украины» - граждане всех национальностей. Народ – источник государственной власти.

 

!!! В Декларации впервые был закреплен принцип разделения властей Приоритет республиканского законодательства над общесоюзным.

 

Декларация обеспечивала равенство всех перед законом, возможность создания кредитно-денежной системы, введение собственной денежной единицы. Создание собственной армии.

Территория Украины провозглашалась неделимой и неизменной в существующих границах. Отмечалось также, что богатством Украины владеет, пользуется и распоряжается только народ Украины.

 

В Декларации уделялось внимание экологической безопасности. Культурному наследию, внешней политике. Подчеркивалось, что в перспективе Украины должна стать безъядерной и нейтральной державой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.08 с.)