Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Радел 1. Расстройства влеченийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВОДНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ Прочитайте самостоятельно при подготовке к занятию. В конце занятия вместе с преподавателем обсудите предложенный текст с позиций симптомов и синдромов (аналогичная инструкция ко всем демонстрациям в методичке). «Еще в феврале, – говорит больной, – у меня явилась идея убить детей. Будучи тогда в состоянии владеть собой, я ощутил какую-то тяжесть под ложечкой, потерял аппетит, даже позабыл о табаке, который был мне более необходим, чем хлеб. Месяцев пять меня преследовала эта мысль, меня точно что-то толкало, я не мог от нее отделаться ни днем, ни ночью, ни на работе. В течение трех последних ночей я вставал с постели, чтобы убить детей. В первую ночь я выбежал во двор, чтобы выгнать эту мысль, через полчаса я успокоился и лег в постель. На другую ночь я тоже вышел, и, вернувшись зажечь свечу, я взял бритву, расхаживая взад и вперед по комнате, с кровожадностью смотрел на детей, наконец, я положил бритву на место и пошел на скотный двор. На третью ночь я несколько раз выходил и снова входил, чтобы покончить, я был совсем готов. Я вошел в комнату детей, держа в одной руке свечу, а в другой заступ. Они спали, не сделали ни одного движения. Я не знаю, сколько ударов я нанес. Перед убийством я ни о чем не думал, как только о том, чтобы убить и бежать, после я не посмотрел даже на трупы, но почувствовал очень большое облегчение, которое продолжалось до тех пор, пока я не пришел в лес. Тогда я почувствовал упадок сил и закричал «я погибший человек». Позднее больной говорил: «Это должно было случиться, я не мог помешать себе сделать это дело – убийство». (Корсаков С.С., «Курс психиатрии», 1901).
СОДЕРЖАНИЕ Патологические влечения – это такая степень усиления или ослабления нормальных влечений или их извращения, которые существенно снижают адаптивность личности. Влечь – от старославянского «волочить», «волочь», это отражает принудительный характер феномена даже в норме и его побудительную сущность. Многообразие расстройств влечений классифицируют по двум «основным» (сущностным) параметрам: 1) по предметному содержанию; и 2) по формальному количественно-качественному признаку, который можно разложить на отвлеченные составляющие:
Соединение этих параметров дает возможность систематизировать расстройства влечений: 1. Расстройства влечений пищевых: булимия↔анорексия; влечение к несъедобному. 2. Расстройства влечений половых: гиперсексуальность↔гипосексуальность↔асексуальность; половые извращения (смотри далее по МКБ‑10). 3. Расстройства самосохранения: аутоагрессивность↔жизнелюбие; гомицидность↔альтруизм, гетероагрессивность↔доброжелательность. 4. Аддиктивные влечения: алкогольные, наркоманические, токсикоманические. 5. Расстройства иные: дромомания, клептомания, пиромания, дипсомания, гемблинг и многие другие. Критерий «количества – качества» к ним прилагается не очень определенно. Эти клинические сущности, выделенные по социально-значимому содержанию, далее описывают (характеризуют) менее сущностными дополнительными параметрами: - первичностью-вторичностью возникновения … по отношению к иной психопатологической симптоматике (не к «вредности», не к «наследственности»). - наличием/отсутствием волевого контроля: нормальные, навязчивые, компульсивные (в том числе импульсивные). - степенью выраженности… всех ранее указанных параметров. Обычно для количественной оценки любых расстройств пользуются тремя степенями: легко-, средне-, сильно выраженное, но возможны и более дробные характеристики: едва заметно, слегка, незначительно; заметно, четко, значительно; сильно, существенно, резко. Патологические девиации полового влечения (по МКБ 10): 1. Расстройство половой самоидентификации (гендерного самосознания): а) транссексуализм, б) трансвестизм (условно можно отнести к краевой форме транссексуализма). 2. Расстройства сексуального предпочтения (расстройства направленности, парафилии): а) фетишизм, б) эксгибиционизм, в) вуайеризм, г) педофилия, д) садизм, е) мазохизм. 3. Другие (образные, но редкие) расстройства направленности: телефонная скатология, фроттеризм, зоофилия, гипоксифилия, некрофилия. Гомосексуализм – не извращение, но неболезненная аномалия (условно аналогичная полидактилии), поэтому медицинская помощь оказывается лишь по просьбе её носителя (МКБ-10). Группы этиологических факторов расстроенных влечений: конституционально-генетические, органические, личностные и социально-психологические. Относительность нозологической специфичности расстройств влечений. Медицинские, социальные и правовые (судебно-психиатрические) аспекты проблемы болезненных аномалий влечений. ЗАДАНИЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ Вопросы для усвоения и закрепления знаний 1. Может ли в обычных условиях долго существовать потребность в чистом виде, сама по себе, без трансформации её во влечение? (Да-нет) 2. По какой первоочередной, самой глубинной причине лебедь, рак и щука не могли прийти к «согласию», а «гусь свинье не товарищ»? Влияет ли расстроенный комплекс потребность-влечение на другие психические процессы, на их социальное содержание, на поведение, на формирование личности. 3. Где больше «звучит» признак непроизвольности (автоматичности): во «влечении» или в «желании»? Что из них выше по уровню развития? 4. Различаются ли по содержанию в обычной речи и в наркологии (науке) понятия «алкогольное влечение» и «алкогольная потребность»? 5. Каковы в принципе группы причин расстройств потребностей-влечений. 6. Заметно ли по внешним «объективным» признакам расстроенное влечение не напряженное (не актуальное)? (Да-нет) Заметно ли напряженное? (Да-нет). 7. На какие параметры влечений более всего опирается судебно-психиатрическая экспертиза обвиняемых в связи с расстройством влечений? Задачи На опознание симптомов 1. Курильщик после очередного обострения бронхита принял решение бросить курить. Однако уже через полдня почувствовал сосущие ощущения «под ложечкой», неопределенную напряженность, необходимость дополнительных волевых усилий при сосредоточении внимания на текущих делах. Сосущие ощущения шли приступообразными позывами. Противостояние этому состоянию закончилось возобновлением курения с утешительным намерением курить меньше. 2. Какие параметры влечения представлены в байке: Алкоголик дал себе слово не заходить в забегаловку по дороге домой после работы. И свое решение исполнил – прошел таки мимо и даже себя похвалил: «Молодец, Иван – а в награду выпей за это дома». 3. Серийный убийца в телепередаче о нем заявил следующее: «Вы не знаете, что убивать для меня все равно, что для вас есть и пить». Как это понимать? 4. Мальчик 10 лет весной и осенью убегает из вполне благополучного дома и не возвращается, пока его не доставляет милиция. О себе рассказывал ровесникам, и те удивлялись: как это он мог днями обходиться без еды, ночевать один в темноте, в подвалах с мышами и крысами и не бояться «плохих людей». 5. Покупая в киоске водку, довольно прилично одетая женщина говорит: «Ты мое горе… И ты моя радость». В каких отношениях оказались ее влечение (к алкоголю) и чувства (к алкоголю же). Тестовый контроль Установить соответствие ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (1-4) ОТЛИЧАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНКАМИ – ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ (А-Г) 1) Влечение от потребности 2) Патологическое влечение от нормального (неболезненного) к одному и тому же объекту 3) Импульсивное влечение от компульсивного и навязчивого 4) Привычка («вредная привычка») от влечения (патологического влечения) Ответы: А) Меньшей силой, способностью к самоконтролю, отсутствием резких осуждений Б) Полной независимостью от личностных установок вследствие внезапности и силы В) Большей силой или изменением способа удовлетворения, неконтролируемостью, возникновением неблагоприятных социальных проблем вследствие удовлетворения Г) Определенностью, т.е. представленностью в психике объекта (объектов одной категории), стремлением к нему (к ним); некоей «зрячестью», «знанием»; условнорефлекторным механизмом развития
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.007 с.) |