Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Друга кодифікація радянського законодавства в Україні: причини, особливості, основні напрямки. Законодательство и окончание кодификацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жесткая централизация государственного механизма, системы органов власти и управления, правоохранительных органов закономерно привела к централизации законотворчества. Законодательство УССР разбивалось под прямым влиянием общесоюзных нормативных актов. Начатая Законом от 11 февраля [1957 г. кодификация права четко определила рамки [законотворческой самостоятельности советских республик. Результатом кодификации стало принятие на союзном уровне — Основ законодательства СССР и союзных республик, на республиканском — кодексов почти по всем отраслям права. Венцом кодификационной работы стало издание Свода законов СССР и Свода законов Украинской ССР. Ряд совместных постановлений ЦК КПУ, Президиума Верховного Совета УССР и Совета Министров УССР принятых в 1976 г., определили задания по кодификации законодательства, созданию систематизированных актов, которые бы охватили всю действующую систему законодательства. Свод законов УССР формировался как собрание актов и был официальным изданием, что давало возможность ссылаться на него при решении дел в правоприменительных органах. Конституционное законодательство СССР и союзных республик развивалось в двух направлениях — принятия нормативных актов по усовершенствованию организации и порядка деятельности органов законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, с другой стороны — создания проекта нового Основного закона для общества «развитого социализма». Среди законов, которые были направлены на усовершенствование советской представительной системы, следует назвать Закон о выборах в Верховный Совет СССР (июль 1978 г.), Закон о порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР (апрель 1979 г.), Закон о статусе народных депутатов СССР (апрель 1979 г.) и т.д. В ноябре 1978 г. принимается указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных советов народных депутатов», а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — Закон о полномочии краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов. Все эти общесоюзные акты отражались в деятельности республиканских органов власти и управления. 13 октября 1980 г. впервые в истории общесоюзного законодательства были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, которые стали базой для кодификации законодательства об административной ответственности. 7 декабря 1984 г. был принят Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях. Он был первой попыткой кодификации административного законодательства после Административного кодекса УССР 1927 г. Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях состоял из пяти, разделов: общие положения; административное правонарушение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; рассмотрение дел об административных [правонарушениях; выполнение постановлений о наложении административных взысканий. В Кодексе Выли сформулированы положения об административной ответственности, определен круг органов и лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, порядок рассмотрения дел об административных [правонарушениях. Впервые в советском праве давалось определение административного правонарушения [(проступка). Приводился исчерпывающий перечень [административных взысканий. Устанавливался возраст административной ответственности — 16 лет. Принятие Кодекса Украинской ССР об административных правонарушениях значительно улучшило [регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В рассматриваемый период продолжал действовать [Гражданский кодекс УССР 1963 г. Принятие Конституций СССР и УССР расширило сферу гражданско-правового регулирования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 г. были внесены изменения и дополнения как в общесоюзное гражданское законодательство, так и в гражданское законодательство Украины. Они были направлены на укрепление государственной и общественной собственности, расширение гра-кжданско-правовых гарантий охраны личных неимущественных прав граждан, усовершенствование обя-|зательственных отношений, плановой и договорной дисциплины, повышение роли прямых договоров.
Семейные отношения в Украине регулировались принятыми 27 июня 1968 г. Основами законодатель- ства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и Кодексом о браке и семье УССР, утвержденным 20 июня 1969 г. Кодекс состоял из шести разделов: общие положения; брак; семья; опека и попечительство; акты гражданского состояния; применение законодательства Украины о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства, применение законов о браке и семье иностранных государств, международных договоров. Кодекс устанавливал порядок и условия бракосочетания, регулировал личные и имущественные отношения, которые возникают в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, которые возникают в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния. Действительным признавался только брак, заключенный в органах ЗАГСа. Религиозный обряд бракосочетания не имел юридической силы. Кодекс допускал расторжение брака как в судебном порядке, так и в органах ЗАГСа.
В 1981 г. были приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 30 июня 1983 г. — Жилищный кодекс УССР. Он включал семь разделов: общие положения; управление жилищным фондом; обеспечение граждан жилыми помещениями, использование жилых помещений; обеспечение сохранности жилищного фонда, его эксплуатация и ремонт; ответственность за нарушение жилищного законодательства; решение жилищных споров; заключительные положения. Жилищный кодекс закреплял право граждан на жилье, декларированное Конституцией УССР 1978 г. Были конкретизированы жилищные права и обязанности граждан. Жилищные права охранялись законом. Определялся порядок предоставления гражданам жилой площади, основания для улучшения жилищных условий. Жилищный кодекс регулировал также вопрос управления жилищным фондом центральными и местными органами власти. Нормы кодекса предусматривали ответственность служебных лиц и граждан за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.
Общие принципы советского трудового права и нор-ы, регулирующие трудовые отношения, содержали принятые 15 июля 1970 г. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. 10 декабря 1971 г. был принят Кодекс законов о труде УССР. Он состоял из восемнадцати разделов: общие положения; коллективный договор; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормирование труда; заработная плата; гарантии и компенсации; гарантии о возложении на работников материальной ответственности за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы для работников, которые совмещают работу с обучением; индивидуальные трудовые споры; профессиональные союзы, участие работников в управлении предприятиями, организациями; государственное социальное стра хование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
12 августа 1983 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о внесении изменений в трудовое законодательство. Изменения были направлены, прежде всего, на укрепление трудовой дисциплины, что было характерным для командно-административной системы. Особое внимание уделялось охране земли. 13 декабря 1969 г. были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 8 июля 1970 г. — Земельный кодекс УССР. Он состоял из одиннадцати разделов: общие положения; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса; государственный земельный кадастр; государственное землеустройство; решение земельных споров; ответственность за нарушение земельного законодательства. Как и раньше, базовой основой земельного права было исключительное право собственности государства на землю. 10 декабря 1970 г. были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 9 июня 1972 г. утверждается Водный кодекс УССР.
Значительные изменения в советское уголовное право внес Закон СССР «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 11 июля 1969 г. В Основы, а впоследствии и в Уголовный кодекс УССР, были внесены положения об особо опасных рецидивистах, об условно-досрочном освобождении от наказания, о погашении судимости и т.д. В 1970 г. в советское уголовное право вводится новый институт — условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В 1972 г. вводится понятие тяжкого преступления и исчерпывающий перечень его видов. В 1980 г. в состав изнасилования, как особо отягчающее обстоятельство, вводилось изнасилование малолетних. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1981 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» была повышена уголовная ответственность за это деяние, установлены сжатые сроки расследования и судебного разбирательства дел о хулиганстве. Устанавливалась более строгая ответственность за ху- лиганство, особенно связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1982-1985 гг. в уголовное законодательство были внесены изменения, направленные на борьбу с рецидивной преступностью, с хищением государственного и общественного имущества, со спекуляцией. Надо отметить, что главной тенденцией в развитии уголовного права было усилейие репрессивных мер уголовно-правового принуждения. Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1969 г. и 3 февраля 1970 г. было расширено участие защитника в уголовном процессе. Защитник допускался к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всех материалов дела. По постановлению прокурора защитник мог быть допущен к участию в деле и с момента предъявления обвинения. Свое дальнейшее развитие основные принципы процессуального права получили в Конституции УССР 1978 г. В ней было провозглашено: осуществление правосудия только судом на принципах равенства всех граждан перед законом; участие в суде первой инстанции народных заседателей; коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах; независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону; гласность судебного разбирательства; право лиц, которые принимают участие в деле, выступать в суде на родном языке, а также знакомиться с делом через переводчика; право обвиняемого на защиту. Следует подчеркнуть, что большинство демократических принципов процессуального права не находи-ло воплощения в практической деятельности правоохранительных органов. 11 июля 1969 г. были приняты Основы исправитель-но-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 23 декабря 1970 г. — Исправительно-трудовой кодекс УССР. Этот Кодекс состоял из таких раз-делов: исправительно-трудовое законодательство Сою-за ССР и УССР; общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы; порядок и условия исполнения наказания в виде лишения сво-боды; ссылка; высылка; исправительные работы без ли-шения свободы; основания освобождения от наказания, помощь лицам, освобожденным с мест заключения, наблюдение и надзор за лицами, освобожденными от отрывания наказания; участие общественности в перевос-питании осужденных. 8 февраля 1977 г. в Основы исправительно-тру-дового законодательства СССР был включен новый раздел — порядок и условия исполнения условного осуждения до лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 г. бы-ло утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мероприятиями исправительно-трудового влияния на осужденных.
83. Соціально-економічна і політична ситуація в Україні в період перебудови. В первой половине 80х годов в СССР партийная элита оказалась перед выбором: 1) Немедленно начать реформу с целью модернизации общества (Андропов, Горбачев) 2) Продолжить курс на неототалитарный режим (Черненко)
К руководству партией и страной в 19985г. Приходит Горбачев. Углубление кризиса тоталитарной системы побудило произвести существенные изменения во внутренней и внешней политике.
На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985г. Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предложил радикальную экономическую реформу, демократизацию общества. Однако, подводя итоги экономического развития страны на июньском пленуме ЦК КПСС 1987г. Горбачев подчеркнет тот факт, что стране ускоряться не на чем. Для того, чтобы ускорить социально-экономическое развитие страны необходима Перестройка всех сфер жизнедеятельности общества. Прежде всего необходимо провести реформу политической системы. Суть этой реформы – постепенный переход власти от партийной номенклатуры к государственным органам власти. Реформирование избирательной системы (альтернативность)
В СССР впервые в 1989г. Возникает парламентская оппозиция, вводится институт президентства. 15 марта 1990г. На третьем съезде народных депутатов был избран первый президент СССР М.Горбачев.
В 1990г. Совет Министров СССР переименовывается в КабМин. Он получает статус исполнительно-распорядительного органа, подчиняющегося президенту. В декабре 1989г. В СССР впрервые создается комитет конституционного надзора.
Проходит и экономическая реформа: 1) Переход к рыночной экономике 2) Приватизация 3) Разгосударствление 4) Развитие различных форм собственности
!!! Реформы на общесоюзном уровне привели к изменению в статусе Украины как союзной республики. Эти изменения впервые будут отражены в законе УССР от 27 октября 1989г. «Об изменениях и дополнениях к конституции УССР. На основе этих изменений и последующих законах произойдут следующие преобразования: 1) Расширяются полномочия председателя Верховного совета УССР. Он получает статус наивысшего должностного лица в республике и имеет право представлять Украину в международных организациях, подписывать международные договора. 2) Сокращается состав Верховного Совета СССР с 650 депутатов до 450ти. Устанавливается пятилетний срок полномочий НарДепов 3) Проходит реформа избирательной системы. В марте 1990г. В Украине состоялись первые выборы в ВС УССР и местные органы власти (Советы Народных Депутатов) на альтернативной основе. 4)!!! В ВС возникает парламентская оппозиция, впервые в истории УССР ВС начал работать как парламентский орган.
!!! Большое значение в утверждении реального Суверенитета УССР и в строительстве в дальнейшем независимого государства имело принятие 16го июля 1990г. ВС УССР декларации о государственном суверенитете Украины. Этот документ состоит из 10ти разделов и преамбулы. Он предусматривал в дальнейшем создание независимого государства Украина. В декларации отмечалось, что вся власть должна принадлежать «Народу Украины» - граждане всех национальностей. Народ – источник государственной власти.
!!! В Декларации впервые был закреплен принцип разделения властей Приоритет республиканского законодательства над общесоюзным.
Декларация обеспечивала равенство всех перед законом, возможность создания кредитно-денежной системы, введение собственной денежной единицы. Создание собственной армии. Территория Украины провозглашалась неделимой и неизменной в существующих границах. Отмечалось также, что богатством Украины владеет, пользуется и распоряжается только народ Украины.
В Декларации уделялось внимание экологической безопасности. Культурному наследию, внешней политике. Подчеркивалось, что в перспективе Украины должна стать безъядерной и нейтральной державой.
10й раздел посвящался международным отношениям, подчеркивалось, что Украина – субъект международного права. Отмечалось, что декларация должна стать основой новой Конституции и Законов Украины. То есть Декларация стала фундаментом современной Украинской государственности.
24 октября 1990г. ВС УССР принял новый закон об изменениях и дополнениях к Конституции. На его основе ликвидируется статья 6 Конституции о руководящей роли Компартии. И, как следствие, возникает многопартийность.
Ликвидируется 3 статья конституции, которая закрепляла принцип демократического централизма, суть которого сводилась к тому, что любое решение нижестоящего органа Вышестоящий орган может изменить.
Теперь отмечалось, что органы государственной власти формируются на выборной основе. И подотчетные народу, и только законами определяется организация и порядок деятельности государственных органов.
7) Определяется организация и порядок деятельности судебных органов Украины, прокуратуры, если раньше прокурора УССР и прокуроров областей назначал Ген Прокурор СССР, то теперь Ген прокурор УССР назначается верховным советом Украины и подотчетен ему.
8) Предусматривается создание в УССР Конституционного суда. В Мае 1991г. СМ УССР переименовывается в КабМин, а председатель Совмина в премъер министра.
5 июля 1991г. Был принят закон об основании поста президента УССР, а также закон о президенте УССР, выборы которого назначались на 1 декабря 1991г.
9) Происходят изменения в админ-тер устройстве УССР.
19 июня 1991г. В связи с референдумом в Крыму воссоздается Крымская автономная республика (До этого Крымская область)
Значительные права и полномочия в экономической и социальной сфере получают советы НарДепов различных уровней. С 1989 по 1990г. В СССР происходит «Парад Суверенитетов»
17 марта 1991г по решению ВС СССР происходит общесоюзный референдум, на который выносится вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР, как обновленной федерации суверенных республик?» За сохранение проголосовало 70% населения
На 20 августа 1991г. Намечалось подписание нового союзного договора.
КабМин СССР поставил пред Политбюро и ВС СССР вопрос о предоставлении ему чрезвычайных полномочий для того, чтобы сохранить разваливающийся режим. Горбачев и ВС не удовлетворили эти требования. В результате накануне подписания нового союзного договора 19-21 августа 1991г. В Москве происходит путч – попытка государственного переворота, целью которого было сохранение централизованного государства. Высшее партиное руководство отстраняет Горбачева от власти и передает власть антиконституционному органу – ГКЧП (по Черезвычайному Положению), который возглавил Янаев. Предполагалось ликвидировать демократические завоевания. Все это наоборот усилило центробеные тенденции и ускорило распад СССР.
В Украине было опубликовано заявление, в котором не признавались постановления ГКЧП на территории Украины
24 августа 1991г внеочередная сессия ВС СССР провозглашает Акт независимости Украины, который определил новый политико-правовой статус республики. 1 декабря 1991г. – референдум – акт поддержан, избран первый президент Украины – Леонид Кравчук. СССР перестал существовать в декабре 1991г.
В трудовом праве – новый вид договора – Контрактная форма принятия на работу. 84. Зміни в державному ладі і праві України в період перебудови. Углубление кризиса тоталитарной системы обусловило изменения во внутренней и внешней политике СССР. Важной составляющей перестройки должно стать реформирование политической системы и демократизация общественно-политической жизни. Сущность политической реформы заключалась в постепенном переходе власти от партийной номенклатуры к государственным органам, которые избирались парламентским путем. На XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) подчеркивалась необходимость изменений в избирательной системе, предоставлении ей элементов альтернативности. Выборы народных депутатов СССР (1989 г.) состоялись по возможности выдвижения любого количества кандидатов на одно место, свободного обсуждения избирательных программ, контроля со стороны общественности за ходом выборов и подсчетом голосов. На I съезде народных депутатов СССР (май 1989 г.) впервые после 1917 г. фактически возникла парламентская оппозиция-межрегиональная депутатская группа. Радикальный поворот к реформированию политической системы связано с введением института президентства в СССР. 15 марта 1990 p. Ill съездом народных депутатов СССР большинством 59,2% Президентом СССР был избран М. Горбачева. Существенным шагом на пути реформирования органов власти стало принятие 26 декабря 1990 Закона СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления". Правительство получило статус пидпорядковуваного Президенту СССР исполнительно-распорядительного органа, его переименовали в Кабинет Министров СССР. В соответствии с Законами СССР от 29 марта 1990 г. и 20 марта 1991 проходила реформа государственного аппарата исполнительной власти. Итак, процесс формирования исполнительной ветви власти знаменовал собой начало реализации теории разделения властей в государственном строительстве. В декабре 1989 г. создан первый орган конституционного контроля, которым стал Комитет конституционного надзора СССР. 85. Зміни у статусі України як союзної республіки в період перебудови. Декларація про державний суверенітет України (1990 p.). Реформы на общесоюзном уровне привели к изменению в статусе Украины как союзной республики. Эти изменения впервые будут отражены в законе УССР от 27 октября 1989г. «Об изменениях и дополнениях к конституции УССР. На основе этих изменений и последующих законах произойдут следующие преобразования: 1) Расширяются полномочия председателя Верховного совета УССР. Он получает статус наивысшего должностного лица в республике и имеет право представлять Украину в международных организациях, подписывать международные договора. 2) Сокращается состав Верховного Совета СССР с 650 депутатов до 450ти. Устанавливается пятилетний срок полномочий НарДепов 3) Проходит реформа избирательной системы. В марте 1990г. В Украине состоялись первые выборы в ВС УССР и местные органы власти (Советы Народных Депутатов) на альтернативной основе. 4)!!! В ВС возникает парламентская оппозиция, впервые в истории УССР ВС начал работать как парламентский орган. Большое значение в утверждении реального Суверенитета УССР и в строительстве в дальнейшем независимого государства имело принятие 16го июля 1990г. ВС УССР декларации о государственном суверенитете Украины. Этот документ состоит из 10ти разделов и преамбулы. Он предусматривал в дальнейшем создание независимого государства Украина. В декларации отмечалось, что вся власть должна принадлежать «Народу Украины» - граждане всех национальностей. Народ – источник государственной власти.
!!! В Декларации впервые был закреплен принцип разделения властей Приоритет республиканского законодательства над общесоюзным.
Декларация обеспечивала равенство всех перед законом, возможность создания кредитно-денежной системы, введение собственной денежной единицы. Создание собственной армии. Территория Украины провозглашалась неделимой и неизменной в существующих границах. Отмечалось также, что богатством Украины владеет, пользуется и распоряжается только народ Украины.
В Декларации уделялось внимание экологической безопасности. Культурному наследию, внешней политике. Подчеркивалось, что в перспективе Украины должна стать безъядерной и нейтральной державой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.012 с.) |