Техника взятия крови для серологических реакций на сифилис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника взятия крови для серологических реакций на сифилис



Кровь для исследования на РСК, РИФ и РИТ берут из локтевой вены натощак шприцем или одной иглой (самотёком). Шприц и игла должны быть после стерилизации промыты изотоническим раствором натрия хло-
рида (нельзя промывать водой, спиртом, кислотами, щелочами). В чистую сухую пробирку забирают 5–7 мл крови. Кровь для исследования экспресс-методом берут из пальца или из локтевой вены.

При необходимости для исследования в отдалённых лабораториях можно вместо крови пересылать сухие сыворотки. Для этого на следующий день после взятия крови сыворотку отделяют от сгустка. Затем набирают 1 мл сыворотки в шприц и выливают её в виде двух отдельных кружков на полоску писчей бумаги, вощаной бумаги или целлофана. На полоске бумаги с высушенной при комнатной температуре сывороткой надписываются фамилия, имя, отчество больного, возраст, дата взятия крови. Бумага свёртывается в виде аптечного пакетика для порошка. Пакетики вкладываются в конверт вместе с сопроводительным списком фамилий и указанием предполагаемого диагноза. Конверт немедленно отправляется почтой или нарочным в ближайшую серологическую лабораторию, занимающуюся серодиагностикой сифилиса. Срок годности сыворотки для южных окраин России не более 5 дней, для остальной части – 10 дней.

 

О способе взятия капель крови на бумагу
для агглютинации при лептоспирозе

Кровь из пальца в количестве 10-15 капель берут на полоску фильтровальной бумаги, высушивают при комнатной температуре и по почте отправляют в лабораторию. В лаборатории высушенные на бумаге капли крови вырезают, измельчают, заливают физиологическим раствором в отношении 1:10 с последующим разведением до титра. Высушенная кровь сохраняет антитела не менее месяца.

 

Контрольные вопросы

Возбудитель сибирской язвы: название по-латыни, морфология, расположение, споры, жгутики, капсула, окраска по Граму. Какими способами можно простерилизовать материал, заражённый сибиреязвенной палочкой? На каких средах культивируется, характер роста на плотной среде и в жидкой среде, отношение к желатину? Какие антигены содержит, какой из антигенов участвует в реакции Асколи; факторы вирулентности. Сибирская язва у человека: название по-латыни, источник инфекции, пути проникновения возбудителя в организм, перечислите клинические формы, наблюдается ли бактериемия. Микробиологический диагноз сибирской язвы; перечислите методы исследования, материалы для исследования. Что можно видеть при микроскопии мазка из исследуемого материала, какое значение имеет микроскопический метод? Выделение чистой культуры: ход исследования и результаты, отличие сибиреязвенных бацилл от непатогенных бацилл, какая диагностическая проба ставится на больном? Реакция Асколи: что это за реакция, что обнаруживают с помощью этой реакции, что служит исследуемым материалом; что является диагностическим препаратом, что он содержит, техника постановки. Препараты для специфической профилактики и терапии чумы, туляремии, бруцеллёза; работы отечественных ученых. Общая характеристика спирохет. Классификация спирохет: перечислите (по-латыни) названия родов, видов спирохет и заболевания, которые они вызывают. Возбудители лептоспирозов: название по-латыни рода и вида патогенных лептоспир, варианты лептоспир, циркулирующих в нашей стране; морфология лептоспир, характер движения, отношение к окраске, среды для культивирования, температурный оптимум роста. Источники и пути заражения человека. Микробиологическая диагностика: материалы для исследования, методы исследования в зависимости от сроков заболевания; особенности бактериоскопических, бактериологических исследований, серологическая диагностика. Препараты для диагностики, активной и пассивной профилактики, препараты для лечения. Какие возвратные тифы вы знаете (в зависимости от переносчика и ареала распространения)? Источники и механизм заражения. Возбудитель эпидемического возвратного тифа: морфология и физиология, отношение к окраске. Патогенез лихорадочных приступов: где находятся боррелии во время приступа; почему прекращается приступ; где сохраняется возбудитель в межприступный период; причины возникновения последующих приступов. Возбудители эндемического возвратного тифа: название по-латыни, морфология и физиология, переносчик. Микробиологическая диагностика возвратных тифов: материал для исследования, когда его нужно взять, что обнаруживают и каким способом? Препараты для лечения. Возбудитель болезни Лайма: название по-латыни, морфология и физиология, отношение к окраске. Источники и пути передачи, переносчик. Клинические проявления. Микробиологическая диагностика: материалы для исследования в разные периоды болезни, обнаружение возбудителя, серологическая диагностика. Препараты для лечения. Возбудитель сифилиса: название по-латыни, к какой группе микроорганизмов относится? Морфология, характер движения, отношение к окраске, чем оно объясняется? Отличие бледной трепонемы от сапрофитических трепонем; способы окраски препаратов; морфология трепонем в окрашенных препаратах. Способ биологического окисления, среды для культивирования; «культуральные» и «тканевые» трепонемы, различие между ними; отношение к температуре, высушиванию, дезинфицирующим веществам. Заболевание у человека: источник инфекции, входные ворота, пути заражения. Иммунитет при сифилисе, его особенности, проявления. Методы прямого выявление возбудителя сифилиса: материалы для исследования, способы обнаружения возбудителя. Серодиагностика сифилиса: в какие периоды заболевания проводится; какие серологические реакции применяются для диагностики сифилиса? Какие реакции применяются в качестве скрининговых и подтверждающих тестов? Какие тесты применяются для контроля эффективности лечения? Как забирается и пересылается материал для серодиагностики сифилиса. Препараты для диагностики и лечения сифилиса.

 

Задания для выполнения в процессе самоподготовки

Напишите по-латыни названия возбудителей сифилиса, лептоспироза, эпидемического и эндемического возвратных тифов, болезни Лайма.

 

Самостоятельная работа студента на практическом занятии

1. Окончание микробиологической диагностики сибирской язвы. Изучите колонии на чашках с посевом отделяемого сибиреязвенного карбункула, приготовьте мазки, окрасьте, промикроскопируйте. Результаты изучения колоний и микроскопии опишите в журнале.

2. Изучение препаратов для диагностики и специфической профилактики чумы, туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы, лептоспирозов. Познакомьтесь с набором препаратов и дайте характеристику каждого из них по известной вам схеме.

3. Ознакомление с микробиологической диагностикой лептоспирозов. Изучите схему микроскопической диагностики лептоспироза, промикроскопируйте культуру лептоспир в микроскопе с тёмным полем зрения.

4. Ознакомление с микробиологической диагностикой возвратных тарифов и болезни Лайма. Изучите схемы диагностики возвратных тифов и болезни Лайма. Промикроскопируйте и зарисуйте мазок из крови больного возвратным тифом, окрашенный по Романовскому-Гимза.

5. Изучение морфологии возбудителя сифилиса. Промикроскопируйте и зарисуйте мазок из отделяемого сифилитической язвы, окрашенный по Романовскому–Гимза.

6. Серологический диагноз сифилиса. Разберите методы, используемые для серологической диагностики сифилиса.

7. Ознакомление с методом пересылки высушенного препарата сыворотки для диагностики сифилиса. Повторите устно методику взятия и высушивания сыворотки для серологических реакций. Познакомьтесь с готовым препаратом для пересылки сыворотки.

 

ЗАНЯТИЕ 31

МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МИКОЗОВ,
РИККЕТСИОЗОВ, ХЛАМИДИОЗОВ И МИКОПЛАЗМОЗОВ

Микроскопические грибы широко распространены в природе. Большинство видов ведут сапрофитический образ жизни, но некоторые из них входят в состав нормальной микрофлоры организма человека, а другие могут вызывать заболевания. Микроскопические грибы вызывают разнообразные заболевания с поражением кожи, слизистых, а также внутренних органов. В последние годы в связи с широким применением антибиотиков широкого спектра действия и нарушением состава нормальной микрофлоры часто развиваются кандидозы за счёт дрожжеподобных грибов рода Cаndidа. Клиническая диагностика микозов затруднительна, поэтому наиболее достоверные основания для диагноза получают в результате микробиологических исследований.

На данном практическом занятии вы должны усвоить методы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых микроорганизмами, относящимися к группе абсолютных паразитов (риккетсии, хламидии). На территории нашей страны встречаются различные формы риккетсиозов, но наиболее часто – Ку-лихорадка и в виде спорадических случаев – эпидемический сыпной тиф.

Особенно широкое распространение в последние годы получили заболевания, передающиеся половым путём, причиной которых являются хламидии и микоплазмы. Эти возбудители вызывают поражение слизистых мочеполовых путей и часто являются причиной бесплодия. Кроме того, микоплазмы могут вызывать поражения верхних дыхательных путей и пневмонии. Учитывая особенности этих возбудителей и непрерывно увеличивающуюся заболеваемость, врачу любой специальности важно знать методы забора и пересылки материалов от больных, а также возможности лабораторной диагностики хламидийных и микоплазменных инфекций.

Цель самоподготовки

После самостоятельной подготовки Вы должны знать: характеристику и классификацию микроскопических грибов; схемы микробиологического диагноза микозов; свойства риккетсий, хламидий, микоплазм и схемы микробиологической диагностики вызываемых ими заболеваний.

 

Исходный уровень знаний

Для усвоения материала темы необходимо из курса общей микробиологии повторить морфологию и физиологию микроскопических грибов, риккетсий, хламидий и микоплазм.

Цель занятия

1. Усвоить характеристику микроскопических грибов и диагностику вызываемых ими инфекций.

2. Выработать чёткое понятие о риккетсиях, хламидиях и микоплазмах, а именно о биологических свойствах возбудителей, эпидемиологии и патогенезе вызываемых ими заболеваний.

3. Изучить принципы лабораторной диагностики указанных заболеваний.

4. Научиться обосновывать выбор биопрепаратов для диагностики, лечения и профилактики сыпного тифа, Ку-лихорадки, хламидиозов и микоплазмозов.

 

План изучения темы

1. Характеристика микроскопических грибов и схемы микробиологической диагностики микозов.

2. Характеристика, классификация риккетсий и риккетсиозов; микробиологическая диагностика риккетсиозов.

3. Характеристика хламидий, микоплазм; микробиологическая диагностика хламидиозов и микоплазмозов.

4. Препараты для диагностики, профилактики и лечения перечисленных заболеваний.

После изучения темы студент должен уметь

1. Применить методы микробиологической диагностики микозов, риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов.

2. Интерпретировать результаты различных методов диагностики этих заболеваний.

3. Классифицировать иммунобиологические препараты по теме занятия в соответствии с их назначением.

 

Дополнительная литература

1. Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии и иммуноло-
гии / А.С. Быков, А.А. Воробьев, В.В. Зверев. - М.: МИА, 2007.

2. Джавец Э. Руководство по медицинской микробиологии / Э. Джавец, Д.Ж. Мельник, Э. Эйдельберг. - М., 1982. - Т. 2: Медицинская микология.

3. Зубков М.Н. Практическое руководство по клинической микробиологии и антимикробной терапии для врачей стационарной помощи / М.Н. Зубков. – М., 2002.

4. Ильин И.И. Негонококковые уретриты у мужчин / И.И. Ильин. - М.: Медицина, 1991.

5. Йоргенсен Дж.Х. Микробиологический справочник для клиницистов / Дж.Х. Йоргенсен, М.А. Пфаллер. - М.: Медицина, 2006.

6. Кашкин П.Н. Практическое руководство по медицинской микробиологии / П.Н. Кашкин, В.В. Лисин. - М., 1983.

7. Козлова В.И. Вирусные и микоплазменные заболевания генита-
лий / В.И. Козлова, А.Ф. Пухнер. - М., 1995.

8. Лабораторная диагностика заболеваний, передающихся половым путём / Н.М. Овчинников и др. - М., 1987.

9. Мари П.Р. Клиническая микробиология / П.Р. Марри, И.Р. Шей. - М.: Медицина, 2006.

10. Маянский А.Н. Введение в медицинскую микологию / А.Н. Маянский, М.И. Заславская, Е.В. Салина. - Н-Новгород: Медицина, 2000.

11. Медицинская микробиология: учеб. пособие / под ред. А.М. Королюка, В.Б. Сбойчакова. – СПб., 1999.

12. Степанова Ж.В. Грибковые заболевания / Ж.В. Степанова. - М., 1996.

13. Страчунский Л.С. Современные методы клинической микробиологии / Л.С. Страчунский. - Смоленск, 2003.

14. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни / Е.П. Шувалова. – М.: Медицина, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.016 с.)